КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI. Разрезы через тонкие стенки и спицы
Показываем целесообразность отступления от правил простых разрезов: 1. Исключить первое, ложное впечатление о действительной форме предмета (легкая по конструкции деталь представляется при заштрихованной стенке чрезмерно массивной; спица создает впечатление диска); 2. Свести до минимума трудоемкость чертежа, не утомлять глаз обилием заштрихованных участков, снижающее объемное представление о детали и ее составных частях. 3. В сборочных чертежах, где не всегда выявляются формы каждой детали, штриховка ребер, перегородок, спиц в разрезе можно ввести в заблуждение. Фронтальное задание- разрез ч/з тонкие стенки, и разрез ч/з спицы. Упражнение по чтению чертежей- краткий устный анализ типовых чертежей. VII. Сложные разрезы: Общие понятия. Отличие от простых. Целесообразность применения. Плакаты: 1) ступенчатый разрез; 2)ломаный. Типичные ошибки при выполнении ступенчатого разреза: 1) на разрезе изображается сплошная линия мнимой секущей плоскости в месте перехода от одной заданной секущей плоскости к другой, ей параллельной. 2) Неудачный или неправильный выбор перехода, связывающего заданные направления секущих плоскостей; 3) Неправильное, небрежное обозначение линий сечения и надписей, либо отсутствие их. Ломаные разрезы - показать на чертеже детали типа диска или изогнутого рычага. Фронтальное упражнение на ступенчатый и ломаный разрезы. VIII. Практические задания. 1. Построить третий вид по двум данным с применением полезных разрезов и сечений; 2. Построить 2-3 прямоугольные проекции по заданному аксонометрическому изображению с применением полезных разрезов и сечений 3. Выполнить сечения и разрезы на проекции детали с натуры (можно эскиз) 4. Анализ рабочих чертежей, содержащих различные виды сечений и разрезов.
17. Внеклассная работа по черчению, её значение в обучении, развитии, воспитании школьников, развитие технического творчества учащихся. Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом всего учебно-воспитательного процесса. Под внеклассной работой понимают совокупность необязательных занятий учителя с учащимися во внеурочное время. Обязанность учителя черчения - вести не только уроки, но и организовывать различную внеклассную работу с учащимися. Внеклассные занятия способствуют более полному выявлению личности ученика, удовлетворению его запросов. Этот вид занятий по черчению, как и по другим предметам, сплачивает ученический коллектив, пробуждает инициативу школьников и имеет большое значение в развитии их творческих способностей. Вот почему в школах необходимо организовывать и проводить внеклассные мероприятия, которые помогают совершенствовать графическую подготовку учащихся, способствуют развитию пространственных представлений и расширяют общий политехнический кругозор школьников. Внеклассная работа по черчению преследует следующее: 1. Развитие интереса у учащихся к предмету "Черчение", его применению к практической деятельности -человека. 2. Углубление знаний учащихся, расширение их политехнического образования, знаний о рабочих профессиях и др. 3. Обучение учащихся некоторым навыкам научных исследований, самостоятельной работы с книгой, поисковой деятельности, конструкторской работы. Раскрытие потенциальных возможностей детей, выявление их индивидуальных способностей. 4. Развитие графических умений и навыков учащихся. Следует помнить, что внеклассная работа позволяет сформировать ученический актив, способный оказать учителю помощь в организации учебного процесса по черчению - изготовить наглядные пособия, оформить кабинет. Кроме того, можно выявить педагогические склонности и способности учащихся, которые могут заниматься с отстающими. Внеклассная работа дает возможность разумно организовать досуг учащихся, рационально использовать их свободное время. Все внеклассные и внешкольные занятия должны строиться на принципе добровольности. Необходимо, чтобы вся внеклассная работа по черчению была органически связана с учебными задачами школьного курса. Она должна обобщать уроки, быть связующим звеном с жизнью, трудовым обучением учащихся. Формами организации внеклассной работы по черчению в школе могут быть: 1) тематические вечера по черчению; 2) производственные экскурсии (в конструкторские бюро, цеха завода, мастерские и т.п.); 3) кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса, общешкольные); 4) олимпиады (классные, школьные, районные, областные), конкурсы и викторины; 5) выпуск стенгазет, оформление витрин, и пр.; 6) организация выставок; 7) написание рефератов, сочинений и пр. Таким образом, все формы внекласснойработы по черчению можно разделить на: • массовые (вечера, конференции, олимпиады и др.); • групповые (кружки, стенная печать и пр.); • индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.). Часто к внеклассной работе относят и работу с отстающими учащимися. В методику организации внеклассной работы по черчению в школе входят определение целей и содержания той или иной формы работы, подготовка к проведению этого вида работы и т.п. Так, проводя вечер, необходимо заранее определить задания для учащихся: кто будет выступать, кто будет за что отвечать, какими занимательными моментами будет насыщен вечер (игры, викторины, конкурсы и пр.). В какой бы форме ни проводилась внеклассная работа, она должна быть живой, интересной и увлекательной. Дадим краткую характеристику основных форм внеклассной работы. Кружок по черчению. Нужно отметить, что цементирующим началом во всей внеклассной работе по черчению является кружок. Основное назначение кружка - развитие интереса и способностей учащихся. Программа занятий кружка разрабатывается на полгода или на весь год. Кружковцы помогают учителю в изготовлении наглядных пособий, выпускают специальную газету, являются инициаторами проведения вечеров, конкурсов и т.п. Рассмотрим вопрос организации работы кружка черчения и дадим некоторые методические советы к проведению кружковых занятий. Тематика занятий, комплектование кружка черчения и планирование его работы должны быть всесторонне обдуманы учителем. При комплектовании кружка следует, прежде всего, учитывать, какие задачи будут решаться в кружке, какое количество учеников может принять участие. Вместе с тем нужно подумать о том, как часто будут проходить занятия, какое оборудование и какие материалы необходимо иметь для проведения занятий. Кроме того, тематика работы кружка зависит от условий, в которых находится школа, личных интересов и склонностей учащихся. Изученный опыт работы учителей черчения многих школ дает возможность ответить на поставленные вопросы. Занятия каждой подгруппы целесообразно проводить один раз в неделю, в течение двух академических часов, не более, так как в школе осуществляется целый ряд других мероприятий. При установлении дня занятий и определении часов работы кружка учителю следует принять во внимание пожелания самих учащихся, так как им лучше, чем кому-либо, известно, какой день недели является для них наиболее трудным. Установленное время и тематику занятий кружка следует согласовать с учебной частью школы. Важно всегда помнить, что при организации работы кружка нужно исходить из реальных возможностей данной школы (посещения, интенсивности учебной работы). Ставя задачу организовать в школе кружок черчения, учитель должен помнить, что на детский коллектив чрезвычайно влияет четкость и регулярность занятий по хорошо продуманному плану, включающему вопросы дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков учащихся. При соблюдении этих условий можно достигнуть неплохих результатов в работе кружка. Разнообразие тематики занятий повышает интерес учащихся к работе в кружке, пробуждает их фантазию и воображение, развивает инициативу в изготовлении чрезвычайно интересных учебных пособий по предмету. Созданные руками детей пособия находят применение на уроках, что в целом влияет на успеваемость по черчению. Таким образом, занятия в кружке имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. На занятиях кружка предусматривается выполнение эскизов, чертежей и технических рисунков машиностроительных деталей, изучение машиностроительных чертежей. Сборочные чертежи можно изучать в связи с выполнение кружковцами чертежей изделий для мастерских школы, конструированием моделей для физического, химического и зоологического кружков. Интересно можно организовывать занятия по выполнению чертежей-иллюстраций. Сюда включается разработка и выполнение орнаментов в цвете, эскизирование орнаментов местных архитектурных сооружений, оград, перил мостов и т.п. То есть перед каждым учеником ставятся более интересные задачи, решение которых требует организованности и совершенствования волевых качеств школьника. Хорошо, когда учащиеся, работая в кружке, сознают общественную полезность своего труда, видят, что их работа не простое развлечение, а нужное и полезное дело. С этой целью следует привлекать их к выполнению чертежей для школьных мастерских, других школьных кружков, составлению технологических карт на изготовление моделей, изготовлению таблиц для различных школьных кабинетов и др. На первом занятии учителю следует внимательно отнестись к изучению состава учащихся, изъявивших желание заниматься в кружке, скомплектовав группы даже в том случае, если количество участников кружка будет небольшим. Затем необходимо ознакомить учащихся с планом занятий, который ученики должны записать в своих тетрадях. При обсуждении плана нужно обязательно учесть все замечания и пожелания, которые будут высказаны учащимся, а наиболее интересные из них включить в план. Важно предупредить учеников кружка о том, что все кружковые задания будут по своему содержанию и объему значительно выше тех, которые выполняются на уроке. Это следует сделать для того, чтобы повысить стимул к участию в кружке. В противном случае учащиеся потеряют интерес к предстоящим занятиям, и кружок перестанет существовать. Особое место в работе кружка должно занимать решение задач. Оно должно проводиться систематически на протяжении всего периода работы кружка. Почти на каждом занятии для этой цели можно найти несколько минут. Наибольший интерес ребята проявляют к занимательным задачам. В решение таких задач можно вносить элементы соревнования. На занятиях кружка используются и игры: чертежное домино, лото и др. Итогом работы кружка является выставка работ учащихся.. Олимпиады по черчению - это форма внеклассной работы, основанная на элементах соревнования. Олимпиады стимулируют учащихся углублять и расширять свои знания, воспитывают настойчивость, способствуют развитию таких качеств, как - сосредоточенность, внимания, наблюдательность, воображение, волю и пр. В последнее время олимпиады по черчению стали проводиться на различных уровнях: школьные, городские, районные, республиканские. Олимпиаду можно рассматривать как мероприятие, которое подводит итог совместной работы учителя и учащегося, позволяет выявить качество знаний последнего. Общешкольные олимпиады следует проводить отдельно для 8-9 классов. Это позволяет более точно оценить умения учащихся с учетом их возраста. Тематика заданий определяется самим учителем (выполнение и чтение чертежей, анализ геометрической формы деталей, занимательные задачи, построение сечений и разрезов, чтение сборочных чертежей и пр.). Для олимпиады можно использовать задачи из имеющейся учебной литературы. Материал к олимпиаде может быть подготовлен и на занятиях кружка по черчению. За несколько дней до начала олимпиады вывешивается объявление, в котором сообщается день и час проведения олимпиады, указываются материалы и принадлежности, которые должны иметь с собой ученики. Тут же указывают тематику вопросов и задач, которые могут быть предложены учащимся. Другие уровни олимпиад проводятся по такому же принципу. Тематические вечера - одна из наиболее массовых форм внеклассной работы по черчению. Тематика их самая разнообразная: по отдельным разделам программы, занимательное черчение и др. Можно провести вечера по следующим темам: "Знаешь ли ты язык техники?", "От первобытного рисунка к современному чертежу", "История русского чертежа и чертежного искусства", "Познакомимся с учеными-графиками", "Замечательные кривые" и др. Материал к таким вечерам подбирают сами учащиеся под руководством учителя черчения. Это требует от него большого труда по подготовке и проведению вечера. При подготовке к тематическим вечерам по черчению учитель может воспользоваться рядом литературных источников, в которых с достаточной полнотой освещены вопросы истории развития отечественной и зарубежной графики. Задолго до вечера следует уточнить темы выступлений, определить участвующих в вечере, поручить отдельным учащимся подготовить занимательные задачи, опыты и т.п. Каждый такой вечер в школе должен быть настоящим праздником. На вечер приглашаются родители, учащиеся и учителя черчения из других школ. Нужно отметить, что учащиеся всегда с большим интересом относятся к организации вечеров по черчению и сами вносят много нового в их проведение. Производственные экскурсии позволяют ознакомить учащихся с реальными предметами в их естественном окружении, назначением, работой и технологией производства изображаемых деталей, применением чертежей в современном промышленном производстве. Такие экскурсии могут быть организованы на заводы, фабрики, строительные площадки, в проектные организации и так далее. Поэтому экскурсии служат одним из средств приближения школы к производству и осуществления принципа единства теории и практики в обучении черчению. Глубоко продуманные и тщательно подготовленные экскурсии значительно расширяют и углубляют знания учащихся по предмету и воочию убеждают их в тесной связи черчения с жизнью и производством. Экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические - экскурсии по определенным разделам программы или отдельно выбранной теме. Обзорные экскурсии предполагают знакомство с производством в целом или с работой техников, инженеров и т.п. К проведению экскурсий должны быть готовы как учитель, так и учащиеся. Учитель должен ясно определить тему и программу экскурсии, хорошо познакомиться сам с объектом экскурсии, подготовить задания для самостоятельной работы учащихся. На вводной беседе в классе учителю следует познакомить учащихся с темой и объектом экскурсии, дать вопросы по материалу экскурсии, на которые учащиеся должны потом ответить. В том случае, если учитель не сам проводит экскурсию, он должен заранее договориться с экскурсоводом о круге вопросов, интересующих его, познакомить экскурсовода с общеобразовательной и политехнической подготовкой учащихся. Хорошо, когда во время экскурсии учащимся встречаются детали, чертежи и эскизы, которые выполнялись ими в школе; учащиеся при этом наглядно видят связь школьного курса черчения с производством. После проведения экскурсии учащиеся сдают учителю на проверку письменный отчет. Отдельным ученикам можно поручить выпуск газеты, посвященной экскурсии, или специального стенда, изготовление таблиц и так далее. На одном из уроков черчения учитель подводит итоги экскурсии. На результаты проведенных экскурсий учитель может не раз опираться при прохождении программного материала на уроке. Экскурсии по черчению должны преследовать не только общеобразовательную цель. Важное воспитательное значение имеет знакомство с передовой современной техникой, которой оборудовано предприятие. Все это должно сыграть немалую роль в выборе учащимися будущей профессии. Примерный перечень тематических экскурсий: 1) роль чертежей в современном производстве; 2) техника выполнения чертежей; 3) чтение строительных чертежей; 4) размножение чертежей; 5) процесс изготовления деталей по чертежу; 6) процесс сборки изделий по чертежу; 7) выполнение чертежей на графопостроителе и др. Выставки. Организация выставок - важный элемент деятельности учителя черчения, позволяющий повысить интерес учащихся к изучению предмета, рационально использовать свободное время школьников и пр. Учащиеся всегда с увлечением участвуют в организации и оформлении выставок лучших чертежей, наглядных пособий и моделей, сделанных руками кружковцев. Обычно выставки готовятся к концу учебного года и служат не только итогом работы всех учащихся или кружка, но и своеобразным отчетом перед родителями о проделанной работе за год. Витрины в отличие от стендов чаще меняются и обновляются. Материал, помещенный на витрине, может быть самого различного содержания. Например, на витрине могут быть помещены вырезки статей и фотоснимков из различных газет, в которых есть соответствующая курсу черчения тематика.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |