Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные методы экономического прогнозирования




Прогнозирование необходимо для процесса планирования: для определе­ния целей развития, разработки вариантов плана, ориентации в изменяющейся обстановке, обосновании выбранных направлений развития.

Прогнозирование - это процесс формированияперспектив поведения объекта на основе анализа тенденций его развития.

Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возмож­ных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках дости­жения этих состояний. Он органически связан с планом, является его базой, но в то же время носит вероятностный характер и в зависимости от воздействия внешней среды представляет многовариантное описание развития объекта в будущем.

План представляет собой уже принятый для реализации вариант технико-экономического решения с указанием конкретных объемов работ, ресурсов, сроков выполнения.

План и прогноз дополняют друг друга, но определяющаяроль принадле­жит плану, так как он является ведущим звеном управления.

Возможны следующие формы сочетания плана и прогноза.

1. Прогноз может предшествовать разработке плана. Это наиболее часто встречающееся сочетание прогноза и плана. В соответствии со сде­ланным прогнозом осуществляется планирование какого либо явления (про­цесса).

2. Прогноз следует за планом. В процессе реализации планаможет осу­ществляться прогнозирование последствий принятого решения; в связи с изменениями внешней среды разрабатывается прогноз, на основе которого проводится корректировка плана.

3. План и прогноз осуществляются параллельно. В процессе разработки плана проводится так же и прогнозирование, результаты которого учитыва­ются при планировании.

Таким образом, как планирование, так и прогнозирование должны носить непрерывный характер. Для достижения большей степени достоверности про­гнозирования необходимо учитывать прогнозный фон, то есть совокупность внешних по отношению к объекту условий (внешней среды).

Сущность прогнозирования выражается в его функциях.

Функции прогнозирования:

1. Научный анализ социально-экономических, научно-технических н дру­гих процессов и тенденций.

2. Исследование причинно-следственных связей между различными яв­лениями и процессами.

3. Оценка объектапрогнозирования.

4. Выявление альтернатив развития различных явлений и процессов.

5. Накопление информации для обеспечения выбора управленческого ре­шения.

Экономическое прогнозирование осуществляется в единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, естественных ресурсов и др. Такая взаимосвязь прогнозов оказывает существенное влияние на сте­пень их достоверности.

В зависимости от промежутка времени, на который рассчитан прогноз (период упреждения) различают следующие экономические прогнозы:

· оперативные (от 1 до 6 месяцев);

· краткосрочные (от 1 до 2 лет);

· среднесрочные (от 2 до 5 лет);

· долгосрочные (от 5 до 15-20 лет).

По способу формирования параметров, которые характеризуют прогно­зируемый объект или процесс выделяют два подхода в процессе прогнозирова­ния: поисковый (генетический) и нормативный (целевой).

Поисковое прогнозирование. Оно как бы «отталкивается» от сегодняш­него дня, от существующего положения, постепенно продвигается к будущему состоянию объекта прогнозирования. Направление прогнозирования в этом случае: от настоящего к будущему. Этот подход отражает инерционный харак­тер экономики, основан на прогнозировании устойчивых тенденций и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на бу­дущее.

Нормативное прогнозирование в своей основе имеет уже заранее заданные будущие цели и ориентиры (нормативы). Его задача состоит в определе­нии путей, методов, сроков достижения поставленных целей. При нормативном подходе как бы осуществляется движение от будущего к настоящему. Норма­тивный подход, связанный с регулируемостью экономики, исходит из целей развития, которых желательно достичь и прогнозируемом периоде

На рис. 3.1. показаны различия в направлении двух типов прогнозирова­ния (Н - настоящее состояние объекта прогнозирования, Б - будущее состоя­ние).

 

Рис. 3.1. Различия направлений поискового (а) и нормативного (б) прогнозирования.

В практической деятельности используют совместно дватипа прогнозов. Так, например, перед разработкой нормативного прогноза необходимо осуще­ствить поисковый, чтобы определить предварительную возможность и реаль­ность достижения поставленных целей развития.

В процессе прогнозирования используется большой арсенал методов. В настоящее время известно более 150 различных методов прогнозирования, из них выделяются 15-20, получивших наибольшее распространение. На рис. 3.2 представлена классификация методов прогнозирования, в основу которой по­ложен признак формализации.

Интуитивные методы используются в случаях особой сложности объ­екта прогнозирования, невозможности сбора достаточно-полной информации, невозможности одновременного учета влияния множества противоречивых факторов. Поэтому разработчики прогнозов обращаются к рекомендациям экспертов - компетентных специалистов, разбирающихся в данных вопросах. Эти методы базируются на мобилизации профессионального опыта, знаний и интуиции.

Методы индивидуальных экспертных оценок основаны на индивиду­альных мнениях экспертов, полученных вне зависимости от мнений других специалистов

Интервью - представляет собой непосредственную беседу с экспертом по схеме «вопрос-ответ» Этот метод позволяет собрать большой материал за непродолжительный отрезок времени

Аналитический метод предполагает выполнение экспертом самостоя­тельно аналитической работы по логическому анализу прогнозируемых ситуа­ций и составление в результате этого аналитических записок

Результатом использования метода сценариев является получение доку­мента, в котором дается последовательное детальное описание будущего со­стояния объекта, включающего в себя логику развития его во времени и при различных условиях функционирования. Например, можно разработать сле­дующие сценарии социально-экономического развития фирмы:

· оптимистический;

· реалистический (средний);

· пессимистический.

Один из этих сценариев будет являться базовым, а два других - альтерна­тивными (рис.3.3).

 

Рис. 3.3. Последовательность работы по методу сценариев.

Метод сценариев является хорошим средством для организации взаимо­действия количественных и качественных подходов и для интегрирования не­скольких прогнозных методов. Этот метод способствует:

· акцентированию внимания на условиях неопределенности и сложности внешней среды;

· разработке альтернативных планов и систем быстрого реагирования.

В процесс разработки сценариев развития используется метод «дерева целей». «Дерево целей» это иерархическая структура, отражающая причинно-следственные связи между элементами (целями) Эта структура выстраивается так, что цель высшего порядка (генеральная) соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются цели более низшего порядка с помо­щью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня. На рис. 3.4 показана трехуровневая система «дерева целей», из каждой вершины дерева исходят две ветви. Следует отметить, что количество ветвей может быть раз­личное, оно не ограничивается.

 

Рис. 3.4. Трехуровневая система иерархии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.