КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение выполнению эскизов деталей с натуры
На обучение учащихся выполнению эскизов деталей снатуры следует отвести не менее двух уроков. Учащиеся приступают к изучению этого раздела, владея достаточными представлениями и навыками выполнения проекционных изображений, полученными при выполнении практических упражнений и обязательных работ. Но если в качестве оригиналов ранее использовались рисунки и чертежи, то теперь предстоит выполнить проекции по объемной модели и сопроводить эскиз размерами, снятыми с нее с помощью измерительных инструментов. У подобной работы имеется целый ряд особенностей, причем некоторые из них, как правило неохотно воспринимаются учащимися, так как им кажется, что они противоречат приобретенным ранее навыкам. В первую очередь это откосится к практике выполнения эскизов от руки и соблюдению глазомерного масштаба. При этом учащиеся склонны сначала снимать размеры с модели, а затем строить изображения с соблюдением масштаба и с помощью чертежных инструментов. Вот почему убедительные и подробные комментарии учителя по этим вопросам, примеры, приведенные из практики, должны рассеять естественные предубеждения учащихся. Сначала учителю следует продемонстрировать классу учебный плакат, на котором показано поэтапное выполнение эскиза с натуры, подчёркивая, что именно такая последовательность работы над заданием является закономерной. Затем учитель на классной доске, а учащиеся в рабочих тетрадях должны последовательно выполнить эскизы крупной демонстрационной модели, изготовленной из дерева, картона или пластмассы. При этом учитель постоянно должен обращать внимание на требования, которым должна будет отвечать самостоятельная работа учащихся по выполнению эскиза с натуры. Точное соблюдение этих требований предупредит возможные ошибки. Особо подчеркивается значение предварительного анализа геометрической формы детали. Конструктивные формы деталей образуются сочетаниями различных геометрических поверхностей. Размеры, форма и расположение этих элементов не случайны, а согласованы с другими деталями, которые связаны с данной единством выполняемой рабочей функции и определены, исходя из расчетных, конструктивных и технологических соображений. Лишь после такого анализа можно приступать к определению количества необходимых видов и выбору главного, по отношению к которому располагаются и остальные проекции. Для этого учитель может привести следующие рекомендации: а) детали, форма которых содержит тела вращения и которые изготовляются на токарных станках (валики, шпиндели, втулки и др.), на главном виде следует изображать с горизонтальным или вертикальным положением осей независимо от их рабочего положения. Здесь следует оговориться, что в последнее время появилось много новых методов механической обработки, при которых тела вращения изготовляются с вертикально расположенной осью. Поэтому существовавшие ранее и еще встречающиеся в учебно-методической литературе рекомендации о том, что Детали типа валика, втулки должны изображаться с горизонтальным расположением осей вращения (параллельно основной надписи), являются данью старой традиции; б) детали из листового материала (скобы, крючки, кулачки, прокладки, диски, фасонные детали и пр.) на главном виде удобнее располагать так, как их видит рабочий при обработке на столе пресса. Так же располагают и другие детали (шатуны, рычаги, гаечные ключи и др.), изготавливаемые на молотах, прессах, штампах и т. д.; в) делали, изготавливаемые литьем, корпусные детали (кронштейны, корпуса кранов, вентилей, подшипников скольжения плиты, крышки и т. д.) принято изображать на главном виде в рабочем положении. Несмотря на то, что на первых порах учащиеся выполняют эскизы простых деталей, приведенные выше рекомендации пригодятся им в профессиональной деятельности. Далее следует предложить учащимся подумать, как сориентированную деталь расположить относительно фронтальной плоскости проекций. Ведь от того, какое будет принято расположение детали относительно фронтальной плоскости, зависит, количество необходимых в этом случае изображений. Учитель у доски может рассмотреть возможнее варианты расположения любой модели относительно фронтальной плоскости проекций, объяснить недостатки и достоинства каждого из них и, останавливаясь на оптимальном варианте, сделать вывод предмет необходимо располагать относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Следующий этап в обучений выполнению эскиза - это выбор необходимого количества изображений, причем это количество должно быть наименьшим, но достаточным для того, чтобы по ним можно было однозначно представить форму изображаемой детали. Наличие же лишних изображений только создаст ненужную работу и усложнит процесс чтения эскиза (чертежа). Для правильного и полного изображения на чертеже простых геометрических тел, таких, кик призма, пирамида, цилиндр, конус, шар и тор (см. рис. 3.22 в учебнике), необходимо в основном не больше двух видов или видов и знаков, заменяющих вид. ГОСТ 2.307-68 устанавливает условные знаки и надписи, характеризующие геометрическую форму предметов и позволяющие нанести все необходимые для их изготовления размеры. Умелое использование этих знаков и надписей во многом упрощает процесс выполнения эскизов и чертежей. Размеры изображений на эскизах должны быть по возможности ближе к размерам натуры. Но при выполнении эскизов крупных деталей их следует изображать в уменьшенном виде (в разумной мере), а мелких - в увеличенном. На заключительном этапе, после сообщения общих сведений о начертании эскизов деталей с натуры, учитель поэтапно делает эскиз мелом на доске с тем, чтобы учащиеся выполнили те же построения в своих, тетрадях. Нередко учащиеся на первых этапах работы над эскизом испытывают затруднения, связанные с выбором правильного соотношения между размерами отдельных элементов детали на эскизе, и пытаются замерить деталь и выполнять эскиз сразу же по снятым размерам. Учитель должен предусмотреть эту грубую ошибку учащихся и лишний раз подчеркнуть, что обмер детали следует начинать лишь после полного завершения работы. Над изображением детали. Только после этого на эскизе наносятся выносные, размерные линии и стрелки на тех элементах изображения детали, которые подлежат измерению. Перед тем как переходить к обмеру детали, необходимо вкратце остановиться на технике измерения и продемонстрировать навыки пользования измерительными инструментами (масштабной линейкой, кронциркулем, нутромером, штангенциркулем). При этом следует обратить внимание учащихся на отработку навыков правильной установки инструмента на измеряемой поверхности, производить равномерный нажим измерительными поверхностями инструмента и т.д. Эти навыки достигаются только при многократном повторении действий. Рассматривая погрешности измерений, учителю надо разобрать причины их возникновения и продемонстрировать, как неправильная установка инструмента относительно измеряемой детали влияет на показания измерений. Учащиеся должны научиться уменьшать влияние случайных погрешностей и повышать точность измерения, путем определения средней величины результатов нескольких замеров. Практическая деятельность человека привела к созданию большого количества измерительных инструментов и приборов, позволяющих производить измерения с различной степенью точности. В школьной практике учащиеся знакомятся лишь с простейшими измерительными приборами. Однако приветствуется возможность. Продемонстрировать с помощью учащихся производственные измерительные инструменты и приборы. После обмера детали учащиеся смогут нанести на эскиз числовые значения размеров элементов детали. Размерные числа должны быть нанесены четко и правильно согласно требованиям стандарта. Учащиеся должны показать умение пользоваться условностями, применяемыми при нанесении размеров. В случае затруднения отдельным учащимся следует предложить вновь проработать соответствующий теоретический материал. При всех своих достоинствах эти упражнения не могут заменить упражнений по выполнению эскизов деталей с натуры. В учебнике такие упражнения приведены для того, что в классе обязательно окажется категория учащихся, которая в силу различных причин пропускает занятия. Для самостоятельного обучения таким ученикам нужно на что-то ориентироваться и получать практические навыки. В средней школе разумно первые два упражнения провести в классе путем опроса учащихся, а следующие два можно заменить выполнением эскизов с подготовленных для этого натуральных деталей. Основываясь на предыдущем примере, который выполнялся всем классом, и справочном плакате, учащиеся, направляемые учителем» смогут выполнить задание самостоятельно.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |