Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление вниманием аудитории




Внимание есть сосредоточенность сознания на единственном объекте, который мы выбираем из множества возможных.

Оратору важно, чтобы внимание слушателей было направлено на предмет его речи (а не на небрежную прическу или ошибки в произношении).

Каждый человек обладает способностью к непроизвольному вниманию. Непроизвольное внимание не требует волевых усилий.

Вы слышали поговорку "считать ворон". Так вот, в этой ситуации как раз и идёт речь о непроизвольном внимании. Наше внимание, если оно не контролируется волей, подчиняясь ассоциациям, быстро переключается с одного премета мысли на другой. Внимание как бы пульсирует - то выключается, то включается. Некоторое время внимание остаётся сосредоточенным на теме, но потом ищет новый объект.

Чтобы удержать тему в светлом поле сознания (центре сознания), от слушателя требуются усилия воли, а от оратора известное мастерство. Чем моложе человек, тем менее он способен к сосредоточенному вниманию (ср. детей 3-4 лет и школьников 9-10 кл).

У более старших людей появляется устойчивая мотивация, чувство долга, способность волевым усилием отбросить посторонние темы, сосредоточившись на обсуждаемой. От ритора во время речи как раз и требуется сохранить сосредоточенное внимание на предмете его речи. Это и есть умение управлять аудиторией. Риторики рекомендуют разные приемы управления вниманием.

Как создать желание слушать вас, положительную мотивацию аудитории?

1. Используйте имеющиеся интересы, создавайте новые.

Допустим, вы хотите рассказать о крокодилах любителям собак. Надо установить, что рептилии - предки млекопитающих; найти общие черты у крокодилов и собак. Идея: крокодилы - почти собаки.

Есть вещи, которые интересуют всех людей. Есть менее интересные темы, и они интересуют лишь некоторых. Наиболее значимые проблемы для всех людей:

- жизнь и смерть, безопасность;

- вопросы пола;

- добродетели и пороки (этика), свойства характера;

- денежные, имущественные дела;

- принадлежность к группе (наши - не наши);

- престиж;

- познавательный интерес.

Людям нравится необычное, загадочное, редкое, древнее.

2. Учитывайте информированность (запас знаний) ваших слушателей.

Неверно думать, что речь должна нести исключительно новую информацию.

Желательная реакция: "Вот это мы уже знаем, а вот этого ещё нет".

Нежелательная: "Как я могу со всем этим справиться?".

Таким образом, надо позаботиться о том, чтобы новое чередовалось с

уже известным, трудное с лёгким. Надо "разбавлять" серьёзное содержание юмором, "ужастиками", примерами.

Чем моложе, чем многочисленнее и ниже по образованию аудитория,

тем проще и эмоциональнее должна быть речь.

3. Контролируйте темп речи.

Надо позаботиться о том, чтобы слушатели успевали усваивать,

воспринимать ваши мысли, не спешите. С другой стороны слишком медленный темп может позволить слушателю понять мысль раньше, чем она будет закончена.

4. Стимулируйте слушателей.

Держите их в тонусе. Поставьте себя на их место. Они вынуждены

сидеть на месте, у них происходит торможение нервной деятельности. Вывести из этого состояния может похвала, шутка, метафора, игра слов, загадка, анекдот, шарада. Это вызывает удовольствие, а значит, снимает умственное напряжение. Стимулирует слушателей также энтузиазм оратора.

5. Разбивайте речь на доли:

а) по смысловым частям;

б) по периодам внимания.

Первые 5-7 минут внимание "включено". Вы успеете настроить

слушателей на тему, сказать о плане её изложения. Перед основной частью надо дать слушателю передышку, но не расслабляющую а мобилизующую.

Каждый пункт основной части должен быть пропорционален (например, по 5 минут). Говорите сначала о достоинствах, затем о недостатках.

В конце каждой части давайте связку. Напоминайте слушателю, в каком месте речи вы находитесь в данный момент.

Лучше всего запоминается информация, которая даётся в начале и в конце. Вокруг важных в смысловом отношении зон, должны быть «облегченные» зоны (шутка, конкретные примеры). В этом случае узловая информация хорошо запоминается.

В конце речи оратор быстро "проходит" всю структуру. Заключение должно создавать впечатление, что многое и интересное ещё недосказано. Это вызовет аудиторию на дискуссию, вопросы. Отвечать на вопросы надо с благодарной готовностью, воспринимать их как стремление добиться взаимопонимания, а не как стремление "закопать" оратора.

Для того, чтобы успешно руководить вниманием аудитории во время выступления, необходимо подобрать такие материалы, которые обязательно вызовут внимание будущей аудитории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.