КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Владение голосом
Мимика и жестикуляция оратора Наряду со словесным языком в человеческом общении активно используется "язык" движений лица, рук, всего тела. Владение языком движений (кенетикой) помогает удерживать внимание, передать свои эмоции. Человек обладает способностью проникаться теми же эмоциями, которые испытывают окружающие. В этом явлении (эмпатия) не последнюю роль играет движение. У слушателей и зрителей рефлекторно напрягаются те же группы мышц, что и у человека, на которого они смотрят. Чтобы убедиться в этом, понаблюдайте за телезрителями. Пластика актёра, умение передавать эмоции через движение - один из основных сценических навыков в системе К.С. Станиславского, создателя русской актерской школы. Основное правило: движение должно быть естественно и разнообразно. Для этого нужно научиться чувствовать себя раскованно (но не развязно). Основные жесты 1. Жесты - модификаторы (меняют интенсивность значения слов: а) открытая ладонь - передача сообщения (на, возьми); б) ладонь книзу, движение от себя - несогласие, отрицание; в) "кулак" - высшая степень категоричности, сильное сопротивление; г) "сабля" - движение ребром ладони вниз - усиление категоричности. 2. Изобразительные жесты. а) сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными пальцами, "охватывание мяча" - объединение, сближение, б) рисую шар - обобщение, множество, в) щепотка кверху - "суть" или указательный палец кверху, г) противопоставление - согнутая в локте рука покачивается. 3. Указательные жесты. а) "указание на себя" - кисть руки к себе, б) указание на адресата - открытая рука направляется к аудитории, 4. Регулирующие жесты. а) внимание - согнутая в локте рука поднята кверху, б) "времени мало" - указание на часы. При выступлении следите за своей жестикуляцией, но не "зацикливайтесь" на ней. В понятие культуры ораторской речи, кроме правильности и словесного мастерства, включается и владение голосом, ощущение его силы, тембра, высоты, темпа речи. Темп речи в значительной степени влияет на незатруденное и правильное восприятие ее содержания. Темп – это скорость произнесения звуков, слогов, слов, фраз в единицу времени. Если мы говорим очень быстро, слушатели с трудом следят за содержанием, быстро устают и иногда от этого просто перестают слушать. Средний темп речи – примерно 100–120 слов в минуту – считается наиболее удобным для восприятия. Наиболее важные в смысловом отношении отрезки речи иногда полезно и повторить или произносить в медленном темпе. Слишком медленный темп всей речи часто вызывает раздражение. Услышав начало фразы, аудитория уже догадывается об ее окончании. Слушателям нечего «разгадывать», им становится скучно, и от этого терятся интерес к содержанию. Сила голоса очень важна для оратора. Если оратор говорит тихо, то его не все слышат. Если он говорит слишком громко, крикливо, то такое звучание раздражает. Эффект в обоих случаях один – выступление теряет качество. Поэтому высота голоса должна быть естественной для оратора и громкость произнесения должны обеспечивать восприятие речи всей аудиторией. По высоте голос может быть низким (бас), высоким и средним, это дается человеку природой. Другое дело, что оратор должен менять высоту своего голоса, пользуясь его естественным диапозоном. Меняя высоту голоса, его темп и громкость, продолжительность пауз как раз и можно добиться разнообразия интонации, которая помогает выделить главное, не наскучить слушателю, создать оптимистический тонус речи. Но самое главное, что способен сделать поставленный ораторский голос – это передать богатство эмоций, сопровождающих содержание хорошей речи. Голос передает тончайшие эмоциональные окраски: насмешку и восторг, сарказм и теплое отношение к слушателю и к содержанию речи. Огромную роль в звучащей речи играет ясность и четкость произношения. Практика устной повседневной речи, к сожалению, приучает нас к нечеткому произношению окончаний, сокращению до минимума звуков и слогов в словах (редукция звуков). Таперь мы произносим при быстром темпе речи как «т-ерь», говорит как «грит», девушка как «дешка» и т.д. Для обычной беседы – это небольшой грех так как общий контекст речи помогает взаимопониманию. Есть к тому же возможность переспросить. Но при выступлении перед большой аудиторией неряшливая дикция – серьезный недостаток, который может испортить и самую содержательную речь. Слушателям приходится напрягаться, чтобы «распознать» скороговорку или «проглоченные» части слов. Это отвлекает от сути разговора, быстро утомляет аудиторию. Оратора с плохой дикцией перестают слушать, как бы он не старался увлечь собеседников. Дикторские навыки оратору особенно нужны в больших помещениях, так как звуковые волны распространяются в них гораздо медленнее световых. Четкая дикция восполняет иногда и недостаточную громкость голоса. Поэтому следить за своим произношением и дикцией публичный оратор просто обязан. И здесь совершенно необходимы специальные тренировки на произношение. Помочь здесь могут и упражнения со скороговорками, тренировки на труднопроизносимые сочетания согласных и др. Особых тренировок требует работа с микрофоном. Обобщая сказанное об управлении голосом, скажем слудующее. 1. Выступающий пред значительной аудиторией должен внимательно следить за своим голосом. 2. Оптимальный темп речи, сила голоса и его высота обеспечивают полное и незатрудненной восприятие содержания речи, передают ораторские эмоции. Монотонность речи сильно вредит ей. 3. Четкая дикция также позволяет правильно донести до слушателя содержание речи. Добиться хорошей дикции можно специальными упражнениями.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |