Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройство фильтров очистки масла




Устройство масляных насос ов

Масляные насосы служат для нагнетания масла в систему смазки
двигателя. На автотракторных двигателях применяются шестеренчатые
масляные насосы. По принципу действия они не отличаются от шесте-
ренчатых подкачивающих помп, рассмотренных в § 4 главы 9.

Масляный насос дизеля СМД-14 крепится к фланцу на нижней
плоскости блок-картера. На валик 7 (рис. 156) напрессована ведущая
шестерня 5, а шестерня
2 привода соединена с ним шпонкой. Ведомая
шестерня 6 свободно вращается на оси 8. Ведущая и ведомая шестерни
расположены в корпусе
1. В отверстие 9 корпуса ввертывается штуцер
11 нагнетательного маслопровода с редукционным клапаном. При дав-
лении в нагнетательном маслопроводе выше 0,7—0,8 МПа плунжер
12
клапана, преодолев сопротивление пружины 13, откроет отверстие 15,
и часть масла будет сливаться в поддон картера. К отверстию 10 при-
соединяется заборная трубка с маслоприемником 1 (см. рис. 151),
снабженным фильтрующей сеткой.

Масляный насос, имеющий одну пару шестерен, называется одно-
секционным. Такие насосы применяются у многих двигателей и по сво-
ему устройству и действию мало отличаются от рассмотренного выше.

Применяются также насосы двухсекционные (например, двигатели
ЯМЗ, А-01М, ГАЭ-53, ЗИЛ-130) и трехсекционные (дизель Д-160).

Масляные насосы тракторных дизелей приводятся во вращение от
шестерни коленчатого вала, а в автомобильных карбюраторных двига-
телях— от шестерни, выполненной заодно с распределительным ва-
лом.

Масляный насос двигателя ГАЭ-53 (рис. 157, а, б) установлен сна-
ружи блок-картера и прикреплен к нему на двух шпильках. Привод на-
соса осуществляется от распределительного вала парой шестерен со
спиральными зубьями через специальный четырехгранный валик, кото-
рый своим нижним концом входит в квадратное отверстие ведущего
валика
2 насоса. Корпуса 3 и 9 изготовлены из алюминиевого сплава
и разделены чугунной пластиной 7. Шестерни секций — цилиндричес-
кие, с прямым зубом. Ведущая шестерня 1 основной секции закреплена
на валике 2 штифтом, а ведущая шестерня 8 дополнительной секции на
шпонке. Ведомая шестерня
5 основной секции свободно вращается на
оси
4, а ведомая шестерня 15 дополнительной секции— оси 14. Обе
оси запрессованы в корпуса
3 и 9. В корпусе 9 размещен редукцион-
ный клапан, состоящий из плунжера
13, пружины 12 и пробки 10 с
прокладкой 11.

Конструкция и принцип работы двухсекционных масляных иасосов
других двигателей незначительно отличаются от конструкции и прин-
ципа работы насоса двигателя ГАЭ-53.

В масле по мере работы двигателя постепенно накапливаются ча-
стицы несгоревшего топлива, продукты окисления масла (нагар, смо-
листые вещества), а также частицы пыли и продуктов износа деталей
двигателя. Если масло загрязнено, то работа двигателя сопровожда-
ется повышенным износом его деталей.

Наиболее эффективным средством борьбы с ухудшением качества
масел в двигателях служит фильтрация масел. При помощи фильтров
можно удалить из масла не только сравнительно крупные частицы ме-



таллов и различных механических примесей, но и значительную часть
мельчайших частичек пыли и осадков, находящихся в масле во взве-
шенном состоянии.

Быстрое удаление из масла всех нежелательных примесей позволя-
ет не только снизить абразивный износ, но и значительно задержать
процесс старения самого масла.

Поэтому двигатель снабжается фильтром. У большинства совре-
менных двигателей в качестве фильтра применяют полнопоточную ре-
активную центрифугу (центробежный очиститель), а у дизеля Д-240 —
полнопоточную центрифугу с бессопловым гидравлическим приводом.

В реактивных центрифугах масло очищается под действием цент-
робежных сил, возникающих при вращении ротора центрифуги.

Основная часть центрифуги — ротор, установленный в корпусе 1
(рис. 158). Ротор состоит из остова 7 и крышки 6, отлитых из алюми-
ниевого сплава. Обе детали соединены гайкой
9, а их герметичность в
нижней части обеспечивается резиновым кольцом
14. Ротор в сборе
надет на ось 8, которая на резьбе ввернута в корпус 1. Внутри оси 8
сделан ступенчатый канал для подвода масла внутрь ротора и установ-
ки маслоотводящей трубки
13.

В бобышках остова ротора 7 ввернуты две форсунки 2 с калибро-
ванными отверстиями. Сверху ротор закрыт колпаком
5, прижатым
гайкой
11 к корпусу 1.

Под давлением 0,6—0,7 МПа масло поступает по каналу внутри
оси 8 в ротор центрифуги. Заполнив ротор, часть масла проходит через
форсунки
2 и вытекает из их отверстий с большой скоростью. Возника-
ющие при этом реактивные силы струй масла направлены по каса-
тельной к окружности ротора в сторону, противоположную направле-
нию выхода масла. Они создают реактивный момент, который вращает


 
Нефимтробанноемаш
Масло, прошедшее через центрифугу Маемо, прошедшее : через перепускной кляпан
Масло, проходящее очисгпну
Рис. 158. Реактив- ная центрифуга дизеля СМД-60:
клапан.
Уоловнр/е обозначения--
1 — корпус центри- фуги; 2 —форсунка: 3 — сетка маслоотра- жателя; 4— насадка;5— колпак; 6 — крышка ротора; 7 — остов ротора; 8— ось ротора; 9 — гайка ро- тора; 10— шайба упорная; II — гайка специальная; 12 — гайка; 13—маслоот- водящая трубка; 14— резиновое кольцо;15— перепускной

ротор с частотой около 6000 об/мин. Под действием центробежных сил
взвешенные в масле твердые частицы с плотностью, превышающей
плотность масла, осаждаются на внутренних стенках вращающегося
ротора. Насадка
4 препятствует смыву отложений со стенок крышки
ротора струей входящего масла. Очищенное масло, вытекающее из
форсунок, идет в поддон картера.

Другая, основная часть очищенного масла по трубке 13 направля-
ется в главную масляную магистраль.

Диаметр нижней шейки оси 8 несколько больше, чем диаметр верх-
ней, поэтому площадь днища корпуса меньше площади крышки. Вслед-
ствие разности этих площадей масло будет давить на крышку сильнее,
чем на днище, то есть создается избыточная сила, уравновешивающая
вес ротора и содержащегося в нем масла. Под действием избыточной
силы ротор как бы всплывает, не оказывая давления на опору. Благо-
даря этому уменьшаются потери на трение. Осевое перемещение рото-
ра ограничивает упорная шайба 10, закрепленная на оси 8 гайкой 12.

В корпусе центрифуги размещен перепускной клапан 15, который
при пуске холодного дизеля направляет поток масла в главную маги-
страль, мимо центрифуги.

На дизелях ЯМЗ-240 установлен полноточный масляный фильтр
с двумя параллельно работающими сменными фильтрующими элемен-
тами, перепускным и сливным клапанами. Внутри металлического кар-
каса фильтрующего элемента находится масса из древесной муки на
пульвербакелитовой связке. Перепускной клапан имеет контактный
датчик для контроля степени загрязнения фильтрующих элементов.
Когда разность давлений до и после фильтра достигает 0,25—0,30 МПа,
клапан открывается, и часть неочищенного масла поступает в главную
масляную магистраль, а в кабине водителя загорается сигнальная
лампа.

Центрифуга с бессопловым гидравлическим приводом дизеля Д-240
устроена и работает иначе. В корпус 1 (рис. 159) центрифуги ввер-
нута ось 3. На ней вращается ротор, состоящий из остова 8, внут-
реннего стакана 7, нижней крышки
19 и верхней крышки 9, кото-
рая крепится на остове
8 гайкой 10 и уплотняется резиновым коль-
цом
4. Шайбой И и гайкой 12, установленными на верхнем резьбовом
конце оси 3, ограничивается осевое перемещение ротора, которое не
должно превышать 1,5 мм. Ротор сверху закрыт колпаком
13, который
закреплен гайкой
15 с шайбой 14. Внутри оси 3 установлена маслоот-
водящая трубка 18.

От масляного насоса масло по каналу 2, а затем по кольцевому ка-
налу и отверстиям
6 в оси 3 проходит в насадок 5, который закреплен
на оси винтом. Через щели в насадке масло выбрасывается в танген-
циальном направлении, приобретает вращательное движение и через
отверстия в остове 8 ротора попадает во внутренний стакан 7. Отража-
тельный буртик остова 8 ротора направляет масло вверх. Под действи-
ем центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и изно-
са деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло
с большой скоростью через тангенциальные отверстия 16 в верхней
части остова 8 выбрасывается во внутреннюю проточку остова в зоне
входных радиальных отверстий
17 оси 3. При этом возникает реактив-
ная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия
17 и
трубку
18 поступает в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан 20 поддерживает перед ротором дав-
ление 0,65—0,70 МПа. Если на входе в ротор давление масла выше,
оно сливается через клапан в поддон картера.

Сливной клапан отрегулирован на давление 0,25—0,30 МПа и
поддерживает необходимое давление в главной масляной маги-
страли.

 

По маслопроводу 6 масло из фильтра поступает в нижний бачок 7
и, пройдя по трубкам радиатора, отводится по маслопроводу 1 в глав-
ную магистраль. Двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снару-
жи воздухом, масло охлаждается (при полностью открытой шторке) на
10—12° С. Масляные радиаторы такой конструкции применяются так-
же на дизелях Д-50, Д-240, А-41, А-01М, Д-160.

Масляный радиатор двигателя ГАЗ-5Э показан на рисунке 160, б.
Он состоит из двух бачков
2 и планок 4. В бачки впаяно шесть латун-
ных трубок, а к трубкам припаяны охлаждающие пластины 3. Масло
поступает в радиатор по шлангу
5 из главной магистрали через пре-
дохранительный клапан
3 (см. рис. 152, а) и охлажденное отводится
по шлангу 1 (рис. 160,6). Конструкция масляных радиаторов двигате-
лей ЗИЛ-130 и ГАЗ-52 такая же, как и радиатора двигателя ГАЗ-53.

Поддоны картеров могут быть чугунные, из алюминиевого сплава
или стальные, штампованные. Поддоны картера двигателей ГАЭ-53 и
СМД-14 — стальные, штампованные. Они крепятся к блок-картеру
болтами. Для уплотнения между блок-картером и поддоном ставится
картонная прокладка. В сливное отверстие днища поддона ввернута
пробка.

Уровень масла в поддоне картера двигателя проверяют масломер-
ной линейкой, на которой нанесены риски. Масломерную линейку
вставляют в трубку поддона.

Для контроля давления масла в системе смазки применяют указа-
тели давления мембранного типа (см. главу 9, § 3) или электрический
импульсный (см. главу 22 § 1).

Рнс. 160. Масляные радиаторы: а — масляный радиатор автотракторных дизелей: / •—отводящие маслопровод; 2— поворотный угольник; 3— стальные трубки; 4— болт; 5— верхний бачок; 6— подводящий цаслопрдвод: 7 — нижний бачок; 8 —перегородки; б—масляный радиатор двигателя ГАЗ-53; 1 — отводящий шланг; 2— бачок; 3— пластина; 4— планка; 5 —полводящнй щдзнг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.