Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность детей и подростков




ПОНЯТИЕ ОБ УТОМЛЕНИИ

С.Д. Барышников «Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии». Москва, 2002.

 

После длительной, напряженной или монотонной работы наступает утомление, ха­рактерными признаками которого являются снижение работоспособности, вни­мания и памяти. Развитие утомления связано, прежде всего, с изменениями, про­исходящими в ЦНС, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает развитие утомления. Дети утомляются при ограниче­нии двигательной активности.


После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто Превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что работоспо­собность восстанавливается значительно быстрее не при полном покое, а при ак­тивном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.

Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защит­ная реакция организма от истощения функциональных резервов и в то же время стимулятор для последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков на­правлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы предотвратить наступление чрезмерного утомления, сделать отдых бо­лее эффективным.

Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребности в отдыхе. При недостаточном отдыхе утомление, постепенно накапливаясь, при­водит к переутомлению организма, которое проявляется расстройством сна, по­терей аппетита, головными болями, безразличием к происходящим событиям, развитием невротических состояний. Резкое снижение умственной работоспо­собности отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослаб­ляет сопротивляемость организма к различным' неблагоприятным воздействи­ям, в том числе и к болезням.

Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрез­мерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудо­вой деятельности, сокращения продолжительности сна, нерационального пита­ния и др.

Под работоспособностью понимают способность человека мобилизовать макси­мальное количество энергетических ресурсов и, экономно их расходуя, достичь качественного выполнения умственной или физической работы. Это обеспечи­вается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Все показатели умственной и физической работоспособности повышаются в процессе роста и развития детей. За равное время дети 6-8 лет могут выполнить 39-53 % объема заданий, выполняемых 15-17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45-64 % ниже.

Скорость и точность умственной работы по мере взросления увеличивают­ся неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 12.1). Го­дичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53 %.

За первые три года обучения в школе скорость и качество выполняемой умст­венной работы возрастают на 37-42 % по сравнению с уровнем этих показателей


 




       
   
 
 


%  
   
   
  /
30- II II
  /l
   
Скорость работы

\

Точность работы

11 12 13 14 15 16 Возраст(лет)

 

Рис. 12.1. Развитие умственной работоспособности с возрастом За начало отсчета приняты показатели работоспособности семилетних детей

 

при поступлении детей в I класс. За период от 10-11 до 12-13 лет скорость рабо­ты увеличивается на 63 %, а ее качество (точность) — лишь на 9 %. В 13-14 лет у девочек и в 14-15 лет у мальчиков скорость умственной работы увеличивается не более чем на 6 % по сравнению с предыдущим возрастным этапом, в то время как качество работы повышается на 12 %. В 15-16 и 16-17 лет (IX-XI классы) ско­рость и точность работы (продуктивность) повышаются на 14^26 %.

 

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровы­ми детьми.

 

У здоровых детей 6-7 лет, которые при поступлении в школу по ряду морфо-функциональных показателей были недостаточно готовы к систематическому обу­чению («школьно-незрелые дети»), работоспособность также оказывается ниже, чем у детей, готовых к обучению («школьно-зрелых»). Однако работоспособность у таких детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается, как правило, уже к концу первого полугодия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.