Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

S1 o1 o2 s2




S2

S1

 

 

 

Рис. 2

Следовательно, субъект активно влияет на результат познания хотя бы в том отношении, что отражает предмет неполно и искаженно, причем особенности «неполноты и искажения» определяются особенностями «позиции» субъекта.

ВТОРОЙ ПОДХОД, называемый «идеалистическим», правомерно исходит из принципа активности субъекта, который не ждет, когда предмет «отразится» в его сознании, а сам создает образ и понятие предмета, конструирует истину. Однако соотнесение знания только со сферой мышления, логикой построения идеализированных объектов без их соотнесения с предметным миром ведет к отрыву от предметной реальности.

ТРЕТИЙ ПОДХОД исходит из единства субъекта и объекта, которое представляет собой предметную деятельность, практическое отношение человека к предметному миру. Согласно этому подходу, один и тот же предмет предстает в виде разных объектов для разных субъектов (рис. 2, 3). Объект – это предмет, на который направлена активность субъекта. Поскольку субъекты, их активное отношение к предмету различны между собой, постольку предмет как бы «дан» им в виде разных объектов, т. е. «дан» им субъективно. Простейший пример – два разных «истинных» изображения гипсовой головы Сократа, сделанных двумя разными людьми с двух различных позиций. Кроме того, что два человека владеют искусством рисования в различной степени (и это выразится в изображенных ими объектах, придавая рисункам «субъективность»), изображение «анфас» будет существенно отличаться от изображения «в профиль».

 

 

 

Субъект 1 Объект 1 ПРЕДМЕТ Объект 2 Субъект 2

Рис. 3

Предметно-практическое отношение человека к миру выражается не только в определенной «пространственной» позиции воспринимающего субъекта. Или, если пользоваться аналогией «пространственной» позиции восприятия, то следует понимать позицию субъекта как определенную позицию в «пространстве культуры». («Пространство культуры» – понятие, указывающее на не физическое измерение, а культурное измерение бытия человека; это измерение, в отличие, например, от «математического пространства», задается не осями измерения «x», «y», «z»…, а сферами (мирами) «символов», «смыслов», «ценностей», «норм»…). При этом «позиция» субъекта в «пространстве культуры» определяется сущностью той предметной деятельности, которой субъект владеет и которую он «практикует».

Например, в глыбе мрамора, лежащей в поле, скульптор (субъект 1) видит материал для статуи (объект 1); геолог (субъект 2) – образец, по которому можно судить о геологическом строении местности (объект 2) и т.д. «Материал для статуи» и «геологический образец» – существенно разные объекты, хотя перцептивным источником их формирования является один и тот же предмет – глыба мрамора. Активность субъекта, таким образом, заключается в том, что он конструирует знание о предмете исходя из собственных свойств. Эти свойства определяются практической деятельностью субъекта, находящей свое проявление в специфических субъективных потребностях и установках, определяемых средой, воспитанием и самовоспитанием.

Субъект активно формирует объект, конструирует знание, но содержание этого знания задается свойствами существующего вне субъекта предмета. В этом смысл утверждений, что «знание содержательно», «знание предметно». В этом смысл утверждения, что «из субъекта невозможно вывести содержательное (предметное) знание».

Но если содержательное знание «нагружено» субъективностью, то как быть с оценкой истинности знания? Можно ли сказать, согласившись с Протагором, что сколько людей – столько и истин? Нет, если мы будем учитывать процессуальный характер истины.

Истина «процессуальна» в том смысле, что представляет собой конструирование объекта как целого (нельзя же всерьез утверждать, что у гипсовой головы Сократа нет затылка, если рисуешь голову «анфас»). «Целостность» знания возникает в процессе расширения и углубления знания посредством соотнесения «мысленных конструкций» как между собой, так и с предметной реальностью. Причем, как полагает К. Маркс, это соотнесение, расширение и углубление знания, т. е. продвижение к истине, происходит естественным, не вполне контролируемым образом в практике субъекта. В этом смысл утверждения «истинность идей проверяется практикой».

Культурно-историческую и предметно-практическую сущность познавательной активности субъекта хорошо иллюстрирует философ и логик А. Уайтхед в следующем фрагменте: «С момента рождения мы погружены в деятельность и можем лишь время от времени направлять ее, руководствуясь разумом. Следовательно, мы должны приспосабливать к разным сферам опыта те идеи, которые представляются нам работающими в этих сферах. Абсолютно необходимо доверять тем идеям, которые в общем верны, хотя мы знаем, что могут существовать тонкости и дистинкции, выходящие за рамки нашего знания… Мы не способны думать в терминах неограниченного разнообразия деталей; очевидность приобретает присущее ей значение лишь в том случае, если она предстает перед нами, приведенная в порядок при помощи общих идей. Эти идеи мы наследуем от предшествующих поколений, они входят в традицию нашей цивилизации. Традиционные идеи никогда не бывают статичными. Они либо превращаются в бессмысленные формулы, либо приобретают новую силу в процессе более полного постижения действительности. Они трансформируются под действием критического разума, ясных свидетельств чувственного опыта и холодной строгости научного восприятия. Несомненным является то, что их нельзя остановить в развитии. Ни одно поколение не может слепо повторять своих предшественников. Вы можете сохранить жизнь только в движении формы, сохраняя же форму, вы будете способствовать деградации жизни. Но вы все равно не сумеете заключить жизнь в одну и ту же форму»*.

Логическое и диалектическое противоречие. Формальная логика – наука о законах и операциях правильного мышления. Главное, чему учит формальная логика – это схемы (структуры) правильного мышления, правильного рассуждения, ведущие к получению истины. Правильным, например, является рассуждение по следующей схеме: «Если есть первое, то есть и второе; есть первое, следовательно, есть и второе». По этой схеме из высказываний «Если есть день, то светло» и «Сейчас день» следует высказывание «Сейчас светло». Конкретные высказывания, подставляемые в данную схему, обязательно должны быть истинными; тогда следствие, вытекающее из наличия первого, всегда будет истинным высказыванием-утверждением. Любая схема правильного логического рассуждения является логическим законом.

Центральный закон формальной логики – это закон непротиворечия. Закон непротиворечия сформулирован Аристотелем, основоположником классической логики. Этот закон представляет собой запрет на противоречивое представление о предмете: «Нельзя приписывать предмету одновременно два прямо противоположенных (противоречащих друг другу) признака». Закон непротиворечия – логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, поскольку образуют формально-логическое противоречие.

Логическое противоречие – это два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Поскольку в одном высказывании что-то утверждается о предмете, а в другом высказывании это же самое отрицается, наше представление об этом предмете становится неотчетливым, запутанным, ошибочным. Например, высказывания «Железо является химическим элементом» и «Железо не является химическим элементом» образуют логическое противоречие, так что истинным может быть только одно из этих высказываний. В логических символах закон непротиворечия имеет вид следующей формулы:

«Неверно, что p и не-p»

~ (p & ~ p),

где p – некоторое высказывание; & – конъюнкция («и»); ~ – отрицание (читается как «не», или «неверно, что»).

Итак, истинное высказывание соответствует действительности, ложное высказывание – не соответствует действительности. Закон непротиворечия позволяет избавиться от непоследовательного, путаного представления о реальных предметах. Поэтому формальная логика утверждает: «Отсутствие противоречия в нашем знании о предмете – критерий истинности знания».

В «Науке логики» Гегеля понятие «противоречие» по-прежнему остается в центре логики, но Гегель формулирует странную на первый взгляд мысль: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Как это понимать?

И в повседневной практической деятельности, и в научном познании человек сталкивается с противоположностями, исключающими друг друга. Это не вызывает затруднений, пока не обнаруживается связь противоположностей. Понимание мира как сложного и изменяющегося порождает вопрос: «Изменчив или устойчив мир?» На такой вопрос можно дать противоположные ответы. «Да, изменчив, поскольку в мире со временем все утрачивает прежние черты, ничто не существует вечно». «Нет, устойчив, поскольку при всех изменениях нетрудно заметить за внешней подвижностью явлений устойчивые, сохраняющиеся структуры, процессы, черты». Ни один из противоположных ответов нельзя ни принять, ни отбросить. Для понимания сложноорганизованных саморазвивающихся объектов оказываются одинаково необходимыми обе характеристики: для арифметики – положительные и отрицательные числа, для физики – положительные и отрицательные заряды, для химии – ассоциация и диссоциация, для биологии – наследственность и изменчивость и т. д. Но первоначально все эти противоположности рассматривались как антиномии, т. е. как непреодолимые противоречия между двумя определениями, поскольку каждое из этих определений может быть убедительно обосновано.

Диалектическая логика предлагает способ формализации, в рамках которого возможен синтез – объединение синтеза и антитезиса. В основе такого способа формализации лежит диалектическое противоречие. В связи с этим и встает вопрос о понимании различия между диалектическим и формально-логическим противоречиями. Обратим внимание на два обстоятельства.

1. Существует различие между формально-логическими (или просто «логическими») и диалектическими противоречиями. Логические противоречия рассматриваются специальной наукой – формальной логикой, диалектические подлежат изучению в философской науке – диалектической логике. При этом формулируется требование: диалектические противоречия должны формулироваться (описываться) логически непротиворечиво.

2. Диалектические противоречия выступают первоначально в форме антиномий – проблем. Однако решение таких проблем (разрешение диалектических противоречий) осуществляется не на пути устранения антиномии в результате изменения смысла одного из противоположных высказываний, поскольку антиномия предполагает истинность и достаточную точность тезиса и антитезиса. Путь разрешения диалектических противоречий – нахождение посредствующих звеньев («среднего термина»). Диалектическое противоречие с помощью «среднего термина» связывает противоположные высказывания в логически непротиворечивое понятие (целостность, единство).

Например, в XIX веке биологов озадачивала противоречивость наследственности и изменчивости, пока они не были объяснены как две стороны единства в рамках эволюционной теории; физики противопоставляли волновые и корпускулярные свойства материи, пока эти свойства не были объединены квантовой механикой; биологическое и социальное в человеке рассматривалось как антиномия, но и сейчас еще не создана общепринятая социологическая теория, объединяющая эти противоположности.

Таким образом, научные теории уже в середине XIX – начале XX века начинают использовать диалектику как элемент научно-теоретического мышления. И именно Гегель связал собственно теоретическое мышление с логической формулой:

«А равно и в то же время не равно А»

(А = А) & (А = ~ А)

Эта формула означает, что конкретное тождество – это тождество с различием. Там, где необходимо понять вещь как изменяющуюся, развивающуюся, себетождественность вещи сочетается с ее нетождественностью самой себе. Таким образом, Гегель формализует структуру переходных состояний. Предмет может изменяться лишь в том случае, если в любой отдельно взятый момент он тождествен самому себе и в то же время не тождествен, т. е. в какой-то степени стал другим. Формализация структуры переходных состояний позволяет понимать и описывать реальные предметы и процессы, которые характеризуются изменчивостью, динамичностью, способностью к саморазвитию. Диалектическое противоречие – это и есть структура переходного состояния не статичных, но динамичных вещей; диалектическое противоречие как структура представляет собой 1) тождество противоположностей, присущих вещам, и 2) способ уяснения и описания этого тождества теоретическим мышлением (разумом).

Основные законы диалектической логики. Традиционно называют три основных закона и ряд категорий диалектической логики. Отметим, что «основные законы» представляют собой связь и взаимодействие «категорий» диалектики, так что фактически закон – это развернутые, соотнесенные определенным образом категории.

Закон противоречия. Важнейшее место в системе диалектики занимает категория «противоречие», трактуемая именно как диалектическое противоречие, в отличие от противоречия формально-логического. Противоречие – это взаимосвязь и взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают, взаимопроникают и одновременно взаимоисключают друг друга. Диалектическое противоречие – это единство взаимополагающих и одновременно взаимоисключающих противоположностей (сторон, тенденций).

Противоположности – различные, противостоящие элементы, стороны, свойства, тенденции единого, целостного материального или идеального образования. Противоположность, таким образом, – это один из двух моментов конкретного единства; это сторона, тенденция единства, которая, будучи полярной (прямо противоположной) другой стороне, тенденции, не может существовать отдельно от данного конкретногоединства. Следовательно, диалектическое противоречие не есть логически непреодолимая антиномия, т. е. формальное противоречие тезиса и антитезиса. Оно есть состояние, способ бытия целостного объекта, в структуре которого противоположности (1) взаимополагают, (2) взаимоотрицают, (3) взаимопроникают, т. е. взаимодействуют друг с другом. Как это понимать?

Противоречие не есть нечто застывшее, статичное. Противоречие – это процесс, т. е. оно возникает и функционирует. Между противоположностями существует связь по происхождению (генетическое единство) и связь в процессе сосуществования (функциональное единство). Существование этих связей – частный случай проявления принципа всеобщности отношений.

Принцип всеобщности связи – это принцип, согласно которому реальности, вещам и процессам присуща внутренняя организованность, т. е. существует определенная соотнесенность как между частями некоторой целостности, так и между целостностями разного рода. Смысл принципа связи заключается в том, что любая целостность имеет внутреннюю структуру и, одновременно, будучи частью более широкого целого, является элементом внешней структуры. Исходное понятие здесь – это понятие «отношение».

Отношение – это наличие двух или более вещей, свойств, понятий и т.п., сопоставимых друг с другом. Поскольку все существующее так или иначе сопоставимо друг с другом, то отношения всеобщи. Иначе говоря, можно всегда сопоставить вещь, свойство или понятие с другой вещью, иным свойством или понятием, т. е. установить некоторое отношение.

Связь – это такое отношение, которое выражает зависимость между предметами или явлениями, их взаимообусловленность. Таким образом, связь всегда представляет собой отношение, но такое отношение, когда изменение одного члена отношения влечет за собой изменение другого члена отношения. Отношения многообразны, поскольку за ними кроются различные типы связей, различные типы взаимозависимостей.

Генетической называется связь, при которой явления имеют общее происхождение, общее основание своего возникновения и существования. Функциональной называется связь, при которой явления взаимозависят таким образом, что изменение одного из них влечет изменение другого.

Генетическая связь отражает ситуацию следования во времени «одно после другого». Примером генетических связей могут быть семейно-родственные связи «родители–дети», «брат–сестра». Брачная связь «муж–жена» – это уже функциональная связь. Примером функциональной связи будет также математическая функция – переменная, принимающая определенные числовые значения в зависимости от значений другой переменной (аргумента), и выражаемая формулой y = f (x).

Поскольку противоречие является процессом, разворачивающимся во времени, генетическая и функциональные связи между противоположностями не статичны, не заданы раз и навсегда. Поэтому можно выделить этапы возникновения и развития (функционирования) противоречия.

Этапы возникновения противоречия описал Гегель, причем в его понимании эти этапы соответствуют формированию понятия о противоречии в мышлении человека. Этапы описания противоречия совпадают с этапами формирования этого противоречия в самобытии рассматриваемого объекта. Развернутое описание противоречия (знание о данном противоречии) является не только указанием на конкретное единство противоположностей, но должно включать описание противоречия как процесса с помощью категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие» (рис. 4).

1 этап. Тождество. Первоначально возникающий предмет в онтологическом аспекте представляет собой нерасчлененное, бесструктурное единство. Однако это единство (тождество) содержит в себе в зародыше (потенциально) различия. Первое, исходное знание о предмете также является нерасчлененным, бесструктурным представлением, «целостным образом». Такое знание позволяет опознавать предмет, отличать этот предмет от всех прочих, но такое знание себетождественно, т. е. содержит лишь потенциальную возможность высказать какие-либо подробности о предмете.

2 этап. Различие. При общей основе в объекте формируются существенные части, стороны, тенденции, не соответствующие друг другу и оформляющиеся как различия. В гносеологическом плане знание о предмете начинает обогащаться различными «подробностями» – свойствами, характеристиками, признаками данного объекта.

В онтологическом плане с различия начинается наличное бытие «вещи». «Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны, обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с этими двумя определениями, есть реальность», – писал Гегель.

3 этап. Противоположность. Различия в самобытии предмета достигают стадии конкретных, противоположных сторон, тенденций, которые оформляются как противоположности. На этом этапе наше знание начинает фиксировать противоположные характеристики, черты предмета, которые противоречат друг другу, порождают «странности», антиномии.

4 этап. Противоречие. Противоположности начинают попарно взаимодействовать, взаимоисключая и взаимодополняя друг друга, оформляясь как единое противоречивое целое (рис. 4).

 

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

 

1 1 2 Пр 1 Пр 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.