Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владение голосом




Мимика и жестикуляция оратора

Наряду со словесным языком в человеческом общении активно используется "язык" движений лица, рук, всего тела. Владение языком движений (кенетикой) помогает удерживать внимание, передать свои эмоции.

Человек обладает способностью проникаться теми же эмоциями, которые испытывают окружающие. В этом явлении (эмпатия) не последнюю роль играет движение. У слушателей и зрителей рефлекторно напрягаются те же группы мышц, что и у человека, на которого они смотрят. Чтобы убедиться в этом, понаблюдайте за телезрителями. Пластика актёра, умение передавать эмоции через движение - один из основных сценических навыков в системе К.С. Станиславского, создателя русской актерской школы.

Основное правило: движение должно быть естественно и разнообразно. Для этого нужно научиться чувствовать себя раскованно (но не развязно).

Основные жесты

1. Жесты - модификаторы (меняют интенсивность значения слов: а) открытая ладонь - передача сообщения (на, возьми); б) ладонь книзу, движение от себя - несогласие, отрицание; в) "кулак" - высшая степень категоричности, сильное сопротивление; г) "сабля" - движение ребром ладони вниз - усиление категоричности.

2. Изобразительные жесты.

а) сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными пальцами, "охватывание мяча" - объединение, сближение,

б) рисую шар - обобщение, множество,

в) щепотка кверху - "суть" или указательный палец кверху,

г) противопоставление - согнутая в локте рука покачивается.

3. Указательные жесты.

а) "указание на себя" - кисть руки к себе,

б) указание на адресата - открытая рука направляется к аудитории,

4. Регулирующие жесты.

а) внимание - согнутая в локте рука поднята кверху,

б) "времени мало" - указание на часы.

При выступлении следите за своей жестикуляцией, но не "зацикливайтесь" на ней.

В понятие культуры ораторской речи, кроме правильности и словесного мастерства, включается и владение голосом, ощущение его силы, тембра, высоты, темпа речи.

Темп речи в значительной степени влияет на незатруденное и правильное восприятие ее содержания. Темп – это скорость произнесения звуков, слогов, слов, фраз в единицу времени. Если мы говорим очень быстро, слушатели с трудом следят за содержанием, быстро устают и иногда от этого просто перестают слушать. Средний темп речи – примерно 100–120 слов в минуту – считается наиболее удобным для восприятия. Наиболее важные в смысловом отношении отрезки речи иногда полезно и повторить или произносить в медленном темпе. Слишком медленный темп всей речи часто вызывает раздражение. Услышав начало фразы, аудитория уже догадывается об ее окончании. Слушателям нечего «разгадывать», им становится скучно, и от этого терятся интерес к содержанию.

Сила голоса очень важна для оратора. Если оратор говорит тихо, то его не все слышат. Если он говорит слишком громко, крикливо, то такое звучание раздражает. Эффект в обоих случаях один – выступление теряет качество. Поэтому высота голоса должна быть естественной для оратора и громкость произнесения должны обеспечивать восприятие речи всей аудиторией. По высоте голос может быть низким (бас), высоким и средним, это дается человеку природой. Другое дело, что оратор должен менять высоту своего голоса, пользуясь его естественным диапозоном. Меняя высоту голоса, его темп и громкость, продолжительность пауз как раз и можно добиться разнообразия интонации, которая помогает выделить главное, не наскучить слушателю, создать оптимистический тонус речи.

Но самое главное, что способен сделать поставленный ораторский голос – это передать богатство эмоций, сопровождающих содержание хорошей речи. Голос передает тончайшие эмоциональные окраски: насмешку и восторг, сарказм и теплое отношение к слушателю и к содержанию речи.

Огромную роль в звучащей речи играет ясность и четкость произношения. Практика устной повседневной речи, к сожалению, приучает нас к нечеткому произношению окончаний, сокращению до минимума звуков и слогов в словах (редукция звуков). Таперь мы произносим при быстром темпе речи как «т-ерь», говорит как «грит», девушка как «дешка» и т.д. Для обычной беседы – это небольшой грех так как общий контекст речи помогает взаимопониманию. Есть к тому же возможность переспросить. Но при выступлении перед большой аудиторией неряшливая дикция – серьезный недостаток, который может испортить и самую содержательную речь. Слушателям приходится напрягаться, чтобы «распознать» скороговорку или «проглоченные» части слов. Это отвлекает от сути разговора, быстро утомляет аудиторию. Оратора с плохой дикцией перестают слушать, как бы он не старался увлечь собеседников.

Дикторские навыки оратору особенно нужны в больших помещениях, так как звуковые волны распространяются в них гораздо медленнее световых. Четкая дикция восполняет иногда и недостаточную громкость голоса. Поэтому следить за своим произношением и дикцией публичный оратор просто обязан. И здесь совершенно необходимы специальные тренировки на произношение. Помочь здесь могут и упражнения со скороговорками, тренировки на труднопроизносимые сочетания согласных и др.

Особых тренировок требует работа с микрофоном.

Обобщая сказанное об управлении голосом, скажем слудующее.

1. Выступающий пред значительной аудиторией должен внимательно следить за своим голосом.

2. Оптимальный темп речи, сила голоса и его высота обеспечивают полное и незатрудненной восприятие содержания речи, передают ораторские эмоции. Монотонность речи сильно вредит ей.

3. Четкая дикция также позволяет правильно донести до слушателя содержание речи. Добиться хорошей дикции можно специальными упражнениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.