Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации и функционирования накопительных пенсионных фондов




Объективная необходимость денежно-кредитного регулирования деятельности небанковских финансово-кредитных учреждений.

Особенности функционирования других небанковских финансово-кредитных учреждений

Особенности деятельности инвестиционных фондов

Особенность функционирования страховых компаний

Особенности организации и функционирования накопительных пенсионных фондов

Объективная необходимость денежно-кредитного регулирования деятельности небанковских финансово-кредитных учреждений

2. Общая характеристика специализированных небанковских финансово - кредитных институтов: типы и специфика деятельности

 

ДКР небанковских финансово-кредитных учреждений осуществляется прежде всего в рамках самой финансовой системы и находит свое выражение в воздействии ЦБ на финансовых посредников, не имеющих статус коммерческого банка.

ЦБ призван приводить деятельность небанковских учреждений в соответствие с общей экономической стратегией государства.

Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций не только коммерческих банков, а всей финансовой системы в целом. Небанковские финансово-кредитные учреждения так же как и БВУ участвуют в кредитовании сфер производства и обращения. Регулируя динамику пассивов и активов организаций на всех уровнях финансовой системы, ЦБ оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы. Одна из ключевых задач ЦБ по управлению денежно-кредитными отношениями заключается в обеспечении надежности и поддержании стабильности всей финансовой системы страны, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств.

Надёжность и стабильность небанковских финансово-кредитных организаций объясняется тем, что:

• являясь обязательным уровнем финансовой системы страны, небанковские финансово-кредитные учреждения также требуют регулирования, контроля и надзора своей деятельности. Без комплексного обхвата всех уровней финансовой системы вообще невозможно выполнение ЦБ своих задач;

• возрастает роль небанковских финансовых посредников в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;

• деятельность небанковских учреждений характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивах привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемые задачи ЦБ достигаются в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита клиентов небанковских финансово-кредитных учреждений от финансовых потерь. Воздействие ЦБ на деятельность небанковских финансовых посредников осуществляется по следующим основным направлениям:

1. создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющих небанковским организациям реализовать свои экономические интересы;

2. проведение мер ДКР размеров ресурсов парабанковской системы, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику страны;

3. установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности балансов.

Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу небанковских финансовых посредников объектом регулирования ЦБ становятся определённые макроэкономические характеристики использования их кредитных ресурсов, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность парабанковской системы.

Использование законов, закономерностей и принципов, регулирующих формирование, функционирование и развитие финансово-кредитных учреждений, способствует созданию соответствующей конкретному историческому этапу развития страны институциональной системы их регулирования. В мировой практике преобладает концепция регулирования финансовых посредников на макро- и мезоуровнях, отвечающая современным потребностям общества и позволяющая поддерживать устойчивость и обеспечивать развитие национального небанковского финансово-кредитного сектора.

Построение действенной системы государственного регулирования данного сектора страны предполагает четкую трактовку понятий «надзор» и «контроль». При регулировании формирования, функционирования и развития национального финансово-кредитного сектора необходимо осуществлять как надзорные, так и контрольные действия, которые по своим целям, задачам, кругу регламентируемых отношений и объемам различны.

Мировой опыт доказывает, что серьезным недостатком является незавершенность создания на высшем уровне государственной власти институциональной системы регулирования национальной финансово-кредитной системы.

На уровне государственного регулирования деятельности финансово-кредитных институтов, как правило, создают органы:

1. отвечающие за их функционирование и развитие, так как без регулирования нельзя реализовать проводимую государством социально-экономическую политику (в т. ч. ДКП);

2. контролирующие деятельность обозначенных институтов, в связи с тем, что без эффективного контроля нельзя определить направления ДКР;

3. осуществляющие надзор как над финансово-кредитными институтами, так и над контролирующими их деятельность органами в целях избежания возможных злоупотреблений со стороны указанных институтов, а также за соблюдением норм действующего законодательства.

В условиях современного Казахстана НБК (согласованно с Правительством РК) обеспечивает создание адекватного потребностям современного общества финансово-кредитного сектора. Так, в рамках данной политики был упрощен порядок:

· открытия филиалов, дополнительных офисов и прочих структурных подразделений финансово-кредитных учреждений;

· упорядочивания процедур слияния, присоединения и преобразования финансовых посредников;

· предоставления им налоговых льгот при совершении некоторых операций;

· допуска банков к ресурсам небанковских финансовых организаций;

· законодательного закрепления и введения в практику использования на вторичном фондовом рынке долговых обязательств небанковских финансово-кредитных учреждений как способа их рефинансирования.

Для успешной реализации НБК и Комитетом по контролю и надзору своих полномочий в области регулирования деятельности финансовых организаций должны получить дальнейшее развитие следующие механизмы:

· укрепление рыночной дисциплины;

· улучшение управления рисками;

· самострахование финансовых учреждений;

· принципы и критерии, на основе которых, при необходимости, будет осуществляться поддержка со стороны государства финансово-кредитных институтов.

Для повышения результативности контроля над деятельностью финансово-кредитных организаций, осуществляемого НБК, выявлены и обоснованы критерии, которым он должен соответствовать, а именно:

1. своевременно выявлять и отражать проблемы в деятельности финансово-кредитных организаций с учетом взаимосвязанности их деятельности и рисков на различных рынках;

2. определять все значимые риски кредитных организаций в зависимости от вида деятельности и предлагаемого клиентам продуктового ряда. Контрольно-надзорная деятельность должна осуществляться на основе их взаимодействия.

Контрольная деятельность НБК и его территориальных филиалов соответствует перечисленным требованиям, благодаря:

· использованию единообразных методов и систем показателей для проведения оценки как деятельности финансово-кредитных организаций в целом, так и отдельных направлений;

· разработанной системе, позволяющей агрегировать основные риски, присущие деятельности конкретной финансово-кредитной организации, а именно стратегические, рыночные, кредитные, операционные и репутационные;

· постоянному совершенствованию проведения мониторинга хода проверок, так как он не только дисциплинирует деятельность контролеров, но и при необходимости позволяет своевременно скорректировать ход проверки.

В настоящее время по экономическим соображениям трудно поддержать идею по созданию в РК саморегулируемого финансово-кредитного сектора в части, касающейся делегирования НБК некоторых своих полномочий (регулирование и контроль) негосударственным организациям. Как правило, основными направлениями деятельности ассоциаций и союзов финансовых посредников является защита корпоративных интересов. Они практически устранились от защиты своих контрагентов. Вместе с тем, СРО вполне могут принимать корпоративные правила, возлагать на своих членов дополнительные, добровольно принимаемые обязательства по обеспечению интересов клиентов, более высокие стандарты оказания услуг, а также контролировать их соблюдение. Такой подход, несомненно, только усиливает защищенность потребителей финансово-кредитных услуг и способствует реальному улучшению их качества.

Необходимо определить приоритетные направления развития регулирования деятельности небанковских институтов на микроуровне. По каждому направлению разработаны рекомендации, способствующие реализации системы целей сектора небанковских финансово-кредитных учреждений на основе совершенствования корпоративного управления.

Качественное изменение подходов небанковских финансово - кредитных организаций к построению системы регулирования и контроля осуществляемой деятельности базируется на основе дальнейшего развития системы корпоративного управления

Регулирование надзорными органами конкретного банка осуществляется путем надзора и включает в себя:

- внешнее управление текущим функционированием и развитием банка, как части банковской системы, которое воплощается в банковском законодательстве, в нормативных актах НБК, адресованных одновременно всем банкам;

- внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях НБК, направленных только на этот банк.

С позиции жизненного цикла банка регулирующую и надзорную деятельность НБК можно подразделить на:

-регулирование и контроль создания БВУ;

-надзор за текущей деятельностью БВУ;

-регулирование реорганизации и ликвидации БВУ.

НБК осуществляет регулирование деятельности банков путем:

-установления пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая нормы обязательных требований, провизии (резерв) против сомнительных и безнадежных активов;

- издания обязательных к исполнению банками нормативных правовых актов;

- инспектирования (проверки) деятельности БВУ;

- выдачи рекомендаций по оздоровлению финансового положения банка;

- применение к банкам ограниченных мер воздействия;

- наложения санкций на БВУ и должностные лица.

В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых НБК для их обязательного соблюдения, входят:

-минимальный размер уставного капитала БВУ;

-коэффициент достаточности собственного капитала;

-максимальный размер риска на одного заемщика;

-коэффициент ликвидности;

-лимиты открытой валютной позиции.

В состав пруденциальных лимитов, устанавливаемых для банковских групп, входят:

-минимальный размер уставного капитала;

-коэффициент достаточности собственного капитала;

-максимальный размер риска на одного заемщика.

В случае обнаружения надзорными органами нарушений пруденциальных нормативов и других обязательств к соблюдению норм и лимитов, нарушений их нормативных правовых актов, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников банка, которые могут угрожать его финансовой безопасности и стабильности и его депозиторов, клиентов, НБК и вправе применить к банку одну из следующих ограниченных мер воздействия:

- затребовать письмо-обязательство;

- составить с банком письменное соглашение;

- вынести предупреждение;

- дать обязательное для исполнения письменное предписание.

В качестве санкций НБК вправе применить следующие меры:

-наложение и взыскание штрафа;

-приостановление либо отзыв на проведение всех или отдельных банковских операций;

-консервацию банка;

-отзыв разрешения на открытие банка;

-отстранение от выполнения служебных обязанностей руководящих лиц;

-исключения БВУ из системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц;

-в случае снижения значений коэффициентов достаточности собственного капитала банка и (или) банковской группы до уровня менее 50% от нормативов, установленных требованиями нормативных правовых актов НБК, банк обязан преобразоваться в кредитное товарищество и другие.

После отзыва лицензии банка на проведение банковских операций НБК назначают временную администрацию банка, к которой переходят полномочия всех его органов управления и в течение 10 рабочих дней обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении деятельности банка.

 

2. Общая характеристика специализированных небанковских финансово – кредитных институтов: типы и специфика деятельности

Как следует из вышеизложенного материала, кредитная система любого государства характеризуется не только банками, но и специализированными (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Конечно, основной финансовый посредник на рынке - это банки. Однако посреднические функции в состоянии выполнять и другие финансовые организации.

При наличии в стране разных финансовых посредников граждане с относительно небольшими сбережениями могут направить свои средства на денежный рынок, предоставив их в распоряжение заслуживающему доверия посреднику, не обязательно банку. Тем самым они снижают потери, связанные с ложным выбором. Финансовые посредники выплачивают вкладчикам процент и предоставляют другие значительные услуги, получая при этом доходы.

Финансовые посредники, в том числе и банки, играют ключевую роль в обеспечении экономической эффективности, поскольку облегчают переход средств от кредиторов к заемщикам с производительными инвестиционными возможностями. В отсутствии хорошо функционирующих финансовых посредников экономике сложно должным образом реализовать свой потенциал

Специализированные кредитно-финансовые организации обслуживают главным образом ту часть рынка, которая не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. К ним относятся:

- ссудо-сберегательные учреждения (общества),

- взаимные фонды денежного рынка, взаимные (паевые) фонды,

- благотворительные фонды,

- страховые компании (общества),

- лизинговые фирмы;

- кредитные союзы;

- инвестиционные компании (фонды);

- факторинговые компании;

- финансовые компании;

- пенсионные фонды;

- инкассаторские фирмы;

- ломбарды;

- организации финансовых рынков;

- трастовые компании;

- расчетные, клиринговые центры;

- пункты проката;

- дилинговые предприятия;

- иные кредитно-финансовые организации.

Функционирование множества небанковских кредитно-финансовых организаций обосновывается рядом аргументов: расширение их сети должно обеспечить наиболее полную мобилизацию средств предприятий и организаций (государственных, акционерных, частных) и населения в целях удовлетворения требований субъектов экономики в кредите; клиентуре предлагаются все новые нестандартные услуги; благодаря расширению услуг финансовых посредников на фондовом рынке развивается этот рынок; кредитные отношения приходят в соответствие с рыночными отношениями; вся кредитная система (и не только банки) содействует быстрейшему развитию экономики, повышению ее эффективности; создается здоровая конкуренция в кредитной сфере.

Небанковские организации ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление конкретных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг. Их деятельность сосредотачивается в большинстве своем на обслуживании относительно ограниченного сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре.

Специализированные кредитно-финансовые институты имеют практически двойную подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они руководствуются банковским законодательством и требованиями ЦБ; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных, залоговых операциях, они подпадают под регулирование других законов и соответствующих ведомств. Небанковские специализированные институты являются частью финансово-кредитной системы.

Задача небанковских финансовых посредников состоит в аккумулировании свободных денежных средств физических и юридических лиц и кредитовании отдельных сфер и отраслей народного хозяйства. В отличие от банков, которые можно отнести к многопрофильным институтам, вышеперечисленные финансовые учреждения занимаются специализированными финансовыми операциями и имеют свою клиентуру. Они выполняют следующие основные функции:

· специализации (посредники приводят активы и долговые обязательства в соответствие с потребностями клиентов в определенной сфере),

· снижения риска финансовых операций,

· снижения издержек по проведению финансовых операций (услуги небанковских финансовых учреждений дешевле, чем в банках, так как их накладные расходы меньше в силу их специализации).

 

НПФ. Основные источники средств пенсионных фондов - взносы работающих граждан и работодателей. Для рационального использования фонды вкладывают их в корпоративные и другие виды ценных бумаг. Поскольку требования о выплате предъявляются клиентами не сразу, а после выхода на пенсию, пенсионные фонды имеют достаточно устойчивые ресурсы для проведения активных операций. Они возникают как дополнение к системе государственных пенсионных фондов.

Пенсионные фонды могут быть созданы в частных корпорациях, которые юридически и фактически являются их владельцами. Однако пенсионный фонд передается на управление в траст - отделы коммерческих банков, страховых компаний. Такой пенсионный фонд называется - незастрахованным.

Вместе с тем корпорация может заключить соглашение с новой компанией, по которому последняя получает пенсионные взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий. В этом случае пенсионный фонд является застрахованным, созданный в рамках страховой компании.

Особенность накопления капитала пенсионных фондов заключается в том, что он формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых при страховании жизни на довольно длительные сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги.

Пенсионные фонды, управляемые банками, широко используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных корпораций, за что коммерческие банки получают значительные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций.

Наряду с частными пенсионными фондами, создаваемыми частными корпорациями, существуют и государственные пенсионные фонды.

Они создаются на уровне центрального правительства и местных органов власти. Основой пассивных операций таких фондов являются средства бюджетов различных правительственных уровней и взносы трудящихся.

Активные операции сконцентрированы в основном во вложениях в государственные ценные бумаги (что позволяет финансировать государственный долг) и в незначительной степени - в ценные бумаги корпораций.

В-деятельности государственных пенсионных фондов существуют специфические различия по странам с точки зрения организации, форм деятельности и инвестирования денежных средств.

Согласно Постановлению Правления НБК от 15 декабря 2004г. № 174 «О порядке, формах и сроках представления годовой финансовой отчетности НПФ» (с последними изменениями и дополнениями от 9 июля 2009г.) НПФ обязаны ежегодно представлять в Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБК:

1. бухгалтерский баланс;

2. отчет о прибылях и убытках;

3. бухгалтерский баланс по пенсионным активам;

4. отчет о прибылях и убытках по пенсионным активам;

5. отчет о движении денежных средств;

6. отчет об изменениях в капитале;

7. пояснительную записку к годовой финансовой отчетности.

Годовая финансовая отчетность НПФ представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, с аудиторским отчетом по результатам проведенного аудита финансовой отчетности за отчетный год.

 

Таблица 34. Основные показатели деятельности накопительных пенсионных фондов РК за 2007-2010гг., млн. тенге

по состоянию на 1 января/ наименование статьи 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
Активы 31 107,5 70 706 78 019,5 88 218,8
Капитал 29 453,7 47 165,9 71 606,4 84 199
Обязательства 1 653,8 23 540 6 413 4 019,8
Доходы ⃰ 23 289, 8 6 153 52 509,7 37 675,5
Расходы ⃰ 12 532, 2 12 053,3 24 125,8 26 063,9
Чистая прибыль/убыток за период 7 553, 1 (6 890) 16 901,1 9 400, 8

⃰ за январь - декабрь отчетного года с нарастающим итогом

Как видно из таблицы 34 за рассматриваемый период происходило постоянное увеличение активов и пассивов НПФ. Максимальный рост доходов, расходов и чистой прибыли наблюдался на 1 января 2010г.

Как показывает Таблица 35 на первом месте по объему вложений находятся инвестиции в ГЦБ в национальной валюте, второе место занимают вложения в частные облигации иностранных и отечественных эмитентов. Также существенная доля принадлежит депозитам в НБК.

Таблица 35. Инвестиционное управление пенсионными активами,%

по состоянию на 1 января года 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
Средства на инвестиционном счете и прочие активы 1,4 2,43 1,13 1,61
ГЦБ долгосроч. в нац. валюте 20,97 22,98 32,61 36,46
ГЦБ долгосроч. в ин.валюте (еврооблигации)       0,17
ГЦБ краткосроч. в нац.валюте 4,06 7,12 7,62 7,64
ГЦБ краткосроч. в ин.валюте        
Негосударственные ЦБ иностр. эмитентов - акции 1,71 2,66 2,72 2,08
Негосударственные ЦБ иностр. эмитентов - облигации 6,86 7,45 9,22 6,15
ЦБ иностр. гос-в 2,85 1,61 0,95 1,39
ЦБ межд. фин. орг-ций 0,11   3,99 1,93
Негосударственные ЦБ орг-ций РК - акции 15,66 9,6 10,57 8,36
Негосударственные ЦБ орг-ций РК - облигации 30,02 35,6 25,9 25,12
Вклады в НБК и БВУ в нац.валюте 13,44 8,74 4,51 7,16
Вклады в НБК и БВУ в ин.валюте 1,15   0,44 0,64
Аффинированное золото 1,87 1,58   1,32
Деривативы -0,1 0,23 0,34 -0,03

Сведения о количестве участников пенсионного рынка РК представлены в таблице 36.

 

Таблица 36. Общие сведения о количестве участников пенсионной системы РК, по состоянию на 1 сентября 2011г.

количество участников организационно-правовая форма
накопительные пенсионные фонды   акционерные общества
филиалы   -
актуарии   физические лица
общества взаимного страхования   потребительские кооперативы
филиалы   -
представительства   -



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.