Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

X. 8. Сборочное производство




Мгр; металлорежущий станок — это рабочая машина, на которой с помощью режущих инструментов обрабатываются изделия из ме­талла, пластмассы и других материалов в соответствии с заранее за-дншкш формой и размерами. 1'нГючие машины по своему—назначениддi делятся- на технологи­ческие, применяемые в различных технологических процессах (ли­тейные, кузпечпо-прессовые, сварочные, металлорежущие, деревооб- ывпющие, текстильные, пищевые, горные, счетные, сельскохо-IIIчпенные п др.), транспортные (тепловозы, теплоходы, тракторы,   1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 156. 2 Л е н и н В. И. Полп. собр. соч., т. 36, с. 116. М a |i к с. К. К; Тим (lie, с. Л',12. ал. М., 1969, т. I, с. 384, автомобили, самолёты и т. п.), транспортирующие (подъемные и мо­стовые краны, конвейеры, эскалаторы и др.). Каждая рабочая машина имеет три основных механизма: двига­тельный, передаточный и исполнительный. Двигательные и передаточные механизмы служат для передачи или, вернее, для осуществления движений, необходимых для рабо­ты исполнительного механизма. Если рабочая машина, кроме рабочих ходов, производит без по­мощи человека и холостые ходы, то такая машина называется авто­матом. Автоматизация освобождает человека от тяжелого физическо­го труда. Такие функции, как управление, контроль и регулирование машин, полностью или частично выполняются автоматическими уст­ройствами. С развитием техники машины становятся все сложнее. Сейчас десятки машин объединяются вместе, происходит комбинирование машин. Создаются угольные, зерновые и другие комбайны, которые осуществляют несколько операций. Усложнение машин осуществля­ется при одновременной автоматизации их работы. X. 3. Виды машиностроительных производств Маш и построен и е, как уже отмечено, выпускает самую раз­нообразную продукцию, начиная от простейших орудий и предметов и заканчивая сложными автоматическими линиями, авиационной, косми­ческой техникой, электронно-вычислительными машинами. Оно обе­спечивает все отрасли хозяйства орудиями труда и является основ­ным потребителем металла, пластмасс, а также использует продук­цию деревообрабатывающей, легкой, стекольной и других отраслей промышленности. В машиностроении сильно развиты специализация и кооперирование предприятий, что существенно влияет на его раз­мещение. Для всех машиностроительных производств (предприятий) ха­рактерно наличие заготовительных производств (получение литья, поковок, шхамповок), которые выделяются в.отдельные цехи, обра­батывающих производств (цехов), где осуществляется механическая, термическая, электрохимическая и другие виды обработки деталей, сборочных производств, где из поступающих деталей собирают го­товое изделие, вспомогательных производств (цехов), которые, вклю­чают инструментальные, ремонтно-механические, модельные, энер­гетические, тарные, транспортные и другие цехи. Вспомогательные цехи обеспечивают нормальную работу основных цехов, обеспечи­вая их инструментом, тарой, энергией, моделями и т. п., своевремен­но ремонтируя оборудование. Отдельные производства (цехи) в со­ставе предприятия могут отсутствовать, если завод, кооперируясь с другими предприятиями, получает заготовки, тару и т. п. Производимая машиностроительными заводами продукция может быть массовой, а может быть единичной. В зависимости от количе­ства изготавливаемой продукции все производства делятся на три вида: единичное, серийное и массовое. При единичном производстве изделие изготовляется в одном эк­земпляре. Серийное производство имеет дело с изготовлением изделий пар­тиями или сериями, которые единообразны по размерам и конструк­ции. Количество деталей в партии или количество машин в серии мо­жет быть различным. Массовым производством называют такое, в котором при боль­шом количестве.одинаковых изделий производство их ведется непре­рывно. При этом виде производства за каждым станком закреплена одна операция, отсутствуют переналадки станка для других опера­ций, станки расположены но технологическому процессу. Оборудова­ние можно применять специальное, широко используют специаль­ный режущий и измерительный инструмент, можно ввести автомати­ческое транспортирование деталей. Машины и механизмы состоят из соединенных между собой де­талей. Деталь — это составная простейшая часть машины. Отдельные машины, например самолет, имеют более 100 тыс. деталей. Детали различаются по форме, размеру, назначению и материалу. К каждой детали и редъявлнютен требования по надежности п долговечности. По сиоему назначению детали машин подразделяются на корпус­ные, детали для передачи движения и крепежные. Первые — это ра­ми, стойки, станины, коробки и др., детали второй группы — валы, оси, зубчатые колеса, шкивы, шатуны, муфты и другие, крепежные детали — болты, гайки, шурупы, шпонки и т. п. Применяются также-поддерживающие детали — кронштейны, упоры, стойки. " X. 4. Литейное производство .11 и т е й н о е производство — процесс получения деталей или заготовки путем заливки жидкого металла в соответствующие, за­ранее приготовленные формы, соответствующие нужной заготовке п, детали. Полученная деталь называется отливкой. Полыпииство литых деталей получают из серого чугуна благода­ри его высоким литейным качествам. Применяется также стальное литье п цветное литье. В литейном производстве применяют три рода фирм: разовые, полупостоянные и постоянные-Газовые формы изготовляют из формовочных песчапо-гл инистых cMcccii. Чтобы освободить застывшую готовую отливку, такие формы разрушают после каждой заливки. Полупостоянные формы — кера­мические—применяют при отливке изложниц, плит и других дета­лей простом конфигурации. Они выдерживают от 5 до 100 заливок металла. Постоянные формы — из чугуна или стали — используют для из-ничщ.чгнпн нескольких сот тысяч отливок простой и средней конфи- i уран.... л чугуна, стали и цветных металлов. Кроме oT.'iiiiiivii в земляные формы, получили распространение друше гпосоои лпп.я: а) литье в металлические формы (кокили), и) лиII.с под давлением, в) центробежное литье, г) точное, или         „ Стержневой. Стержень ящик так называемое прецизионное, ли­тье и др. В разовых земляных формах отливается до 90% литых загото­вок. Для производства отливок в земляных формах необходима мо­дель изделия. Модели изготавли­вают из дерева, металла и других материалов. Учитывая усадку за­ливаемого металла, модель дела­ют больше, чем. должна быть от­ливка (на 1—2%). Рис. 12. Стержень стержпевой ящик Стержневой ящик — фор­ма для изготовления литейных стержней, создающих внутреннюю полость отливки. Стержневые ящики.— деревянные или метал­лические — обычно делают из двух половин, в разъеме которых создается внутренний профиль де­тали, увеличенный с учетом усад­ки металла (рис. 12). О п о к и — бездонные ящики (рамки), в которых создается форма. Делают их из дерева, иног­ да из чугуна или алюминиевых сплавов. Для удержания смеси у болыних опок внутри делают Рис. 13. Собранная литейная форма вспомогательные ребра, (в разрезе); Формовочные и стержневые /,2 — опока; 3 — полость формы; 4 — стер- гмргтт ттрпбтпяиммр пня ичгптгт жечь; 5-литник; tf-формовочная скесь; СМеСИ, НеООХОДИМЬШ ДЛЯ ИЗГОТОВ- 7 — выпор. ления разовых форм и стержней, состоят из смеси песка и глины. Для связи смесей добавляют спирто-сульфидную барду, минеральные и растительные масла, цемент и другие крепители. Расход формовочных смесей в 4—8 раз превыша­ет объем отливок. В целях экономии расхода свежего песка и глины в большом количестве используют старую землю из выбитых форм. Формовку производят ручным или машинным способом. Машин­ная формовка применяется главным образом при массовом и серий­ном литье. При этом механизируют в основном две операции: 1) за­полнение и уплотнение смесей в опоках, 2) извлечение моделей из форм. Изготовление стержней можно производить ручным или машин­ным способом. Для прочности стержни снабжают металлическими каркасами. Установку стержней в форму производят после удаления моделей. Литниковая система, т. е. каналы, по которым.расплавлен­ный металл будет поступать в форму, создается специальными моде­лями при формовке (рис. 13). Для получения хорошей отливки исходный материал должеп об­ладать текучестью, т. с. расплавленный металл должен хорошо за­полнять литейную форму, малой усадкой — большая усадка металла дает в отливке раковины, трещины, т. е. приводит к браку, легкоплав­костью — чем меньше температура плавления металла или сплава, тем легче получить отливку. Чугун занимает первое место среди литейных материалов. Се­рый чугун — самый дешевый из применяемых в литейном производ­стве металлов и сплавов. Стальное литье занимает второе место в литейном производстве. Литейные свойства стали уступают литейным.свойствам чугуна (тем­пература плавления — около 1500°, меньшая текучесть, усадка — до 2,5%). Но стальные отливки имеют высокую прочность и вязкость. Для производства отливок из цветных металлов применяют глав­ным образом сплавы алюминия, магния и меди. Невысокая темпера­тура плавления, большая текучесть сплавов цветных металлов явля­ются их отличительными особенностями. Кок и л ьн о е л и т ь е представляет собой литье в постоянные металлические формы. Заполнение металла происходит под действием его силы тяжести. Получаемые отливки имеют чистую наружную по­верхность, большую точность размеров, идентичность деталей, зали­тых в одну и ту же форму. Литье под давлением является разновидностью кокиль­ного литья..Этот способ обеспечивает большую точность размеров отбивок, в большинстве своем не требующих дальнейшей механиче­ской обработки. В ряде случаев применяют вакуумное литье, выкачи-ная из формы воздух. При центробежном литье залитый в форму металл подвергают дсйс'пшю jieu"rjwj5c2KijbDLi™^ Ф°Е*Ш-?Ркруг^вд^ -iliLjiCJ1- Отливки, полученные этим способом, имеют йодьшую плот- iiocTi. и высокое качество. ~~ " "" "Литье но выплавляемым моделям применяется для мелких дета­лей и режущего инструмента. Модель изготавливают из легкоплав­кого материала (воск, парафин, стеарин и др.) в гипсовых или ме­таллических формах. Прогрессивной формой литья является литье в оболочковые (кор­ковые) формы. Они состоят из двух тонкостенных оболочек, скреп­ленных между собой. Технологический процесс сводится к следую­щему. М_еталлич:еску_10|_плиту__с закрепленной на ней половинкой металлической модели нагревают до 220—280°, смааываюл1 ее эмуль-eneii, чтобы yiie пристыла формовочная масса, и засыпают формовоч­ной смесью (песок со смолой). Соприкасаясь с горячей моделью, смола, оплавляясь, обволакива­ет песчинки, и смесь становится пластичной, тестообразной. При дальнейшем нагреве в печи до 250—380° слой смеси затвердевает, смола переходит в неплавкое состояние. Обе полуформы скрепляют п устанавливают для заливки. После затвердевания металлокорковая форма разрушается, а отливка освобождается. Применение коркового литья в 10 раз сокращает расход формовочной смеси, X. 5. Кузиечно-штамповочное производство В машиностроении много деталей получают давлением — ковкой, штамповкой и прессованием. Результат ковки — металлическая за­готовка нужной формы, которая называется поковкой. Основными операциями свободной ковки (свободная ковка — изготовление оди­ночных поковок) являются: осадка, вытяжка, прошивка, рубка, изгибание, закручивание, кузнечная сварка. При осадке уменьшается длина заготовки, а поперечное сечение увеличивается. Если осадка производится па одном участке заго­товки, то ее называют высадко^. Вытяжка увеличивает длину по­ковки за счет уменьшения поперечного сечения (рис. 14). Прошив­кой получают сквозные отверстия в заготовке. Рубкой отделяют от заготовки часть металла. Изгибанием (гибкой) заготовку изгибают под необходимым углом; Закручиванием изгибают часть заготовки по отношению к другой вокруг общей оси. Кузнечной сваркой соединяют в одно целое куски металла или концы заготовки. В месте соединения производят нагрев до пластиче­ского состояния, затем -ударами молота или давлением соединяют свариваемые концы. Рис. 14. Некоторые опе­рации свободной ковки Горячая штамповка (штамповка — обработка материалов давлением с помощью специальных штампов) более целесообразна при серийном и массовом производстве. Штам­повка в десятки раз производительнее свобод­ной ковки. Стоимость же штампов окупается в короткий срок. Штамповку с предваритель­ным подогревом называют горячей штампов­кой. Холодная штамповка производится бе;; подогрева. При штамповке заготовка изменя­ет форму при сдавливании ее между нижним и верхним штампами, в которых вырезана об-ратпая копия готовой поковки. Течение ме­талла здесь ограничено рабочей поверхностью полости (ручья) штампа. Такую штамповку называют объемной в отличие от листовой, где исходный материал — прокатанные ли­сты, полосы или свернутые в рулоны ленты. Холодная объемная штамповка (холодная высадка или выдавливание) применяется для изготовления мелких металлических изделий: заклепок, болтов, гаек, шурупов, шплинтов, железнодорожных костылей, шариков и роли­ков подшипников качения, гвоздей, колец, пробок и т. д. Исходными материалами при этом являются проволока и калиброванные прутки из стали, цветных металлов и их епда - ВОВ. Холодную высадку производят в основном на кузнечпо-высадоч-пых автоматах, дающих точность, близкую к точности деталей, изго­товленных на металлорежущих станках. Листовая штамповка дает большую точность размеров поковки и почти не нуждается в даль­нейшей механической обработке. Штампы для листовой штамповки имеют две основные части: нижнюю неподвижную часть — матрицу, которая кренится к основа­нию штампа, и пуансон — подвижную часть штампа. Для отделки поверхности поковки, повышения точности ее размеров и получения точного веса применяют чеканку (калибровку), являющуюся отде­лочной операцией. Чеканку выполняют в специальных штампах с ручьями, форма которых соответствует конфигурации поковки и требуемым размерам. К у з н е ч и о - п р е с с о в о е оборудование включает молоты и прессы. Молот — машина ударного действия, деформирующая ме­талл. Мощность молота определяется весом падающих частей. В за­висимости от способа подъема падающих частей молоты делят на пневматические, паровоздушные и-рычажные (штамповочные — па­ровоздушные, фрикционные и винтовые). Кроме того, молоты под­разделяют на молоты простого и молоты двойного действия. Первые производят удар только за счет веса падающих частей, а вторые, кроме энергии падающих частей, имеют дополнительные усилия (па­ра, воздуха): Прессы воздействуют на поковку не ударом, а давлением. При работе они не вызывают сотрясения почвы и более глубоко деформи­руют металл, чем при ковке. К ним относятся гидравлические прес­сы, парогидравлические, фрикционные, винтовые. X. 6. Сварочное производство ("варка — это технологический процесс получения неразъемного соодипения металлических изделий путем их совместного давления млн нагрева. При сварке плавлением в месте соединения образуется жидкая ванночка из расплавленных кромок соединяемых частей и присадочного материала. При затвердевании металла в зоне сварки образуется сварочный шов, имеющий литую структуру и соединяю­щий свариваемые части в одно целое. 15 зависимости от расположения свариваемых частей различают несколько видов сварных соединений — стыковое, угловое, внахлест­ку, тавровое (рис. 15). 15 сварку плавлением входят: а) электродуговая сварка (уголь­ной, металлической дугой и др.) (рис. 1С); б) газовая сварка; в) ар-пню-дуговая сварка и др. Наиболее распространенным видом сварки является электродуговая — изобретение русских ученых и инженеров. Новыми видами сварки становятся электронно-лучевая сварка, осуществляемая мощным лучом электронов в вакууме, ультразвуко­вая, диффузионная и другие.             \\\\\\\\\\\> Рис. 15. Типы сварных соединений: / — встык; 2 — внахлестку; 3 — угловое; 4 — тавровое Рис. 16. Дуговая электрическая сварка: / — металлический электрод; 2 — сваривае­мые детали; 3 — сварной шов X. 7. Обработка металлов резанием и классификация металлорежущих станков Для того чтобы придать большую точность детали, заготовку, полученную литьем, ковкой, штамповкой, необходимо подвергнуть механической обработке. Удаляемый с заготовки металл называется припуском. Отход металла в стружку составляет 5—15% от веса заготовки. Процесс снятия припуска осуществляется на металлорежущих станках разного назначения. Движения рабочих органов станка де­лятся на основные и вспомогательные. Основными называют движе­ние резания (главное движение) и движение подачи. Вспомогатель­ные движения станка, во время которых идет подготовка к процессу резания, называют холостыми движениями или холостыми ходами. Главное движение поглощает почти 98% мощности, необходимой для осуществления резания, около 2% мощности идет на движение подачи. Скорость главного движения принято называть скоростью резания, она во много раз больше, чем скорость движения подачи. Скорость резания измеряется в метрах в минуту (м/мин). Металлорежущие станки состоят из разных частой и деталей, включающих двигательные, передаточные и исполнительные меха­низмы. По назначению станки можно подразделить на: а) общего назначения (универсальные), имеющие большой диапазон примене­ния; б) специализированные, предназначенные для деталей одного из немногих наименований, имеющих сходную форму, но разные размеры, используемые главным образом в серийном производстве; г) специальные, изготавливаемые для определенных деталей и опе­раций. Станки этого рода предназначены для массового производства. Станки подразделяются на группы в зависимости от характера производимой обработки — токарные, сверлильные, фрезерные, шли­фовальные, строгальные и др. Токарные станки, составляющие примерно 40—50% всего оборудования заводов, применяются для всех видов обработки по­верхностей и многих других операций. Режущими инструментами в основном являются резцы различной конструкции, сверла, метчики и др. Сверлильные станки различных типов применяют в меха­нических и ремонтных цехах для образования различного рода отверстий, которые получают в результате сверления. Режущим ин­струментом для обработки отверстий являются сверла, развертки, зен­керы, метчики и расточные резцы. К этой же группе станков отно­сятся горизонтально-расточные и координатно-расточные станки. На последних растачивают точные отверстия с расстояниями между ося­ми, выдержанными с точностью до 0,003—0,005 мм. Без этих станков не может существовать ни один завод точного машиностроения, так как они необходимы для изготовления различного рода приспособле­ний, эталонных деталей, кондукторных плит с точными расположе­ниями растачиваемых отверстий, а также производят фрезерные, сверлильные и фасонные работы. Шлифовальные станки обрабатывают разнообразные по­верхности абразивными инструментами. Благодаря высокой твердо­сти абразивных зерен шлифованием можно обрабатывать металлы любой твердости, обеспечивая высокую чистоту шлифуемой: поверх­ности. Фрезерные станки используются для обработки плоскостей, пазов, канавок, фасонных поверхностей. При работе на них применя­ются разнообразные фрезы (многолезвийные инструменты): цилинд­рические, торцовые, дисковые, комбинированные, модульные и др. Строгальные, долбежные и протяжные станки применяются в основном для тех же работ, что и фрезерные. Особенностью этих стликов является то, что движение резания прямолинейно-поступа-телыю-возвратное. На строгальных станках режущими инструмен­тами являются резцы. Протяжные станки применяются при массовом и крупносерий­ном производстве для обработки круглых и фасонных отверстий, шпоночных пазов и т. д.

Машиностроительный завод заканчивает свой производственный цикл сборкой готовой машины в сборочных цехах из узлов и дета­лей, которые поступают из других цехов и заводов-смежников. Сбор­ной называется технологический процесс соединения, установки и закрепления (фиксации) деталей в узлы, а узлов в машину. Узел—■ НТО совокупность соединенных деталей (простейших частей), пред­ела или ющий определенную, самостоятельную по функциям часть машины.

При сборке машины все детали получают определенный индекс, соответствующий последовательности сборки. Соединение деталей в узлы п узлов в машине может быть разъемное и неразъемное. Разъ­емные соединения крепятся винтами, болтами, гайками, шурупами, пикшами, а неразъемные — сваркой, пайкой, клепкой. Соединения Пыиают также подвижные и неподвижные. Сборка может быть ста­ционарная, когда собираемая машина, прибор находится в непод-пижпом состоянии в течение всего периода сборки, и подвижной


когда собираемый объект перемещается от одного к другому рабо­чему месту.

При поточном производство процесс производства расчленяется на простейшие операции, закрепляемые за определенными рабочими местами, а сам процесс происходит непрерывно: Промежуток време­ни между выпуском двух одинаковых машин называется тактом сборки.

Поточная сборка осуществляется па конвейерах, скорость которых ограничивается физиологическими возможностями человека, как пра­вило, не более 3,5 м/мин. Пройдя сборку, машины, механизмы испы-тываются, н после испытания отдел технического контроля ставит на них свою марку. К машине прилагается необходимая документа­ция — описание, правила эксплуатации, паспорт и др.

К выпускаемым машинам предъявляются определенные требова­ния — конструкция машины должна быть современной, она должна иметь по возможности меньший вес, быть падежной в эксплуатации и т. п. Для стационарных машин должен быть индивидуальный электропривод, что дает возможность экономить электроэнергию.

X. 9. Классификация отраслей машиностроения и особенности

их размещения

Классификация отраслей машиностроения может быть проведена по различным признакам. Наиболее важным из этих признаков яв­ляется назначение производимой продукции.

Этот признак дает возможность подразделить машиностроение на специализированные отрасли, обеспечивающие те или иные от­расли народного хозяйства машинами и оборудованием. Однако классификация машиностроения по данному признаку не дает объ­яснения размещения предприятий машиностроения. Поэтому для выяснения вопроса о размещении отраслей машиностроения необхо­димо иметь в виду расход металла на производство различных ма­шин и оборудования, затраты человеческого труда, транспортабель­ность продукции машиностроения и другие признаки, которые существенно влияют на размещение различных отраслей машиностро­ения. В зависимости от этих1 признаков машиностроение можно под­разделить на отрасли металлоемкие, трудоемкие и отрасли, произ­водящие малотранспортабельную продукцию.

Металлоемкие отрасли. К числу металлоемких отраслей машино­строения относятся те, в себестоимости которых большая часть па­дает на металл и сам расход металла значительный в расчете на единицу валовой продукции. К числу этих отраслей относятся тя­желое машиностроение — производство оборудования для металлур­гии, цементной, горной промышленности. <£Для сокращения тран­спортных издержек эти отрасли размещаются в районах металлур­гических баз или вблизи них.Ы1рн выборе места для размещения других металлоемких производств учитывается ряд факторов. На­пример, вагоностроение, как правило, размещается-в тех металлур­гических базах, которые к тому же располагают лесными ресурсами,


или же в районах, в которые лес может быть доставлен с наимень­шими затратами (например, Прибалтика).

I Трудоемкие отрасли машиностроения требуют больших затрат живого и овеществленного труда. В себестоимости продукции этих отраслей машиностроения значительное место занимает оплата тру­да (зарплата) рабочих.1^ К числу этих отраслей относятся приборо­строение, производство сложных машин и станков, автоматических линий, электронной техники и т. и. Эти отрасли машиностроения треб уют высококвал ифицированн ой рабочей силы. Их размещение связано с районами коггцентрации^ квалифицированной рабочей сй-

ТЛ{^7Тйа, Киев, Харьков1ГдрТ)~.

рр)

Третья группа машиностроительных производств выпускает ма­лотранспортабельную продукцию, как правило, средней или малой металлоемкости. Эта группа охватывает производство большей части 'технологического оборудования для легкой, пищевой промышленно­сти, сельскохозяйственных машин, имеющих большие габариты и неудобных для перевозки. Например, даже перевозка автомашины обходится на 30% дороже, чем перевозка всех видов сырья для ее производства. Еще большие транспортные расходы по перевозке готовой продукции (в сравнении с сырьем) при производстве ком­байнов, плугов, тракторов и др. Подобная продукция производится и районах потребления.

По назначению продукции и другим признакам ЦСУ и Госплан СССР подразделяют машиностроение и металлообработку на следу­ющие отрасли и подотрасли:

1. Энергетическое машиностроение. 2. Дизелестроение. 3. Метал­лургическое машиностроение. 4. Горпо-шахтное и горнорудное машиностроение. 5. Подъемно-транспортное машиностроение. 6. Же­лезнодорожное машиностроение. 7. Электротехническая промыш­ленность. 8. Химическое машиностроение. 9. Производство оборудо­вания для пефте- и газодобывающей промышленности. 10. Производ-етио оборудования и аппаратуры для нефтеперерабатывающей промышленности. 11. Производство оборудования для целлюлозно-бу­мажной промышленности. 12. Производство компрессорного, кисло­родного и холодильного оборудования. 13. Производство насосов. \\. Производство промышленной трубопроводной арматуры. 15. Стан­костроительная и инструментальная промышленность. 16. Промыш­ленность межотраслевых производств. 17. Приборостроение. 18. Ав­томобильная промышленность. 19. Подшипниковая промышленность. 20. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. 21. Стро-ителыю-дорожное машиностроение. 22. Производство оборудования дли промышленности строительных материалов. 23. Производство оборудования для мелиоративных работ, лесозаготовительной и тор­фяной промышленности. 24. Коммунальное машиностроение. 25. Про-1К1ПОДСТНО технологического оборудования для легкой промышлен­ности (кроме текстильной). 26. Производство оборудования для тек-enuii.noii промышленности. 27. Производство технологического оборудовании для пищевой и комбикормовой промышленности. 2Н. Производство технологического оборудования для предприятий


         
 
   
 
   
 

торговли и общественного питания. 29. Производство технологического оборудования для полиграфиче­ской промышленности. 30. Произ­водство бытовых приборов и машин. 31. Производство санитар-но-технического оборудования и изделий. 32. Авиационная промыш­ленность. 34. Судостроительная промышленность. 35. Радиопро­мышленность. 36. Электронная промышленность. 37. Прочие от­расли машиностроения.

освоения сырьевой
Рис. 17. Схема базы

В машиностроении под воздей­ствием научно-технической рево­люции просходят крупные качест­венные изменения. Все большее место в станкостроении занимают место станки-автоматы, станки с числовым программным управле­нием, автоматические линии, которые перевооружают само машино­строение. Резко увеличиваются параметры выпускаемой техники и оборудования, особенно для энергетики, металлургической, химиче­ской и других отраслей, что делает его более производительным и требует меньших издержек на производство в расчете на единицу мощностей. В технологических процессах широко стали применяться ультразвук, рентгеновские лучи, химические методы обработки ма­териала и др.

ГЛАВА XI. ЛЕСНАЯ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

XI. 1. Значение и состав отрасли

Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность включает заготовку древесины и ее переработку. Продукция отрасли широко используется в строительстве, производстве мебели, маши­ностроении, производстве бумаги, искусственных волокон, пластмасс, этилового и метилового спирта, уксусной кислоты, фурфурола и других.

Заготовленная в лесу древесина подвергается механической пе­реработке: это лесопиление, производство мебели, спичек, фанеры, древесной массы — или химической переработке: получение целлю­лозы, дубильных веществ, хвойно-эфирных масел, спирта, канифоли, скипидара и др. На долю отрасли приходится 4,1% валовой продук­ции и 4,5% основных производственных фондов промышленности1.

,' Указанные показатели относятся к группировке отраслей леспой, дере­вообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.