КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преподавания черчения как области педагогической науки
Методика обучения черчению оформилась как самостоятельная область педагогической науки недавно. В 1965 году была издана "Методика преподавания черчения в средней школе" С.И. Дембинского и В.И. Кузьменко. В 1966 году под редакцией А.Д. Ботвинникова выпущена книга "Основы методики обучения черчению". Значительный вклад в развитие методики черчения внесли В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, В.А. Гервер, И.А. Ройтман и многие другие методисты, учителя и преподаватели ВУЗов. Начало систематического обучения черчению в России было предпринято в эпоху Петра I в горнозаводских школах. В 1721 году в Екатеринбурге была открыта первая школа. В таких школах черчение считалось одним из основных предметов. Учащиеся вычерчивали детали машин, планы цехов. Из горнозаводских школ выходили квалифицированные мастера. Такую школу закончили И.И. Ползунов - известный механик и изобретатель, К.Д. Фролов - знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках. Кроме горнозаводских школ, черчение изучалось в гимназиях: Петербургской, Московской, Казанской, где черчение изучалось в курсе геометрии. Учащиеся знакомились с чертежными инструментами и их применением, вычерчивали плоские фигуры, развертки. Такие знания и умения по черчению применялись при вычерчивании планов оборонительных сооружений. При обучении использовалось механическое заучивание и копирование чертежей. В1828 году обучение рисованию и черчению было объединено одной программой. Этот год считается годом введения преподавания черчения в средней школе. На занятиях по черчению учащиеся гимназий занимались копированием изображений. Так как черчение изучалось совместно с рисованием, ученики получали отрывочные и несущественные знания. А в 1871 году рисование отнесли к необязательным предметам, соответственно черчение. В 1872 году были открыты реальные училища, где рисование предшествовало черчению и было его основой. Однако черчение оставалось прикладным предметом. Геометрическое черчение преподавали учителя математики. Одним из разделов математики изучалась начертательная геометрия. После революции в единых трудовых школах программы были включены основные части курса черчения: геометрическое, проекционное, техническое, аксонометрическое проектирование и техническое рисование. Но самостоятельного значения черчение в учебных планах тех лет не имело. Каждый раздел изучался в различных предметах. Так, геометрические построения и ортогональное проецирование были включены программы по математике; техническое черчение - в программы по труду и физике; наглядные изображения (аксонометрические проекции) выполнялись на уроках изобразительного искусства. Только в 1932 году черчение выделяется в самостоятельный предмет. В программе было 4 основных раздела: "геометрическое черчение", "проекционное черчение", "черчение в аксонометрии", "черчение с натуры". Первый учебник по черчению "Основы технического черчения" вышел в 1934 году, автором которого был В.О. Гордон. До 1935 года обучение черчению соответствовало требованиям политехнической подготовки учащихся. Но в 1935 - 1936 годах произошли изменения содержания и методов обучения. Это возвращало процесс обучения черчению к дореволюционным традициям, учащимися выполнялись многочисленные геометрические построения, способствующие выработке умений и навыков в технике черчения. В 1947 - 1948 годах весь курс черчения был поделён на две части: 7-й класс и 8 - 10 классы. В 7 классе учащиеся овладевали чертёжными инструментами, выполняли геометрические построения, знакомились со способами изображения предметов на плоскости. В 8 -10 классах изучалось геометрическое и проекционное черчение с элементами начертательной геометрии. В 1958 году Верховным Советом СССР был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР. С этого года курс черчения изменился. В основу было положено изучение методов изображения пространственных форм на плоскости, правил и условностей, применяемых при выполнении технических чертежей, а также наиболее распространённых видов соединений деталей. В конце 1960 года начался пересмотр содержания и методов школьного образования. Вновь разработанная программа предусматривала изучение черчения в 6 - 8 классах. Эта программа должна была вводиться с 1972 -1973 учебного года. Но этого не произошло. И черчение до 1980-81 учебного года изучалось в 7 - 8 классах (в 7 классе -1 час, в 8 классе - 2 часа в неделю). С 1980 - 1981 учебного года, в соответствии с учебным планом, черчению стало отводиться 68 часов: 7-й класс - 34 часа и 8-й класс - 34 часа. Из программы были изъяты темы "Обозначение шероховатостей поверхностей", "Изображение зубчатых колес и передач" и некоторые другие. В связи с реформой школы, в 1986 - 1987 учебном году был осуществлён переход на более раннее изучение черчения (с 7 класса по новой структуре). Содержание курса черчения существенно изменилось: была пересмотрена программа и издан новый учебник, в котором разработаны новые типы заданий, развивающие творческие способности учащихся. В дальнейшем была разработана в первые программа Министерства образования РФ, под редакцией Ю.П. Шевелева, которая предлагает познакомить школьников с ЭВМ как с инструментом выполнения чертежных работ, с правилами построения компьютерного чертежа. В 1996 г. разработаны программы общеобразовательных школ "Черчение с элементами компьютерной графики» 7-9 классы" (авторы: В.В. Степанкова, Д.Н. Анисимова, Т.И. Демидова, И.И. Васильев, Н.Б. Шумов). Данная программа предполагает изучение пользовательского пакета десятой версии, применяемого в различных областях народного хозяйства при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации. Разрабатываются Программы по черчению, некоторые из них получили одобрение и используются в общеобразовательных школах, часть пересматривается и улучшается так, что для экспериментальной проверки была предложена Программа по графике для общеобразовательных и технических школ, лицеев и гимназий (авторы: Бобовский Н.Г., Павлова А.А., Рубина Г.Щ., Симоненко В.Д.). Графика является разделом предметной области "Технология" и рассчитана на изучение базового курса в 8 - 9 классах. Программа графики отличается от типовой содержанием основных разделов, а также вариативной частью, предполагающей углубленное изучение графики на факультативных занятиях и в, 9 - 11 классах по выбору учащегося по одному из вариантов. Эта же программа предполагает выполнение учащимися творческих проектов по графике. В настоящее время в некоторых школах идёт обучение по этой программе, но имеются и альтернативные программы, которые используются рядом школ, лицеев, гимназий. Так, в 1995 году Министерством образования РФ предложены программы для общеобразовательных учреждений для 7-9 классов, которая состоит из двух программ "Черчение, 7-9 классы" (под редакцией В.В. Степановой) и "Черчение, 8-9 классы" (под редакцией КЩ. Шевелева). Программа по черчению для учащихся 7-9 классов предусматривает расширение предметной области, то есть графического отображения информации о трехмерных объектах, созданных, человеком. Программа по черчению для учащихся 8-9 классов разработана на основе программы, предложенной авторами А.Д. Ботвинниковым, И.О. Вышнепольским, В.А. Гервером, М.М. Селиверстовым и рекомендованной в 1993 г. Главным управлением развития общего среднего образования. Каждая программа по-своему хороша. Альтернативные программы по черчению (графике) дают учителям право выбора.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |