Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №6. Као шиш миш из пакла




 

Ш утить не трудно, даже имея в активе одну или несколько формул соз-дания шутки, можно легко прослыть остроумным человеком. И даже зарабатывать своим седьмым чувством — чувством юмора какие-то деньги.

Это легко. А вот что сложно, так это найти тему.

Во французском языке есть фраза l'esprit d'escalier (Остроумие на лест-нице), которая означает не только хороший, достойный, остроумный ответ, когда время уже упущено, но и то, что автор читал популярную год назад заметку про интересные слова, отсутствующие в русском языке. Что пока-зательно, автор регулярно шерстит интернет и другие каналы информа-

 

ции, чтобы быть в курсе. Ведь юмор должен быть актуальным. Поэтому неслучайно заглавием этой главы стали слова из «Алисы в зазеркалье», что нужно бежать со всех ног (и по-скольку олбанский уже тысячу лет назад перестал быть трендом – ска-заны они на сербском).

Не буду спорить, есть вечные темы: быт, деньги, любовь, Гоголев-ский мост. И шутки, пронесенные через века. Например, древнеперсидский

анекдот про Моллу Насреддина...

 

Накануне праздника Молла купил на базаре полный тюк разных подарков и повез их домой. Сам он сел на осла, а тюк положил на плечо. Все встречные спрашивали его:

 

– Молла, почему ты положил тюк не на осла, а взвалил на себя и зря утруждаешься?

 

– Хорошо,- ответил Молла,- что же вы ду-

маете? Вы хотите, чтобы осел тащил меня

и такую тяжелую сумку? Это уже не по со-

вести. Я сделал так, чтобы вся тяжесть на

осла не наваливалась.

...имеет точно такую же фабулу, что и че-

бурашкино: «давай я понесу вещи, а ты поне-

сешь меня». Да и правнуки наши, услышат эту

шутку в адаптированном для своего времени

варианте.

Но, повинуясь старому правилу «Утром

в газете, вечером в куплете», еще раз скажу,

что юмор должен быть актуальным. Зритель

(и неважно кто это: зал на 5000 человек или Молла Насреддин.


 


 
Двуглавый
орел.

собственный кот, который, естественно, все понимает, только говорить не может) гораздо более обрадуется шутке или даже полушутке на ту тему, ко-торая его волнует, чем анекдоту про сумку на осле, если он, конечно, сказан не ослом несущим вас и сумки. Но тогда смешным является не сам анек-дот, который все уже слышали, а то, что говорящий (ааа, говорящий осел) актуально применил его к сложившийся ситуации. Поэтому и стоит только произойти какому-либо событию, как тут же со всех сторон слышится:

 

Рецидивист Сиплый боится, что сидящие с ним в камере PussyRiot осквер-нят храм на его спине.

 

И создаются многочисленные пародии на Gangnam style. Но мы уже ска-зали: Давай до свидания «Давай до свидания», да и PSY с балаклавами на очереди.

 

Актуальные шутки – это легкий смех, ведь достаточно просто упомина-ния, полушутки, чтобы люди рассмеялись или по крайней мере улыбнулись, будто сказав «cheese». Но бесплатный cheese бывает только с истекшим сро-ком годности, поэтому естественно, что актуальные шутки имеют множе-ство минусов, и основной из них — время. (Наглядный пример, этот кусок текста написан полгода назад, и примеры про Pussy riot, PSY, и давай до сви-дания были ещё актуальны. А сейчас эти примеры приходится напоминать даже самому себе).

 

Юмор из них испаряется вместе с актуальностью. И если следующая шут-ка...

 

После переименования полиции в милицию буквы П и М стали менять ме-стами во всех словах. Теперь страной управляют Мутин и Педведев.

 

…еще вызывает смех (хотя уже не тот, что раньше, да и то, больше из-за протестных настроений в стране, нежели из-за милиции), то очень смешной анекдот времен Хрущева...

- Почему российский герб — двуглавый орел?

- Одна голова — по промышленности, другая — по сельскому хозяйству.

...сейчас многие посчитают ересью, поскольку не знают или не помнят,

 

что при нем произошло разделение партийно-государственного аппарата на промышленный и сельский сектора. Да что греха таить, про самого Хрущева моло-дежь мало что помнит, кроме огромного ко-личества наград и поцелуев с другими мужи-ками (Или это все-таки был Брежнев, что-то я уже не помню).

Хотя тут стоит отметить, что жизнь наша циклична и многие шутки с увядшей акту-альностью просто ждут своего часа на полке. Например, после крупного соревнования по биатлону, можно будет вновь процитиро-вать:

 

Не выдержав позора, биатлонисты хоте-ли застрелиться, но только измотали себя штрафными кругами.

 

А на очередной кинопремьере очередно-


 


Троянский конь.

го сиквела заявить, поменяв лишь цифру части:

 

Майкл Дудикофф настолько забытый актер, что его даже не позвали сниматься в Неудержимые 3.

 

Мысль о том, что на смех пробивают в первую очередь злободневные шутки, пришла не мне первому в голову и не вы единственные, кто об этом прочитал; это общеизвестный факт. Поэтому все юмо-ристы, в той или иной степени стараются использовать это, чтобы срубить поболь-ше ХА-ХА, и шутят на актуальные темы. И тут важно быть первым или в тройке лиде-ров. Поскольку первая шутка в тему, даже слабая, собирает до 50% ХА-ХА, выделен-ного на небесах для того или иного факта, остальным достаются жалкие объедки. И

 

каждая последующая шутка имеет право на жизнь, только если она силь-нее предыдущей на эту же тему. И так до того момента, пока это не станет штампом и кто-то эту тему не закроет. Например, в свое время были легио-ны шуток про то, что Ксения Собчак ждет принца на белой себе, имеет за плечами высшее образование и маленькую тележку. Деревянная Ксения помогла грекам проникнуть в Трою. Потом шутки про лошадь стали воспри-ниматься, не как нечто парадоксальное, а как простой факт, следовательно, перестали быть шутками и стали штампами. Тему закрыла сама Собчак, в одной из заставок телеканала с ржанием перепрыгнув через барьер из трех букв названия телеканала.

 

Поэтому важно не только пошутить актуально, но и сделать это первым. Ведь порой счет идет на секунды. Однажды во время дружеских посиделок за чаем с тортиком, мне довелось поучаствовать в необычном соревнова-нии на скорость вращения челюстями. Одна из моих подруг, в достаточно циничной компании позволила себе подставиться фразой под очевидную шутку, но в этот момент у всех во рту был очередной кусочек неимоверно вкусного тортика, а, следовательно, все в эту же секунду, оценив ситуацию и переглянувшись, усиленно начали жевать, чтобы освободить ротовую по-лость раньше других, и, высказав все, что они думают по данному вопросу, надеть на себя венец остроумия. Это единственный раз, когда любовь к тор-тикам подвела меня, кусок в моем рту был больше, я проиграл забег и чуть не подавился чаем.

 

Поэтому, друзья, а также враги и люди, которым я безразличен, хотите шутить — делайте это на актуальные темы, первыми и в нужный момент. Ну, а если вы, как и я, тот еще слоупок, тормоз и рот ваш забит тортиком, созда-вайте актуальность своих шуток сами, а как можете прочитать чуть выше в главе «подстилька».


 

 


Азбука Морзе - [...] [.--.] [---] [...] [---] [-...] [#] [-.-] [---] [-..] [..] [.-.] [---] [.--] [.-] [-.] [..] [.-.-] [#] [..] [-.] [..-.] [---] [.-.] [--] [.-] [-.-.] [..] [..] [#] [...] [#] [.--.] [---]
[--] [ --- ] [--. -] [ -.. -] [.. --] [#] [-] [---] [---.] [.] [-.-] [#] [..] [#] [-] [..] [.-.] [.]

 

Раздел семь. Кто в доме хозяин

 

С екрет успеха любого клоуна в его любви к зрителю. Зрителя надо лю-бить всегда, даже если Ваш единственный зритель ваша мама. Её надо любить тем более. Ведь вы выходите на сцену или каламбурите за столом на чьей-то кухне только ради зрителя. Не ради себя, не ради жюри или плюшек

с маком. А исключительно для него.

 

Именно зритель отдает вам свой смех и аплодисменты, а если вы достиг-ли определенного уровня юмора, то и деньги. Поэтому надо ценить каждо-го зрителя, даже того засранца, который уходит чуть раньше, чтобы успеть забрать куртку в гардеробе без очереди. Да — даже он важен нам, хоть его и хочется убить, когда провожаешь взглядом со сцены.

 

Можно для себя просто ушутиться в пустой комнате, но ни одного смешка в ответ вы не получите, а если батарея оценит ваш юмор и со скрипом улыб-нется, значит ваш зритель батарея и вы выступаете ради неё, а не ради себя. Поскольку нельзя шутить «ни для кого», у каждой шутки должен быть адресат и вы прекрасно должны себе представлять кто именно этот адресат.

 

Нельзя подобно барабанщику Укупника отбивать азбукой Морзе: «помо-гите», если никто из немногочисленных зрителей в зале не знает «азбуки Морзе». Поэтому важно знать, что интересно зрителю. И если зритель у Вас один, да ещё и ваша мама, то тут всё просто, она воспримет всё что угодно от своего чада. А если зрителей больше – 10 человек, целый зал, аудитория

 

федерального канала? Всё несколь-ко сложнее.

Поэтому желательно заранее знать перед какой аудиторией вы выступаете и сразу полюбить или возненавидеть своего зрителя. Ведь от любви до ненависти один шаг. Потому что только влюбленный или ненавидящий человек может

изливаться юмором или сарказмом по полной, весь превращаясь в источ-ник смеха. Вы посмотрите на влюбленного юношу, как он распушил хвост перед своим единственным зрителем, девушкой, которую желает покорить. Или как изливают друг на друга ведра забавной грязи и яда непримиримые противники. Остается только запастись поп-корном и наблюдать за тем или иным.

 

Поэтому любите своего зрителя, как делает большинство или ненавидьте его подобно андеграундным исполнителям, начиная с Маяковского в жел-той кофте. Хамите им или преклоняйтесь. Но и своего врага и свою любовь надо знать полностью.

 

И нет не значимого зрителя. Даже сидящий на последнем ряду зритель


 


На своих первых высту-плениях, в составе фу-туристов Владимир Вла-димирович, не бойтесь

 

Маяковский выступал в женской желтой кофте, как пощечине обществен-ному вкусу.

 

 

Маятник Фуко – роман Умберто Эко, похож на код да Винчи, точнее наобо-рот, только интересней и забавней. Роман про за-говор тамплиеров, загадки истории и Кондопогу – пуп земли.


важен для Вас. Поэтому любая шутка должна быть исполнена так, чтобы её было видно и слышно всем, а не только избранным.

 

То, перед каким зрителем вы вы-ступаете, - и определяет степень дозволенности. Есть шутки, кото-рые можно рассказать другу на ухо или кинуть сообщением в ась-ке, есть шутки – удел которых сце-на закрытой клубной вечеринки, где можно практически всё. Есть студенческий зал, где всё долж-но быть слегка интеллигентней. А есть многомиллионная аудитория, и тут у меня следующий критерий: если Вам не стыдно рассказать шутку своей маме или малолетне-му чаду, вы можете выносить её и на многотысячную аудиторию, а нет — так нет.


 


А что любит зритель. Зритель любит, чтобы говорили про него. Про его город, профессию, увлечения. Именно поэтому нас радует фраза из романа Умберто Эко «Маятник Фуко»: «Разве надо столько кусочков для того, что-бы сообщить, что Пуп земли обретается, скажем, в Баден-Бадене, Виннипе-ге или Кондопоге?». Жили бы мы в Чебоксарах, нам бы было фиолетово до этой фразы.

 

Поэтому тактически, перед тем как выступать где-то, следует узнать ва-шего зрителя, узнать, какие особенности есть у зала: может, это корпоратив или гастроли в другом городе. Надо узнать про профессию или город, по-грузиться со зрителем в одну культурную среду. И не просто открыть Ви-кипедию и прочитать. Лучше узнать еще и неофициальную информацию, поговорив с местными перед выступлением.

 

Поэтому и разговаривать надо на языке, понятном зрителю, поскольку суахили мало кто понимает, но тут есть и другая крайность, надо быть слег-ка умнее зрителя, не опускаться до уровня толпы. И хоть ориентироваться на неё, но не идти у неё на поводу. Все они прекрасные люди по отдельно-сти, но чем больше толпа, тем меньше в ней интеллекта и всегда есть риск, потворствуя толпе, спуститься в выгребную яму юмора. Поэтому надо слег-ка парить над толпой.

 

Ну, а если впадать в крайности, можно всегда вовлекать зал в свое дей-ствие, чтобы он чувствовал себя участником процесса. Это, наверное, выс-ший пилотаж, поскольку сочетает в себе хорошо подготовленный сценарий и умение импровизировать, поскольку любимый зритель – животное не-предсказуемое. И на определенную его реакцию мы, конечно, можем на-деяться, но не можем угадать на 100%.


 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.