КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Тема – Основы логистики
Осыка валентин иванович Часть II СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ Учебное издание Швеллеры с уклоном внутренних граней полок Сталь гарячекатанная.
Содержание
Таблица 1.............................................................................................................................................................................................................. 3 Таблица 2.............................................................................................................................................................................................................. 3 Таблица 3.............................................................................................................................................................................................................. 3 Таблица 4.............................................................................................................................................................................................................. 4 Таблица 5.............................................................................................................................................................................................................. 5 Таблица 6.............................................................................................................................................................................................................. 7 Таблица 7.............................................................................................................................................................................................................. 8 Таблица 8.............................................................................................................................................................................................................. 9 Таблица 9........................................................................................................................................................................................................... 10 Таблица 10......................................................................................................................................................................................................... 11 Таблица 11......................................................................................................................................................................................................... 14 Таблица 12......................................................................................................................................................................................................... 16 Таблица 13......................................................................................................................................................................................................... 17
ПО КУРСУ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ дневной и заочной форм обучения для всех специальностей
Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цени «закупки сырья - производство продукции - сбыт - распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполненных в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов" (Координационный совет но логистике). "6 правил логистики": · ПРОДУКТ - нужный продукт; · КАЧЕСТВО - необходимого качества; · КОЛИЧЕСТВО - в необходимом количестве; · ВРЕМЯ - должен быть доставлен в нужное время; · МЕСТО - в нужное место; · ЗАТРАТЫ - с минимальными затратами. Цель логистической деятельности считается достигнутой, если шесть вышеперечисленных правил выполнены, то есть нужный продукт необходимого уровня качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами. Теория логистики - совокупность знаний, образующих логистическую систему на основе некоторых общих положений; система знаний, пронизанная общими положениями, так называемых идеями теории. Научная теория логистики - особая форма организации знаний, включающая такие элементы, как научные понятия, основные положения и следствия. Системные знания — это знания, структурирующиеся в сознании специалиста по логистике по схеме: основные научные понятия — основные положения — следствия — приложения. Объект изучения логистики - материальные потоки. Логистический объект - это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, например, логистическая деятельность или процесс, продукция, организация, система или любая комбинация из них. Концепция логистики - система взглядов на повышение эффективности функционирования предприятий на основе оптимизации материальных потоков. Основные положения концепции логистики: · реализация принципа системного подхода; · минимизация общих затрат на протяжении логистической цепи, и др. Логистическая функция: · совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий; · укрупненная группа операций, направленных на реализацию целей системы. Логистическая операция — действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материи и сопутствующих ему информационных и финансовых потоков. Координация - интегрированный подход к планированию работы системы: · разработка взаимоувязанных планов обработки потока; · разработка стандартов и технических условий на выполнение функций. Операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование потока. Синергия: · эффект взаимного усиления связей одной системы с другой на уровне материального потока:
Логистическая цепь - линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой. Логистическая цепь - множество элементов логистической системы, упорядоченное по материальному (информационному или финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических процедур. Логистический канал - частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих доведение потока от производителя до его потребителей. Логистический цикл - интервал времени между поступлением заказа потребителя на поставку и доставкой заказанной продукции на склад потребителя. Приведем несколько примеров элементов цикла: · время на формулировку заказа и его оформление в установленном порядке; · время на доставку или передачу заказа поставщику; · время выполнения заказа поставщиком: * · время доставки изготовленной продукции заказчику. Специфика логистики заключается: в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками: в интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему, Логистическая система - множество (совокупность) элементов, находящихся в отношениях и определенных функциональных связях друг с другом, образующих определенную целостное" _>, единство. Логистическая система - это организационно завершенная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов, совокупность которых объединены целями предприятия. Элемент логистической системы - экономический и (или) функциональный обособленный объект, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную с определенными логистическим активностями. Логистические активности - процедуры (операции), имеющие отношение к материальному потоку или сопутствующим потокам - финансовому и информационному. Системный анализ - это совокупность методов и средств выработки, принятия и обоснования решений при исследовании, создании и управлении логистическими системами. Логистическая проблема - не соответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел в области логистики. Системный подход позволяет рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойст^ч, внутренние и внешние связи. Этапы системного анализа логистической системы: анализ логистической проблемы: определение логистической системы; анализ структуры логистической системы; формулирование 'общей цели и критерия логистической системы; декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах; выявление ресурсов и процессов, композиция цепей; прогноз и анализ будущих условий; оценка целей и средств; отбор вариантов: анализ существующей системы; построение комплексной программы развития; проектирование организации для достижения целей.
История развития логистики
1. Исторические предпосылки возникновения логистики. 2. Этапы эволюции логистики. 3. Роль логистики в экономике России.
1. Исторические предпосылки возникновения логистики
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода. Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск [6]. Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в. Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны, и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий, что позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах. Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск. Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах Г. Лейбница (1646–1716гг.). Постепенно понятия и методы логистики переносятся из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Логистика как наука и как инструмент бизнеса стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально-развитых странах, причём сам термин «логистика» укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов. 2. Этапы эволюции логистики
В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов [1] (Рис. 1). Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации». Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе. Период с середины 1950-х по 1960-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Одним из ключевых факторов стремительной экспансии (распространения своего влияния) в западный бизнес явилось возникновение в этот период концепции общих затрат в физическом распределении. В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определённом месте и в заданное время». К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. К концу 1970-х на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение. Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием современных интегральной и маркетинговой концепций логистики в индустриальных странах Запада. В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлёта». Основными из них являются следующие: 1) революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК); 2) глобализация рынка; 3) изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики; 4) повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством; 5) рост партнёрства и стратегических союзов; 6) структурные изменения в организации бизнеса.
3. Роль логистики в экономике Роль логистики в экономике определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов [6]. Экономический фактор. В настоящее время на передний план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в условиях развития рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение этого принципа. Организационно-экономический фактор. Наряду с происходящими в российской экономике процессами дробления хозяйственных структур, автоматизации новых структурных образований, децентрализации управления получают развитие процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике,
предполагающей наличие различных форм собственности, всё большее значение приобретают интеграционные формы управления и тенденция к координации, которые в особенности характерны для логических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и транспорта. Информационный фактор. Особенно актуально развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются информационные потоки. Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, её субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют эффективного управления на логической основе. Специфический фактор. Большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов адекватно логическим подходам. Они применимы и эффективно используются не только на микроуровне предприятий и организаций – участников процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса в России. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счёт снижения общих издержек. К основным тенденциям развития логистики относятся следующие факторы: 1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы). 2. Достижение предела эффективности производства. Становится всё труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остаётся областью, где ещё сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы. 3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей. 4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима). 5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположение каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположение средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики. 6. Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, представляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов «точно в срок», которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |