Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 2 страница




ЖЕЛ в этом периоде достигает среднего уровня здоровых взрослых, причем разница в ее величине у девочек и мальчиков становится еще более отчетливой. Так, у 17-летних девушек ЖЕЛ составляет в среднем 3000 мл. а, у юношей - 4000 мл. Увеличиваются у них и МВЛ и резерв дыхания, которые уже в 17-летнем возрасте достигают соответственно 81 и 75 л/мин. Продолжает повышаться абсолютная и относительная величины диффузионной способности легких. Следовательно, у старших школьников резервные возможности легочного дыхания достигают уровня здоровых взрослых.

Повышается работоспособность школьников, более экономичными становятся кислородные режимы орга­низма при физических нагрузках. Повышается способ­ность к выполнению длительной работы, возрастает мощность при выполняемой работе. Наиболее заметно повышение выносливости к работе большой и умеренной интенсивности. Правда, у девушек 16 —17 лет происхо­дит снижение выносливости в беге. Наряду с этим у них отмечается стабилизация в показателях кислород­ного обеспечения и величине физической работоспособ­ности (PWC 170).

Заметно увеличивается возможность организма рабо­тать «в долг», т. е. повышается анаэробная производи­тельность. Кислородный долг, при котором старшие школьники прекращают работу, приближается к уровню взрослых. Кислородная стоимость работы в этом возрас­те продолжает понижаться, а коэффициент полезного действия - повышаться.

МПК, т. е. аэробная дееспособность организма, у юношей повышается неравномерно. В период с 15 до 16 лет прирост МПК отчетливый, правда, не такой боль­шой, как в возрасте 13 — 14 лет, а у юношей старше 16 лет увеличение МПК малозаметно. А у девушек уже после 14 лет наблюдается определенная стабилизация МПК. Такова же возрастная динамика и максимально­го кислородного пульса, который повышается отчетливо у мальчиков до 16 лет, а у девочек — до 14 лет. В целом в этом возрасте МПК и максимальный кислородный пульс выше, чем у школьников средней возрастной группы.

Частота дыхания у 16-18-летних при напряженной мышечной деятельности приближается к цифрам, характерным для взрослых. Максимальные величины легочной вентиляции могут увеличиваться в возрасте 16-18 лет в 10-12 раз по сравнению с покоем, превышая нередко 80 л/мин, причем достигается это в большей степени путем углубления дыхания.

Более экономичной становится реакция системы кровообращения на физическую нагрузку, хотя несоответствие вегетативных сдвигов интенсивности нагрузки мо­жет наблюдаться и у 17-летних.

Повышение МПК и кислородного пульса, увеличение процента потребления кислорода и утилизация его тканями наряду с увеличением максимальной вентиляции легких и снижением показателей вентиляционного эквивалента свидетельствует о большой экономичности дыхательного акта и сердечного сокращения в данной возрастной группе, о повышении эффективности деятельности кардиореспираторного аппарата во время мышечной деятельности. Правда, для педагогической практики физического воспитания и спорта следует учитывать, что в этом возрасте еще более, чем раньше, заметна разница в показателях МПК, максимального кислородного пульса и легочной вентиляции в зависимости от пола школьников. Эти различия свидетельствуют о том, что у школьниц, начиная с первых классов, функциональные возможности кардиореспираторного аппарата, а следовательно, и общая физическая работоспособность значительно ниже, чем у их сверстников – мальчиков. В старшем школьном возрасте эти различия усиливаются. Более того, у девушек относительный (на 1 кг. массы) показатель МПК с возрастом даже несколько снижается. Снижение у школьниц старших классов относительной величины МПК связано с увеличением у них жировой ткани и нарастанием гипокинезии.

Особенности физического развития старших школьников. Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими влияниями занятий определённым видом спорта. Регулярное исследование физического развития юных спортсменов оказывает помощь в решение практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирования роста спортивных результатов.

Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), масса тела (активная, тощая, масса и пассивная, жировая, масса), широтные размеры (обхват грудной клетки, грудной поперечный размер и переднезадний диаметр, ширена плеч, таза), а также интегральные показатели развития размеров тела (поверхность тела, пропорции тела).

Длина тела, длина верхних и нижних конечностей. Длина тела в период с 4-20 лет увеличивается неравномерно: отмечаются периоды минимального и максимального роста. После 12 лет абсолютный рост тела за год значительно уменьшается, а после 16 лет – практически прекращается. У мальчиков же максимальная интенсивность роста тела наблюдается с 4 до 5,5 лет и с 11 до 14 лет. Максимальное же увеличение длины тела в течение года (более 8 см.) приходится на 13,5 лет. После 14,5 лет длина тела почти не увеличивается, а после 17 – 18 лет рост тела практически прекращается.

Интенсивность роста длины верхних конечностей у девочек и мальчиков подчинена той же закономерности, что и интенсивность прироста длины тела. Прирост длины верхних конечностей у мальчиков снижается на год раньше, чем прирост длины тела, при этом интенсивность роста у них сохраняется на 1,5 года дольше, чем у девочек. В результате в этом возрасте у мальчиков наблюдается относительная длиннорукость.

Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличению длины тела, однако снижение темпа их прироста происходит более равномерно, чем снижение темпа прироста длины тела и длины верхних конечностей. С 10 до 14,5 лет – больше длина ног у девочек в среднем на 2 см, затем длина ног у мальчиков опережает длину ног у девочек. К 17 годам это различие достигает в среднем 6,5 см. но поскольку значительное снижение интенсивности прироста длины нижних конечностей у мальчиков начинается с 11 лет, а у девочек – на год позже, это приводит к относительной длинноногости девочек в подростковом возрасте.

Масса тела. В отличие от длины и обхвата грудной клетки масса тела – весьма лабильный показатель, сравнительно быстро изменяющийся под влиянием различно экзо - и эндогенных факторов. Увеличение с возрастом массы тела, так же как и длины тела, происходит неравномерно. Наиболее интенсивный прирост массы тела отмечается у девочек в период между 4 – 5 и 10 – 11 годами, а у мальчиков – между 4-5 и 12-15 годами. Значительный прирост массы тела у девочек и у мальчиков наблюдается в период полового созревания. В этом периоде (с 10-11 до 14-15 лет) масса тела у девочек больше, чем у мальчиков, а с 15 лет в связи с увеличением темпа прироста массы тела у мальчиков она становится вновь больше, чем у девочек. Кривые возрастного изменения массы тела у девочек и мальчиков перекрещиваются первый раз в возрасте 10-11 лет, второй - в возрасте 14-15 лет.

Для практики большой интерес представляют взаимосвязи длины и массы тела. Оказывается, что между этими величинами имеется прямая, но изменяющаяся с возрастом корреляционная связь. Во всех возрастных группах у детей увеличение массы тела несколько превышает увеличение длины тела; наибольшая разница между этими относительными величинами у девочек приходится на возраст 13-15 лет, а у мальчиков – на возраст 14-16 лет.

Грудная клетка. Форма грудной клетки у детей, длина тела и обхват груди существенно сказываются на особенностях их телосложения. Форма грудной клетки зависит от развития скелета (в частности, от расположения и конфигурации ключиц, ребер, грудины, величины подгрудинного угла, соотношения поперечного и переднезаднего диаметров, характера кривизны позвоночника), мышц и внутренних органов.Размеры и формы грудной клетки в процессе естественного роста и развития детей подвергаются значительным изменениям, обусловленным, прежде всего увеличением и изменением топографии внутренних органов и спецификой работы мышц плечевого пояса. Уже к 12 – 13 годам форма грудной клетки напоминает таковую как у взрослых и отличается от последней лишь размерами. А в старших классах часто не остается и этого различая.

Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. При этом абсолютная величина окружности у мальчиков всегда больше, чем у девочек, за исключением детей 13 – 15-летнего возраста. Замедление роста окружности грудной клетки у девочек приходится на возраст 13 лет, а у мальчиков - на возраст 15 лет.

Увеличение поперечного и переднезаднего диаметров грудной клетки происходит неравномерно. Наиболее интенсивное увеличение этих размеров отмечается в период полового созревания, причем у девочек этот период наступает раньше, чем у мальчиков: переднезаднего диаметра грудной клетки – на 1 год, а поперечного – на 4 года. В результате формы грудной клетки у мальчиков и девочек в этом возрасте значительно различаются. Окончательных размеров оба диаметра достигают у девочек на 1 – 1,5 года раньше, чем у мальчиков.

Скелет. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются. Сращение трех частей безымянной кости, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит значительно позже и заканчивается иногда, когда подростки уже становятся взрослыми.

При занятиях спортом необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.

Скелет детей отличается значительным количеством хрящевой ткани, чрезмерно подвижными суставами, легко растягивающимся связочным аппаратом.

Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника постепенно формируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная, позвоночник наиболее подвижен да 8 – 9-летнего возраста. Отсюда нередки случаи, когда у младших школьников наблюдаются разнообразные нарушения осанки и деформации позвоночника. Изменению осанки способствуют нарушения гигиенических условий (в школе, дома, при занятиях спортом).

Мышечная система. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11 – 12 лет, а у мальчиков – в 13 – 14 лет. К 14 – 15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей.

С подросткового возраста между мальчиками и девочками отмечаются заметные различия в показателях мышечной силы. У девочек существенно ниже как абсолютные, так и относительные показатели силы. Поэтому все упражнения, связанные с проявлением силы, необходимо дозировать у девочек более строго.

Половые различия сказываются и на развитии мускулатуры в старшем школьном возрасте. Вес мышц по отношению к весу тела у девушек примерно на 13% меньше, чем у юношей, а вес жировой ткани по отношению к весу тела у девушек больше примерно на 10%.

Мышцы у старших школьников эластичны, имеют хорошую регуляцию и отличаются высокой сократительной способностью к расслаблению. По своему химическому составу, строению и сократительным свойствам мышцы у них приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе.

Состав тела. Одним из самых изменчивых морфологических параметров человеческого организма является состав тела – количественное соотношение метаболически активных (мышечных) и малоактивных (жировых) тканей.

У детей (практически одинаково у девочек и мальчиков) в первые 5 лет происходит абсолютное уменьшение подкожно-жирового слоя. С 5 до 10 лет у девочек жировая складка уменьшается более отчетливо, чем у мальчиков. После 10 лет отмечается интенсивное увеличение подкожного жира, которое начинается раньше у девочек и протекает более энергично.

Известно, что количество активной массы у человека тесно коррелирует с его аэробными возможностями. Это предопределяет большой интерес к исследованиям жировой и тощей фракций массы тела.

Тренеры и преподаватели весьма заинтересованы не только в том, чтобы иметь данные о модели идеального морфологического типа для того или иного вида спорта или узкой специализации, но и в том, чтобы можно было заранее прогнозировать перспективу физического развития ученика. Это очень важно для научного определения структуры двигательных способностей детей, т.е. предсказания склонности индивида к тому или иному виду двигательной деятельности, другими словами – для прогноза спортивной одаренности.

Психические особенности старшего школьного возраста. В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей.

С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстникам, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняется восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.

Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами.

К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического и словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь началом контроля по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

А.Н.Леонтьев исследовал, как идет развитие двух основных видов памяти – непосредственной и опосредованной – в течение детства и установил особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредованного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непосредственного и опосредованного запоминания. Затем – уже в подростковом и юношеском возрасте – прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить – значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламировать наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи. Эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а затем – план речи, выступления и следовать ему.

Кроме того, старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное, теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

Влияние легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера на физическое развитие детей.

Хорошее состояние организма характеризуется высокой степенью усвоения кислорода. Способность организма к повышенному усвоению кислорода можно развить путем длительных и интенсивных занятий спортом.

Легкие обладают большими резервными возможностями и способны переносить большие физические нагрузки. Сердце и кровеносные сосуды более чувствительны к нагрузкам, чем легкие, но и они способны переносить повышенные нагрузки.

При регулярных тренировках может нарушиться ритм работы сердца. Это не означает, что следует прекратить занятия, но юный спортсмен должен находиться под наблюдением врача.

Бывает, что у тренирующихся юных спортсменов кровяное давление повышается выше нормального, даже в состоянии покоя. Если это не является следствием, какого – то заболевания, то обще-развивающие тренировки можно продолжать. В дальнейшем, в процессе занятий, давление придет в норму благодаря укреплению сердечной мышцы и соответственно уменьшению частоты сердечных сокращений.

Целенаправленные и регулярные тренировки юных спортсменов часто начинаются в раннем возрасте.

Непродуманная силовая тренировка в детском возрасте может привести к серьезным травмам вследствие того, что мышечная ткань развивается бастрее костной, если можно так сказать – «обгоняет ее в силе». В результате нагрузки, которые может перенести мышечная ткань, становятся непосильной для костной.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что мышечная ткань более пластична и податлива, она быстрее и более чутко реагирует на нагрузки, чем костная. Достичь желаемого результата в развитии мышц гораздо легче, чем в развитии костей скелета.

Связки у детей относительно сильнее, чем у взрослых. Растяжения, разрывы связок, а также вывихи у юных спортсменов случаются реже.

Наиболее ответственным моментом с медицинско-ортопедической точки зрения является выбор времени, когда можно переходить к интенсивным, целенаправленным тренировкам в избранном виде спорта. Желательно, чтобы специфические требования конкретного вида спорта возможно полнее отвечали бы физическим и физиологическим возможностям юного спортсмена.

Почти все органы и ткани организма ребенка легко приспосабливаются к повышенным нагрузкам, за исключением опорно-двигательного аппарата. Чаще всего у детей происходят травмы костей. Поэтому особую осторожность надо соблюдать при проведении силовой подготовки. Программа такой подготовки должна учитывать индивидуальные особенности каждого занимающегося: его возраст, пол, рост, степень подготовки. Надо очень осторожно подходить к статическим упражнениям, при которых работа происходит не за счет изменения длины мышц, а лишь за счет их напряжения. Больше следует уделять внимания легким динамическим упражнениям, когда работа выполняется за счет изменения длины мышц (например, ходьбе и бегу).

В возрасте 12 – 14 лет в организме ребенка происходят быстрые и разные изменения физиологического и психологического характера. Повышается чувствительность и уязвимость всего организма. Необходим строгий индивидуальный подход к каждому занимающемуся, особенно в силовой подготовке.

Следует больше уделять времени и внимания разучиванию техники движений, поскольку высокий уровень закрепления двигательных навыков сохраняется. Можно постепенно переходить к специализации.

В 15 – 16-летнем возрасте заканчивается подготовка по созданию общего хорошего развития организма молодого спортсмена, увеличивается объем упражнений на совершенствование координации движений. Начинается специализированная подготовка. Общеразвивающие гимнастические упражнения и упражнения на гибкость по – прежнему играют большую роль, поскольку усиленный рост костей в этот период может вызвать некоторую потерю подвижности и гибкости. Приступают также и к совершенствованию силовой подготовки, поскольку в этом возрасте кости уже могут выдерживать более высокие нагрузки. Приступают к специализации в избранном виде спорта, постепенно уделяя ей все больше времени.

При тренировке детей и подростков следует учитывать их индивидуальные особенности в данный период. Различия в степени зрелости организма могут варьироваться у детей одного возраста от 4 до 5 лет.

Нельзя заставлять детей выполнять одинаковый для всех план тренировки. Для каждого занимающегося необходимо разрабатывать индивидуальную программу конкретной тренировки.

Бег положительно влияет на состояние нервной си­стемы, уравновешивает процессы возбуждения и тормо­жения. Психо­логически положительное влияние бега объясняется тем, что с его помощью человек отвлекается от тревожащих отрицательных эмоций. С точки зрения физиологии во время бега в центральной нервной системе возникают новые сильные зоны возбуждения, которые подавляют стойкие доминантные очаги, обусловливавшие угнетенное или раздраженное состояние человека. Наиболее важным в действии спокойного бега на организм считает улучшение нейрогуморальной ре­гуляции головного мозга, проходящей в условиях посто­янного притока импульсов с ритмично работающих мышц.

Длительный бег в спокойном темпе улучшает дея­тельность сердечно-сосудистой системы. Увеличивается сократительная функция и капилляризация миокарда, уменьшается аритмия сердца. При атеросклерозе, особенно частом у людей умственного труда, больше всего поражается ле­вый желудочек сердца. Возникает вопрос, нельзя ли укрепить компенсаторно, правый желудочек? Исследова­ния показывают, что правильно дозированная беговая тренировка улучшает работу сердца, и особенно его пра­вой половины.

Кардиолог из ГДР, председатель клуба любителей бега А. Волленбергер (1972), считает, что регулярные занятия равномерным бегом понижают

ко­личество холестерина в крови, активизируют кровообра­щение. У человека, бегающего систематически, утверж­дает А. Волленбергер, инфаркт практически невозмо­жен.

Тренировка в оздоровительном беге увеличивает эластичность кровеносных сосудов, их емкость, уменьшает периферическое сопротивление крови, нормализует арте­риальное давление. Занятия бегом улучшают деятель­ность дыхательной системы, укрепляют мышцы, способ­ствуют профилактике простудных заболеваний. Исследо­вания, проведенные Г. А. Зубовской, В. В. Крючковыми Г. В. Рязанской (1973), показали, что спокойный продолжительный бег улучшает также функциональное состояние печени. Повышает оздоровительный бег и обмен веществ. Спокойный бег является эффективным средст­вом лечения больных с сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями (Н. Н. Макеева, И. Б. Темкин, 1976; и др.).

Длительный бег в спокойном темпе следует признать превосходным средством борьбы с отрицательными последствиями гиподинамии. Поэтому бег особенно нужен представителям умственного труда. Недаром А.А. Микулин подчеркивает, что ежедневные беговые тренировки для всех работников умственного труда - «верный путь к долгой творческой жизни».


ГЛАВА II. ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1.Задачи исследования.

Задачи исследования:

1.изучить современное состояние проблемы исследования.

2.изучить исходный уровень развития психических функций, морфо - функциональных показателей и физической подготовленности;

3.выявить влияние легкоатлетических упражнений аэробного и смешанного характера на уровень развития психических функций, морфо - функциональных показателей и физической подготовленности детей старшего школьного возраста.

 

2.2. Методы исследования.

1. Анализ научно – методической литературы

2. Педагогический эксперимент

3. Тестирование физического развития и подготовленности

4. Тестирование психических функций

5. Анкетирование

6. Методы математической обработки результатов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.