Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о принципах обучения




Вопросы для размышления и контроля

1. Что дает нам право говорить об обучении как процессе, в котором действуют объективные законы?

2. Если развитие подчиняется объективным законам, то какова же роль сознательной деятельности людей — субъектов обучения?

3. В каком смысле одно и то же положение (например, о единстве теории и практики, об обусловленности результатов обучения характе­ром деятельности обучаемых) мы можем толковать и как закон, и как принцип обучения?

4. Педагоги-новаторы, ученые, предлагающие собственные подходы, технологии, только познают и используют законы и закономерности обу­чения или способны создавать новые?

Литература

Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1998.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактиче­ский аспект. — М., 1982.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1952.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.

Леонтьев А. Н, Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

Сорокин Н.А. Дидактика. — М., 1974.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1998. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988. — Гл. 20.

 

Глава 4 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Теоретическая концепция обучения, представления о сущно­сти, целях, структуре, движущих силах и закономерностях обуче­ния должны найти применение в практике, послужить основой для проектирования учебного процесса и его осуществления. Мо­стом, соединяющим теоретические представления с практикой, служат принципы обучения.

Как нормативная для практики категория принцип характери­зуется всеобщностью, он обязателен для любого этапа, для лю­бой учебной ситуации, тогда как другие нормативные категории (правила, советы, рекомендации, требования) не носят столь обязательного характера («нет правила без исключения»). Но прин­ципы потому и являются исходными положениями для организа­ции практики, что они выступают результатом развития научного знания, теории, ибо «принципы не исходный пункт исследова­ния, а его заключительный результат» (Ф. Энгельс).

Принципэто инструментальное, данное в категориях деятель­ности выражение педагогической концепции, это методическое выра­жение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущ­ности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позво­ляющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.

Эмпирическое обоснование принципов, преимущественно вы­водившееся ранее непосредственно из практики, теперь все более заменяется полным теоретическим обоснованием, приводимым по схеме: практическая задача — научная проблема — замысел ре­шения — гипотеза — способы ее проверки — теоретическая интер­претация результатов — принцип. Некоторые процедуры такого обо­снования развиты в работах В. В. Краевского. Причем обосновани­ем каждого принципа может выступить не столько отдельное по­ложение, сколько педагогическая теория в целом, современная гуманно-личностная парадигма, что объясняется всеобщим харак­тером принципов, определяющих содержание и ход педагогичес­кого процесса в любых конкретных вариантах. Точно так же пол­ным выражением теории или закономерности является вся систе­ма принципов, обращенная к практике (см. схему 6). Что касается

конкретных условий обучения, то учет их производится на основе гибкого применения вытекающих из принципов требований, пра­вил и подбора соответствующих обстоятельствам методов.

Схема 6

Мы уже подчеркивали, что дидактика — неотъемлемая часть пе­дагогики, а обучение служит задачам воспитания и развития. Поэто­му общие принципы воспитания — воспитание в развивающей и обогащающей деятельности, в коллективе, в целенаправленном твор­ческом труде, сочетание требований и уважения к личности и др., а также общие принципы организации деятельности: предвидения и целеполагания, соответствия методов целям и содержанию деятель­ности, зависимости управленческих решений от конкретных усло­вий и др. — лежат в основе определения и использования принципов обучения и получают в них конкретное воплощение.

Принципы обучения рассматриваются в современной дидак­тике как рекомендации, направляющие педагогическую деятель­ность и учебный процесс в целом, как способы достижения педа­гогических целей с учетом закономерностей и условий протека­ния учебно-воспитательного процесса. Само по себе приведенное положение не вызывает возражений, однако оно мало раскрывает суть принципа как дидактической категории. Нам представляется, что суть любого принципа в том, что это рекомендация, ориентир в способах достижения меры, гармонии, продуктивного взаимодействия в сочетании каких-то противоположных сторон, начал, тенденций педагогического процесса. Противоположные тенденции обучения либо отражены в существе самого принципа, либо обнаружива­ются при его взаимодействии с другими принципами. Каждый принцип (или их пара), таким образом, регулирует разрешение конкретных педагогических противоречий, способствует общей гармонии, согласованности, взаимодействию.

Обратимся с этой точки зрения к ведущим принципам обуче­ния, современное прочтение которых будет приведено ниже. Дей­ствительно, принцип развивающего обучения, с изложенной точ­ки зрения, регулирует соотношение овладения содержанием изу­чаемого и развития; принцип систематичности нацеливает на дос­тижение единства части и целого, элемента и структуры в овладе-' нии содержанием; принцип наглядности регулирует отношение и взаимосвязь конкретно-образных и абстрактно-логических элемен­тов в познании; принцип прочности — взаимосвязь и взаимодей­ствие между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и за­поминанием, с другой; принцип научности регулирует соотноше­ния явления и сущности, объяснения и прогноза, истолкования и преобразования действительности; принцип положительной моти­вации и благоприятного эмоционального фона — соотношение по­требности и долга, рационального и эмоционального. Существуют принципы, двойственность которых заложена даже в их наимено­вании: связи теории с практикой, сочетания педагогического уп­равления с развитием самостоятельности обучаемых, единства учеб­ной и научно-исследовательской деятельности (в вузе), сочетания коллективной работы с индивидуальным подходом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.