Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пункт Ж. Шаблон разрыва




 

Р ужьё. Многие мои друзья, знакомые и про-сто безразличные мне люди, которых я вижу второй раз в своей жизни, часто задают вопрос. В зависимости от степени образованности во-прос может звучать по-разному: «А где килт? Где твое клетчатое чудо? А что, юбку сегодня не на-дел? И большинство из них уверены, что этот килт у меня есть, что я хоть раз его в руках держал. И очень много копий сломано чтобы доказать им обратное. Копий одной и той же фразы: «Нет у меня килта, и никогда не было». Рагзадка этого полтергейста в том, что я часто хожу в клетчатом берете с такой же сумкой или шарфом. А мозг

человеческий так устроен, что видя эти кельтские предпосылки оставляет в памяти клишированный образ чего-то шотландского, а значит и килта. Нашему сознанию часто наплевать на мелочи оно воспроизводит образ и нередко поправляет в сознании если что-то не так, если не верите верни-тесь к слову «разгадка» на пару строчек выше, все же смогли его прочитать, даже те, кто заметили ошибку, поняли что это за слово. Потому что мозг вос-принял не само его написанное, а его образ в вашей голове, из того набора «клише и трафаретов для разных ситуаций», что хранит ваш мозг постоянно пополняя, чтобы автоматизировать рутинные дела. Всё, что яркого проис-ходит в жизни, человек запоминает, но это 10 % прожитого вами времени, всё остальное ежедневная периодическая серость. Вся жизнь состоит из цепочек идентичных восприятий и действий.

  На чем, кстати, основана гештальтпси-  
  хология. Первичными данными психоло-  
  гии являются целостные структуры (геш-  
  тальты), в принципе не выводимые из  
  образующих их компонентов. Предметы,  
  составляющие наше окружение, воспри-  
  нимаются чувствами не в виде отдельных  
  объектов, а как организованные формы.  
  Восприятие не сводится к сумме ощу-  
  щений, а свойства фигуры не описыва-  
  ются через свойства частей. Собственно  
  гештальт являет собой функциональную  
  структуру, упорядочивающую многооб-  
Еще один рисунок, основанный разие отдельных явлений. Своеобразный  
шаблон, который юморист и должен раз-  
на целостном восприятии.  


 


Наглядное подтверждение, что одна и та же фигура воспринимается по разному в зависимости от группы объектов.

рушить. И тогда зритель понимая, что что-то идет не так будет смеяться.

 

К этому психическому восприятию прибавляется еще и культурное на-слоение. И тут речь не только о по-словицах, поговорках и крылатых вы-ражениях. Летописи и те не отражали

 

реально произошедшего, по сути они не описывали события, они просто цитировали моменты из священного писания, в которых произошло что-то похожее, при этом меняя имена. Даже люди никогда не слушающие Верку Сердючку знают слова пары ее хитов. И не верьте им, если вам скажут, что поезд ушел, мы ответим прямо, что подождем другой. Не верьте им, если скажут, что это не так. В Турции уверены, что число отдыхающих из Таги-ла давно превысило население самого города. Да что там, даже несколько музыкальных нот несут с собой ворох ассоциаций. Попробуйте включить фильм «Человек с бульвара капуцинов», момент где несколько ковбоев раз-говаривают «об искусстве», заглушите звук и включите разные музыкаль-ные треки и в зависимости от нот вы увидите на экране и «горбатую гору», и «матрицу», и шпионский детектив, и фильм Тарантино, да всё что захотите в одних и тех же кадрах, реагируя на музыку. Все мы «люди Павлова», мы бес-сознательно предугадываем по разным признакам по какому из пережитых нами шаблонов ситуация будет разворачиваться дальше. Шаблон – это вам не в тапки ноги засовывать, эта штука посильнее Фауст-патрона. И человек очень удивляется, когда что-то идет не так. Если на Вас нападают хулиганы, не проявляйте агрессию, попробуйте лизнуть главного из них в лицо.

А если человек удивляется, он смеется. Поэтому надо использовать эти условные рефлексы сапо гомиуса и взяв большой лом воткнуть его в центр клише и переломать, разворошить всю последо… (допишите это слово сами, я уверен оно совпадает с моим).

 

И тут есть несколько пластов юмора. Первый – просто шутки над усидев-шимися тыражениями, неожиданные их окончания. И тут не важно какой будет подача – высокой (пословицы, поговорки, и другой фольксваген), или низкой – бытовые фразы, ситуации, да хоть свободные Куба и касса. Главное чтобы удар битой был резче и неожиданней. В данной ситуации юмор удоб-ней всего писать вдвоем, первый подает фразу, второй отбивает. И если первый засмеялся его надо успокоить.

 

Уровень чуть выше, шутить уже не со словами, с ситуациями, типичными как голлливудский фильм, набившими оскомину, как лишняя «л». Часто ведь бывает такое, начинаешь смотреть фильм и уже примерно знаешь, чем он за-кончится, всё по Станиславскому, самые прозорливые заметили, что в этой главе в начале красной строкой висит ружьё и самые догадливые ждут, когда же в конце оно выстрелит. Так вот, чтобы насмешить человека надо показать ему начало голливудского фильма, дать такие предпосылки, чтобы он уве-ровал в то, что знает что будет дальше. И как только символ веры принят, в самый неожиданный момент, сменить правила игры и сделать максимально противоположное его ожиданиям, но, желательно, вместе с тем логичное. Пусть и с неестественной логикой. Тогда наступает паника, а потом рассла-


 


бление, вызывающее смех. Если, конечно, эта неожиданность не связана с трагедией, а иначе получится как с 9 серией 3 сезона «Игры престолов».

 

Наконец, отзеркалим юицаутис. Если можно ломать стереотипы, то мож-но и наоборот, не ломать. А пользоваться стандартными поведенческими моделями, чтобы предугадать реакцию собеседника или зрителя на проис-ходящее, опередить его и высмеять именно эту реакцию. Это как в стихот-ворных строках у Бальмонта.

 

Вот открыт балаганчик Для веселых и славных детей, Смотрят девочка и мальчик На дам, королей и чертей.

 

И звучит эта адская музыка, Завывает унылый смычок. Страшный черт ухватил карапузика,

И стекает клюквенный сок.

И сейчас больше половины читателей думают, к чему я привел эти стро-ки, и вряд ли кто-то заметил, что это совсем не Бальмонт, а Бродский, вы просто по инерции верите мне. Ружье упало, как ему положено в конце гла-вы, но глава продолжается.

 

Отличный пример слома стереотипов. Мы привыкли, что титры рулоном


 

Сергей Курехин. – Музы-кальный гений, сотрудни-чал с Гребенщиковым, Цоем и многими другими. Созда-тель Поп-механики. В на-чале 90-х посвятил одну из

телепрограмм доказательству того, что Ленин – гриб. Несмотря на то, что эта была полная ересь, многие по-верили. Мной проверено на практике, его музыка разрушающе действует на мозг мормонов. А композиция Безумные соловьи русского леса – иде-альная коллыбельная, не разу не смог дослушать её до конца, засыпал.

рок-н-ролл. В котором тоже есть свои Beatles – это летающий цирк Монти Пайтон. Они даже сняли фильм-пародию на Ливерпульскую четверку: «The Rutles: All You Need Is Cash». Но в Америке был свой ответ Пайтонам, юмористический Элвис – Энди Кауфман, в общем-то это была его первая роль, собственно он и догадался первым сделать пародию на Пресли и тонкий знаток поймет, что фишка этого выступление — со-вершено не пародия на Элвиса, и


 

идут всегда в конце фильма. И тут загадка: назовите мне фильм, в ко-тором все работающие над ним, под патефонный звук показаны в самом начале, и я скажу есть ли у Вас чув-ство юмора. Учиться всегда лучше у признанных мастеров, и эта замеча-тельная фраза тем и замечательна, что автоматически относит меня к ним, но в этой главе мы познакомим-ся с творчеством комика, который подобно Хармсу и Курёхину коми-ком себя не считал. Юмор – это шоу-бизнес, а абсурдисткий юмор – это

Монти Пайтон – лакрич-ные конфеты телевизи-онного юмора. Их либо очень любят, либо очень не любят, равнодушными к ним быть невозможно.

 

В честь них назван язык программи-рования и они дали рождение таком понятию как спам. Многие любят их из-за стереотипа, что если ты их не любишь, ты быдло. Знакомство луч-ше начать с фильма «Монти Пайтон

 

в поисках священного грааля».


 


 
Энди Кауфманн.
 
Фрейд – основатель Пси-хоанализа. Считал что людьми руководят Эрос и Танатос – страсть к пло-ти и разрушению. Субли-мация – способ направить
это на созидание и творчество, в том числе – юмор. Написал работу: «Остроумие и его отношение к бес-сознательному».

весь смех сосредоточен в другом. Поскольку всю мозаику содеянного Кауфманом юмора мы не охватим, статьи о нём вообще пафосно за-являют: понять Энди нельзя, можно только посмотреть фильм, о кото-ром мы говорили в начале. Но оста-новимся на приемах его юмора, вот лишь некоторые черты.

По легенде именно Энди приду-

мал вставлять семпловый смех после смешных моментов шоу, чтобы люди знали где смеяться, ведь психологически сложно телезрителю смеяться одному, удобней смеяться со всеми. Опять же Фрейд утверждал, что го-товность услышать смешное, настрой на нужный лад — основное условие восприятия юмора. Но Кауфман был бы не Кауфман, если бы не разрушил картину, изрядно поглумившись над приемом в своем шоу, начав вставлять этот смех направо и налево, в абсолютно не тех местах. Энди считал, что смешить человека, подготовленного к смеху – неинтересно, интересно его наоборот не смешить, а потом когда он не ожидает, вдруг вызвать у него

смех.

 

Энди Кауфман был непобедимым чем-пионом мира по борьбе без правил среди женщин, вызвав на ринг и избив несколько сотен женщин. После чего был вызван про-фессиональным рестлером Джерри Лоуле-ром (и тут, отвлекшись от темы, мы задума-лись: Джерри из мультфильма про Тома и

Джерри — это он или она?). Джерри Лоулер

 

во время первого же боя изрядно поглумил-ся над комиком и сломал ему шею. Через несколько месяцев, во время примирения на одном из вечерних шоу, они опять сцепи-лись в драке и только через много лет стало известно, что они были друзьями и всё было срежиссировано, хотя шею Энди сломал по-настоящему. Чтобы тонко шутить, возьмите на вооружение тактику Энди Кауфмана, и это

 

я сейчас не про избивание женщин, хотя… Дело в другом. Создайте свои правила, свой мир, делайте то, чего не делают другие, и тогда там вы смо-жете не просто избивать женщин, вы будете королем, даже когда вам сло-мают шею. Опытные юмористы рекомендуют присутствовать в зале, пока выступают твои коллеги, чтобы знать, о чем они говорили и не повторять темы и приемы в своем выступлении. Энди этого не делал, появляясь в последний момент, потому что был уверен, что никто даже близко не по-дойдет к его юмору.

 

Со своим персонажем «Латкой», иностранцем с маленького острова в ка-


 


рибском бассейне Энди стал звездой сериала «Такси». Сериал, кстати, один из моих любимых, и среди сериалов подобного жанра уступает разве что «Друзьям», при этом не стоит его путать с одноименным украинским сери-алом. Различить их очень легко, в украинской версии не играет молодой Дени де Вито. Несмотря на годность сериала, Энди его не любил и снимался только ради того, что ему разрешали иметь другое свое шоу. Что учит нас вот чему: какой бы своеобразный юмор вы не делали, освойте и приемы обычного, мало ли что в жизни пригодится.

 

А еще раздражайте людей. Одним из персонажей Энди был Тони Клиф-фтон, человек, который был о себе завышенного мнения, плевал на всех и всех раздражал, он специально был заточен под то, чтобы выводить их из себя. Но ему многое прощалось, потому что все знали, что это Энди Кауф-ман, и всё ему прощали, до момента, когда они вышли на сцену вместе.

 

Даже в собственном шоу он выводил гостей из их зоны уюта, делал всё, чтобы им было неудобно. Энди сидел за огромным столом, а гости рядом, но на обычных стульях, и им приходилось всё время смотреть вверх, задрав голову, чтобы с ним разговаривать. Раздражение – сильная эмоция и её лег-ко преобразовать в смех.

 

Кауфман, как Элвис – жив. По крайней мере, среди фанатов, ходят слухи, что его смерть и похороны были просто очередной шуткой, заранее про-думанной, как сломанная шея. А всё потому, что он не выходил из образа, на сцене он говорил иногда серьезные вещи, а в реальной жизни всегда шу-тил, и было непонятно — шутит он или умер серьезно. Или серьезно умер, чтобы пошутить. Или отправился на Луну, вслед за Элвисом. А персонаж и альтер-эго Энди Кауфмана – Тони Клифтон выступал и после его смерти.

 

В любом случае он жив, как образ. Песню Энди Кауфману посвятили та-кие группы как R.E.M, а если вы чуть менее образованы, то «Король и шут». А

 

фильм с Джимом Керри «Человек на Луне», а именно о нем мы спрашивали

 

в начале, посвящен жизни Энди Кауфмана, и расскажет о нём гораздо инте-ресней, чем я.

 

К чему мы это всё? Чем парадоксальней ваше творчество, тем вы инте-ресней зрителю, ведь он смеется, когда удивляется, а очень легко удивлять-ся, когда ты ждешь смешного, а его нет, и в последний момент оказывается, что оно есть, но тебя дурили и ты всё пропустил.


 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.