Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия




СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 — Педагогика и психология

УДК 731(075.8)

ББК 74.202я73

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Омского педагогического

университета И.А.Маврина;

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Томского госуниверситета Н.А.Алексеев

Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. по­собие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

ISBN 5-7695-0743-8

В авторской интерпретации раскрыто современное понимание сущности, структуры, развивающего влияния, принципов обучения. Приведены сравни­тельные характеристики современных систем обучения, даны рекомендации о способах проектирования и реализации обучающей системы в рамках предмет-

ISBN 5-7695-0743-8

УДК 731(075.8) ББК 74.202я73

© Загвязинский В.И., 2001

© Издательский центр «Академия», 2001

Дидактику (от греч. didaktikos — поучающий) традиционно оп­ределяют как относительно самостоятельную часть педагогики, изучающую содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, как общую теорию и методику обучения. Она призвана в конечном итоге дать педагогу-практику (воспита­телю дошкольного учреждения, учителю, педагогу средней спе­циальной и высшей школы и т. д.) ответы на ключевые вопросы образовательной практики: во имя чего и для чего учить (цели и ценности образования)? Кого обучать? Когда начинать система­тическое обучение? Где учить? Чему учить (содержание образова­ния)? Как учить (методы, приемы, технологии)? Как создать ус­ловия для полноценного и эффективного образования?

Поиски ответов на все эти вопросы связаны с конкретным пониманием целей и ценностей современного образования, сущ­ности и структуры обучения. Особенности этих вопросов в том, что ответы на них не так просты, как может показаться на первый взгляд, в том, что их решение далеко неоднозначно, ибо связаны они с определенной ситуацией в обществе, с конкретными усло­виями, в которых осуществляется учебно-воспитательный про­цесс, с тем или иным этапом (уровнем) образования, с тем, что почти каждая учебная ситуация может иметь не одну, а несколько вполне удовлетворительных решений, и многими другими факто­рами.

Мы попытаемся дать ответы на поставленные вопросы, исходя из современного понимания общественных функций, задач, сущ­ности и возможностей образования, но учитывая все богатство подходов и решений, накопленное классической педагогикой и педагогической психологией.

Необходимо сразу обозначить те исходные положения, кото­рые лежат в основе нашего (очень хотелось бы надеяться, что со­вместного с читателем) поиска истины, поиска, который у твор­ческого педагога продолжается всю жизнь.

1. Общая теория обучения (дидактика) — лишь относительно самостоятельный раздел педагогики. На самом деле обучение (пред­мет дидактики) — важнейшая составная часть воспитания и раз­вития личности. Вот почему дидактические закономерности, ка­тегории и подходы — это всегда конкретизация более общих пе­дагогических закономерностей и категорий, трактующих воспи­тание как процесс стимулирования и создания условий для реа-

лизации сущностных сил развития и становления личности чело­века. Современная дидактика осуществляет принципы гуманной педагогики, направленные на формирование свободной и твор­ческой личности.

2. Как часть педагогики дидактика не только наука, имеющая свою категориальную структуру, логику, инструменты развития и практической деятельности, но и искусство, в котором громад­ную роль играют личность педагога, его культура, эрудиция, пе­дагогический талант, изобретательность, творчество. Общие под­ходы, принципы, схемы, рекомендации, которые можно усво­ить, изучая курс, составят только базу для того, чтобы вдохнуть в живой процесс общения с учеником, его взросления, его челове­ческого становления («очеловечивания») живую душу, благород­ные мысли и чувства, чтобы искать и находить лучшие решения в постоянно изменяющихся ситуациях.

3. Изучающему дидактику, как и любые педагогические дис­циплины, предстоит преодолеть терминологические трудности, во многом связанные с неоднозначностью понимания смысла ве­дущих понятий. Это происходит, к сожалению, и с ведущими понятиями (категориями) педагогики — с понятиями «образова­ние» и «воспитание». В истории российской (а фактически, по смыслу, и мировой) педагогики всегда общим ключевым поня­тием служило понятие «воспитание» как более или менее жест­кое, целенаправленное руководство развитием личности. В гума­нистической педагогике под воспитанием понимается создание условий, стимулирование развития каждого ребенка и человека вообще, направленное на раскрытие и умножение его творчес­кого потенциала, его адаптацию в обществе как свободной са­мостоятельной личности. Однако в Законе Российской Федера­ции «Об образовании» 1992 г. термин «воспитание» был заменен на «образование» с разъяснением, что под образованием понима­ется обучение и воспитание. Позднее, в новой редакции 1996 г., в трактовке понятия «образование» на первое место поставили вос­питание («воспитание и обучение»), но сути это не изменило — фактически под образованием понимается прежде всего обучение по определенным программам, тем более что и в первой, и во второй редакции Закона речь идет об образовании прежде всего в учебных заведениях разного уровня, и даже для внешкольных вос­питательных учреждений было введено название «учреждение до­полнительного образования».

В учебном пособии указанные термины употребляются в их тра­диционном, непреходящем значении. Образование (воспитание мы уже определили) рассматривается как осуществляемый в образо­вательных учреждениях или самостоятельно (самообразование) про­цесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также (второй смысл

указанного понятия) и как результат этого процесса — определен­ный уровень овладения культурой (образованности), развитие лично­сти в контексте культуры.

Следовательно, средствами, способами образования выступа­ют обучение, понимаемое как взаимодействие того, кто учит, и того, кто учится (учебный процесс), самообразование и воспита­тельный процесс, осуществляемый во внеучебное время.

Воспитание же, включая в себя и учебный процесс, и самооб­разование, и организованную общественно полезную деятельность, охватывает всю жизнедеятельность человека, весь круг его позна­ния, все влияния общества и природы, т. е. понятие это более широкое и емкое по содержанию.

4. Следует учесть, что и воспитание, и образование в совре­менном понимании продолжаются всю жизнь. В научный обиход, в официальные документы все более прочно входят понятия «по­жизненное воспитание» и «непрерывное образование». Проще го­воря, человек теперь должен учиться и совершенствоваться всю жизнь, ибо сама жизнь сейчас быстро меняется и усложняется. Уровней, видов, форм образования становится все больше. Вот почему в предлагаемом вашему вниманию курсе речь будет идти об общих закономерностях, принципах, подходах к образованию и обучению, т. е. прежде всего об общей теории обучения (дидакти­ке). Конкретизация же общих подходов будет вестись преимуще­ственно на материале общего среднего и профессионального, в том числе высшего, образования, а учитывая профессиональную направленность подготовки студентов на факультетах государствен­ных педагогических университетов и педвузов, преимущественно с ориентацией на гуманитарную область (сферу) образования.

5. И последнее. Нет обучения и образования вообще. Есть обуче­ние конкретным предметам, сферам деятельности, обучение оп­ределенной профессии. Обучение всегда идет на конкретном ма­териале и учитывает его специфику. Дидактика изучает общие за­кономерности обучения, образования и развития личности в об­разовательном процессе. Она тесно связана с конкретными мето­диками изучения математики, физики, языка, истории и т.д., дает исходные положения к их пониманию, их интеграции в еди­ном образовательном процессе, но никоим образом их не подме­няет.

Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.