Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой




Управленческие аспекты реформ Петра 1

Тема 1

1. Реформы Петра I затрагивали практически все стороны управления страной и ее хозяйственными организациями, а также личную жизнь представителей всех сословий. От изменения летоисчисления и создания нового государственного аппарата во главе с Сенатом до брадобрейства и определения одежды, которую следует носить, — таков круг преобразований Петра. В декабре 1699 г. в России было изменено летосчисление, ко­торое стало производиться не от сотворения мира, а от Рождества Христова; Новый год стал отмечаться 1 января по образцу всей Европы вместо 1 сентября. По приказу царя наступление 1700 г. отмечалось по новому летосчислению и праздновалось 7 дней. Кроме того, был издан указ, чтобы все, кроме духовенства, брили бороду и одевались в иностранную одежду: зимой — в меховую венгерского покроя, а летом — в одежду немецкого образца.

Реформы Петра завершили формирование в России абсолютистской царской власти. Для управления государством был учрежден Сенат. Вместо запутанной системы приказов были созданы коллегии с четко разграниченными функциями, подчиненные Сенату. Коммерц-коллегия стала центральным учреждением, управляющим торговлей и промышленностью, вместо ранее беспомощных ратуш. (Исследование ее функций и полномочий ныне представляет большой практический интерес в связи с развитием менеджмента на макро- и микроуровнях)

Одним из важнейших управленческих преобразований Петра было создание регулярной армии и отделение гражданской службы управления от военной. Историк С. Соловьев пишет, что от половины IX в. до XVII в. Россия представляла собой первобытное, неразвитое государство: служба военная не была отделена гражданской как при св. Владимире, так и при царе Алексее Михайловиче; дружинники, или служивые люди, делившиеся на несколько разрядов и чинов, по окончании военного похода занимали и гражданские должности. При Петре отделение гражданских должностей от военных было узаконено и четко разграничено в его “Табели о рангах”, где все должности и чины были размещены в известном порядке, по классам, и подле должностей, или чинов военных появляются гражданские и придворные. По оценке А. Пушкина, чины сделались страстию русско­го народа. Того хотел Петр Великий, того требовало тогдашнее состояние России.

Историк профессор Н. Фирсов отметил, что Петр в своих пре­образованиях был исполнен веры “в спасительность для народа хороших учреждений”. Логическая схема государственного уп­равления, разработанная немецким философом и юристом Г.В. Лейбницем (1646—1716), а также финансовые нужды госу­дарства были критерием для определения, что следовало заим­ствовать из западноевропейского опыта.

К началу XVIII в. по сравнению с Англией, Францией, Гол­ландией и Швецией Россия была отсталой страной. Главная от­расль — сельское хозяйство — была оснащена примитивной тех­никой и характеризовалась низкими урожаями. Отечественная промышленность не могла удовлетворять потребности населе­ния в промышленных товарах, и тем более военные нужды го­сударства. В то время страны, окружавшие Россию — Швеция, Польша, Турция и др., — были враждебно настроены по отно­шению к ней и отрезали Россию от морей, связывающих ее с Европой. России принадлежало только Белое море, которое боль­шую часть года было покрыто льдом. Балтийское море, принад­лежавшее ранее России, находилось в руках Швеции, Черное, Азовское и Каспийское моря принадлежали Турции и Персии. Южные окраины России подвергались постоянным набегам крым­ских татар. Все это создавало большую угрозу для политической и экономической самостоятельности России.

Учитывая это, Петр стремился создать более благоприятные условия для экономического развития России. Основной целью его военных действий была борьба за море. Он вел войну с Тур­цией за Азовское и Черное моря, со Швецией — за Балтийское море. Петр I реорганизовал армию и оснастил ее первокласс­ным вооружением. Однако, по его высказыванию, “кто имеет сухопутную армию и не имеет флота, тот имеет только одну руку”. В связи с этим он создал морской флот (в 1996 г. Россия торжественно отметила его 300-летие).

Стремление Петра к ликвидации экономической отсталости России потребовало коренных преобразований в центральном и местном управлении всех сфер хозяйственной жизни. Основны­ми направлениями экономических преобразований были следу­ющие:

развитие крупной промышленности и государственная под­держка ремесленных производств;

содействие развитию сельскогохозяйства;

укрепление финансовой системы;

активизация развития внешней и внутренней торговли.

В развитии Петром I отечественной крупной промышленности можно выделить 2 периода. Первый период — с начала войны России против Турции и Швеции до 1709—1710 гг. Длительная война требовала много оружия, а ввоз его в Россию был блоки­рован. Особенно остро встал вопрос о качественном железе, которое раньше ввозилось из Швеции. Поэтому срочно создава­лись металлургические, металлообрабатывающие и оружейные заводы на Урале, в Олонецком крае и других регионах, вклю­чая и Петербург.

Второй период развития промышленности начался после Полтавской битвы, когда наряду с военной царь начал уделять большое внимание и гражданской промышленности — сукон­ной, кожевенной, бумажной, стекольной, шелковой, табачной. За годы царствования Петра I в России было создано около 200 промышленных предприятий, в том числе 52 предприятия чер­ной и 17 предприятий цветной металлургии, 15 предприятий суконной промышленности, 9 шелкоткацких, 14 кожевенных, 23 лесопильных. При этом использовались самые передовые по тому времени техника и технология.

На Мануфактур-коллегию была возложена обязанность “присматривать”, нет ли нововымышленных машин и инструмен­тов, и буде есть, такие выписывать же. Царь внимательно следил за новинками в технике, бывая за рубежом, встречался с изобретателями, изучал новые машины и все полезное отбирал для России, где с участием талантливых ученых и практиков решались сложные технические проблемы.

Реформы Петра привели к усилению крепостничества и укреплению дворянства. Особенно большую роль в этом сыграл указ Петра о единонаследии, в котором он стремился предотвратить измельчение и обеднение дворянского сословия, происходящие в результате разделов имений. Наследование дворянского владения означало и право дворянства на владение крепостными и их труд. При Петре резко возросла торговля крепостными - семьями и поодиночке. Царь ввел суровые меры и к крестьянам-беглецам, и к тем, кто их укрывал. В результате раз­дачи дворянам казенных земель с находившимися на них крес­тьянами число крепостных увеличилось.

Сельское хозяйство не пользовалось особым вниманием Пет­ра, за исключением отраслей, которые были сырьевой базой для крупной промышленности, например овцеводства — по его приказу за границей закупались овцы и бараны для разведения в России пород, шерсть которых необходима для производства тонких сукон. Приоритетным было и коневодство — в 1715 г. был издан Указ “О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промыслов”, в котором предписывалось из года в год увеличивать посевы этих культур.

Особое внимание Петр уделял финансовой политике. Именно в этой сфере издано наибольшее число указов, особенно о на­логах и монетной системе. В значительной мере это объясняется тем, что длительные войны, содержание большого государствен­ного аппарата и строительство казенных крупных промышлен­ных предприятий требовали немалых средств. Попытки органи­зации бюджетного дела предпринимались и раньше, но теперь они становятся регулярными. Царь поручает Ближней канцеля­рии сводить ведомости о приходе и расходе по всем статьям.

Для сбалансирования бюджета еще активнее применялись меры по привлечению в страну драгоценных металлов и прекраще­нию вывоза денег за границу. Золото и серебро как денежный металл были изъяты из свободного оборота во внешней торгов­ле. В целях борьбы с ввозом в Россию фальшивых монет ввоз даже русских монет из-за границы был запрещен. Русские куп­цы обязаны были сдавать казне в обмен на русскую монету по установленному курсу все золото и серебро, полученные ими от продажи товаров иностранным купцам.

Петр I провел преобразования и монетной системы. До него чеканка монет производилась не только государством, но и част­ными ремесленниками, золотых и серебряных дел мастерами под надзором правительства и с уплатой пошлины. Петр пре­вратил монетное дело в монополию государства, что содействовало упорядочению денежной системы. Был увеличен выпуск монет, с целью пополнения казны были снижены количество металла и проба благородного металла в монете. С 1700 г. стали чеканить­ся медные монеты мелкого достоинства, что дало дополнитель­ный доход казне и обеспечило рынок удобным средством обра­щения. Монетные реформы упорядочили денежную систему и привели ее в соответствие с потребностями быстро развивающейся торговли и промышленности.

Уделяя большое значение развитию внутренней и внешней торговли, Петр осуществил ряд мероприятий для создания особого сословия — русского купечества, в том числе в 1699 г. предоставил городскому населению право самоуправления. В городах были созданы выборные органы управления; деятельность торговых и посадских людей перестала относиться к ведению воевод и приказов. В 1718 г. в городах были созданы магистраты. Купечество вместе с промышленными людьми и некоторыми другими группами населения было выделено в особую, привилегированную группу — гильдию. В судебных делах купечество подлежало ведению магистрата. Коммерц-коллегия обязана была заботиться о купечестве.

В торговой политике Петра I важным звеном было расширение государственной монополии не только во внешней, но и во внутренней торговле. Круг товаров, торговля которыми считалась монополией государства, неуклонно расширялся. К ним относились, например, смола, икра, поташ, деготь, сало, собольи меха, вино, соль, табак. Такая монополия приносила значительный доход государственной казне, но сдерживала развитие частнопредпринимательской торговли, ограничивая тем самым финансовые возможности государства. Поэтому в последние годы царствования Петра в торговой политике были произведены серьезные изменения.

В 1719 г. монополия на вывоз за границу была отменена по всем товарам, за исключением поташа и смольчуга, что объяснялось необходимостью бережного отношения к лесу. Одновременно были повышены ввозные пошлины: больше вывозить, меньше ввозить. Петр требовал “тщится по всякой возможности, дабы более наши товары на деньги продаваны были, нежели на товары менены”.

Во внутренней торговле ощущалась направленность на активное развитие местных торгов и ярмарок. Были изданы указы об учреждении в России товарных бирж, о сборе и публикации данных о ценах на товары в разных городах России и на иностранных рынках. Указные цены существовали лишь на товары, которые были объектом государственной монополии.

Центральной задачей экономической политики государства при Петре, как и прежде, было пополнение казны. Фискальная деятельность при этом получила максимальное развитие. Одна­ко экономическую роль государства Петр рассматривал гораздо шире, чем его предшественники, стремясь использовать вли­яние государства на развитие техники, повышение производи­тельности труда, подчеркивая при этом заботу об общем благе, “народной пользе”. Именно этими мотивами он пытался объяс­нить многие свои мероприятия. В Регламенте о распространении в России мануфактур и фабрик записано, что это направлено “к пользе общего блага и пожитку подданных”.

Петр I понимал государство как направляющую силу разви­тия экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных программ. Поэтому издание указов, регламентов, инструкций по претворению их в жизнь было важной формой государственной деятельности. Иначе говоря, то, что теперь признано государственным менеджментом, в петровскую эпоху использовалось в значительной мере и весьма продуктивно.

Развивая хозяйственную функцию государства, царь развер­нул в больших по тому времени масштабах строительство ка­зенных заводов, каналов и развил казенную торговлю на внут­реннем и внешнем рынках. Более того, он полагал, что государство должно поддерживать и поощрять частную инициативу и пред­принимательство, учить своих подданных рациональному ведению хозяйства, насаждать новые формы организации тру­да, сочетая при этом помощь и пропаганду с принуждением.

Так, в Указе о развитии фабрик в России, отмечая отсталость и косность россиян в вопросах хозяйственной жизни, их недо­верие к новым формам, царь пишет: “Понеже наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневольны бывают, которым сперва до­садно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, и в ману­фактурных делах не предложением одним делато, но и принуж­дать и вспомогать наставлением и всякими способами, и яко добрым экономом быть”.

Еще в начале своих реформ Петр привлекал к созданию крупной промышленности и частных предпринимателей — Строганова, Демидова и др. С этой целью создавались компании, которым нередко передавались и казенные заводы. Развитие частного предпринимательства содействовало конкуренции, о важной роли которой говорилось в специальном пункте Регламента Мануфактур-коллегии: “Надлежит Коллегии осторожность иметь, когда кому дается привилегия для утверждения какой-либо фабрики,тодругих, которых такияж со временем учредить похотят, не подлежит выключать, чтобы их до того не допускать, ибо из ревности между заводчиками нетокмо размножение может происходить, но и достоинство оных, и деланные товары будут продаваться посредственною ценою, и сим образом подданым его величества не без пользы быти может”.

С целью содействия отечественной промышленности таможенные правила ограничивали ввоз промышленных изделий, которые могли производиться в России. Пошлина устанавливалась тем выше, чем больше было развито отечественное производство данного товара. Этот же принцип использовался при установлении и вывозных пошлин — так, резко были увеличены вывозные пошлины на многие виды сырья, необходимые отечественной промышленности.

Налоговая система. В России с давних времен существовали прямые и косвенные налоги. До Петра прямые налоги приносили 33,7, а косвенные — 44,4% государственного дохода. В результате введения Петром подушной подати и повышения ее размера удельный вес прямых налогов в 1724 г. увеличился до 55%. Проводя реформы налоговой системы, царь пытался увеличить доходы государства “без тягости народа”. Для этого, по его мнению, необходимы были справедливость и равенство в податях с учетом доходов. В его Регламенте подчеркиваются взаимная зависимость налоговой системы и всего народного хозяйства, необходимость соизмерения величины налогов с имущественным состоянием плательщика.

Теоретически эту идею проповедовал русский экономист Посошков, и она получила развитие в западной экономической литературе. Но в России реализовать ее на практике было нелегко. Налоги распределялись неравномерно и несправедливо. Основное их бремя испытывали крестьяне. Петр не только сохранил, но и сделал еще более ощутимым разделение населения на податные сословия и свободные от податей. Смысл введения подушной подати — более полный охват плательщиков, доступность его фиску независимо от связи с землей и двором.

Противоречивым было отношение Петра к весьма ныне актуальной проблеме в России — к взяточничеству. С одной сторо­ны, он проявлял лояльность. Государство не могло обеспечить своих служащих жалованьем, необходимым для их нормального проживания, поэтому позволяло им кормиться от дел. Когда сотрудники Секретного стола сенатской канцелярии пожалова­лись царю на бедность и попросили прибавки жалованья, на их просьбе он написал: “Вместо жалования ведать в Секретном столе все иноземческие и строгоновы дела...”. С другой стороны, Петр l| решительно боролся с казнокрадством. С. Соловьев со ссылкой на современников Петра приводит случай, когда, слушая вСенате дела о казнокрадстве, Петр I рассвирепел и сказал генерал-прокурору Ягужинскому: “Напиши именной указ, что если кто и на столько украдет, что можно купить веревку, то будет повешен”. Прокурор ответил: “Государь, неужели вы хотите ос­таться без служителей и подданных? Мы все воруем, с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой ”. Царь рассмеялся. (К сожалению, история повторяется в соответ­ствии с пословицей “Дурные примеры заразительны”.)

Реформы Петра в разных отраслях хозяйства вызывали на­сущную необходимость подготовки кадров. С этой целью многие молодые люди из дворян и купцов направлялись для учебы за границу. Активно шла их подготовка и в России. Особенно важ­ным направлением в учебе было экономическое образование. Петр намеревался создать Академию экономии и права. До ее организации было решено открыть “Краткую школу” для экономического образования дворянства. Заботы Петра о развитии экономических знаний не были случайными. Он сам был выдающимся экономистом, его идеи соответствовали уровню мировых достижений экономической науки того времени — эпохи господства меркантилизма. Но в реформах Петра идеи меркантилизма не только учитывали специфику России, но во многом теоретически и практически развивали соответствующие западные идеи. Меркантилисты считали, что главным источником богатства является торговля — Петр, поддерживая более прогрессивную научную школу — физиократов — и придавая большое значение торговле, реально оценил и роль производства как источника богатства государства, преодолев тем самым ограниченность меркантилистов. Об этом наглядно свидетельствует его личное покровительство развитию в России не только мануфактур, но и крупной промышленности и сырьевых отраслей сельского хозяйства.

Историки и экономисты весьма противоречиво оценивают реформы Петра I. Но мало кто из них пытается отрицать позитивное влияние этих реформ на развитие России. По мнению академика С. Г. Струмилина, отсталая допетровская Россия после Петра, вплоть до промышленного переворота в Англии и Великой французской революции, действительно “выскочила” время из экономической отсталости не только по сравнению Францией. В области черной металлургии она заняла даже 1-е место в мире. Петр, задавшийся целью вывести свою страну из крайней отсталости, “прорубив окно в Европу” и лихорадочно развивая в России прежде всего крупное индустриальное производство железа, даже опередил свое время, по достоинству оценив этот метод преодоления наиболее опасных форм экономической отсталости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.