Масляные насосы служат для нагнетания масла в систему смазки двигателя. На автотракторных двигателях применяются шестеренчатые масляные насосы. По принципу действия они не отличаются от шесте- ренчатых подкачивающих помп, рассмотренных в § 4 главы 9.
Масляный насос дизеля СМД-14 крепится к фланцу на нижней плоскости блок-картера. На валик 7 (рис. 156) напрессована ведущая шестерня 5, а шестерня 2 привода соединена с ним шпонкой. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси 8. Ведущая и ведомая шестерни расположены в корпусе 1. В отверстие 9 корпуса ввертывается штуцер 11 нагнетательного маслопровода с редукционным клапаном. При дав- лении в нагнетательном маслопроводе выше 0,7—0,8 МПа плунжер 12 клапана, преодолев сопротивление пружины 13, откроет отверстие 15, и часть масла будет сливаться в поддон картера. К отверстию 10 при- соединяется заборная трубка с маслоприемником 1 (см. рис. 151), снабженным фильтрующей сеткой.
Масляный насос, имеющий одну пару шестерен, называется одно- секционным. Такие насосы применяются у многих двигателей и по сво- ему устройству и действию мало отличаются от рассмотренного выше.
Применяются также насосы двухсекционные (например, двигатели ЯМЗ, А-01М, ГАЭ-53, ЗИЛ-130) и трехсекционные (дизель Д-160).
Масляные насосы тракторных дизелей приводятся во вращение от шестерни коленчатого вала, а в автомобильных карбюраторных двига- телях— от шестерни, выполненной заодно с распределительным ва- лом.
Масляный насос двигателя ГАЭ-53 (рис. 157, а, б) установлен сна- ружи блок-картера и прикреплен к нему на двух шпильках. Привод на- соса осуществляется от распределительного вала парой шестерен со спиральными зубьями через специальный четырехгранный валик, кото- рый своим нижним концом входит в квадратное отверстие ведущего валика 2 насоса. Корпуса 3 и 9 изготовлены из алюминиевого сплава и разделены чугунной пластиной 7. Шестерни секций — цилиндричес- кие, с прямым зубом. Ведущая шестерня 1 основной секции закреплена на валике 2 штифтом, а ведущая шестерня 8 дополнительной секции на шпонке. Ведомая шестерня 5 основной секции свободно вращается на оси 4, а ведомая шестерня 15 дополнительной секции— оси 14. Обе оси запрессованы в корпуса 3 и 9. В корпусе 9 размещен редукцион- ный клапан, состоящий из плунжера 13, пружины 12 и пробки 10 с прокладкой 11.
Конструкция и принцип работы двухсекционных масляных иасосов других двигателей незначительно отличаются от конструкции и прин- ципа работы насоса двигателя ГАЭ-53.
В масле по мере работы двигателя постепенно накапливаются ча- стицы несгоревшего топлива, продукты окисления масла (нагар, смо- листые вещества), а также частицы пыли и продуктов износа деталей двигателя. Если масло загрязнено, то работа двигателя сопровожда- ется повышенным износом его деталей.
Наиболее эффективным средством борьбы с ухудшением качества масел в двигателях служит фильтрация масел. При помощи фильтров можно удалить из масла не только сравнительно крупные частицы ме-
таллов и различных механических примесей, но и значительную часть мельчайших частичек пыли и осадков, находящихся в масле во взве- шенном состоянии.
Быстрое удаление из масла всех нежелательных примесей позволя- ет не только снизить абразивный износ, но и значительно задержать процесс старения самого масла.
Поэтому двигатель снабжается фильтром. У большинства совре- менных двигателей в качестве фильтра применяют полнопоточную ре- активную центрифугу (центробежный очиститель), а у дизеля Д-240 — полнопоточную центрифугу с бессопловым гидравлическим приводом.
В реактивных центрифугах масло очищается под действием цент- робежных сил, возникающих при вращении ротора центрифуги.
Основная часть центрифуги — ротор, установленный в корпусе 1 (рис. 158). Ротор состоит из остова 7 и крышки 6, отлитых из алюми- ниевого сплава. Обе детали соединены гайкой 9, а их герметичность в нижней части обеспечивается резиновым кольцом 14. Ротор в сборе надет на ось 8, которая на резьбе ввернута в корпус 1. Внутри оси 8 сделан ступенчатый канал для подвода масла внутрь ротора и установ- ки маслоотводящей трубки 13.
В бобышках остова ротора 7 ввернуты две форсунки 2 с калибро- ванными отверстиями. Сверху ротор закрыт колпаком 5, прижатым гайкой 11 к корпусу 1.
Под давлением 0,6—0,7 МПа масло поступает по каналу внутри оси 8 в ротор центрифуги. Заполнив ротор, часть масла проходит через форсунки 2 и вытекает из их отверстий с большой скоростью. Возника- ющие при этом реактивные силы струй масла направлены по каса- тельной к окружности ротора в сторону, противоположную направле- нию выхода масла. Они создают реактивный момент, который вращает
Нефимтробанноемаш
Масло, прошедшее через центрифугуМаемо, прошедшее : через перепускной кляпан
ротор с частотой около 6000 об/мин. Под действием центробежных сил взвешенные в масле твердые частицы с плотностью, превышающей плотность масла, осаждаются на внутренних стенках вращающегося ротора. Насадка 4 препятствует смыву отложений со стенок крышки ротора струей входящего масла. Очищенное масло, вытекающее из форсунок, идет в поддон картера.
Другая, основная часть очищенного масла по трубке 13 направля- ется в главную масляную магистраль.
Диаметр нижней шейки оси 8 несколько больше, чем диаметр верх- ней, поэтому площадь днища корпуса меньше площади крышки. Вслед- ствие разности этих площадей масло будет давить на крышку сильнее, чем на днище, то есть создается избыточная сила, уравновешивающая вес ротора и содержащегося в нем масла. Под действием избыточной силы ротор как бы всплывает, не оказывая давления на опору. Благо- даря этому уменьшаются потери на трение. Осевое перемещение рото- ра ограничивает упорная шайба 10, закрепленная на оси 8 гайкой 12.
В корпусе центрифуги размещен перепускной клапан 15, который при пуске холодного дизеля направляет поток масла в главную маги- страль, мимо центрифуги.
На дизелях ЯМЗ-240 установлен полноточный масляный фильтр с двумя параллельно работающими сменными фильтрующими элемен- тами, перепускным и сливным клапанами. Внутри металлического кар- каса фильтрующего элемента находится масса из древесной муки на пульвербакелитовой связке. Перепускной клапан имеет контактный датчик для контроля степени загрязнения фильтрующих элементов. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 0,25—0,30 МПа, клапан открывается, и часть неочищенного масла поступает в главную масляную магистраль, а в кабине водителя загорается сигнальная лампа.
Центрифуга с бессопловым гидравлическим приводом дизеля Д-240 устроена и работает иначе. В корпус 1 (рис. 159) центрифуги ввер- нута ось 3. На ней вращается ротор, состоящий из остова 8, внут- реннего стакана 7, нижней крышки 19 и верхней крышки 9, кото- рая крепится на остове 8 гайкой 10 и уплотняется резиновым коль- цом 4. Шайбой И и гайкой 12, установленными на верхнем резьбовом конце оси 3, ограничивается осевое перемещение ротора, которое не должно превышать 1,5 мм. Ротор сверху закрыт колпаком 13, который закреплен гайкой 15 с шайбой 14. Внутри оси 3 установлена маслоот- водящая трубка 18.
От масляного насоса масло по каналу 2, а затем по кольцевому ка- налу и отверстиям 6 в оси 3 проходит в насадок 5, который закреплен на оси винтом. Через щели в насадке масло выбрасывается в танген- циальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстия в остове 8 ротора попадает во внутренний стакан 7. Отража- тельный буртик остова 8 ротора направляет масло вверх. Под действи- ем центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и изно- са деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальные отверстия 16 в верхней части остова 8 выбрасывается во внутреннюю проточку остова в зоне входных радиальных отверстий 17 оси 3. При этом возникает реактив- ная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия 17 и трубку 18 поступает в главную масляную магистраль.
Предохранительный клапан 20 поддерживает перед ротором дав- ление 0,65—0,70 МПа. Если на входе в ротор давление масла выше, оно сливается через клапан в поддон картера.
Сливной клапан отрегулирован на давление 0,25—0,30 МПа и поддерживает необходимое давление в главной масляной маги- страли.
По маслопроводу 6 масло из фильтра поступает в нижний бачок 7 и, пройдя по трубкам радиатора, отводится по маслопроводу 1 в глав- ную магистраль. Двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снару- жи воздухом, масло охлаждается (при полностью открытой шторке) на 10—12° С. Масляные радиаторы такой конструкции применяются так- же на дизелях Д-50, Д-240, А-41, А-01М, Д-160.
Масляный радиатор двигателя ГАЗ-5Э показан на рисунке 160, б. Он состоит из двух бачков 2 и планок 4. В бачки впаяно шесть латун- ных трубок, а к трубкам припаяны охлаждающие пластины 3. Масло поступает в радиатор по шлангу 5 из главной магистрали через пре- дохранительный клапан 3 (см. рис. 152, а) и охлажденное отводится по шлангу 1 (рис. 160,6). Конструкция масляных радиаторов двигате- лей ЗИЛ-130 и ГАЗ-52 такая же, как и радиатора двигателя ГАЗ-53.
Поддоны картеров могут быть чугунные, из алюминиевого сплава или стальные, штампованные. Поддоны картера двигателей ГАЭ-53 и СМД-14 — стальные, штампованные. Они крепятся к блок-картеру болтами. Для уплотнения между блок-картером и поддоном ставится картонная прокладка. В сливное отверстие днища поддона ввернута пробка.
Уровень масла в поддоне картера двигателя проверяют масломер- ной линейкой, на которой нанесены риски. Масломерную линейку вставляют в трубку поддона.
Для контроля давления масла в системе смазки применяют указа- тели давления мембранного типа (см. главу 9, § 3) или электрический импульсный (см. главу 22 § 1).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление