Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по подготовке к семинару




Вопросы для обсуждения на семинаре

Общие положения

Семинар. Развитие концепции стратегического управления

Учебная цель: изучение эволюции и школ стратегического менеджмента

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

· бюджетирование и контроль;

· долгосрочное планирование;

· стратегическое планирование;

· стратегический менеджмент.

В стратегическом управлении существуют различные направления, которые, разделяя общие базисные принципы дисциплины, по-разному расставляют исследовательские акценты. Такие направления называются научными школами, в случае стратегического управления - школами стратегического менеджмента.

Таблица 2

Школы стратегического менеджмента

Название школы Процесс формирования стратегии
  1. Дизайна
  2. Планирования
  3. Позиционирования
  4. Предпринимательства
  5. Когнитивная
  6. Обучения
  7. Власти
  8. Культуры
  9. Внешней среды
  10. Конфигурации
осмысление формальный аналитический предвидение ментальный развивающийся ведение переговоров коллективный реактивный трансформации

Наиболее обстоятельный анализ школ стратегического управления представлен в работе Г. Минцберга, Б. Альстренда и Дж. Лемпела.

Авторы выделяют десять научных школ (табл. 2).

Отмеченные школы подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер - их сторонники описывают как должна формироваться стратегия. Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегии. Четыре последующих школы акцентируют внимание на методах преодоления неопределенности, связанной с поведением индивида

 

1. Эволюция стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики.

2. Стратегический подход к управлению развитием предприятия.

3. Школы стратегического менеджмента.

 

 

1. К вопросу «Эволюция стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики» необходимо ознакомиться с предпосылками возникновения и этапами развития стратегического менеджмента. Охарактеризовать основные этапы становления стратегического управления: бюджетирование, долгосрочное и стратегическое планирование, стратегический менеджмент, показать их достоинства и недостатки. Выделить причины, обусловливающие переход к тем или иным методам управления.

Ознакомитесь с критической статьей Г. Минцберга об ограничениях стратегического планирования. Выразите свое отношение к проблемам, поднятым в этой статье.

2. К вопросу «Стратегический подход к управлению развитием предприятия» необходимо охарактеризовать особенности стратегического подхода к решению проблем организации и показать их актуальность. При подготовке данного вопроса ознакомьтесь с моделью и методологией стратегического управления. Охарактеризуйте стратегическое управление как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия.

3. К вопросу «Школы стратегического менеджмента» необходимо раскрыть содержание и отличительные признаки школ дизайна, планирования и позиционирования. Приведите конкретные примеры (из практики отечественных и зарубежных предприятий) использования той или иной теории. Покажите их достоинства и недостатки.

Считают, что самые преуспевающие фирмы в формировании своей стратегии используют различные, вплоть до прямо конкурирующих, теорий. Такие компании могут в одно и то же время придерживаться жесткого плана и действовать по обстоятельствам, регулировать, контролировать действия сотрудников и допускать их участие в управление, наделять их полномочиями, строить далекие планы и уделять внимание мелочам.

Обоснуйте или опровергните это утверждение.

 

Хрестоматия Г. Минцберг о проблемах стратегического планирования.

 

Одна из проблем заключается в подмене стратегического мышления стратегическим планированием. Между тем, планирование всегда имеет отношение к анализу – к разделению цели или комплекса изменений на стадии формализации этих стадий таким образом, чтобы их можно было выполнять почти автоматически, и к формулированию ожидаемых последствий или результатов каждой стадии… Стратегическое мышление, напротив, имеет отношение к синтезу. Оно сопряжено с интуицией и созидательностью. Итогом стратегического мышления является интегрированное видение будущего предприятия и не слишком точно выраженное направление движения.

Стратегическое планирование страдает от софизмов [3]трех видов.

Во-первых, специалисты в данной области исходят из предположения, что мир останется неизменным в течение многих месяцев, которые понадобятся им для разработки плана, а затем, пока этот план будут реализовывать, станем развиваться в строгом соответствии с ним.

Во-вторых, они исходят из предположения о том, что можно отстраниться от реальной жизни и работать с проверенными, «твердыми» данными, лично не касаясь критической, рутинной работы по осуществлению планов. В то время как новые стратегии часто возникают в результате случайных, непредсказуемых событий, а нетщательно выполненного анализа.

В-третьих, стратегическое планирование исходит из предположения о том, что выработку стратегии можно и должно формализовать от анализа к завершающему действию. При этом упускается из виду, что разработка стратегии как процесс обучения может идти и в противоположном направлении. Мы проверяем наши решения и постепенно сводим оказавшиеся эффективными эксперименты в жизненные шаблоны, которые становятся стратегиями… Формальные процедуры никогда не смогут предсказать моменты дискретности, информировать отстранившихся от дел управляющих или пораждать новые стратегии.

По материалам статьи Mintzberg H. The Fall and Rise of Strategic Planning // Harvard Business Review, 1994, January – February, p 107-111.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.