КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации и функционирования накопительных пенсионных фондов
Объективная необходимость денежно-кредитного регулирования деятельности небанковских финансово-кредитных учреждений. Особенности функционирования других небанковских финансово-кредитных учреждений Особенности деятельности инвестиционных фондов Особенность функционирования страховых компаний Особенности организации и функционирования накопительных пенсионных фондов Объективная необходимость денежно-кредитного регулирования деятельности небанковских финансово-кредитных учреждений 2. Общая характеристика специализированных небанковских финансово - кредитных институтов: типы и специфика деятельности
ДКР небанковских финансово-кредитных учреждений осуществляется прежде всего в рамках самой финансовой системы и находит свое выражение в воздействии ЦБ на финансовых посредников, не имеющих статус коммерческого банка. ЦБ призван приводить деятельность небанковских учреждений в соответствие с общей экономической стратегией государства. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций не только коммерческих банков, а всей финансовой системы в целом. Небанковские финансово-кредитные учреждения так же как и БВУ участвуют в кредитовании сфер производства и обращения. Регулируя динамику пассивов и активов организаций на всех уровнях финансовой системы, ЦБ оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы. Одна из ключевых задач ЦБ по управлению денежно-кредитными отношениями заключается в обеспечении надежности и поддержании стабильности всей финансовой системы страны, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств. Надёжность и стабильность небанковских финансово-кредитных организаций объясняется тем, что: • являясь обязательным уровнем финансовой системы страны, небанковские финансово-кредитные учреждения также требуют регулирования, контроля и надзора своей деятельности. Без комплексного обхвата всех уровней финансовой системы вообще невозможно выполнение ЦБ своих задач; • возрастает роль небанковских финансовых посредников в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики; • деятельность небанковских учреждений характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивах привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов. Рассматриваемые задачи ЦБ достигаются в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита клиентов небанковских финансово-кредитных учреждений от финансовых потерь. Воздействие ЦБ на деятельность небанковских финансовых посредников осуществляется по следующим основным направлениям: 1. создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющих небанковским организациям реализовать свои экономические интересы; 2. проведение мер ДКР размеров ресурсов парабанковской системы, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику страны; 3. установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности балансов. Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу небанковских финансовых посредников объектом регулирования ЦБ становятся определённые макроэкономические характеристики использования их кредитных ресурсов, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность парабанковской системы. Использование законов, закономерностей и принципов, регулирующих формирование, функционирование и развитие финансово-кредитных учреждений, способствует созданию соответствующей конкретному историческому этапу развития страны институциональной системы их регулирования. В мировой практике преобладает концепция регулирования финансовых посредников на макро- и мезоуровнях, отвечающая современным потребностям общества и позволяющая поддерживать устойчивость и обеспечивать развитие национального небанковского финансово-кредитного сектора. Построение действенной системы государственного регулирования данного сектора страны предполагает четкую трактовку понятий «надзор» и «контроль». При регулировании формирования, функционирования и развития национального финансово-кредитного сектора необходимо осуществлять как надзорные, так и контрольные действия, которые по своим целям, задачам, кругу регламентируемых отношений и объемам различны. Мировой опыт доказывает, что серьезным недостатком является незавершенность создания на высшем уровне государственной власти институциональной системы регулирования национальной финансово-кредитной системы. На уровне государственного регулирования деятельности финансово-кредитных институтов, как правило, создают органы: 1. отвечающие за их функционирование и развитие, так как без регулирования нельзя реализовать проводимую государством социально-экономическую политику (в т. ч. ДКП); 2. контролирующие деятельность обозначенных институтов, в связи с тем, что без эффективного контроля нельзя определить направления ДКР; 3. осуществляющие надзор как над финансово-кредитными институтами, так и над контролирующими их деятельность органами в целях избежания возможных злоупотреблений со стороны указанных институтов, а также за соблюдением норм действующего законодательства. В условиях современного Казахстана НБК (согласованно с Правительством РК) обеспечивает создание адекватного потребностям современного общества финансово-кредитного сектора. Так, в рамках данной политики был упрощен порядок: · открытия филиалов, дополнительных офисов и прочих структурных подразделений финансово-кредитных учреждений; · упорядочивания процедур слияния, присоединения и преобразования финансовых посредников; · предоставления им налоговых льгот при совершении некоторых операций; · допуска банков к ресурсам небанковских финансовых организаций; · законодательного закрепления и введения в практику использования на вторичном фондовом рынке долговых обязательств небанковских финансово-кредитных учреждений как способа их рефинансирования. Для успешной реализации НБК и Комитетом по контролю и надзору своих полномочий в области регулирования деятельности финансовых организаций должны получить дальнейшее развитие следующие механизмы: · укрепление рыночной дисциплины; · улучшение управления рисками; · самострахование финансовых учреждений; · принципы и критерии, на основе которых, при необходимости, будет осуществляться поддержка со стороны государства финансово-кредитных институтов. Для повышения результативности контроля над деятельностью финансово-кредитных организаций, осуществляемого НБК, выявлены и обоснованы критерии, которым он должен соответствовать, а именно: 1. своевременно выявлять и отражать проблемы в деятельности финансово-кредитных организаций с учетом взаимосвязанности их деятельности и рисков на различных рынках; 2. определять все значимые риски кредитных организаций в зависимости от вида деятельности и предлагаемого клиентам продуктового ряда. Контрольно-надзорная деятельность должна осуществляться на основе их взаимодействия. Контрольная деятельность НБК и его территориальных филиалов соответствует перечисленным требованиям, благодаря: · использованию единообразных методов и систем показателей для проведения оценки как деятельности финансово-кредитных организаций в целом, так и отдельных направлений; · разработанной системе, позволяющей агрегировать основные риски, присущие деятельности конкретной финансово-кредитной организации, а именно стратегические, рыночные, кредитные, операционные и репутационные; · постоянному совершенствованию проведения мониторинга хода проверок, так как он не только дисциплинирует деятельность контролеров, но и при необходимости позволяет своевременно скорректировать ход проверки. В настоящее время по экономическим соображениям трудно поддержать идею по созданию в РК саморегулируемого финансово-кредитного сектора в части, касающейся делегирования НБК некоторых своих полномочий (регулирование и контроль) негосударственным организациям. Как правило, основными направлениями деятельности ассоциаций и союзов финансовых посредников является защита корпоративных интересов. Они практически устранились от защиты своих контрагентов. Вместе с тем, СРО вполне могут принимать корпоративные правила, возлагать на своих членов дополнительные, добровольно принимаемые обязательства по обеспечению интересов клиентов, более высокие стандарты оказания услуг, а также контролировать их соблюдение. Такой подход, несомненно, только усиливает защищенность потребителей финансово-кредитных услуг и способствует реальному улучшению их качества. Необходимо определить приоритетные направления развития регулирования деятельности небанковских институтов на микроуровне. По каждому направлению разработаны рекомендации, способствующие реализации системы целей сектора небанковских финансово-кредитных учреждений на основе совершенствования корпоративного управления. Качественное изменение подходов небанковских финансово - кредитных организаций к построению системы регулирования и контроля осуществляемой деятельности базируется на основе дальнейшего развития системы корпоративного управления Регулирование надзорными органами конкретного банка осуществляется путем надзора и включает в себя: - внешнее управление текущим функционированием и развитием банка, как части банковской системы, которое воплощается в банковском законодательстве, в нормативных актах НБК, адресованных одновременно всем банкам; - внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях НБК, направленных только на этот банк. С позиции жизненного цикла банка регулирующую и надзорную деятельность НБК можно подразделить на: -регулирование и контроль создания БВУ; -надзор за текущей деятельностью БВУ; -регулирование реорганизации и ликвидации БВУ. НБК осуществляет регулирование деятельности банков путем: -установления пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая нормы обязательных требований, провизии (резерв) против сомнительных и безнадежных активов; - издания обязательных к исполнению банками нормативных правовых актов; - инспектирования (проверки) деятельности БВУ; - выдачи рекомендаций по оздоровлению финансового положения банка; - применение к банкам ограниченных мер воздействия; - наложения санкций на БВУ и должностные лица. В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых НБК для их обязательного соблюдения, входят: -минимальный размер уставного капитала БВУ; -коэффициент достаточности собственного капитала; -максимальный размер риска на одного заемщика; -коэффициент ликвидности; -лимиты открытой валютной позиции. В состав пруденциальных лимитов, устанавливаемых для банковских групп, входят: -минимальный размер уставного капитала; -коэффициент достаточности собственного капитала; -максимальный размер риска на одного заемщика. В случае обнаружения надзорными органами нарушений пруденциальных нормативов и других обязательств к соблюдению норм и лимитов, нарушений их нормативных правовых актов, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников банка, которые могут угрожать его финансовой безопасности и стабильности и его депозиторов, клиентов, НБК и вправе применить к банку одну из следующих ограниченных мер воздействия: - затребовать письмо-обязательство; - составить с банком письменное соглашение; - вынести предупреждение; - дать обязательное для исполнения письменное предписание. В качестве санкций НБК вправе применить следующие меры: -наложение и взыскание штрафа; -приостановление либо отзыв на проведение всех или отдельных банковских операций; -консервацию банка; -отзыв разрешения на открытие банка; -отстранение от выполнения служебных обязанностей руководящих лиц; -исключения БВУ из системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц; -в случае снижения значений коэффициентов достаточности собственного капитала банка и (или) банковской группы до уровня менее 50% от нормативов, установленных требованиями нормативных правовых актов НБК, банк обязан преобразоваться в кредитное товарищество и другие. После отзыва лицензии банка на проведение банковских операций НБК назначают временную администрацию банка, к которой переходят полномочия всех его органов управления и в течение 10 рабочих дней обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении деятельности банка.
2. Общая характеристика специализированных небанковских финансово – кредитных институтов: типы и специфика деятельности Как следует из вышеизложенного материала, кредитная система любого государства характеризуется не только банками, но и специализированными (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Конечно, основной финансовый посредник на рынке - это банки. Однако посреднические функции в состоянии выполнять и другие финансовые организации. При наличии в стране разных финансовых посредников граждане с относительно небольшими сбережениями могут направить свои средства на денежный рынок, предоставив их в распоряжение заслуживающему доверия посреднику, не обязательно банку. Тем самым они снижают потери, связанные с ложным выбором. Финансовые посредники выплачивают вкладчикам процент и предоставляют другие значительные услуги, получая при этом доходы. Финансовые посредники, в том числе и банки, играют ключевую роль в обеспечении экономической эффективности, поскольку облегчают переход средств от кредиторов к заемщикам с производительными инвестиционными возможностями. В отсутствии хорошо функционирующих финансовых посредников экономике сложно должным образом реализовать свой потенциал Специализированные кредитно-финансовые организации обслуживают главным образом ту часть рынка, которая не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. К ним относятся: - ссудо-сберегательные учреждения (общества), - взаимные фонды денежного рынка, взаимные (паевые) фонды, - благотворительные фонды, - страховые компании (общества), - лизинговые фирмы; - кредитные союзы; - инвестиционные компании (фонды); - факторинговые компании; - финансовые компании; - пенсионные фонды; - инкассаторские фирмы; - ломбарды; - организации финансовых рынков; - трастовые компании; - расчетные, клиринговые центры; - пункты проката; - дилинговые предприятия; - иные кредитно-финансовые организации. Функционирование множества небанковских кредитно-финансовых организаций обосновывается рядом аргументов: расширение их сети должно обеспечить наиболее полную мобилизацию средств предприятий и организаций (государственных, акционерных, частных) и населения в целях удовлетворения требований субъектов экономики в кредите; клиентуре предлагаются все новые нестандартные услуги; благодаря расширению услуг финансовых посредников на фондовом рынке развивается этот рынок; кредитные отношения приходят в соответствие с рыночными отношениями; вся кредитная система (и не только банки) содействует быстрейшему развитию экономики, повышению ее эффективности; создается здоровая конкуренция в кредитной сфере. Небанковские организации ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление конкретных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг. Их деятельность сосредотачивается в большинстве своем на обслуживании относительно ограниченного сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре. Специализированные кредитно-финансовые институты имеют практически двойную подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они руководствуются банковским законодательством и требованиями ЦБ; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных, залоговых операциях, они подпадают под регулирование других законов и соответствующих ведомств. Небанковские специализированные институты являются частью финансово-кредитной системы. Задача небанковских финансовых посредников состоит в аккумулировании свободных денежных средств физических и юридических лиц и кредитовании отдельных сфер и отраслей народного хозяйства. В отличие от банков, которые можно отнести к многопрофильным институтам, вышеперечисленные финансовые учреждения занимаются специализированными финансовыми операциями и имеют свою клиентуру. Они выполняют следующие основные функции: · специализации (посредники приводят активы и долговые обязательства в соответствие с потребностями клиентов в определенной сфере), · снижения риска финансовых операций, · снижения издержек по проведению финансовых операций (услуги небанковских финансовых учреждений дешевле, чем в банках, так как их накладные расходы меньше в силу их специализации).
НПФ. Основные источники средств пенсионных фондов - взносы работающих граждан и работодателей. Для рационального использования фонды вкладывают их в корпоративные и другие виды ценных бумаг. Поскольку требования о выплате предъявляются клиентами не сразу, а после выхода на пенсию, пенсионные фонды имеют достаточно устойчивые ресурсы для проведения активных операций. Они возникают как дополнение к системе государственных пенсионных фондов. Пенсионные фонды могут быть созданы в частных корпорациях, которые юридически и фактически являются их владельцами. Однако пенсионный фонд передается на управление в траст - отделы коммерческих банков, страховых компаний. Такой пенсионный фонд называется - незастрахованным. Вместе с тем корпорация может заключить соглашение с новой компанией, по которому последняя получает пенсионные взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий. В этом случае пенсионный фонд является застрахованным, созданный в рамках страховой компании. Особенность накопления капитала пенсионных фондов заключается в том, что он формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых при страховании жизни на довольно длительные сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. Пенсионные фонды, управляемые банками, широко используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных корпораций, за что коммерческие банки получают значительные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций. Наряду с частными пенсионными фондами, создаваемыми частными корпорациями, существуют и государственные пенсионные фонды. Они создаются на уровне центрального правительства и местных органов власти. Основой пассивных операций таких фондов являются средства бюджетов различных правительственных уровней и взносы трудящихся. Активные операции сконцентрированы в основном во вложениях в государственные ценные бумаги (что позволяет финансировать государственный долг) и в незначительной степени - в ценные бумаги корпораций. В-деятельности государственных пенсионных фондов существуют специфические различия по странам с точки зрения организации, форм деятельности и инвестирования денежных средств. Согласно Постановлению Правления НБК от 15 декабря 2004г. № 174 «О порядке, формах и сроках представления годовой финансовой отчетности НПФ» (с последними изменениями и дополнениями от 9 июля 2009г.) НПФ обязаны ежегодно представлять в Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБК: 1. бухгалтерский баланс; 2. отчет о прибылях и убытках; 3. бухгалтерский баланс по пенсионным активам; 4. отчет о прибылях и убытках по пенсионным активам; 5. отчет о движении денежных средств; 6. отчет об изменениях в капитале; 7. пояснительную записку к годовой финансовой отчетности. Годовая финансовая отчетность НПФ представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, с аудиторским отчетом по результатам проведенного аудита финансовой отчетности за отчетный год.
Таблица 34. Основные показатели деятельности накопительных пенсионных фондов РК за 2007-2010гг., млн. тенге
⃰ за январь - декабрь отчетного года с нарастающим итогом Как видно из таблицы 34 за рассматриваемый период происходило постоянное увеличение активов и пассивов НПФ. Максимальный рост доходов, расходов и чистой прибыли наблюдался на 1 января 2010г. Как показывает Таблица 35 на первом месте по объему вложений находятся инвестиции в ГЦБ в национальной валюте, второе место занимают вложения в частные облигации иностранных и отечественных эмитентов. Также существенная доля принадлежит депозитам в НБК. Таблица 35. Инвестиционное управление пенсионными активами,%
Сведения о количестве участников пенсионного рынка РК представлены в таблице 36.
Таблица 36. Общие сведения о количестве участников пенсионной системы РК, по состоянию на 1 сентября 2011г.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |