КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вступительное слово 9 страница
5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не все может быть реально «показано», «изображено», «иконизировано». 6. Ирония – одна из постмодернистских установок, подразумевающих игру, саму иронию, аллегорию и т. д. как важнейшие подходы литературы и искусства и, вообще, всего мыслительного творчества. 7. «Гибридизация», подразумевающая смешение, скрещивание привычных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и методов других жанров («плагиаризм»). 8. «Карнавализация», под которой имеется в виду «радостная релятивность» (относительность, перемешивание) вещей и событий, «сумасшедшая чересполосица жизни», т. е. карнавал, вызывающий «имманентный (внутренний, непроизвольный) смех» и т.п. 9. Равное «участие в игре», под которым подразумевается равное «представительство» в произведении авторов, читателей, слушателей, т. е. отсутствие назидательности, морализаторства и т.п. 10. «Конструктивистский характер творчества», т. е. то, что можно назвать «сборкой», «разборкой» и т. д. текстовых сюжетов, что сближает постмодернизм с «техническим конструированием». Подводя итог, можно отметить, что постмодернизм, прежде всего в философии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в обществе рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия, высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахождения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие, которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия рассогласования и разногласия.
~ K Контрольные вопросы 1. Каков общий характер философских учений Античности? 2. Почему немецкую философию начала XIX века называют классической? 3. В чем состоит особенность русской философии «Серебряного века»? 4. Почему и справедливо ли марксистская философия претендовала на научный характер своих теорий? 5. Имеет ли общие черты западная философия XX века? Какие? K Задания для самостоятельной работы 1. Сформулируйте свой взгляд на источник античного материализма. 2. Оцените аргументы Платона в пользу идеализма. 3. Охарактеризуйте принципиальную новизну идей И. Канта о роли философии. 4. Состоялась ли, на ваш взгляд, научная теория общества и его истории в философии марксизма? 5. Покажите уникальность «русского космизма». 6. Что дал науке и философии психоанализ З. Фрейда? 7. Покажите политическую злободневность экзистенциализма. 8. Свяжите программу позитивизма с неклассическим характером науки в XX веке.
K Литература 1. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. 3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., 4 кн. – Л., 1991. 4. История философии: учебник для вузов. – М., 1998. 5. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М., 2000. 6. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. – Новосибирск, 1999. 7. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. В 3 ч. – СПб., 1997–1999. 8. Современная западная философия: словарь. – М., 1991. 9. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
Глава 3 Философская методология: В формальной логике противоречие является сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг по направлению к успеху. Алфред Норт Уайтхед
позднем средневековье философ Н. Кузанский замечает, что реальный процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классической (аристотелевской) логики. Ф. Бэкон в XVII веке прямо ставит задачу создания «нового метода», положив начало разработке индуктивной логики. И. Кант тоже заявляет о необходимости создания «новой логики», актуализируя вопрос о «содержательной» логике. По существу, систематическое решение вопроса о создании нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX века Гегель. Диалектическая логика – это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления. Гегель утверждал, что «Дух и природа имеют всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их изменения». Всеобщность законов диалектики, т. е. отражение в этих законах и развития бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика бытия) – это диалектика «вещей», противоречивое движение (развитие) материального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышления) – это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления, познания. В дальнейшем под «диалектической логикой» будет пониматься прежде всего субъективная диалектика как особая логика (совокупность принципов и законов) теоретического мышления. Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как новый способмышления изложен во вводной части работы Гегеля «Наука логики» и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического: 1) абстрактная или рассудочная форма логического (формальная логика); 2) отрицательно-разумная форма логического (негативная диалектика); 3) положительно-разумная форма логического (диалектическая логика). Прежде всего Гегель различает в сознании (мышлении) рассудок и разум. Основанием различения служит отношение к противоречию, т. е. наличию противоречивых характеристик одного и того же предмета. Рассудок стремится понять «вещь» непротиворечиво; противоречие представляется ему критерием неистинности, ошибочности мысли о предмете. Разум, напротив, принимает противоречие как единство противоположностей, присутствующих в вещах объективно. Описать реальное противоречие в понятии – значит сконструировать истинное представление о предмете.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |