КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование сбыта продукции
Узким местом многих предприятий является обычно сфера продаж. Планирование сбыта проводится, как правило, на основании работы отделов сбыта и прежде всего касается их деятельности. Отделы сбыта имеются практически на всех крупных и средних производственных предприятиях. В сферу планирования сбыта входят следующие вопросы: сколько продукции намеревается продать предприятие, кому и каким образом, что следует предпринять для продвижения этой продукции на рынке. Первый шаг для составления плана сбыта — сбор исходной информации (вплоть до данных об индивидуальных актах продажи), которая дает наиболее полное представление о положении на рынке. Исходя из имеющихся оценок продаж собственных сбытовых организаций (или оценки продаж внешних организаций) и учитывая тенденции развития общехозяйственной и отраслевой конъюнктуры, руководство отдела сбыта определяет максимально возможную емкость рынка для продуктов и услуг предприятия, а также возможности организации распределения продукции на рынках. В случае если на объем сбыта существенно влияют цены, максимальные объемы сбыта должны определяться для соответствующих альтернативных цен. Решение о том, какая часть возможного объема продукции и каким образом должна быть реализована в плановом периоде, принимает не руководитель отдела сбыта, а руководство предприятия в целом, учитывая при этом все влияющие факторы. На основании общефирменной оптимальной продуктовой программы, дифференцированной по видам, объемам производства и ценам продуктов, в отделе сбыта разрабатывают детальный план сбыта. Он содержит целевые натуральные и стоимостные показатели по отдельным продуктам или их группам, рынкам, группам потребителей и каналам сбыта на весь планируемый период и его отдельные временные отрезки (квартал, месяц). Одновременно с разработкой сбытовой программы планируется и складской запас готовой продукции (его оптимальные размеры). Определив физические объемы продукции по рынкам сбыта, рассчитывают рыночные доли предприятия. Если после пересчета объемов сбыта в показатели рыночных долей получается, что доля рынка, выведенная из оптимальной производственной программы, не соответствует ожидаемым руководством предприятия рыночным позициям, установленным планом генеральных целей деятельности предприятия, то следует отказаться от использования краткосрочных шансов на прибыль и скорректировать плановые показатели физических объемов сбыта таким образом, чтобы гарантировать в долгосрочном плане рыночные позиции предприятия. Для того чтобы составить качественную сбытовую программу, необходимо провести большую аналитическую работу, которая включает исследование рынка и выявление всех факторов, имеющих значение для успешной реализации продукции. Аналитическую работу проводит планово-экономический отдел совместно с информационно-аналитической службой предприятия и его отделом сбыта. Данная аналитическая работа предполагает ответ на вопрос: как достичь наибольшей эффективности сбыта продукции. При этом анализируется не только способ производства, срок службы, упаковка и стиль изделия, правила пользования, но также объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость продажи. Кроме того, исследование рынка включает в себя всесторонний анализ потребителя (его характеристика, требования к продукции), его мотиваций (предпочтения, условия приобретения продукции) и потребностей, а также сезонных колебаний спроса, эффективности сбытовых организаций, рекламы, деятельности конкурентов. Аналитическая работа также охватывает взаимоотношения контрагентов (торговых партнеров) в процессе товародвижения (сбыта) продукции. Стратегически это выражается в построении вертикальных управляемых систем (вертикальной интеграции). Важно ответить на вопрос, какое звено в системе товародвижения контролирует сбыт и диктует условия своим контрагентам. В зависимости от этого выстраиваются схемы взаимоотношений предприятия со своими торговыми партнерами (заключение договоров, предоставление скидок и других льгот и пр.). В ходе аналитической работы оцениваются возможные альтернативы организации сбыта продукции: каким образом будет организован сбыт — самостоятельно или через независимые сбытовые организации; насколько различные формы сбыта позволяют решать предприятию стратегические задачи. Только систематическое исследование рынка дает надежную основу для планомерной реализации продукции. Это, в свою очередь, предопределяет эффективность сбытовой деятельности по различным показателям (объем, выручка, время сбыта, территория распространения товара). Контроль за сбытом позволяет сопоставить запланированные данные с полученными результатами. Контроль сбытовой деятельности проводится по нескольким направлениям. Для чего факторы, влияющие на сбытовую политику предприятия, подразделяются на следующие три группы: · факторы товара; · факторы положения предприятия; · факторы рынка. Факторы товара, влияющие на сбыт: · отличие цены данного товара от цены конкурентных товаров — не является ли цена ограничивающим сбыт фактором; · его взаимозаменяемость другими товарами — имеет ли клиент возможность выбрать другой, заменяющий нашу продукцию, товар; · зависимость от необходимого для его производства оборудования, возможность быстро переключаться на производство других товаров — сможет ли предприятие быстро изменить свою производственную программу, чтобы приспособиться к меняющимся условиям рынка; · косвенная польза товара для покупателя — какие свойства товара, кроме основных, могут привлечь покупателей; · уровень платежеспособного спроса на товар — обладает ли клиент необходимыми средствами для покупки нашей продукции. Факторы положения предприятия, влияющие на сбыт: · общее положение предприятия на рынке — насколько Предприятие удовлетворено своим положением на рынке и как его оценивает; · давление конкуренции — области, методы и острота конкурентной борьбы; · престиж предприятия — оценка продукции и самого предприятия глазами покупателей и контрагентов; · финансовые средства, которыми предприятие располагает для проведения сбытовых мероприятий — есть ли финансовые ресурсы для самостоятельного сбыта, организации своих торговых представительств, предпродажного обслуживания продукции и пр.; · общая структура номенклатуры продукции — какие виды продукции (товарные группы, линии) предлагает предприятие на продажу; · гибкость производственной и сбытовой программ — возможности по быстрому выпуску новой продукции. Факторы рынка, влияющие на сбыт: · общая емкость рынка — тип рынка (развивающийся, стабильный, стагнирующий и др.); · соотношение сил предприятия и его конкурентов — позиция предприятие в сравнении с конкурентами (лидирующее, отстающее, проигрывающее, перспективное и т.д.); · эластичность спроса — влияние ценовой политики на величину спроса; · звенность товародвижения — число посредников между предприятием — производителем продукции и ее конечными потребителями (оптовая торговля, мелкий опт, розница); · распределение рынка между конкурентами — доли рынка основных конкурентов. На основании вышеназванных данных можно не только контролировать сбытовую деятельность предприятия, но и намечать важнейшие конкретные задачи, которые необходимо решить в процессе планирования сбыта. Основанием для планирования сбыта являются показатели продаж за предшествующие годы (или другие временные отрезки). Исходные данные представлены обычно в виде таблиц. Анализ оборота предприятия за прошлые годы охватывает многолетний период. В таблицах должны быть показаны: 1) оборот продаж (количество); 2) стоимость продаж (оборота); 3) продажные цены продукции (собственного предприятия и основных конкурентов); 4) собственные прогнозы сбыта, составлявшиеся в прошлом; 5) колебания между плановыми и фактическими показателями, имевшие место в прошлом. Такой подробный анализ с показателями по месяцам и возможностью более детально рассмотреть все виды колебаний позволяет предсказать перспективные данные сбыта. Статистика сбыта расшифровывается по следующим позициям: · товары и группы товаров; · торговые районы и районы представителей (продавцов); · группы покупателей; · количество и частота заказов; · каналы сбыта продукции. Расшифровка товаров по группам необходима, так как торговые программы нередко весьма широки, а слишком большие обобщения искажают действительность. К тому же отдельные виды товаров часто подвергаются воздействию различных внешних условий. Расшифровка по торговым районам и районам представителей позволяет показать развитие отдельных районов сбыта, провести анализ взаимосвязей между работой торгового персонала, эффективностью рекламы и рекламных средств, а также помогает определить уровень заработной платы продавцов. Разбивка показателей сбыта по группам покупателей позволяет определить наиболее перспективные сегменты рынка, приспособить в целях увеличения сбыта потребительские характеристики продукции к запросам покупателей. Данные по количеству и частоте заказов являются ориентирами для ценообразования и применения рекламных средств. Оценка каналов сбыта необходима для того, чтобы достичь оптимальных возможностей (сроки доставки, обеспечение сохранности продукции, ее обслуживание и пр.) распределения продукции и продвижения ее к потребителю. Статистические данные сбыта по всем позициям дают информацию о структуре и развитии сбыта. В целом внутрифирменные данные позволяют видеть пути сбыта и возникающие на них расходы. Сбыт продукции — это завершающий этап работы предприятия. Обычно сбытовая деятельность проводится на основании хозяйственных договоров, заключенных с потребителями продукции. Важным показателем стабильности сбытовой работы предприятия является обеспеченность договорами (заказами) — по срокам (в днях, неделях, месяцах) и объемам продукции (процент от выпуска). Оптимальная обеспеченность заказами зависит от многих факторов — длительности производственного цикла, наличия устойчивых партнерских связей с контрагентами, партионности продукции, условий отгрузки и др. Для большинства предприятий оптимальным считается срок обеспеченности заказами не менее месяца. Оптимальная обеспеченность заказами создает прочную базу для планирования сбытовой деятельности. Значительный срок обеспеченности (несколько месяцев) зачастую сулит предприятию потери, так как свидетельствует не столько о заинтересованности контрагента в получении продукции предприятия, сколько об излишнем спросе на продукцию, который предприятие не может удовлетворить. При планировании сбыта разрабатываются следующие направления: · объемы сбыта в натуральном и стоимостном измерении; · география сбыта (потребление внутри страны, экспорт, география поставок); · характер поставок (вид транспорта, формы платежа, страхования и ответственности); · формы реализации продукции (звенность товародвижения). Планирование сбыта и продвижения товаров (услуг) включает разработку программы (плана) управления сбытом и распределением продукции, а также программы управления рекламой и стимулирования сбыта. Программа управления сбытом и распределением продукции состоит из следующих разделов: 1. Разработка прогнозов конъюнктуры. 2. Составление и осуществление планов реализации товаров (услуг). 3. Подготовка прогнозов реализации товаров (услуг). 4. Планирование оптимальных хозяйственных связей предприятия. 5. Выбор каналов распределения. 6. Планирование запасов готовой продукции. 7. Планирование предоставления дополнительных услуг хозяйственным партнерам. 8. Планирование контрактных соглашений. 9. Планирование товарооборота по ассортиментным позициям. Сбыт планируется по месяцам и неделям. Если не проявляются тенденции к перераспределению, то можно воспользоваться в качестве основы временным распределением сбыта в прошлом. При этом годовое количество принимается за 100%, а месячные обороты рассчитываются как части годового оборота. Этот годовой план оказывает влияние на план производства, так как процесс производства протекает, как правило, параллельно сбыту. Для лучшего контроля план сбыта составляется на основе тех же методов, что и статистика сбыта. После разработки плана в количественных показателях проводится расчет стоимостных показателей, при этом обычно исходят из средних цен. После чего можно определить плановую прибыль, а с учетом стоимости производства и минимальную предельную продажную цену. Здесь как раз и следует определить максимальные скидки и условия платежа. В соответствии с этими планами разрабатываются плановые задания и дополнительные инструкции для всех продавцов. Вместе с планом сбыта разрабатываются планы рекламы, при этом учитываются результаты исследований рынка и меры, принимаемые конкурентами. Поскольку почти никогда нельзя точно определить прямой эффект рекламы в сбыте продукции, предприятия располагают определенной свободой маневрирования при использовании рекламных средств. Обычно первыми двумя методами определяется общая сумма рекламных средств, а последним — ее распределение. Планы составляются с учетом резервов. Чтобы сохранять, а затем и повышать достигнутый уровень сбыта, параллельно с рекламными мероприятиями необходимо планировать меры по поддержанию и улучшению имиджа (престижа) предприятия, от которого зависит, каким образом наше предприятие будут воспринимать клиенты и партнеры по бизнесу. Благоприятному имиджу способствует широкая благотворительная деятельность (помощь детским учреждениям, церкви, поддержка общественных организаций), а также одобрительные публикации в прессе (косвенная реклама). Очень важно наличие представительских расходов (приглашение журналистов, приемы и т.п.). Все это имеет самое прямое отношение к организации на предприятии службы связи с общественностью.
11. Планирование качества продукции. Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества. Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Главные задачи планирования качества таковы: · обеспечить выпуск продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка; · повысить качество продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов; · установить экономически оптимальные задания по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей; · усовершенствовать структуру выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда; · увеличить выпуск сертифицированной продукции; · улучшить отдельные потребительские свойства выпускаемой продукции (надежность, долговечность, экономичность и др.); · своевременно сократить выпуск или снять с производства морально устаревшую и неконкурентоспособную продукцию; · обеспечить строгое соблюдение требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременно внедрить вновь разработанные или пересмотреть устаревшие стандарты; · увеличить экономическую эффективность производства и использования продукции улучшенного качества. Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т.д. Важным принципом планирования повышения качества является научная разработка планов, предполагающая учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных). При планировании повышения качества продукции исходят также из принципа комплексности, предполагающего увязку всех (сторон деятельности предприятия (создание новой техники, внедрение стандартов, увеличение объема производства и др.). Комплексность планирования означает также, что задания по повышению качества конечной продукции должны быть увязаны с планами хозяйственных партнеров предприятия по повышению качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей, узлов и агрегатов. В планировании качества продукции и при оценке его фактически достигнутого уровня используются обобщающие и комплексные показатели, к числу которых, в частности, относятся уровень качества продукции, комплексный показатель уровня качества продукции, индекс качества продукции. Уровень качества продукции Уq является относительной характеристикой и определяется в наиболее общем виде по формулам: или , где — значение отдельного (обобщенного или главного) показателя качества оцениваемого изделия в соответствующих единицах измерения; — значение аналогичного показателя качества эталонного (базового) изделия в тех же единицах измерения. В зависимости от особенностей конкретного изделия используется одна из приведенных выше формул, по которой увеличение Уq соответствует улучшению качества данной продукции. Комплексный показатель уровня качества продукции может определяться как средневзвешенная величина при наличии нескольких важных показателей, характеризующих с разных сторон качество данной продукции:
где: —коэффициент весомости, принятый в соответствии с действующими инструкциями для i-го показателя анализируемого изделия и учитывающий его значимость и специфику; — относительный уровень качества продукции, определяемый по значению i-го единичного показателя качества; и — значение единичного i-го показателя качества соответственно анализируемого и базового изделия; п — число учитываемых в расчете показателей качества. Индекс качества продукции И оценивает средний уровень качества выпускаемой разнородной продукции при условии, что каждый вид продукции имеет главный показатель, наиболее полно отражающий свойства изделия. В ряде случаев вместо главного показателя могут быть использованы комплексные (интегральные) показатели качества. Индекс качества для нескольких видов продукции, выпускаемой на предприятии, рассчитывается по формуле: где — количество изделий i-го вида, предполагаемых к выпуску в планируемом периоде, в соответствующих натуральных единицах измерения; — относительный показатель (уровень) качества i-го вида изделия; — цена единицы i-го вида продукции, руб.; n — количество видов выпускаемой продукции, охватываемой при планировании и анализе. При балльной системе оценки индекс качества продукции может быть определен по формуле: или где — средний балл оцениваемой продукции; — средний балл выпускаемой предприятием продукции, принятый за базу для сравнения; — балл i-го вида выпускаемой продукции. Планирование повышения качества продукции на предприятии в должно быть основано прежде всего на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества должны учитывать также результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей. Крупные фирмы, имеющие собственные научно-исследовательские подразделения, осуществляют не только текущее, но и перспективное планирование качества своей продукции, а также, его прогнозирование. При этом источником информации служат фактические показатели качества и эффективности продукции, нормативно-техническая документация, патенты, научные разработки и материалы экспертных оценок Планируемые задания и обязательства по повышению качества продукции должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Планируемые изменения себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их заработной платы, суммы капитальных вложений и т.д., связанные с проведением мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами. Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции, предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции. Необходимо также оказывать разнообразную помощь предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии. В состав плана предприятия по повышению качества продукции могут входить как отдельные показатели, так и целые комплексы мероприятий, направленных на улучшение качества. В последние годы одним из важных направлений планирования повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации. Планирование повышения качества продукции на предприятии должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по видам (перспективное, текущее) и по уровням (предприятие, цех, участок, отдел). При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из утвержденного в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы. Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха. Так, например, это могут быть следующие задания: · увеличить показатели точности и чистоты обработки; · расширить выпуск деталей со специальными видами покрытий; · освоить производство новых изделий и т.д. Для сборочных цехов целесообразно планировать: основные показатели качества продукции, которые установлены на уровне предприятия, а также уровень сдачи продукции с первого предъявления и снижение потерь от брака и рекламаций. Два последних показателя могут применяться для механообрабатывающих цехов, участков и бригад. Для данных цехов целесообразно также планировать уменьшение количества возвратов деталей и узлов из цехов-потребителей. Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, которые должны обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства. Например, для ремонтно-механического цеха важнейшим показателем может быть доля оборудования (в общем объеме отремонтированных станков и машин), достигшего после ремонта заданной технологической точности. Если качество продукции и качество работы цехов нельзя выразить относительно небольшим числом показателей, следует использовать коэффициенты качества, уровень которых зависит от выполнения большого количества мероприятий по повышению качества изготовляемых изделий. Для отдельных цехов предприятия исходя из их специфики устанавливаются свои критерии повышения и снижения качества и соответствующие им нормативы изменения показателей. Наряду с планами повышения качества для цехов и участков целесообразно составлять соответствующие планы для функциональных отделов и служб. Следует отметить, что объектом внутрипроизводственного планирования может быть качество изготовления продукции и качество работы. В цехах это доля продукции, сданной с первого предъявления, снижение потерь от брака, сокращение количества рекламаций и возврата изделий из цехов-потребителей. В проектно-конструкторских и технологических службах — сдача документации с первого предъявления и процент возврата технической документации на доработку. В отделе технического контроля — уменьшение количества рекламаций, состояние контрольно-измерительной техники и др. Показатели повышения качества должны обязательно увязываться с другими показателями оценки деятельности структурных подразделений предприятия и с системой стимулирования и ответственности их работников. В плане мероприятий по повышению качества продукции особое место занимает планирование внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение системы управления качеством, а также технический и рабочий проекты системы. На предприятиях целесообразно осуществлять планирование возможных потерь от внутреннего и внешнего брака. Руководители отдельных предприятий считают, что планировать брак и дефекты нецелесообразно, поскольку при изготовлении продукции не должно быть никаких отклонений от нормативно-технической документации. Однако оттого, что брак не запланирован, он не перестает существовать. Даже при достаточно высокой квалификации работников и наличии современного оборудования и оснастки брак может возникать по различным объективным причинам. Если предприятию в целом и его отдельным подразделениям планировать нулевые показатели брака, то его просто начнут скрывать. В результате не будет серьезного анализа причин брака и эффективной работы по его минимизации. Потери от брака и рекламаций оказывают влияние на экономику предприятия, приводя к увеличению себестоимости продукции, нерациональному использованию производственных фондов и рабочей силы. Конечной целью планирования повышения качества продукции на предприятии должно быть повышение эффективности его функционирования. Целесообразность мероприятий по повышению качества продукции определяется наличием и величиной экономического эффекта от производства и использования новых средств труда с улучшенными качественными характеристиками. Кроме того, разрабатывая конкретные мероприятия по повышению качества продукции на отдельном предприятии, необходимо учитывать влияние связанных с этим затрат на изменение производительности труда и численности работающих. Замена старой техники на новую, более качественную, сокращает годовые затраты на устранение неисправностей оборудования и, обеспечивая экономию ресурсов на предприятии, ведет к существенному улучшению качества выпускаемой им продукции.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |