КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 1 страница. Влияние легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера на физическое развитие старших школьников
Влияние легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера на физическое развитие старших школьников ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………….…………………………...……………………..3 ГЛАВА I. Теоретико-методологическое основание исследования влияния анаэробного и смешанного характера на физическое развитие старшеклассников занимающихся легкой атлетикой………………………………...………………….....6 1.1. Характеристика легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера…..……………………………….………………………………………….6 1.2. Психофизические особенности развития старших школьников…….………...14 1.3. Общая характеристика легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера ………….…………………………………………………………..…28 Выводы по первой главе………………………………………………………………3? ГЛАВА II.ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..…..…32 2.1. Задачи исследования……………………………………………………………...32 2.2. Методы исследования …………………………………………………………....32 2.3. Организация исследования……………………………………………………....37 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...........................................................................................................39 Выводы по третьей главе……………………………………………………………...51 Заключение…………………………………………………………………………….52 Библиографический список…………………………………………………………...54 Приложение………………………………………………………………………….....56
Актуальность темы исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время снижается процент детей, окончивших школу здоровыми. Часто здоровые на первый взгляд дети имеют несколько хронических заболеваний. Один из факторов негативно сказывающихся на здоровье детей это мало подвижный образ жизни. В трудах Б. А. Ашмарина(1979),В. М. Когана(1967) и др. изучаются вопросы гигиены умственного труда. Авторы указывают на недостаточное внимание, уделяемое разработке данной проблемы, и единодушно подчеркивают значение физических упражнений для лиц умственного труда. Выяснилось что в организованные формы физического воспитания (секции, группы здоровья и т. д.) вовлекается очень мало детей. Незначительное время выделяется и на самостоятельные занятия физическими упражнениями. Причины этого кроются как в недостаточном Развитии спортивной базы и нехватке квалифицированных специалистов по массовой физической культуре, так и в определенной инерции взглядов самих людей, низкой осведомленности в вопросе значения физических упражнений для здоровья, ограниченном числе научно обоснованных рекомендаций. Легкоатлетические упражнения в свою очередь имеют преимущество в своей доступности. Поскольку не требуют много формы, инвентаря и снаряжения. Бегать и ходить можно во дворе, в парке, на стадионе. Легкой атлетикой могут заниматься люди любого возраста и физической подготовленности, подобрав индивидуально уровень нагрузки и вид физических упражнений. При длительной интеллектуальной деятельности снижается умственная работоспособность, падает устойчивость внимания. Многие исследователи показали, что при умственном утомлении понижается сила и подвижность нервных процессов, нарушаются взаимоотношения между подкорковыми образованиями головного мозга и корой больших полушарий. Утомление при умственной работе субъективно проявляется в головной боли, вялости, в некотором нарушении координации движений, ухудшении запоминания. Кроме того, вследствие профессиональной сидячей позы происходит перераспределение крови в организме. Она скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови. При длительной позе сидя сокращается экскурсия грудной клетки (разница в объеме между вдохом и выдохом), снижается объем вдыхаемого воздуха, легкие оказываются сдавленными. Все это приводит к ухудшению общего кровообращения и снижению умственной работоспособности. В настоящее время большой популярностью стал пользоваться длительный бег в спокойном темпе, применяемый с целью оздоровления и получивший названия «бег от инфаркта», «бег трусцой», «бег ради жизни». Оздоровительный бег впервые начал применяться в 60-х гг. XX в. в Новой Зеландии. Благодаря системе, разработанной известным тренером А. Лидьярдом, и книге Г. Гилмора «Бег ради жизни» (1969), в которой эта система излагалась, бег для здоровья получил вскоре прописку в США, ГДР, Швеции, Польше и других странах. Популярен оздоровительный бег и в нашей стране. В десятках городов созданы клубы любителей бега. Работает множество групп здоровья, в которых бег является основным средством укрепления организма. Все больше любителей бега трусцой мы видим на улицах и стадионах. В России широко проводятся научные исследования, в которых изучается воздействие бега на организм людей разного возраста и состояния здоровья. Основная цель этих исследований - разработка эффективных методик бега. Занятия оздоровительным бегом при правильной его дозировке оказывают разнообразное и эффективное воздействие на организм человека. Объектом исследования является физическое развитие учащихся старших классов. Предметом нашего исследования является, влияние лёгкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера на физическое развитие детей старшего школьного возраста. Цель исследования: выявление характера и степени влияния легко-атлетических упражнений аэробного и смешанного характера на физическое развитие старших школьников. Задачи исследования: - проанализировать литературные источники по теме исследования; - выявить психофизические механизмы развития старшеклассников с учетом их возрастных особенностей; - провести экспериментальное исследования влияния легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера на физическое развитие старших школьников. Гипотеза: легкоатлетические упражнения аэробного и смешанного характера положительно влияют на физическое развитие детей старшего школьного возраста. Теоретическая значимость: заключается в выявлении наиболее подходящих упражнениях аэробного и смешанного характера на физическое развитие и здоровье старших школьников. Практическая значимость: заключаетсяввозможности использовать результаты исследования в тренировочном процессе. Методы исследования: Теоретический анализ литературы наблюдения, беседы, тестирования, педагогический эксперимент и математическая обработка данных.
ГЛАВА I. Теоретико-методологическое основание исследования влияния анаэробного и смешанного характера на физическое развитие старшеклассников занимающихся легкой атлетикой 1.1. Характеристика легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода (О2л,/мин) тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: 1) Высокой максимальной скоростью потребления кислорода, т.е. большой аэробной «мощностью»; 2) Способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода, т.е. большой аэробной «емкостью». К спортивным упражнениям, требующим проявления выносливости, относятся все аэробные упражнения циклического характера, в частности легкоатлетический бег на дистанциях от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки на всех дистанциях, бег на коньках на дистанциях от 3000 м, плавание на дистанциях от 400 м и др. Бег на средние дистанции. Бег на средние дистанции (400, 800 и 1500 метров) характеризуется работой субмаксимальной мощности и по своему воздействию на организм резко отличается от бега на короткие дистанции. Кислородный запрос и абсолютная величина кислородного долга в связи с большей величиной и длительностью работы (по сравнению с короткими дистанциями) значительно увеличиваются (в 2 - 3 раза). Относительная же величина кислородного долга уменьшается и составляет от 90 (400 м) до 50% (1500 м) кислородного запроса. Однако анаэробные реакции еще имеют решающее значение, особенно при беге на 400 и 800 м, где за счет этих реакций работа энергетически обеспечивается более чем наполовину. В противоположность коротким дистанциям, когда в ресинтезе АТФ видная роль принадлежит переэстерификации с креатинфосфатом, при беге на средние дистанции основное значение имеет гликолиз. Именно поэтому повышение содержания молочной кислоты в крови при беге на средние дистанции достигает наибольших величин (от 150 до 250 мг%) и обусловливает наибольшие сдвиги внутренней среды в кислую сторону. В соответствии с этим снижение щелочных резервов крови при беге на средние дистанции также наиболее велико. Так, при беге на 400 м они могут снижаться на 60 %. Резкое повышение содержания в крови молочной кислоты приводит к значительному выделению ее с мочой и потом. Вследствие несоответствия между расходованием и ресинтезом АТФ в мышцах содержание ее при беге на 400 м 'с рекордной скоростью существенно снижается, а у спортсменов младших разрядов это имеет место и при беге на 800 м. Под влиянием тренировки с увеличением удельного веса аэробных окислительных процессов изменения содержания молочной кислоты и щелочных резервов крови при беге на средние дистанции становятся несколько меньшими. Относительная величина кислородного долга также уменьшается. Эти обстоятельства говорят о принципиальном отличии бега на средние (и, как мы увидим дальше, на длинные) дистанции от бега на короткие дистанции, где под влиянием тренировки работа в условиях рекордной для данного лица скорости становится даже более «анаэробной». В связи с резкими сдвигами реакции внутренней среды в кислую сторону (до значений рН 7,0 и даже 6,9), а также с изменениями в белковом составе плазмы крови при беге на средние дистанции в моче может быть обнаружен белок от 0,1 до 1,2 %. Следует отметить, что появление в моче даже 4 % белка при спортивной деятельности не являемо признаком патологии почек и проходит для организма бесследно. Наряду с увеличением выделения молочной кислоты может несколько возрастать и потеря организмом фосфатов, содержание которых в крови становится больше. Вследствие высокой интенсивности обмена веществ и, видимо, частичного разобщения дыхания с фосфорилированием при беге на средние дистанции усиленная теплопродукция не уравновешивается увеличением теплоотдачи. В результате температура тела у бегунов повышается на 1 - 1,5°. Следует также отметить, что если при беге на короткие дистанции энергетика мышц обеспечивается преимущественно внутримышечными источниками энергии, то при беге на средние дистанции начинают использоваться и вне мышечные источники (гликоген печени). Именно поэтому значительно повышается уровень сахара в крови (до 150 - 240 мг%). Вместе с тем у малотренированных спортсменов на финише иногда наблюдается падение содержания сахара в крови как результат преждевременного развития тормозных процессов в центральной нервной системе в связи с «боязнью дистанции». Кстати, на более трудных в субъективном отношении дистанциях 400 и 800 м это бывает чаще, чем на дистанциях 1000 и 1500 м. Характерной особенностью бега на средние дистанции является «мертвая точка» - внезапное резкое понижение работоспособности, преодолеваемое усилием воли («второе дыхание»). При беге на 800м она наступает на 60 - 80-й сек., а при беге на 1500м - на 2-3-й мин. Попытки раскрыть биохимическую сущность «мертвой точки» и перехода ко «второму дыханию» до сих пор не увенчались успехом. Наиболее распространенное мнение о том, что состояние «мертвой точки» связано с угнетением процессов аэробного окисления, а переход ко «второму дыханию» — с мобилизацией механизмов, улучшающих протекание окислительных процессов, не получило экспериментального подтверждения. Любопытно, что в эксперименте на животных также удается обнаружить состояние, несколько напоминающее «мертвую точку». Исследование гликолиза и аэробного окисления пока что не позволило и у животных отметить какой-то переломный момент в течение этих процессов во время перехода от «мертвой точки» к дальнейшему продолжению работы. Наиболее вероятным следует считать предположение, что причиной «мертвой точки» являются нарушения химизма центральной нервной системы, но носящие не разлитой характер, а локализованные в каких-то ограниченных зонах коры головного мозга. Кортикальное происхождение «мертвой точки» тем более вероятно, что это состояние может быть преодолено волевым усилием. Следует, однако, иметь в виду, что «мертвая точка» не является обязательным атрибутом бега на средние дистанции. При правильной тренировке и оптимальном распределении усилий на дистанции «мертвой точки» может не быть. С другой стороны, не обязательным является и переход ко «второму дыханию». Ярко выраженное состояние «мертвой точки» может заставить спортсмена резко снизить интенсивность бега и даже сойти с дистанции, после чего нормальное состояние организма быстро восстанавливается. Восстановительный период после бега на средние дистанции длится от 1 до 2 час. Что касается тренировки в беге на средние дистанции, то здесь так же, как и в тренировке спринтеров, следует обращать большое внимание на развитие и совершенствование анаэробных механизмов ресинтеза АТФ и адаптации организма к значительным сдвигам реакции внутренней среды в кислую сторону. Вместе с тем в противоположность спринту, в беге на средние дистанции необходимо развивать способность организма переключаться, с анаэробного на дыхательный ресинтез АТФ, для чего возможности аэробных окислительных процессов нужно развивать не меньше, чем анаэробные механизмы. Бег на длинные дистанции и спортивная ходьба. Бег на длинные дистанции (3000—10 000 м) характеризуется устойчивым состоянием, уровень которого может быть различным, и преобладанием дыхательного ресинтеза АТФ над анаэробным. Кислородный долг составляет всего от 15 до 30% кислородного запроса, хотя в абсолютных величинах он значительно больше, чем при беге на средние дистанции. Анаэробный ресинтез АТФ происходит в начале бега, постепенно уступая место дыхательному. В качестве субстратов окисления используется главным образом сахар, получаемый мышцами из крови, а также кетоновые тела и свободные жирные кислоты. Использование последних наиболее значительно при беге на 10 000 м. Содержание молочной кислоты в крови при беге на длинные дистанции повышается меньше, чем при беге на средние дистанции (до 80 — 120 мг%), причем в начале бега оно больше, чем на финише. Чем выше тренированность спортсмена, тем значительнее снижается уровень молочной кислоты в крови к финишу. Броски и ускорения на протяжении дистанции или во время финиширования могут весьма сильно изменять картину: в результате ускорения начавший было снижаться уровень молочной кислоты, может снова несколько повыситься. Повторные ускорения сопровождаются меньшим повышением уровня молочной кислоты. Таким образом, изменение содержания в крови молочной кислоты при беге на длинные дистанции находится в зависимости и от тактики бега. В соответствии с повышением уровня молочной кислоты происходит и понижение щелочных резервов крови, причем оно гораздо меньше, чем после бега на средние дистанции. Так, на финише бега на 10 000 м резервная щелочность оказывается сниженной всего на 10—12%. Выделение молочной кислоты с мочей и потом также меньше, чем при беге на средние дистанции; зато потеря фосфатов организмом несколько больше. Белок в моче после бега на длинные дистанции появляется реже, причем количество его в среднем вдвое меньше, чем после бега на средние дистанции. Изменения содержания сахара в крови не носят закономерного характера; может быть как повышение его, так и понижение, причем понижение обычно наблюдается у легко затормаживаемых спортсменов и является следствием уменьшения мобилизации сахара, а не углеводных запасов организма. Кроме изменений в углеводном обмене, при беге на длинные дистанции обнаруживаются отчетливые изменения и в обмене липидов. В крови повышается содержание нейтрального жира и свободных жирных кислот вследствие мобилизации их из жировых депо. Повышается также и содержание в крови кетоновых тел, образующихся в результате окисления жирных кислот в печени и используемых мышцами в качестве окисляемого субстрата. При этом повышение в крови уровня жирных кислот и кетоновых тел тем больше, чем ниже уровень молочной кислоты в ней. Содержание фосфатидов при беге на более короткие из длинных дистанций не изменяется или слегка повышается, а при беге на 10 000 м на финише, как правило, бывает снижено. Для бега на длинные дистанции характерны большие потери воды (с потом и с выдыхаемым воздухом), приводящие к значительному снижению веса за время прохождения дистанции (до 1 — 1.5 и даже 2 кг). Величина потерь веса зависит от тренированности спортсменов; с повышением тренированности потери веса уменьшаются Восстановление изменений, происшедших в организме спортсмена под влиянием бега на длинные дистанции, длится в течение 6—12 час, а в ряде случаев и в течение почти суток. При этом центр тяжести в восстановительных процессах ложится не на ликвидацию кислородного долга и устранение из крови избыточной молочной кислоты, а на восстановление энергетического потенциала организма, что обеспечивается питанием. По характеру биохимических изменений, происходящих в организме, к бегу на длинные дистанции примыкает спортивная ходьба. Сравнение бега и спортивной ходьбы на 10 000 м показывает, что изменения уровня содержания молочной кислоты в крови в обоих случаях примерно одинаковы, а снижение содержания сахара в крови в последнем случае наблюдается чаще, повышение содержания жирных кислот и кетоновых тел в крови более велико, понижение содержания фосфатидов более значительно. Потери веса при спортивной ходьбе также больше, чем при беге. В тренировке стайеров и скороходов главное внимание следует обращать на увеличение возможностей аэробных окислительных процессов, так как они имеют решающее значение. Бегуны, обладающие высокими возможностями аэробных окислительных процессов, могут бежать 3000 м со скоростью, характерной для дистанции 1500 м. Однако не следует пренебрегать развитием анаэробных биохимических механизмов, так как они широко используются при ускорениях вовремя бега. Бег на сверхдлинные дистанции. Бег на сверхдлинные дистанции (15, 20, 30 км и 42 км 195 м) характеризуется, прежде всего, большой затратой энергии. Потребность в кислороде при марафонском беге достигает 450 л. Если не считать кратковременного «пускового» периода, энергетика всего бега обеспечивается аэробными окислительными процессами с использованием сначала углеводов, а затем (все в большей степени) липидов. Поэтому кислородный долг составляет всего 2—10% кислородного запроса. Повышение уровня молочной кислоты в крови сравнительно невелико, но может довольно широко варьировать в зависимости от тактики бега и степени тренированности спортсмена. Так, на финише после марафонских дистанций уровень молочной кислоты равен от 17 до 70 мг %. В начале бега он всегда больше, чем в конце. Ускорения при марафонском беге отличаются меньшей мощностью, чем при беге на длинные дистанции, а поэтому и сопровождаются меньшим увеличением содержания молочной кислоты в крови. Выделение молочной кислоты с потом и мочой сравнительно невелико. Почти у всех бегунов на сверхдлинные дистанции на финише в моче обнаруживается белок, что, видимо, связано с изменениями белкового состава крови. Содержание сахара в крови, как правило, снижается, причем уровень его может падать до 38 мг/%. При правильной организации питания (завтрак за 2,5—3 часа до старта и питание на дистанции) он может быть на финише даже повышенным. С возрастанием тренированности степень снижения уровня сахара в крови уменьшается. То же самое наблюдается и при повышении эмоционального фона. Снижение уровня сахара в крови при беге на все сверхдлинные дистанции, несмотря на большой расход углеводов, объясняется не исчерпанием углеводных запасов организма, а резким ослаблением мобилизации сахара вследствие развития охранительного торможения в центральной нервной системе. Фармакологические вещества, отдаляющие время наступления этой защитной реакции, препятствуют понижению уровня сахара в крови. Кроме того, снизившийся под влиянием бега он может быть повышен до нормы с помощью введения адреналина, без приема каких-либо пищевых веществ При беге на сверхдлинные дистанции происходят те же изменения содержания липидов и их метаболитов (свободных жирных кислот и кетоновых тел) в крови, что и при беге на длинные дистанции, но снижение содержания фосфатидов в крови более значительно. Такое длительное выполнение интенсивной работы, как бег на сверхдлинные дистанции, глубоко затрагиваетне только углеводный и жировой, но и белковый обмен, что находит выражение в увеличении содержания мочевины в крови и выделении азота с мочой. Так, например, в 8—10 раз увеличивается выделение мочевой кислоты, указывающее на усиление распада нуклеиновых кислот в результате значительного «изнашивания» тканей. Значительно возрастает и выделение мочевины, являющейся конечным продуктом азотистого обмена. Следует также отметить происходящие при этом большие потери фосфатов (выделениеих увеличивается в 2—4 раза), и аскорбиновой кислоты. Вследствие высокой интенсивности обмена веществ и наступающего при утомлении частичного разобщения дыхания с фосфорилированием температура тела при марафонском беге может повышаться до 39,5°. В результате этого при затрудненной теплоотдаче (высокая температура и большая влажность воздуха) становятся возможными явления теплового удара. У бегуна-марафонца велики потери воды организмом, что приводит к некоторому сгущению крови и потере веса тела от 2 до 4 кг. Восстановительный период после марафонского бега длится в течение 2—3 суток. Объясняется это не только медленным протеканием процесса ликвидации кислородного долга, но и необходимостью восстановления нарушенных во время работы белковых структур, ферментов и т. д. Любопытно, что в начале восстановительного периода после бега на сверхдлинные дистанции в ряде случаев наблюдается дальнейшее снижение содержания сахара в крови. Это объясняется тем, что во время отдыха происходит, во-первых, перераспределение углеводных запасов внутри организма (пополнение резервных углеводов головного мозга и мышцы сердца) и, во-вторых, усиленное окисление глюкозы для энергетического обеспечения репаративных процессов. Однако энергия, необходимая для осуществления этих процессов, главным образом черпается из окисления жирных кислот, о чем свидетельствуют продолжающаяся мобилизация жира и повышение кетоновых тел в крови в периоде отдыха. Полное восстановление энергетического потенциала организма после марафонского бега достигается с помощью усиленного питания в течение 2—3 дней. 1.2. Особенности физического развития старших школьников
В старшем школьном возрасте рост и развитие еще продолжаются, отличаясь от предшествующих периодов новыми особенностями. В то время как у подростков рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, у старших школьников рост тела в длину замедляется и наступает явное преобразование роста в ширину. У многих рост тела в длину вообще заканчивается. Так, по данным Г.П.Сальниковой (1968), рост тела в длину прекращается у 25 % 16-летних юношей, у 46 % 17-летних и 78 % 18-летних, у 67 % девушек 16 летних и 82 % - 17- летних. Однако если рост тела в длину почти завершается, то рост его в ширину происходит наиболее интенсивно. Кости становятся более толстыми и прочными, но процесс окостенения их еще полностью не прекращается. Позвоночник становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться; в эти годы они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки. Более четкими становятся половые различия в размерах, пропорциях тела, функциональных параметрах и общей работоспособности юношей и девушек. Эти различия постепенно увеличиваются и к концу пребывания в школе достигают своего максимума. Девушки ст. возрастной группы отстают от юношей в росте на 10–12 см., а в массе тела на 5-8 кг. Большая разница отмечается в развитии мускулатуры. Масса мышц по отношению к массе тела у девушек примерно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани по отношению к массе всего тела у девушек больше примерно на 10%. Туловище у девушек относительно длиннее, а ноги – короче; грудная клетка также короче. В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторно-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большойподвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. В психической сфере также отмечаются значительные изменения. Характерным для этого возраста являете тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивировка тех или иных поступков. Сердечная мышца продолжает развиваться до 18 - 20 лет. Продолжает увеличиваться и объем сердца. У 16 – 17 - летних юношей величина объема сердца ровняется в среднем 720 мл, а у 18 - летних — достигает размеров сердца взрослых. Половые различия ввеличине сердца становятся еще более выраженными. К 16 - 18 годам у юношей достигает наибольшей величины кривая роста волокон и ядер миокарда. У девушек усиленная дифференцировка сердечной мышцы происходит примерно двумя годами раньше. После завершения полового созревания, аорта становится шире легочной артерии. Окружность аорты к окончанию этого периода увеличивается в 3 раза по вменению с ее окружностью у новорожденного. К 18 годам площадь просвета восходящей аорты увеличивается более чем в 7 раз, а площадь просвета грудной аорты - в 4 раза. Более выраженное расширение восходящей аорты является следствием увеличения объема сердца и непосредственно связано с увеличением количества крови, выбрасываемой из левого желудочка. Абсолютная и относительная величина минутного объема крови, а также систолического объема крови приближается к величинам, характерным для взрослых. Так, у 17-летних минутный объем крови составляет уже 4000 мл/мин., а систолический - 60 мл. Из-за продолжающегося повышения тонуса блуждающего нерва частота сердечных сокращений в покое достигает показателей взрослых. Следует подчеркнуть, что во всех возрастных группах, а особенно в старшей группе, сердечный ритм у девушек заметно чаще, чем у юношей. Повышается артериальное давление. Однако увеличение систолического и диастоличекого давления происходит у юношей и девушек неодинаково. У юношей, как и у подростков, повышение артериального давления происходит постепенно, а у девушек — скачкообразно с наибольшим нарастанием в 15 лет. Поэтому в 15-летнем возрасте как систолическое, так и диастолическое давление выше у девушек, а в 16-17 лет эти различия сглаживаются. В 18-летнем возрасте уровень диастолического давления становится более высоким у юношей, артериальное давление зависит от телосложения — оно выше у гиперстеников. Кроме того, чем выше уровень физического развития и степень полового созревания, тем выше артериальное давление. При этом у ряда школьников отмечается повышение систолического давления выше 140 мм рт. ст. (так называемая юношеская гипертония). Как и у подростков, это повышение давления связано в первую очередь с повышением сосудистого тонуса, обусловленного гормональной гиперфункцией в сочетании с другими неблагоприятными факторами. В большинстве случаев ювенильная гипертензияимеетпреходящий характер. Максимальные величины частоты сердечных сокращении у юношей достигаются при большей мощности работы, нежели у подростков, что свидетельствует о расширении диапазона адаптационных возможностей системы кровообращения. Фазовая структура сердечного сокращения после 15 лет приобретает характер, свойственный взрослому человеку. У ряда юношей регистрируется даже фазовый синдром регулируемой гиподинамии, характеризующийся увеличением удельного веса гемодинамически пассивной частоты систолы, т. е экономичными и энергетически более выгодными соотношениями фаз сердечного сокращения, обусловленными в первую, очередь преобладанием вагусных влиянии. Существенные изменения в фазовой структуре сердечного цикла наблюдаются у подростков и юношей, имеющих гипоэволютивное сердце. У них уменьшается продолжительность сердечного цикла и отдельных фаз систолы, а также систолического объема крови. Это указывает на неэкономичность сердечной деятельности у них. Количество гемоглобина и эритроцитов в этом возрасте практически не изменяется, а кислородная емкость крови и содержание кислорода в артериальной крови не достигают уровня взрослых. Частота дыхания у старших школьников не реже чем у детей средней возрастной группы, а глубина дыхания продолжает увеличиваться, достигая у 17-летних 420 мл. К этому времени МОД повышается до 6200 мл., приближаясь к величинам здоровых взрослых. Разница в ее величине у мальчиков и девочек становится еще более выраженной, чем в среднем школьном возрасте. Относительная величина МОД у юношей продолжает снижаться, приближаясь к показателям взрослых людей.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |