На автомобилях (ГАЗ-5ЭА, ЗИЛ-130, КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и т. д.) и некоторых тракторах (например, К-701) применяют трехфазные син- хронные генераторы переменного тока (Г250, Г271, Г272 и др.) с электромагнитным возбуждением и контактным устройством. Генерато- ры выполнены по единой схеме и отличаются в основном коструктив- ными особенностями и электрическими характеристиками.
Генератор Г272 автомобилей КамАЗ состоит из статора 13 (рис. 177), ротора, крышек 1 и 12, контактного устройства, выпрями- тельного блока 18, приводного шкива 8 и других элементов.
Сердечник статора собран из листов электротехнической стали в пакет с равномерно распределенными по окружности 18 зубцами и за- креплен винтами между крышками 1 и 12 из алюминиевого сплава. На зубцах размещены восемнадцать обмоточных катушек 15, закреплен- ных в пазах статора текстолитовыми клиньями. Катушки намотаны проводом диаметром 1,16 мм (восемнадцать витков) и образуют три фазы, включенные звездой. В каждую фазу входят шесть последова- тельно соединенных катушек, концы которых присоединены к трем зажимам 16 выпрямительного блока 18.
Ротор состоит из вала 9, контактных колец 2, двух полюсных нако- нечников 6, втулки 11 и обмотки возбуждения 14. Полюсные наконеч- ники стальные, шестиполюсные, северной (N) и южной (S) полярно- сти. Расположение таково, что наконечники одной полярности переме- щаются между наконечниками противоположной полярности. Между полюсными наконечниками находится втулка 11 обмотки возбужде- ния 14, содержащей 1490 витков провода диамет- ром 0,51 мм. Ротор вра- щается в шариковых под- шипниках 19 и 10 (закры- того типа, не требующие смазки), установленных внешними обоймами в крышках генератора. Бла- годаря крыльчатке 7 на шкиве 8 и прорезям в крышках для охлаждения генератора создается про- точная вентиляция.
Контактное устрой- ство образовано двумя медными контактными кольцами 2, щеткодержа- телем 3, двумя графито- выми щетками 5, прижи- маемыми пружинами 4 к контактным кольцам. К изолированным от вала кольцам припаяны концы 17 обмотки возбуждения 14. Одна (изолированная от массы) щетка соеди- нена с зажимом Ш гене- ратора, а вторая через корпус генератора — с массой.
В крышку 1 встроен полупроводниковый выпрямительный блок 18 из шести кремниевых диодов, соединенных в мостовую схему. На крышку со стороны выпрямителя выведены отрицательный и изолиро- ванный от массы положительный зажимы. К положительному зажиму присоединены контактной пластиной размещенные на изолированной от массы панели положительные зажимы диодов прямой полярности; отрицательный зажим замыкает на массу контактную пластину диодов обратной полярности.
Техническое обслуживание генератора Г272 (на примере автомо- билей КамАЗ) заключается прежде всего в очистке его генератора от грязи, проверке натяжения приводного ремня, затяжке болтов крепле- ния генератора и гайки крепления шкива (ТО-1). Во время ТО-2 про- веряют затяжку стяжных болтов генератора и состояние контактных соединений проводов. Через 50 тыс. км пробега (25 тыс. км для нового автомобиля) снимают щеткодержатель 3, проверяют свободное пере- мещение щеток в направляющих отверстиях, осматривают и при необ- ходимости зачищают контактные кольца 2, испытывают упругость пру- жин 4. Щетки заменяют, если их высота от опорной плоскости пружи- ны меньше 8 мм.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление