Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы работоспособности




 

Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека, особенно ребен­ка, включается не сразу. Необходимо некоторое время для вхождения в работу, или врабатывания. Это первая фаза работоспособности, когда количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество допущенных ошибок) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наи­более экономичного для умственной деятельности режима - это проявление са­морегулирующейся системы.


За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда отцосительно высокие количественные и качественные показатели согласуются цеЖДУ собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функ­циональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время (меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подрост­
ков) начинает развиваться утомление — третья фаза работоспособности. Утомле­
ние проявляется сначала в несущественном, затем в резком снижении работоспо­
собности. Это свидетельствует о пределе эффективно^ работы и является сигна­
лом к ее прекращению..'

При снижении работоспособности сначала происходит рассогласование ко­личественных и качественных показателей: объем выполняемой работы остается еще высоким, а качество снижается. В это время регистрируется дисбаланс возбу­дительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбуждения (двига­тельное беспокойство) над активным внутренним торможением. На втором этапе резкого снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба ее показа­теля и нарушается функциональное состояние ЦНС: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков вялостью, сонли­востью, потерей интереса к работе и отказом ее продолжать, иногда неадекватным поведением.

Утомление — естественная реакция организма на более или менее длитель­ную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима, так как она стимулирует развитие детей и подростков, оказывает тренирующий эф­фект, обеспечивает адаптацию к умственной и физической работе. Но планирова­ние и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному (дорабочему) уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упроче­нием показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение — когда новая нагрузка предшествует восстановлению работоспособности.

Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы в момент начавшегося утомления и последующая организация активного отдыха способствуют восста­новлению функционального состояния ЦНС.

Систематическое выполнение работы (учебные занятия, трудовая деятель­ность) в пределах возрастных нормативов продолжительности обеспечивает улуч­шение умственной и физической работоспособности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.