Па автотракторных двигателях с принудительным водяным охлаждением ус- танавливаются насосы центробежного типа, имеющие относительно большую произво- дительность при сравнительно малых габа- ритах.
Центробежный насос состоит из кор- пуса 1 (рис. 170), крыльчатки 2, установ- ленной на валике 3, и уплотнительного уст- ройства. Валик 3 приводится во вращение от двигателя. Вода по патрубку 4 посту- пает внутрь корпуса 1, к центру крыль- чатки 2. При вращении крыльчатки вода отбрасывается центробежной силой к стенкам корпуса, откуда вытес- няется в водяную рубашку двигателя через отводящий патрубок 5, рас- положенный по касательной к корпусу.
У насоса дизеля Д-240 в чугунном корпусе 14 (рис. 171) в двух шариковых подшипниках 15 вращается валик 4 насоса. На переднем конце валика 4 на шпонке 3 насажена ступица 2, а на заднем конце на лыске — крыльчатка 9. Крыльчатка крепится болтом 10. Задний коиец валика уплотнен сальником 11. Насос установлен иа передней стенке блок-картера. К ступице 2 болтами привернут шкив 5. Шкив и, следо- вательно валик 4 приводятся во вращение ремнем 16 от шкива коленчатого вала дизеля. Подшипники 15 смазываются через мас- ленку 7 солидолом. Сальники 13 и 17 не дают смазке просочиться наружу.
Вентилятор / — осевого[16] типа, с четырьмя лопастями из листовой стали — прикреплен болтами к шкиву 5.
Объединение водяного насоса и вентилятора в один агрегат, имею- щий общий привод, упрощает конструкцию привода и снижает массу двигателя.
У дизелей СМД-14, СМД-60, А-41, А-01М, Д-50 устройство водяно- го насоса и вентилятора незначительно отличается от устройства водя- ного насоса и вентилятора дизеля Д-240.
Приводы водяных насосов ряда дизелей (Д-160 и ЯМЗ-240Б) и вентилятора дизеля ЯМЭ-238НБ шестеренчатые.
Особенностью вентилятора дизеля ЯМЭ-238НБ является наличие упругой муфты, предохраняющей детали привода вентилятора от поло- мок при резком изменении частоты вращения. Устроена муфта следую- щим образом. Стальная ступица 5 (рис. 172) насажена на шлицы вала 13 и закреплена гайкой 4. На ступицу с небольшим зазором установлен стальной диск 3. Резиновый элемент 6 привулканизирован к ступице 5 и диску 3. Четыре упорных втулки 19 с внутренней резьбой приварены к диску 3 и проходят через резиновый элемент 6. Шестилопастная крыль- чатка 1 вентилятора закреплена болтами 2 во втулках 19.
Рис. 170. Схема устройства н работы центробежного насоса:
' — корпус; 2— крыльчатка; Л — валик; 4— подводящий патрубок, о — отводящий патрубок.
Привод вентилятора дизеля ЯМЗ-240 осуществляется клиновидны- ми ремнями от шкива коленчатого вала через гидравлическую муфту отключения. Она имеет автоматическое устройство, установленное в во- дяной трубе правой головки цилиндров и обеспечивающее наиболее благоприятный тепловой режим работы дизеля.
У дизеля Д-37Е с воздушной системой охлаждения вентилятор со- стоит из рабочего колеса (ротора) 5 (рис. 164) и неподвижного направ- ляющего аппарата 9, которые отлиты из алюминиевого сплава.
Рис. 171. Водяной насос и вентилятор дизеля Д-240:
Ротор 5 имеет восемь радиально расположенных лопастей 4, а направляю- щий аппарат 9 — двадцать три лопасти переменного сечения, равномерно распо- ложенных по окружности. Ротор установлен на труб- чатый вал 15 и закреплен на нем совместно со шки- вом 11 стяжным болтом 6 и гайкой 12. Шкив приводит- ся во вращение двумя кли- новидными ремнями 14. Вал 15 вращается на двух шарковых подшипниках 8, установленных в ступице направляющего аппарата 9. Подшипники одноразовой смазки, поэтому в период эксплуатации ее добавлять не нужно. Хомутом 16 на- правляющий аппарат 9 прикреплен к кронштейну крышки распредели- тельных шестерен. Снаружи направляющий аппарат закрыт защитной сеткой 10.
При вращении ротора 5 в пространстве перед ним создается разре- жение, под действием которого наружный воздух засасывается в вен- тилятор через защитную сетку 10 и промежутки между неподвижными лопастями направляющего аппарата 9, расположенными под углом к ротору. Лопасти 4 вращающегося ротора нагнетают воздух в воздухо- распределительный кожух 1.
Тепловое состояние работающего дизеля регулируется дросселиро- ванием воздушного потока на входе в вентилятор. Для этого при тем- пературе окружающего воздуха 5° С и ниже на защитную сетку 10 устанавливают диск, который крепят на шпильках тремя гайками-ба- рашками, и отключают масляный радиатор переключателем, располо- женным на корпусе центрифуги.
На дизеле Д-37Е введено автоматическое регулирование тепло- вого режима изменением частоты вращения вентилятора. Для этой цели между шкивом 6 (рис. 173) привода вентилятора и его рото- ром 9 установлены гидродинамическая муфта (гидромуфта) 7 пере- менного наполнения и в головке второго цилиндра — регулятор 2 пода- чи масла.
Гидромуфта (рис. 174) состоит из ведущего (насосного) колеса 9, закрепленного на валу 20 стяжным болтом 21, и ведомого (турбинного) колеса 7, таким же способом закрепленного на валу 2. На насосном колесе 9 гидромуфты неподвижно закреплен стальной кожух 6, охва- тывающий турбинное колесо 7. Оба колеса гидромуфты представляют собой чаши из алюминиевого сплава с радиальными лопатками А, ко- торые между чашами образуют криволинейные каналы. Валы 20 и 2 не имеют жесткой кинематической связи.
В направляющем аппарате 11 сделан канал, в насосном колесе гидромуфты — отверстие Д, по которым масло из системы смазки дя- зеля подается в гидромуфту, а в кожухе 6 имеется калиброванное от- верстие Б, через которое масло из гидромуфты по патрубку 23 сли- вается в поддон картера дизеля.
Рис. 173. Схема системы воздушного охлаждения с автоматическим регулированием теплового ре- жима дизеля Д-37Е:
вращаются, когда дизель работает. Под действием центробежной силы масло, движущееся по лопаткам, увеличивает свою скорость, то есть приобретает необходимый запас кинетической энергии. Из насосного колеса масло с большой скоростью подводится к лопаткам турбинного колеса. При ударе о них его скорость уменьшается. Давление потока масла создает крутящий момент, который вращает турбинное колесо 7, вал 2 и ротор 3 вентилятора, закрепленный на этом валу. Вал 2 вра- щается в том же направлении, что и вал 20.
В гидромуфте образуется замкнутая циркуляция масла по кругу, показанному на рисунке 174 стрелками. Количество масла в гидромуф- те определяется разностью между количествами подводимого и отводи- мого через отверстие Б масла.
При целиком заполненной ма-слом гидромуфте ротор 3 вентилятора вращается с максимальной частотой. Уменьшение заполнения гидро- муфты маслом сопровождается снижением частоты вращения ротора вентилятора, а при его отсутствии ротор не вращается. Изменение ко- личества масла, поступающего в гидромуфту, а следовательно, и час- тоты вращения вентилятора, производится регулятором. Он состоит из корпуса 14, жидкостного чувствительного элемента (термобаллона) S, штока 10 и золотника 12. Нагреваясь от головки цилиндров, жидкость в термобаллоне расширяется и перемещает шток 10 и золотник 12. При этом золотник частично или полностью (в зависимости от темпера- туры головки цилиндров) открывает окно Г, в результате чего уве- личивается поток масла, поступающего в гидромуфту по отверстию Д. При снижении температуры головки цилиндров до определенно- го значения золотник 12 занимает такое положение, когда масло в муфту не поступает, а находившееся в ней масло сливается че- рез отверстие Б\ вследствие этого ротор вентилятора перестает вра- щаться.
У дизеля ЯМЗ-240Б вентилятор, так же как у дизеля Д-37Е, при- водится в движение через гидродинамическую муфту.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление