Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы коллективной экспертной оценки




Метод «комиссий». Этот метод основан на результатах работы коллек­тива экспертов. Для организации проведения экспертного опроса создаются рабочие группы, выполняющие ряд функций:

1. Разрабатывается программа вопросов, которые будут предложены экспертом при рассмотрении проблемы. Эти вопросы составляются в определен­ной логическо-иерархической последовательности и представляют собой дви­жение от более сложных проблем к простым, от более широкого охвата вопро­сов к менее широким.

2. Назначается коллектив экспертов, которые будут давать ответы на по­ставленные вопросы о перспективах развития объекта (явления).

3. Проводится экспертный опрос, в ходе которого фиксируются получен­ные суждения.

4. Осуществляется обработка полученных материалов, выявляется обоб­щенное мнение экспертов и степень согласованности их индивидуальных оце­нок. Объявляются окончательные результаты работы.

Метод коллективной генерации идей («мозговая атака»). В основе этого метода положено стремление получить как можно больше оригинальных идей за короткий промежуток времени. При проведении коллективной генера­ции идей можно выделить следующие этапы.

1. Составляется проблемная записка (программа вопросов), в которой предложенная проблема гиперболизируется, подается ярко.

2. Формируется группа участников «мозговой атаки» по численности и составу. Наряду со специалистами в качестве участников могут быть «дилетан­ты» по этой проблеме, но обладающие определенными знаниями во многих об­ластях экономики.

3. Основной этап - генерация идей. Большая роль на этом этапе принад­лежит ведущему опроса, который должен стремится к активизации аудитории, созданию неформальной творческой обстановки. Совершенно не допускаются критические замечания по поводу высказываний экспертов. Поощряются до­полнения, развитие ранее высказанных идей. Выступления должны быть стро­гими, четкими, лаконичными. Искусство ведущего должно заключаться в соз­дании творческой обстановки и активизации работы экспертов.

4. На этом этапе осуществляется анализ и систематизация идей, которые выполняет группа анализа. Дублирующие или дополняющие идеи объединя­ются и формулируются в виде одной общей идеи. Идеи записываются в на­правлении от более общих к частным так, чтобы последующие идеи как бы до­полняли и развивали предыдущие. При проведении этого этапа эксперты не участвуют.

5. Экспертам предлагается набор систематизированных идей и затем осуществляется их деструирование (разрушение). Высказанные идеи проходят проверку на практическую реализацию. «Забракованные» идеи вычеркиваются из списка.

6. Заключительный этап, на котором осуществляется оценка высказанных критических замечаний и составляется окончательный список практически применимых идей.

Метод коллективной генерации идей получил широкое распространение на практике при решении многих социально-экономических проблем.

Метод «Дельфи». В отличие от рассмотренных методов, этот метод не требует непосредственного личного контакта с экспертами, он осуществляется по переписке (по почте), исключает открытые дискуссии и уменьшает тем са­мым влияние некоторых психологических факторов.

Для проведения опроса разрабатывается специальная программа вопро­сов, которая предполагает опрос в несколько туров. Анкеты опроса посылают­ся по почте экспертам, которые могут в случае необходимости внести какие-либо изменения или дополнения в свои предыдущие ответы. После каждого тура опроса экспертов знакомят с информацией, полученной на основании об­работки результатов предыдущего тура. Если у отдельных экспертов мнения резко отличаются от мнения большинства, запрашиваются объяснения причин этих отклонений.

Использование метода «Дельфи» не требует таких больших затрат, как, например, метод генерации идей, но для получения окончательного результат необходимо затратить гораздо больше времени.

Формализованные методы используются в тех случаях, когда становится возможным описать экономические процессы и явления математическим языком с помощью формул, уравнений, т.е. формализовать процесс разработки прогноза.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 3.826 сек.