Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармония Дисгармония Конфликт Преодоление




Тождество Различие Противоположность Противоречие

Рис. 4. Этапы (процесс) возникновения противоречия

Отметим, что генетическое единство противоположностей формируется на протяжении всех четырех этапов возникновения противоречия, а функциональное единство – на четвертом этапе.

Итак, в гносеологическом плане понять и описать предмет как противоречивое целое можно только на уровне диалектического мышления, например, воспользовавшись логической цепочкой категорий «тождество–различие–противоположность–противоречие» и владея смыслом понятия «диалектическое противоречие». На уровне диалектического мышления можно описать внутреннюю структуру предмета как конкретное диалектическое противоречие. В противном случае наше знание о предмете остановится на стадии описания антиномий, а наше понимание предмета останется парадоксальным и неотчетливым.

Сформировавшееся противоречие не статично, динамика его развития также описана Гегелем, зафиксировавшим следующие этапы развитияпротиворечия: «гармония–дисгармония–конфликт–преодо­ление» (рис. 5).

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

Рис. 5. Этапы (процесс) развития противоречия

1 этап. Гармония. Противоположностям на первом этапе свойственно взаимоукрепление: при гармоническом развитии единство системы постоянно укрепляется, наращивается темп позитивных изменений, увеличивается устойчивость и надежность системы. Ведущей стороной противоречивого единства здесь является взаимополагание.

2 этап. Дисгармония. Взаимодействие противоположностей становится дисгармоничным, когда развитие одной из противоположностей начинает осуществляться за счет другой. Дисгармония неизбежно приводит к расшатыванию общих структур, поскольку ведущей стороной противоречивого единства здесь выступает взаимоотрицание.

Противоположности утрачивают гармонию как совместное однонаправленное изменение, преобладающей становится разнонаправленность их развития.

3 этап. Конфликт. Дисгармония противоположностей достигает предела, они поляризуются как антагонистические (т. е. непримиримые), что ставит под вопрос само существование развивающегося системного целого.

4 этап. Преодоление (разрешение) противоречия. Это заключительный этап развития противоречия, на котором происходит переход от одной целостности к другой. Антагонистические противоположности на стадии разрешения противоречия (преодоления конфликта) исчезают: либо происходит переход противоположностей в иное качество в новом единстве, либо происходит гибель противоположностей, а новое единство формируется на иной основе, порождающей иные исходные противоположности.

Гегель утверждал, что противоречие есть «источник всякого развития». Чтобы понять это утверждение, необходимо ясно представить, что само по себе противоречие, взятое статически, еще не означает развития. Развитие есть там, где есть противоречие как процесс, где есть процесс движения противоречия, представленный в виде описанных структур возникновения и развития противоречия.

Гегель сформулировал положение, задающее логику познания сложных саморазвивающихся систем и звучащее как афоризм: «Противоречие – вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

Закон противоречия (в традиции диалектического материализма этот закон называют «законом единства и борьбы противоположностей»), следовательно, отвечает на вопрос «Почему происходит развитие?», указывая на самодвижение противоречия как источник развития.

Его можно сформулировать так: развитие объективной реальности и ее познание осуществляются раздвоением исходного единства на противоположности, которые образуют противоречивое целое и, взаимодействуя друг с другом, порождают импульс к изменению и развитию этого целого.

Закон количественно-качественных переходов. Этот закон отвечает на вопрос «Как происходит развитие?» Закон количественно-качественных переходов называют также «законом перехода количественных изменений в качественные», так что само название содержит указание на внутреннее содержание процесса развития.

Развитие как процесс направленного качественного изменения системы описывается категориями «количество», «качество», «мера», «скачок».

Качество – это внешняя и внутренняя определенность предмета, теряя которую предмет перестает быть самим собой. Категория «качество» обозначает функциональное единство объекта, обладающего относительной устойчивостью. Гегель писал: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

Количество – это внешняя определенность предмета, изменение которой не ведет к изменению качества предмета. Таким образом, изменение количественных характеристик предмета не мешает предмету быть самим собой. Количественные характеристики выражаются числом, которое представляет собой мысленную (теоретическую) форму описания количества.

Количество и качество – это две противоречивые, взаимодополняющие друг друга характеристики предмета. Неразрывная взаимосвязь количественной и качественной сторон системных объектов отражена в словах Гегеля: «качество есть в-себе-количество, а количество есть в-себе-качество».

Мера – это количественные рамки (интервал количества), в пределе которых изменение количества не ведет к изменению качества. Мера, таким образом, является выражением взаимосвязи количества и качества:

КОЛИЧЕСТВО ß МЕРА à КАЧЕСТВО

Обратим внимание, что изменение количественных характеристик предмета не мешает предмету «быть самим собой», если это изменение не выходит за определенные рамки, не превышает некоторую меру. Если же мера количественных изменений нарушена, то качественная определенность предмета разрушается, предмет становится иным, происходит переход к новому качеству, иначе говоря, появляется новый предмет взамен исходного. Это и есть развитие как переход от одного качества к другому. Изменение качества есть изменение самой вещи.

Закон количественно-качественных переходов выражает такую взаимосвязь характеристик целостной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Развитие характеризуется постепенностью, непрерывностью количественных изменений в пределах меры, в пределах качественного состояния системы. Но как только система достигает предела меры изменчивости количественных характеристик в рамках существующего качества, происходит прерыв постепенности развития. Этот заключительный этап развития, прерыв постепенности количественных изменений Гегель назвал «скачком». Скачок – это непосредственный этап перехода одного качества в другое, граница между двумя качествами, прерыв постепенности в развитии. Важно понимать, что скачок не является мгновенным переходом в новое качество, а представляет собой 1) процесс и 2) особое состояние системы.

Как процесс, скачок «длится» во времени, и, если речь идет о переходе материальной системы в новое качество, то на стадии «скачка» для формирования этого нового качества требуется поступление в систему вещества и энергии из вне (из окружающей среды).

Как состояние, скачок представляет собой состояние неопределенности (состояние качественной неопределенности), при котором «старого» качества уже нет, а «нового» качества еще нет. Можно утверждать, что структура скачка принципиально хаотична, так что качественное состояние системы вообще невозможно однозначно описать.

Закон отрицания отрицания. Гегель полагал, что в процессе развития системного целого происходит своеобразное «наследование» последующими состояниями (качественными определенностями) системы некоторых характеристик, возникающих на предшествующих стадиях существования системы. Это «наследование» заключается в сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, которые могут служить эффективному существованию нового ка­чества.

Процесс развития приобретает, следовательно, общую направленность, которая задается структурой движения от одного качественного состояния системы к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрицание старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое приобретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый цикл развития сопровождается уже новым отрицанием, т. е. отрицанием (предыдущего) отрицания. В данном случае возникает такая структура развития (рис. 6):

 

ТЕЗИС à АНТИТЕЗИС à СИНТЕЗ

(Системное целое имеет некоторое исходное качественное состояние) (Системное целое переходит в качественное состояние, прямо противоположное исходному качеству) (Системное целое объединяет характеристики исходного и противоположного исходному качественных состояний)

Рис. 6.

Закон отрицания отрицания – наиболее сложный и многоаспектный закон, поскольку описывает структуру развития как поэтапного единого процесса. Развитие предмета – это всегда отрицание своих прежних форм существования. Одновременно отрицание «прежних форм существования» приводит к становлению такого другого, которое сохраняет генетическую связь с тем, что отрицается.

Первое отрицание еще не дает е д и н с т в а процесса развития. Единство и законченность цикла развития появляется через второе отрицание (отрицание отрицания), причем единство процесса развития опирается на «удержание позитивного» (рис. 6).

 

НОВОЕ КАЧЕСТВО

как единство

«старого» и «нового»

НОВОЕ как

противоположное СИНТЕЗ как

исходному отрицание отрицания

КАЧЕСТВО

 

СКАЧОК как СКАЧОК как

ИСХОДНОЕ первое отрицание второе отрицание

КАЧЕСТВО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.