Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имена собственные, упоминаемые в учебнике 2 страница




Речевая агрессия (лат. aggressioнападение) – использование грубых, оскорбительных, обидных речевых средств в общении, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой для данной речевой ситуации форме.

Речевая ситуация – комплекс обстоятельств, влияющих на порождение и восприятие смысла высказывания и включающих в себя говорящего и слушающего, а также условия, создающие контекст речевой ситуации.

Речевое воздействие – влияние на собеседника в процессе общения с помощью различных приемов, цель которых – изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-л. действиям; управление человеческим поведением, производимое с помощью речи и невербальных средств общения.

Речевое общение – процесс взаимодействия между людьми с помощью естественного языка.

Речевое поведение – совокупность характеристик речи, речевых поступков и речевых реакций участника коммуникативной ситуации – адресанта (см.) или адресата (см.) – в условиях речевой ситуации (см.).

Речевое самовоздействие – словесное воплощение идеи или эмоции, которое формирует эту идею (эмоцию) у самого говорящего.

Речевой жанр – типизированная форма выражения смысла, характерная для определенной ситуации общения.

Речевой портрет – способ описания языковой личности, при котором в качестве объекта описания может выступать как индивидуальный носитель языка (реальный или вымышленный, например, литературный персонаж), так и представитель социального, профессионального или иного сообщества.

Ритм речи (греч. rhythmos) – внутренняя организация, основанная на чередовании элементов речи: звуков, слов, фраз; размеренность в протекании речи.

Риторика (греч. rhetorike – теория и искусство красноречия) – наука о красноречии; ораторское искусство.

Риторический анализ текста – интерпретация различных аспектов построения речей и текстов, с целью выявления приемов речевого воздействия, оценки выбираемых автором языковых средств, а также средств речевой выразительности.

Риторический вопрос – стилистическая фигура, заключающаяся в привлечении внимания адресата с помощью вопросительной конструкции, которая содержит скрытое утверждение.

Риторический идеал – исторически сложившиеся в определенной культуре требования к речи, речевому произведению, речевому поведению оратора.

Риторический канон – разработанная в классической риторике модель порождения ораторского выступления от возникновения темы и осмысления цели оратора до его выступления перед слушателями.

Риторическое восклицание – стилистическая фигура, заключающаяся в использовании эмоционально окрашенного предложения для воздействия на аудиторию, например: Быть нелюбимым! Боже мой! Какое счастье быть несчастным! (А. Кушнер).

Риторическое обращение – стилистическая фигура, заключающаяся в назывании адресата (чаще неодушевленного предмета, явления) исключительно для привлечения внимания слушателей, например: О слава, ты также прошла за дождями, как западный фильм, не увиденный нами (А. Кушнер).

Самопрезентация – жанр публичной речи, в основе которого лежит позитивный рассказ о себе с целью показать лучшие стороны личности.

Сарказм (греч. sarkasmos < sarkazo букв. рву мясо) – язвительная насмешка; едкое насмешливое замечание.

Синекдоха (греч. synecdoche – соподразумевание) – вид метонимии (см.) – название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот, например, «голубые береты» – о десантниках, Кремль – о президентской администрации.

Синонимы (греч. synonymos – одноименный) –слова или выражения, совпадающие или близкие по значению, например: большой – огромный – колоссальный – гигантский; врач – медик – лекарь – эскулап; благотворитель – спонсор – филантроп – меценат – покровитель – поощритель – жертвователь – благодетель.

Синтаксический параллелизм (греч. parallelos – рядом идущий) – повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях. Например: Пусть будут у нас герои духа, подвижники, отдающие себя на служение больным, детям, бедным, другим народам, святые, наконец. Пусть снова страна наша будет родиной востоковедения, страной «малых народов», сохранения их в «красной книге человечества». Пусть безотчетное стремление отдавать всего себя какому-либо святому делу, что так отличало русских во все времена, снова займет свое достойное место... (Д.С. Лихачев)

Сленг (англ. slang) – то же, что жаргон, а также совокупность жаргонизмов; грубовато-фамильярные выражения, например: бабки, наезжать, засветиться, шестерка, разборка, динамить, кайф.

Слова-паразиты (греч. parasitosнахлебник, тунеядец, дармоед) – слова или словосочетания, вставляемые в устную речь в тот момент, когда говорящий испытывает определенные трудности в выборе слова, построении высказывания, оформлении мысли и т.д., для заполнения пауз хезитации (см.).

Солецизм (греч. soloikismos – ошибка, погрешность в языке от названия города Солы, жители которого не владели правильной речью) – нарушение грамматических норм без ущерба для понимания речи.

Софизмы (греч. sophisma) – намеренные ошибки в доказательствах.

Софистика (греч. sophos – мудрый) – 1. Философское течение в древней Греции V – IV вв. до н.э. 2. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики. 3. Стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Социокультурная ситуация – состояние культуры и развития языка в определенный период развития общества.

Спор – словесное состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак и предполагающее наличие трех компонентов: того, что сравнивается; того, с чем сравнивается; того, на основании чего одно сравнивается с другим. Например: Как без цемента не может быть построено здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки.

Средства выразительности – специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию и делающие его экспрессивным. Они используются для придания речи яркости, наглядности, эмоциональности, делают ее интересной и убедительной.

Стилизация –намеренное подражание чьей-л. манере повествования, стилю речи, например, воссоздание особенностей архаичной или диалектной речи.

Стиль (греч. stilos – стержень для письма) – исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией; отбор и сочетание в речевом произведении целесообразных выразительных средств языка для создания образа автора.

Судебная речь – защитительное или обвинительное выступление на суде.

Схоластика (греч. schole – школа) – 1. Направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов. 2. Формальное знание, оторванное от жизни и практики, бесплодное умствование.

Тавтология (греч. tautologia < tauto – то же самое + logos – слово) – неоправданный повтор языковых единиц: морфем, слов, грамматических форм и конструкций.

Тезис (греч. thésisположение, утверждение) – положение, истинность которого должна быть доказана.

Тезисы (греч. thésisположение, утверждение) – основные положения, кратко представляющие в письменной форме содержание речевого произведения (чаще научного).

Тема речи (греч. themaто, что положено в основу) – предмет речевого произведения; то, о чем говорится.

Темп речи (лат. tempus – время) – скорость и интенсивность произнесения речи.

Техника речи (греч. technē – искусство, мастерство) – комплекс навыков профессионального владения голосом; совокупность средств для укрепления его силы и выносливости, расширения диапазона, совершенствования дикции.

Тип речи – характер текста в зависимости целей монологического высказывания, способа изложения содержания, набора языковых средств; функционально-смысловые типы текста – повествование, описание, рассуждение.

Толерантность в речи (лат. tolerantia – терпение) – свойство речевой коммуникации, заключающееся во взаимоуважении речевых партнеров (см. адресант и адресат), внимании к их мнению, взглядам на предмет речи, терпимости к используемым способам изложения материала, к особенностям дикции и т.п., свойство успешного конструктивного диалога.

Топ (топосы, топики) (греч. topos – место) – модели порождения речевого и мыслительного содержания, например: причина, следствие, пример, свидетельства, целое/части, противное, имя и др.

Точность речи – одно из коммуникативных качеств речи, характеризующее речь через соотношение, с одной стороны, с действительностью (предметная, фактическая точность), а с другой стороны, с мыслительным содержанием (понятийная, смысловая точность).

Троп (греч. tropos – оборот) – оборот речи, чаще всего употребление слова или выражения в переносном значении, например: эпитет (см.), олицетворение (см.), сравнение (см.), метафора (см.) и др.

Убеждение – разновидность речевого воздействия, которое включает в себя систему доводов, построенных по законам логики и обосновывающих какое-либо выдвигаемое говорящим или пишущим положение.

Уловка в речи – манипулятивный, нечестный приём, применяемый в речи для достижения своих целей, например, победить в споре (см.).

Уместность речи – правильный выбор языковых средств языка в отношении к предмету речи.

Фигуры речи (риторические фигуры) – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, степень ее воздействия на адресата (повтор, антитеза, риторический вопрос и т.д.).

Фразеологизм (греч. phrasis – оборот речи, выражение и logos – слово) – несвободное сочетание слов, обладающее смысловой целостностью, устойчивостью, переносным значением, эмоциональной выразительностью, идиома (см.) (важная птица, терять голову, осиная талия, закадычный друг, золотая молодежь, терять терпение, сорить деньгами).

Хиазм (греч. chiasmos – расположение частей крест-накрест, в виде буквы Х) – риторический прием, заключающийся в перестановке частей высказывания, например: Теперь октябрь не тот, не тот октябрь теперь (С. Есенин); Всякое преступление – вульгарность, точно так же как всякая вульгарность – преступление (О. Уайльд).

Хрия (греч. hreia – польза, пользование) – совокупность приемов для развития предложенной темы.

Целесообразность речи – соответствие выбора языковых средств условиям речевой ситуации.

Цитата (лат. citatum < citare – призывать, называть) – дословная выдержка из какого-л. произведения; цитирование может выступать как особый стилистический и риторический прием, позволяет оценивать и комментировать фрагмент-источник.

Чистота речи – одно из коммуникативных качеств речи (см.), характеризующее её через соотношения с нравственно-эстетическими нормами, принятыми в данном обществе.

Чужая речь – использование в собственном речевом произведении слов и высказываний других лиц, например, в виде цитат (см.) или прецедентных текстов (см.)

Штамп (шаблон) (итал. stampa – печать; нем. Schabloneобразец, по которому изготавливаются одинаковые изделия) стереотипизированное синтаксическое построение, слово или устойчивое выражение в речи, например: рассмотреть под новым углом зрения, поставить во главу угла, красной нитью проходит мысль, цена вопроса, старожилы не припомнят и т.д.

Эвфемизм (греч. euphemismos < eu – хороший + phemi – говорю) – смягченное, оценочно нейтральное слово или выражение, заменяющее другое, нежелательное с точки зрения культурно-речевых норм, неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное, например: “ уйти в мир иной ” вместо “ умереть ”, “ неумный ” вместо “ дурак ”, “ неуставные отношения ” вместо “ дедовщина ”.

Экспрессивность речи (лат. expressio – выражение) – свойство единиц языка, в котором отражается не нейтральное отношение говорящего или пишущего к содержанию речи.

Экспромт (лат. expromtus – находящийся в готовности, под рукой) – речь, стихотворение, музыкальное произведение и т. п., созданные без подготовки, в момент произнесения, исполнения. Удачный экспромт; выступать экспромтом.

Эллипсис (греч. elleipsis – недостаток, нехватка) – синтаксическая неполнота, пропуск какого-л. члена предложения; стилистическая фигура, заключающаяся в значимом пропуске одного или нескольких членов предложения, например: «скоро девять» подразумевает: часов; «у него температура» – высокая; «ей за сорок» – лет.

Элокуция (словесное выражение) (лат. eloсutio – украшение, выражение) – раздел риторики, который изучает средства и приемы словесного выражения замысла, часть риторического канона (см.).

Эмоциональность речи (лат. emovere – возбуждать, волновать) – выражение в словах и вообще в речи чувств говорящего или пишущего (радость, осуждение, гнев, удивление, ирония, неодобрение и пр.).

Эпидейктическая речь (греч. epideikosпохвала) – торжественное, обычно хвалебное выступление, например: юбилейные, благодарственные, застольные, напутственные, надгробные речи.

Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувства и переживания другого человека.

Эпитет (греч. epitheton – приложенное) – художественное определение, которое дает возможность более ярко охарактеризовать качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания.

Эпифора (греч. epiphora < epi – после + phoros – несущий)– повторы слов в концах смежных отрезков речи. Например: В будущем… перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из нихсвобода слова где бы то ни было на свете. Втораясвобода религиозных культур везде и всюду на свете. Третьясвобода от нужды, которая <…> означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свободаэто свобода от страха, которая <…> означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете (Ф. Рузвельт).

Этика речи (греч. etos – нрав, обычай) – нормы, правила общения, порождённые совместным общежитием, сплачивающие общество, способствующие преодолению агрессивности.

Этикет речевой (франц. etiquette – установленный порядок поведения) – система исторически сложившихся в обществе правил и формул общения. Основное назначение речевого этикета – гармонизация речевого общения, проявление вежливости, культуры поведения.

Этос (греч. etos – нрав, обычай, характер) – одна из трех основных категорий риторики, наряду с пафосом (см.) и логосом (см.), воплощающая личность оратора в стиле его речи, в ее целеустановке и представляющая условия, которые получатель речи предлагает ее создателю.

Эффективность речи – одно из коммуникативных качеств речи, определяющееся характером и степенью достижения коммуникативной цели (см.) говорящего, а также успешностью его контакта с адресатом.

Языковая игра – осознанное, намеренное нарушение нормы в специальных коммуникативных или художественных целях, например в газетных заголовках: Кого согревают очаги культуры?; Отставить нельзя оставить.

Языковая личность – комплексная характеристика носителя языка на основе совокупности созданных им текстов.

Языковая мода (франц. mode – мода; манера, образ действий) – актуализация и распространение в речи какого-л. слова, оборота, выражения в относительно короткий период, например в начале ХХI в. модными словами стали гламур, тренд, инновационный.

Языковая ситуация – взаимодействие форм бытования (устной и письменной; научной, деловой и публицистической и т.п.) и вариантов языка (жаргонов (см.), диалектов и т.п.) в различных социально-политических и социально-экономических условиях.

Языковое предпочтение – выбор говорящим или пишущим слов или иных языковых элементов, в силу тех или иных причин предпочтительных для него или для социальной группы, к которой он принадлежит.

Языковой вкус – меняющийся идеал пользования языком, соответствующий определенному этапу общественного развития; принятые в определенное время нормы и стандарты речевого поведения.

 

Аверинцев Сергей Сергеевич (1937 – 2004) –филолог, автор книг «Попытки объясниться: Беседы о культуре», «Риторика и истоки европейской литературной традиции» и многих других. Его труды возродили интерес к риторике в ХХ в.

Александров Петр Акимович (1838—1893) – адвокат второй половины ХIХ в., блестяще владевший искусством судебного красноречия, выступал как защитник Веры Засулич, покушавшейся на убийство Петербургского градоначальника Трепова.

Андреевский Сергей Аркадьевич (1847—1918) – адвокат конца ХIХ – начала ХХ вв., прославился тем, что внес литературно-художественные приемы в судебную защитительную речь.

Аннушкин Владимир Иванович – современный лингвист, специалист в области риторики, автор учебников по риторике.

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, учитель Александра Македонского; считается основателем риторики как науки, ему принадлежит научный труд «Риторика».

Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975) русский философ и филолог, теоретик европейской культуры и искусства; автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам языкознания, стилистике и теории речевых жанров.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848) – литературный критик, публицист, выступил с критикой риторики и как учебного предмета, и как части литературного творчества, видел в риторике «догматическую теорию словесности».

Берн Эрик Леннард (1910 – 1970) – американский психолог и психиатр, автор трансактного анализа (анализ игры; анализ сценария), направленного на изучение межличностных отношений и послужившего основой для современных исследований речевого воздействия.

Виноградов Виктор Владимирович (1895 – 1969) – русский филолог, лингвист, автор работ «Русский язык», «О художественной прозе», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» и многих других.

Волков Александр Александрович – современный лингвист, специалист в области риторики, автор учебников по риторике.

Галич Александр Иванович (1783—1848) литератор, философ, преподаватель латинской и российской словесности в Царскосельском лицее, учитель А.С. Пушкина, профессор Петербургского университета.

Гаспаров Михаил Леонович (1935 – 2005) – филолог, культуролог, автор популярной книги «Занимательная Греция».

Горгий (483 – 380 г. до н. э.) – древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия.

Грайс Герберт Поль (1912 – 1988) – американский философ-логик, в статье «Логика и речевое общение» сформулировал основные принципы общения, известные как максимы Грайса.

Грановский Тимофей Николаевич (1813 – 1855) – русский историк, писатель, блестяще владевший искусством академического красноречия.

Граудина Людмила Карловна – современный лингвист, автор учебников по риторике.

Демосфен (384 – 322 до н.э.) – выдающийся оратор Древней Греции.

Зеленецкий Константин Петрович (1812 – 1858) – филолог, педагог, автор книг «Общая риторика» (1849), «Курс русской словесности» (1849).

Илларион митрополит (умер ок. 1055) – митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, автор памятника древнерусской письменности «Слово о законе и благодати», являющегося образцом древнерусской риторики.

Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) – христианский оратор, проповедник, архиепископ Константинопольский, за дар слова, чтение блестящих вдохновенных проповедей получил имя Златоуст, канонизирован церковью в лике святого.

Зубова Людмила Владимировна – современный ученый, специалист в области истории русского языка и языка художественной литературы.

Иссерс Оксана Сергеевна – современный ученый, специалист в области коммуникативной лингвистики, автор книг «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи», «Речевое воздействие».

Карабчевский Николай Платонович (1851 – 1925) – российский судебный оратор, писатель, публицист.

Кара-Мурза Сергей Георгиевич – современный ученый, писатель, автор книги «Манипуляция сознанием».

Карнеги Дейл Брекенридж (1888 – 1955) – американский педагог, писатель, автор популярных книг «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров», «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Квинтилиан Марк Фабий (35 – 96) – римский оратор, автор «Наставлений оратору» – самого полного учебника ораторского искусства, сохранившегося со времен античности.

Кирилл Туровский (1130 – 1182) – писатель, проповедник, епископ г. Турова, широко известный благодаря богословским трудам, автор торжественных «Слов», поучений, молитв и канонов, один из основоположников древнерусского церковного красноречия; канонизирован Русской православной церковью в лике святого.

Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) – русский историк, блестяще владевший академическим красноречием.

Кони Анатолий Федорович (1844 – 1927) – юрист, судья, общественный деятель, литератор.

Кошанский Николай Федорович (1784(85) – 1831) – искусствовед и филолог, педагог, преподавал российскую словесность и латинский язык в Царскосельском лицее (1811 – 1814), учитель А.С. Пушкина, автор двух учебников «Общая реторика» (1829) и «Частная реторика» (1832).

Кронгауз Максим Анисимович – современный лингвист, специалист в области структурной и прикладной лингвистики, семиотики, русского языка.

Крысин Леонид Петрович – современный лингвист, специалист в области лексикологии, семантики, стилистики, лексикографии и социолингвистики.

Купина Наталия Александровна – современный лингвист, специалист в области риторики и анализа текста, автор пособий по риторике.

Ларошфуко Франсуа де (1613 – 1680) – французский писатель, автор сочинения «Размышления, или Моральные изречения» (1665), которое представляет собой собрание лаконичных и остроумных афоризмов.

Леонтьев Алексей Алексеевич (1936 – 2004) – психолингвист, автор работ по теории речевой деятельности и речевому воздействию.

Ли Энтони Якокка – выдающийся американский менеджер, автор многочсленных книг по менеджменту.

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1914 – 1999) – филолог, искусствовед, автор трудов о русской литературе и культуре.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – русский ученый, поэт, деятель культуры и искусства, автор первой русской риторики «Краткое руководство к красноречию».

Лотман Юрий Михайлович (1922 – 1993) – филолог, культуролог, в книге «Быт и традиции русского дворянства ХVIII – первой трети ХIХ вв.» описал риторику бала, дуэли, карточной игры, парада, похорон.

Малиновский Василий Федорович (1765 – 1814) – российский дипломат, публицист, просветитель, учитель А.С. Пушкина, первый директор Царскосельского Лицея.

Мамардашвили Мераб Константинович (1930 – 1990) – философ, культуролог, его блестящие лекции были сохранены в магнитофонных записях, а после смерти ученого опубликованы учениками и последователями.

Мень Александр Владимирович (1935 – 1990) – религиозный мыслитель, священник, автор популярных книг по истории религии и богословию.

Мерзляков Алексей Федорович (1778 – 1830) – поэт, литературный критик, переводчик, с 1804 по 1830 гг. был профессором Московского университета по кафедре российского красноречия и поэзии.

Михальская Анна Константиновна – современный лингвист, автор школьных и вузовских учебников по риторике.

Монтескье Шарль-Луи (1689 – 1755)– французский писатель, правовед и философ.

Одинцов Виктор Васильевич – современный лингвист, автор книг «Стилистика текста», «Лингвистические парадоксы».

Пиз Алан – современный австралийский популяризатор теории коммуникации, автор книг «Язык телодвижений», «Язык разговора», «Язык взаимоотношений».

Платон (428 – 327 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Плевако Федор Никифорович (1842 – 1909) – судебный оратор, адвокат.

Поварнин Сергей Иннокентьевич (1860 – 1952) – российский философ, логик, автор популярной книги «Искусство спора» (1918).

Пороховщиков Петр Сергеевич (псевдоним Сергеич П.) – юрист, автор книги «Искусство речи на суде» (1910).

Розеншток-Хюсси Ойген Мориц Фридрих (1888 – 1973) – немецко-американский историк и философ, работы которого посвящены широкому кругу проблем теологии, социологии, лингвистики и других гуманитарных дисциплин.

Рождественский Юрий Владимирович (1926 – 1999) – российский филолог, культуролог, философ, педагог, автор книги «Теория риторики».

Сократ (469 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ, его диалоги, нередко ироничные или шутливые, учили людей самостоятельно думать и действовать.

Соловейчик Симон Львович (1930 – 1996) – публицист, педагог и философ; автор книг о детях и для детей.

Сопер Поль (1906 – 1988) – американский писатель, преподаватель университета штата Теннеси, руководитель факультета риторики и театра, автор популярной книги «Основы искусства речи» (1956).

Спасович Владимир Данилович (1829 – 1906) – общественный деятель, русский юрист-правовед, выдающийся адвокат.

Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839) – общественный и государственный деятель, автор популярного в XIX в. пособия к лекциям по риторике «Правила высшего красноречия» (1792).

Стернин Иосиф Абрамович – современный лингвист, автор книг «Введение в речевое воздействие», «Практическая риторика».

Успенский Борис Андреевич – современный филолог, автор книг «Поэтика композиции», «Семиотика искусства».

Хабермас Юрген – современный немецкий философ и социолог, специалист по теории коммуникации.

Хазагеров Георгий Георгиевич – современныйлингвист, автор учебников, книг и статей по риторике и русской филологии.

Хирш Эрик Дональд – современный американский педагог, специалист в области образования и лингвистики, литературный критик, ставший широко известным благодаря работам о культурной грамотности.

Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н.э.) – великий римский оратор, автор трудов «Об ораторе», «О пределах добра и зла».

Чудинов Анатолий Прокопьевич – современный лингвист, специалист по политической риторике, автор учебников по культуре общения.

Щербинина Юлия Владимировна – современный лингвист и педагог, специалист в области речевой и педагогической агрессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.