Радиатор состоит из верхнего 2 (рис. 165, а) и нижнего 11 баков, сердцевины 1 и деталей крепления. Обычно применяют трубчатые серд- цевины, представляющие собой несколько рядов вертикальных круглых или овальных (рис, 165,6) латунных трубок 13. Для увеличения поверх-
ности охлаждения трубок и повышения их жесткости на трубки надеты и припаяны к ним тонкие латунные пластины 14. Верхние и нижние ба- ки радиаторов и боковины, которые скрепляют их, отлиты из чугуна или сделаны из латуни. Верхний бак 2 (рис. 165, а) радиатора имеет горло- вину, плотно закрывающуюся крышкой 4, а нижний 11 — краник 10 или пробку для слива воды из системы. У сердцевин некоторых радиаторов концы трубок немного выступают над крайними пластинами — так на- зываемыми трубными досками, которые сделаны из более толстого, чем пластины 14, листового металла.
На большинстве тракторных двигателей верхний и нижний баки крепятся болтами к трубным доскам. Между сердцевиной и баками устанавливаются прокладки. Для придания радиатору необходимой прочности его верхний и нижний баки скрепляются стальными (Д-50 и А-41) или латунными (Д-240, ГАЗ-52) боковинами (стойками). Радиа- торы двигателей ГАЭ-53 изготовлены из алюминиевого сплава.
У двигателей ЗИЛ-130, Д-240 и некоторых других для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к радиатору, в местах соединения радиатора с рамой устанавливают резиновые прокладки.
Для регулирования интенсивности обдува водяного радиатора пе- ред ним устанавливается шторка 12 (рис. 163) или жалюзи (рис. 165 а).
Жалюзи радиатора двигателя ГАЭ-53 состоят из горизонтальных створок 9 (рис. 166, а и б), шарнирно закрепленных в каркасе 10 и на подвижной планке 11. Системой рычагов и тяг 13 подвижная планка И связана с рукояткой 14 управления жалюзи, размещенной в кабине. При помощи рукоятки 14 створки могут быть полностью открыты, закрыты или поставлены в промежуточное положение. В зависимости от степени открытия створок через радиатор проходит большее или меньшее коли- чество воздуха. Устройство жалюзи других двигателей мало отличает- ся от рассмотренного выше.
Радиаторы тракторных и комбайновых двигателей спереди закрыты облицовкой с предохранительной сеткой.
При повышении давления внутри системы охлаждения или при об- разовании разрежения в ней систему охлаждения необходимо соединять с атмосферой. Эту функцию выполняют паровой и воздушный клапаны.
Принцип работы и устройство этих клапанов у всех двигателей оди- наковы. Обычно они расположены в крышке 4 (рис. 165, а) горловины радиатора.
Паровой клапан 2 (рис. 165, в) открывается в случае избыточ- ного давления в системе, равного 0,03—0,04 МПа, и пар из системы ох- лаждения выходит по трубке 1 в атмосферу. При таком давлении тем- пература незакипевшей воды в радиаторе может достигнуть 109—111° С, вследствие чего представляется возможность несколько повысить тепло- вой режим двигателя.
Рис. 166. Устройство и управление жалюзи радиатора двигателя ГАЗ-53:
а — радиатор с жалюзи; б — жалюзи и их привод; / — верхний бак; 2— пароот- водная трубка; 3— датчик контрольной лампы; 4— крышка наливной горловины; о — трубка". 6— охлаждающая пластина; 7 — краник для елнва воды; 8 —ниж- ний бак; 9 —створка; 10— каркас; // — подвижная планка; 12— трос; 13 —си- стема рычагов и тяг управления жалюзи; 14 —рукоятка.
Воздушный клапан 9 служит для предотвращения деформации трубок радиатора, когда при осты- вании воды в системе охлажде- ния образуется разрежение. Он открывается, если разрежение достигает 0,001—0,01 МПа, и тог- да в систему охлаждения двига- теля по трубке 1 поступает воз- дух.
Патрубки радиатора, головки цилиндров и блок-картера обыч- но соединяются гибкими шлан- гами, которые зажимают на па- трубках специальными хомути- ками.
Радиатор дизелей ЯМЗ сое- динен с расширительным баком. Расширительный бак дизелей ЯМЗ различных модификаций и некоторых других оборудован па- ровоздушным клапаном.
Термостат служит для ускорения прогрева воды при запуске двигателя и автоматического поддержания ее температуры в опреде- ленных пределах.
На дизелях Д-50, Д-240, ГАЗ-52, ЯМЭ-238НБ используются жид- костные термостаты с двумя клапанами (рис. 167), а у двигателей ГАЭ-53 применен термостат с одним клапаном.
Рассмотрим устройство и работу двухклапанного жидкостного тер- мостата. Главная часть термостата — гофрированный баллон (силь- фон) 1 — изготовлен из тонкой листовой латуни и частично заполнен легко испаряющейся жидкостью. Нижней тарелкой сильфон припаян к кронштейну 9, укрепленному в корпусе 3 термостата. К верхней тарел- ке сильфона припаян вспомогательный клапан 4 и шток 11 с основным клапаном 7. Термостат устанавливают в патрубке, отводящем воду из головки цилиндров в радиатор, или в специальном корпусе (двигатель Д-50) так, чтобы сильфон был обращен в сторону водяной рубашки. На конической боковой поверхности корпуса 3 термостата имеется два окна 5. В тарелке основного клапана 7 сделано небольшое отверстие 8 для выпуска воздуха при заполнении системы охлаждения водой.
При температуре воды ниже 68°С основной клапан 7 (рис. 168, а) плотно прижат к седлу, и вода из головки цилиндров через окна 5 по- ступает по патрубку 2 в насос 8, а затем в водяную рубашку блок-кар- тера. Это малый круг циркуляции воды. Количество воды, циркулирую- щей в этот период работы двигателя, невелико, и, так как вода не про- ходит через радиатор 6, она быстро нагревается.
С повышением температуры воды жидкость в сильфоне начинает переходить в насыщенный пар, и давление в сильфоне увеличивается. Вследствие этого при температуре воды от 68 до 72° С основной кла- пан 7 постепенно открывается, а вспомогательный клапан 4 прикрыва- ет окна 5. При этом одна часть воды будет проходить по малому кругу, а другая — через радиатор по большому кругу циркуляции (водяная ру- башка головки цилиндров—термостат—радиатор—насос—водяная ру- башка блок-картера). Чем больше открывается основной клапан, тем больше воды циркулирует через радиатор.
Рис. 167. Термостат с двумя клапанами:
1— гофрированный баллон (сильфон); 2, 6 — прокладки; 3— корпус термостата; 4 —вспо- могательный клапаи; 5 —окна; 7 —основной клапан; S —отверстие для выпуска воздуха;9 —кронштейн; 10— направляющая штока; И — шток; 12— патрубок.
Когда температура воды достигнет 86° С, основной клапан пол- ностью откроется (рис. 168,6), а вспомогательный клапан полностью закроется, и вся вода будет циркулировать через радиатор.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление