КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обучения черчению
Методы обучения - это способы работы, посредством которых достигается усвоение школьниками знаний, умений и навыков по предмету. Для метода обучения характерно наличие двух признаков: 1) метод должен обеспечивать достижение цели обучения, давать учащимся новые знания, развивать их и проверять; 2) в методике обучения должна существовать двусторонняя согласованная деятельность учителя и ученика. Черчение как учебный предмет специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин, поэтому совокупность методов обучения черчению (графике) будет несколько отличаться от методов обучения другим предметам. К числу методов обучения черчению (графике) относятся рассказ, беседа, лекция, объяснение, наблюдение, моделирование и конструирование, работа с учебником и справочной литературой, выполнение графических работ и другие. Рассмотрим основные из них. Рассказ - это повествовательная форма изложения учебного материала учителем, которая раскрывает практический смысл полученных на уроке знаний, подкрепляемая конкретными примерами из жизни. Объяснение - это последовательное разъяснение сущности и значения понятий. Объяснение использую не только при изложении нового материале, но и в процессе повторения, если выявлен пробел в знаниях. Ocoбенно необходимо использовать этот метод при подготовке к выполнению графических работ. При этом объясняется порядок выполнения работы, ставятся задачи. Можно применять и отдельные приёмы этого метода: Например, при выполнении графической работы - учащиеся испытывают затруднения, в этот момент можно продемонстрировать модель, плакат, таблицу или устно пояснить материал. Беседа - разговор учителя с учеником. Учитель, используя систему продуманных вопросов, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний, опираясь на знания, имеющиеся у учащихся и практический опыт. В то же время выясняется степень усвоения ранее изученного материала. Вопросы должны быть чётко сформулированы, ясными по содержанию и краткими по форме и требующие определенного ответа. Беседы развивают внимание учащихся, самостоятельность их мышления и учат логически излагать материал. 1) беседа - сообщение; 2) беседа-закрепление; 3) беседа - контроль; 4) беседа –повторение. Беседа - сообщение применяется в тонн случае, когда можно использовать уже имеющийся у учащихся запас знаний по теме. Беседа - закрепление проводится после изучения какой-либо темы;. Беседа - контроль можно использовать на этапе обучения черчению. Беседа - повторение применяется перед изучением нового материала и имеет цель - напомнить учащимся изученный ранее материал и создать более прочную базу для усвоения нового учебного материала. Лекция - изложение материала учителем, не прибегая к вопросам. Этот метод в повторение черчении занимает незначительную часть урока. Рассказ, беседа, лекция - методы устного изложения материала. Наблюдение - целенаправленное, непосредственное и организованное восприятие учащимися предметов и явлений. Наблюдение-это один из наиболее важных способов формирования представлений и понятий в процессе обучения черчению. При выполнении чертежа учащиеся должны обратить внимание на геометрическую форму предмета, а не на цвет или его фактуру. Внимание ученика необходимо направлять, придавать наблюдению целенаправленный характер для того, чтобы он мог установить сходство и различие между предметами и явлениями. Из-за мышления такая работа должна проводится на протяжении всего периода обучения черчению: при объяснении, закреплении, повторении, обобщении. Необходимость введения в процесс обучения черчению таких методов, как моделирование и конструирование, прямым образом отвечает современным требованиям обучения. Моделирование и конструирование способствуют выработке у учащихся навыков чтения чертежей, развивают их пространственные пpeдставлeния. Моделирование - это метод, в основе которого лежит процесс воспроизведения формы предмета по его изображению или описанию. Для моделирования на уроках черчения (графики) может использоваться пластилин, глина, картон, проволока, пенопласт и другой материал. Конструирование - это процесс создания нового образа предмета на основе его заданных свойств. Конструкторские задачи предполагают разработать какую-то схему соединения, предложить конструкцию и выполнить чертёж недостающей детали и так далее. Важным методом обучения черчению является выполнение графических работ - этот метод способствует выработке у учащихся необходимых навыков но выполнению чертежей, аксонометрических проекции, эскизов, технических рисунков. В процессе выполнения графических изображений учащиеся познают логику построения чертежа. Знакомятся с правилами и условностями его оформления, принятыми соответствующими стандартами. Графические работы проводятся для закрепления знаний, а также при объяснении нового материала и контроле знаний учащихся. Работа с учебником и справочным материалом имеет большое воспитательное и обучающее значение, Этот метод используется для развития у учащихся навыков самостоятельной работы, что способствует активизации мышления. Такая работа должна проводится на протяжении всего периода обучения черчению: при объяснении, закреплении, повторении, обобщении. В процессе преподавания учитель всегда должен заботиться о том, чтобы вызвать у учащихся интерес к занятиям и заставить их активно мыслить. Это связано с поисками новых совершенных методов обучения черчению (графике). Другая теория обучения, которую можно использовать в преподавании черчения, - технология обучения - направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектировании и воспроизводимости обучающего цикла. Традиционное обучение черчению характеризуется неточностью постановки целей, слабой управляемостью учебной деятельностью, неопределенностью и неповторяемостью обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей. Специфические черты технологии обучения: • разработка диагностики поставленных целей обучения; • ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей; • оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; • воспроизводимость обучающих процедур. Постановка диагностичных целей при обучении черчению заключается в следующем: для достижения заданного (желаемого) уровня обучения требуется ставить цели диагностично, тоесть определять их через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В диигностично поставленных целях описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет и др. как конечный результат. Технологию обучения разработал и применяет в обучении Шаталов В.Ф. Технология обучения дала толчок "практической" дидактике - созданию обучающих систем, готового продукта - пакета документов и средств, дидактических и технических, позволяющих учителю "среднего" уровня давать высокие результаты. В пакет документов может входить: цели и содержание обучения по определенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапах обучения. На основе технологии обучения развивается модульное обучение и применение ТСО: от компьютера с обучающими программами до сложных телекоммуникационных систем. И это непосредственно связано с другой теорией обучения, применяемой в преподавании черчению (графике) - информационные технологии. Информатизация обучения в современной дидактике понимается как использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащимся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание обучения. В преподавании черчения широко используется программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. Главная идея программированного обучения - этo управление учением, учебными действиями обучающихся с помощью обучающей программы. Все обучающие программы наиболее эффективны для формирования умений и отработки навыков. Информатизация обучения требует от учителей черчения и учащихся компьютерной грамотности. Обучение черчению с применением компьютерной техники является одним из возможных путей приобщения учащихся к графической культуре. При использовании компьютеров на уроках черчения (графики) необходимо добиваться оптимального сочетания классических и нетрадиционных методов и приемов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей k аналитическо-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. Кроме того, важно рационально сочетать ручной и машинный способ выполнения чертежей. Все перечисленные теории обучения в той или иной мере способствуют активизации учебного процесса по черчению (графике). Учителю черчению (графики) дается возможность использования различных технологий обучения, а также сочетание различных современных методов и приемов. Одним из методов, способствующим повышению эффективности графической подготовки, а также рационального использования учебного времени является проектная деятельность. Метод проектов (как принято сейчас называть проектирование) предлагается использовать в процессе обучения программой "Графика". Над разработкой этого метода, исследованием его, а теперь и использованием работают такие ученые как В.Д. Симоненко, М.Б. Павлова, Л.М. Иляева и другие. Ему отводится определенная роль и в подготовке графически грамотного человека. Также как и вышеперечисленные современные теории творческая проектная деятельность, способствует активизации познавательного процесса по черчению (графике), то есть метод проектов можно использовать наряду с другими методами обучения. Логика построения каждого проекта соответствует общей структуре проектировочной деятельности. Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений: * постепенное увеличение объема знаний и навыков; * выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая менее знакомыми (местное общество, бизнес, индустрия); * постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного Подхода, учет большего количества воздействующих факторов); * постепенное осознание учащимися собственных способностей области дизайн – технологической деятельности. Данный метод, используемый в преподавании черчения (графики), позволяет реагировать на местные условия, учитывать окружающие нас проблемы, а также традиционные, народные (национальные), исторические особенности. Процесс выполнения творческих проектов по черчению (графике) предполагает целенаправленное воздействие педагога на учащихся для достижения оптимальных результатов. Руководство проектной деятельностью школьников начинается с начала учебного года, когда учитель ставит проблему перед учащимися, - осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. В процессе подготовки учащихся к выполнению творческого проекта учитель производит подбор объектов проектирования, анализирует проекты, предложенные школьниками, корректирует их. Для того, чтобы облегчить учащимся (испытывающим трудности) выбор объектов или тем проектов, учитель может разработать банк проектов и предложить на выбор школьникам. В банке проектов задания могут быть перечислены в виде тем, словесных описаний или рисунков, схем, чертежей. Банк может систематически пополняться наиболее интересными проектами, предложенными школьниками, интересными находками из журналов, книг. Учитывать индивидуальные особенности учащихся, их теоретические знания и графически умения и навыки помогут дифференцированные проекты, которые предлагаются учителем в нескольких вариантах. Более сильным ученикам выдаются сложные варианты проектов (без подсказок), менее подготовленным учащимся - варианты, содержащие требования направление выполнения выбранного проекта. В третьем варианте, самом простом, требуется доконструировать изделие, выбрать оптимальную технологию, сбор учащегося корректируется учителем. Зная потенциальные возможности учеников, можно правильно подобрать проект и определить уровень сложности для каждой группы учащихся. Количество учащихся, участвующих в выполнение одного проекта, зависит от сложности объекта и может выполняться индивидуально или небольшими группами. Выполненные проекты обсуждаются учащимися в учителем, оцениваются, а затем могут быть выставлены для просмотра. Об оценке проектор будет сказано в последующих лекциях. Педагогическое руководство проектной деятельностью по черчению сводится к: • организации и подготовке учебно-материальной базы; • разработке дидактического материала; • подбору творческих проектов с учетом психолого-педагогических требований; • оказанию помощи отдельным учащимся и стимулировании творческой деятельности; • поддержанию определенного рабочего настроя; •анализу и оценке индивидуальных и групповых работ учащихся; • педагогической диагностике. Важным условием эффективного управления и руководства проектной деятельностью, а также использования метода проектов в графической подготовке учащихся является специальная методическая подготовка учителей технологии, черчения (графики). Итак, можно выделить основные факторы, влияющие на активизацию познавательного процесса на занятиях по черчению: • создание соответствующей материальной базы; • личное отношение учителя к учебному процессу; • умение учителя правильно подбирать соответствующие методы обучения и содержание учебного материала; • сочетание репродуктивной и творческой деятельности; • использование на уроках нетрадиционных методов, форм и средств; • правильный выбор графических заданий, способствующих творческой мыслительной деятельности, а также проблемных заданий, требующих обобщения, анализа исходных данных; • использование наглядностей; • самостоятельная работа; • введение в процесс графической подготовки проектной деятельности; • внедрение в обучение современных теорий обучения.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 9145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |