Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиена чтения




Гигиена письма

ГИГИЕНА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Становление навыка письма требует длительного времени. Это обусловлено мор-фофункциональными особенностями детей 6-7 лет. Формирование у них кисти


„уки, развитие червеобразных мышц, совершенствование координации точных движений протекает еще длительное время после начала систематического обуче­ния. Объективная регистрация процесса письма (актография) и запись биоэлект­рической активности мышц руки и мышц, удерживающих правильную позу, у учащихся 6 и 7 лет выявили, что без ущерба для правильного развития кисти пра­вой руки и для эффективного формирования навыка письма его общая продол­жительность на уроке в I—II классах не должна превышать 7 мин, а длительность непрерывного письма — 3 мин.

В середине учебного года в I классе написание элемента буквы у учащихся 6 дет требует в среднем 5,20 с, 7 лет — 1,98 с. ВIII классе в середине учебного года время написания элементов буквы уменьшается в 2,5-4,4 раза. При этом откло­нение от нормы правописания составляет у учащихся в I классе 32-49,8 %, во И классе — 23-32,9 % и в III классе — 17-19 %.

Во время письма быстро развивается утомление, нарушается положение руки и посадка за партой. Поэтому на уроке и дома целесообразно прерывать письмен­ную работу гимнастикой для пальцев: сжиманием и разжиманием кисти. Такое уп­ражнение, повторяемое 2-3 раза, повышает работоспособность детей, содействует развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движе­ний небольшой амплитуды. Наилучший эффект дают фйзкультпаузы, во время ко­торых выполняются не только гимнастика для пальцев-рук, но также дыхательные упражнения, сгибание и разгибание позвоночника в поясничном и шейном отде­лах. За урок рекомендуется проводить две такие паузы.

Овладению навыком письма способствуют специальные тренировочные уп­ражнения, в частности штриховка в различных направлениях: слева направо, свер­ху вниз и т. д. Весьма полезны также вырезывание, лепка, рисование, развивающие точность и координацию движений. В III—V классах время непрерывного письма может быть увеличено до 20 мин.

Нормативы продолжительности письма получены при соблюдении требова­ний к освещенности рабочей поверхности. С учетом гигиенических нормативов продолжительности письма и скорости его у учащихся I—III классов рассчитыва­ется объем домашних заданий и диктантов.

Чтение, как и письмо, — весьма затруднительный для учащихся I-IV классов про­цесс. Большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Особенно уто­мительны обратные движения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необходимостью в связи с этим возвращаться к уже прочитанному тексту (строч­ке). У младших школьников со слабо сформированным навыком чтения число об­ратных движений глаз в 10 раз больше, чем у старших учащихся. С учетом этой особенности и других результатов физиологических исследований определена целе­сообразная продолжительность непрерывного чтения, которая составляет для уча­щихся I класса 7-10 мин, II класса — 15 мин и III класса — 20-25 мин. Трудность /Чтения усугубляется, если полиграфическое оформление учебников не отвечает требованиям гигиены.


Как и при письме, наиболее физиологичной удаленностью глаз от книг (тет­радей при письме) является 24-25 см для учащихся I-IV классов и 30-35 см ццц подростков, юношей и девушек.

Правильная рабочая поза снижает статическую нагрузку на организм уча­щихся и облегчает процессы чтения и письма. Оптимальной яйляется поза с не­большим наклоном вперед (отклонение грудной части корпуса от вертикали -. около 10°). Больший наклон корпуса вперед становится неблагоприятным: такая поза крайне утомительна. Затруднено чтение и письмо также при прямой позе, которую педагоги необоснованно часто требуют от учащихся. Школьники долж­ны иметь возможност- изменять позу во время занятий.

Гигиена использования технических средств обучения

В современный учебный процесс все шире внедряются технические средства обу­чения (ТСО), в том числе радио, кино, телевидение, которые существенно повы­шают эффективность уроков. Предельно допустимая продолжительность работы со звукозаписями для учащихся 8-10 лет составляет на уроках русского языка 20-25 мин, математики — 15-20 мин. На уроках чтения рекомендуется использовать звукозаписи лишь в качестве примера.

Использование на уроках диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и учеб­ного телевидения для учащихся разного возраста регламентируется по времени (табл. 12.1).

При проведении ТВ-уроков необходимо придерживаться следующих гигиеничес­ких рекомендаций:

" продолжительность не должна превышать 20-30 мин;

■ рассаживать учащихся нужно в пределах оптимальной зоны просмотра, что­бы не была видна строчная структура изображения (не ближе 2,0 м и не далее 5,5 м от экрана телевизора с диагональю 59 см);

■ в классе должно быть два телевизора, так как в оптимальную зону просмотра попадает только 10-12 человек;

■ устанавливать телевизоры следует несколько выше уровня глаз сидящих (120 см от пола до нижнего края экрана);

■ класс должен быть освещен верхним светом, если он затемнен;

* нужно напоминать учащимся, чтобы они время от времени переводили взор с экрана на окружающие предметы, для уменьшения напряжения зрения;

■ нельзя организовывать просмотры свыше 6 раз в неделю.

После ТВ-уроков следует проводить занятия, которые не требуют большого зри­тельного напряжения учащихся, а именно — не ставить уроки чтения, черчения и труда.

Эффективность зрительного восприятия учебных кинофильмов существен­но зависит от яркости изображения, которая определяется полезным световым потоком проектора, характеристиками экрана и объекта проекции. Поэтому не-


Таблица 12.1. Максимальная длительность использования на уроках некоторых технических средств обучения (мин)

 

Классы Диафильмы, Киноф ильмы \ Телепередачи
I-II   7-   15- -20  
III—IV     -20 15- -20  
V—VIM IX-XI     -25 *20- ?-25- -25 -30 20-25 25-30

обходимо обеспечить требуемые условия просмотра: высота центра экрана от пола в классной комнате — 1,5 м, в зале — 2 м; расстояние от первого ряда зри­телей до экрана — 3,4 м (при демонстрации кинофильма в классе нужно переса­живать учащихся с первых парт); угол, под "которым зритель с любого места ви­дит экран (образованный линией взора и перпендикуляром, опущенным в центр экрана), не должен превышать 25°; демонстрация фильмов должна проводиться при таком затемнении, чтобы посторонняя засзетка заметно не снижала конт­растности изображения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.