Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая политика Н. С. Мордвинова: промышленный протекционизм и управление финансами




Введение к Уложению государственных законов М.М. Сперанского

План государственных преобразований Сперанского

М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова и преобразования Александра I

Реформаторские нововведения

Тема 3

 

1. Преобразования Александра I. “Негласный комитет “

1. Годы царствования Екатерины II считаются благоприятными для России. Присоединение областей Северного Причерноморья, Крыма, Предкавказья расширило территорию государства. На ¾ возросло количество населения. Промышленность и торговля интенсивно развивались. В сфере международных отношений могущество России было признано всеми ведущими европейскими державами.

Но! Постепенно стали проявляться иные тенденции, отчетливо проявившиеся к концу XVIII в. Темпы развития экономики неуловимо замедлились. Россия все больше стала отставать от Запада в хозяйственной, военной, политической областях.

В социальной сфере политика самодержавия строилась, прежде всего, на принципах привилегий социального слоя дворянства, составляющего незначительную часть населения. Интересы других классов и сословий пренебрегались и ущемлялись.

Перед обществом реально встал вопрос о правомерности сложившейся феодально-крепостнической системой.

В высшей власти процветали взяточничество, бюрократизм, коррупция. К началу XIX в. вопрос о переменах в основах устройства российского общества стал насущной потребностью. Невозможность управления страной старыми методами, необходимость общественных преобразований начали осознаваться самой верхней властью.

Основой распространения среди общества реформаторский идей явился французский материализм XVIII в. (Вольтер, Дидро, Монтескье).

Александр I (1777 – 1825) был воспитан в духе просветительства. Он по-своему стремился к осуществлению этих идей применительно к условиям российской действительности. Его первые указы положили в основу государственной деятельности принципы законности. Александр I считал, что основным недостатком государственного порядка в России является “произвол правления”. Главной целью преобразований он ставил “обуздать деспотизм правительства”. Добиться этой цели он намеревался с помощью основных законов, закреплявших новые принципы государственной власти, как залог внутреннего спокойствия и динамического развития государства. Девиз “закон” Александр I приказал высечь на медали, выпущенной в память его коронования.

Разрабатывали проекты преобразований его близкие друзья Н.Новосильцев, А.Чарторыйский и др. Они составили так называемый “негласный комитет”. Комитет работал около двух лет. На проведение серьезных перемен в положении крестьянства комитет не решился. Было улучшено их положение, но только в Прибалтике. Указ о “свободных хлебопашцах” 1803 года предоставлял помещикам право отпускать крестьян на волю с земельным наделом. Указ не был широко реализован.

В 1801 г. Александр 1 издал манифест об учреждении министерств, заменивших петровские коллегии. Это наиболее значительное мероприятие негласного комитета. Это была реформа центрального управления.

Министерства работали на началах единоличной власти и ответственности. Для объединения деятельности министерств, обсуждения общегосударственных вопросов собирался Комитет Министров.

Бюрократизация государственного аппарата в конце XVIII – начале XIX вв. содержала в себе угрозу полного подчинения власти чиновников, общества и самого императора.

Устранить эту угрозу Александр I рассчитывал упорядочением всех звеньев управленческого аппарата, рационализацией политического устройства на основе принципа законности и гражданственности.

Проект государственных реформ был поручен главному советнику Александра I в делах государства М.М. Сперанскому (1772-1839). В 1808 г. произошла встреча Наполеона и Александра I в сопровождении Сперанского. В знак особого уважения к Сперанскому Наполеон подарил ему усыпанную бриллиантами табакерку с собственным изображением.

2. План был завершен к октябрю 1809 г., под названием “Введение к уложению государственных законов”.

В нем перемена в политическом строе связывалась с преобразованием в области экономики и “народного воспитания”. Решение проблем экономического развития предполагалось в целенаправленной политике правительства по созданию экономически независимого сословия.

Гарантией его экономической независимости должно было стать всемирное расширение института частной собственности. Независимость этого сословия обеспечивалась бы по замыслу также формированием общественного мнения, что и ставило вопрос о народном воспитании.

Задача правительства состояла в создании сети учебных заведений, библиотек, в воспитании “побуждений” и “моральной необходимости общего образования”.

В августе 1809 года вышел Указ Сената о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Продвижение по службе устанавливалось по принципу “действительных заслуг и отличных познаний”, а не по выслуге лет. Разработаны требования по уровню образования старших чинов. Идея Сперанского по созданию Царскосельского лицея для обучения и воспитания высшего звена управления государством была осуществлена в 1811г.

В плане Сперанского не было отмены крепостного строя, предполагалось его постепенное исчезновение под влиянием развития промышленности, торговли, просвещения.

Путь преобразования предполагался в эволюционном последовательном совершенствовании всех сфер общественной жизни при активном участии государственной власти без революционных взрывов и потрясений.

Успешность и прочность преобразований определялась наличием подготовленных кадров государственного аппарата и политической воли монарха. Целью преобразования общественно-политического строя России являлось придание самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Закон должен был переделать принципы устройства и функционирования государственной власти.

В соответствии с принципами Монтескье предполагалось разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. Государственная дума – законодательная власть, суды – ведение Сената, управление государством – министерства (исполнительная власть), ответственные перед думой. Думы подразделялись по уровням управления - государственная, губернская, уездная, волостная.

Уездная Дума должна была состоять из земельных собственников власти и депутатов от казенных крестьян (1 от 500), властное правление и депутатов в уездную думу и т.д. до государства.

На ежегодных собраниях государственной думы должны были рассматриваться законопроекты правительства и госбюджет, представление о нуждах народа, об ответственности министров и о нарушении властей основных государственных законов.

Исполнительная власть – волости, уезды, губернии, правления. Власть - министры назначались Александром I. Значение государственной думы определялось тем понятием, что "никакой новый закон не может быть издан без согласия думы". Она обладала правом контроля за исполнительной властью, могла требовать от министров отчетов, выдвигать им обвинения.

Но дума не имела права законодательной инициативы. Утверждение законов, одобренных Думой, оставалось за Александром I. Он мог распустить Думу.

Сенат – верховное судилище империи. Он имел право вынесения окончательного приговора. Суды должны были быть ответственными только перед законом. Судебные власти: волостные суды (третейские или мировые), губернские и уездные суды из выборных судей с присяжными. Высшая инстанция – сенат. Его члены избираются пожизненно и утверждаются Александром I. Упрочение новых порядков связывалось с постоянным вовлечением в преобразовательный процесс всех сословий российского общества. Сословность сокращалась. Равенство граждан перед законами с сохранением сословного принципа – различие гражданских и политических прав. Высшим сословиям – общие гражданские права: наказание только через суд, право собственности, все – только по добровольному согласию.

Среднее сословие – кроме общих прав имело также политические права.

Дворянство – сверх того – особенные гражданские права – освобождение от очередной службы, владение населенными имениями. Для объединения функций различных властей государственного управления - специальный орган – Государственный совет. Это ограничивало полновластие самодержавия, хотя решающее слово оставляли за Александром I. Члены Госсовета назначались им из высших сановников аристократии. Министры входили по должности.

Для ограничения безответственности, самовластия, бюрократии, предлагался сословно-коллегиальный принцип функционирования властей. Власть осуществлялась через различные коллегиальные органы, состоящие из выборных представителей сословий, обладающих собственностью. Таким образом, утверждался контроль общества над бюрократической системой, попытка избежать злоупотребления в госаппарате. Общепринятые конституционные проекты Сперанского носили колоритный характер и не соответствовали российской действительности.

Великий русский историк В.О.Ключевский так отозвался о плане Сперанского по государственному преобразованию: “Это была политическая мечта”.

Бюрократия, дворянство были противниками перемен. “Александр I был человек слабый и злой. Как слабый он подчинял себе чужую силу, не чувствуя в себе никакой”. – Ключевский.

Образование, ум, стремление Александра I не восполнили слабости его характера. Сперанский – тоже не с очень твердым характером.

1810 г. – образование госсовета и преобразование министерств (1811 г.)

1810 г. – финансовая реформа – введение подоходного прогрессивного налога с помещиков. Март 1812 г. – Сперанский сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь по обвинениям против него и в условиях приближения к границе врага.

Неудача Сперанского объясняется бесперспективностью попыток навязывания обществу идей, почерпнутых извне (Франция), не имеющих прочных корней в реальной действительности. Основа мировоззрения Сперанского – идеи западного просвещения. Он за общность путей исторического развития России и Европы. Его нововведения из французских конституций разных лет, декларации прав человека и гражданина, европейских взглядов.

В позиции Сперанского отразилась одна из характерных черт российского реформаторства – дефицит собственных, национальных идей, стремление к восприятию уже достигнутого в ущерб создания оригинального, учитывающего традиции русского общества.

Бердяев: “Русская интеллигенция всегда исповедовала какие-нибудь доктрины, вмещающиеся в карманный катехизис, и утопии, обещающие легкий, упрощенный способ всеобщего спасения, но не любило и боялось самоценной творческой мысли”.

1819 г. Сперанский – генерал-губернатор Сибири.

1821 г. Сперанский в С. Петербурге член госсовета, руководит комиссией по составлению законов, член верховного уголовного суда над декабристами – подписал приговор.

1830 г. – Полное собрание законов Российской империи. 45 томов.

1832 г. – Свод законов империи. 15 томов.

Систематизация российского законодательства считается его главной заслугой. Упорядочивание государственного управления на началах законности. Воспитатель Александра II – графский титул.

Светило русской администрации угасло.

 

 

3. Реформа, предложенная Сперанским, среди прочих мер преду­сматривала введение нового, “подоходного прогрессивного”, налога на доходы помещиков с их земель, что, естественно, встретило протест со стороны дворянства.

Неудача Сперанского объясняется бесперспективностью попыток навязывания обществу идей, почерпнутых извне (из Франции), не имеющих прочных корней в реальной действительности. Сперанского нельзя однозначно отнести к людям, “напитанным заграничными философиями”, но, несомненно, основу его мировоззрения составляли идеи западного просвещения, поскольку он был убежден в общности путей исторического развития России и Европы. Многие принципиальные положения его “Введения к Уложению государственных законов” по существу являются компиляцией из французских конституций разных лет, Декларации прав человека и гражданина, западноевропейской общественно-политической литературы.

В России же реформатор так и не нашел основополагающих ценностей, на которые мог бы опереться в своей преобразова­нной деятельности. Это значительно ослабляло его позиции и стало предметом жестокой критики со стороны оппонентов, наиболее ярким из которых был Н.М. Карамзин. В своей “Записке о древней и новой России”, написанной в 1811 г., он подверг резкой критике проекты государственных преобразований Сперанского, усматривая в них очередную попытку нарушения естественного хода исторического развития Российского государства.

В позиции Сперанского отразилась одна из характерных черт российского реформаторства — дефицит собственных, национальных идей, стремление к восприятию уже достигнутого в ущерб созданию оригинального, учитывающего особенности российского общества. Н. Бердяев писал: “Русская интеллигенция всегда исповедовала какие-нибудь доктрины, вмещающиеся в карманный катехизис, и утопии, обещающие легкий и упрощенный способ всеобщего спасения, но не любила и боялась самоценной творческой мысли, перед которой раскрывались бы бесконечно сложные перспективы”.

Александр I в целом одобрил план Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810г. 1 января 1810г. был образован Государственный совет (который мог бы стать верхней палатой будущего российского парламента). В течение года должны были образоваться Государственная Дума (нижняя, выборная палата), а также окружные и губернские думы. Но этой второй части плана не суждено было осуществиться.

Вслед за созданием Госсовета было произведено преобразо­вание министерств: вместо существовавших ранее 8 министерств должно было стать 11. По инициативе Сперанского в 1811 г. было разработано Общее положение о министерствах, определившее единообразие организаций и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений структурных подразделений и мини­стерств с другими учреждениями. При разработке Общего уч­реждения министерств использовались не только первый опыт деятельности министерств, созданных в 1802 г., но и образцы организации, делопроизводства и деятельности министерств Франции.

Подготовленный Сперанским и уже одобренный Александ­ром проект преобразования Сената, предусматривавший отде­ление его судебной функции от административной с созданием двух Сенатов — правительствующего и судебного, так и небыл введен в действие.

Представители реакционной группировки, питавшие жгучую ненависть к “выскочке-семинаристу”, обвинили его в государ­ственной измене. В марте 1812г. император объявил Сперанско­му, что ввиду приближения неприятеля к пределам государства невозможно проверить все обвинения, выдвинутые в его адрес, и Сперанский был сослан вначале в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В 1819 г. Александр I назначил его генерал-губернато­ром Сибири, признав этим несправедливость выдвигавшихся ранее против него обвинений.

В 1821 г. Сперанский был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управ­ляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был членом Верховного уголовного суда над декабристами. Убедитель­ных свидетельств причастности Сперанского к выступлению де­кабристов не имеется, хотя сами заговорщики и предполагали включить его в состав Временного революционного правитель­ства. Но слишком различными были их взгляды на методы осу­ществления в чем-то схожих политических преобразований.

В 1826 г. Сперанский фактически возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, осу­ществлявшей кодификацию законов. Под его руководством были подготовлены первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830) и Свод законов Российской империи в 15 томах (1832). Успешное осуществление огромной работы по систематизации и кодификации российского законодательства будет названо биографами Сперанского его главной заслугой. Кодификация законов позволила значительно упорядочить го­сударственное управление, укрепив в нем начала законности.

Одновременно Сперанский стал одним из активных строите­лей созданной в период царствования Николая I всеохватываю­щей бюрократической системы управления, действовавшей главным образом на основе различных инструкций. По поруче­нию императора проекты многих важнейших законов и инструк­ций были подготовлены именно Сперанским. Знаком доверия к нему высшей власти стало включение его в число воспитателей наследника престола, будущего Александра II. В начале 1839 г. Николай I пожаловал его графским титулом.

После смерти Сперанского Модест Корф, его биограф, на­писал в своем дневнике; “Светило русской администрации угасло!”

 

4. Николай Семенович Мордвинов (1754—1845), ближайший соратник М.М. Сперанского по разработке плана улучшения фи­нансовой системы России, родился в с. Покровское Новгород­ской губернии. В 1774—1777 гг. находился в учебном плавании на английских судах у берегов Северной Америки и в известной степени воспринял либеральные идеи передовых английских ученых. В 1783 г. участвовал в экспедиции адмирала П.В. Чичагова в Средиземном море. В 1799 г. получил звание адмирала, в 1799—1801 гг. — должность вице-президента Адмиралтейств-кол­легий, в 1802 г. — морского министра. В 1823—1840 гг. Мордви­нов был президентом Вольного экономического общества. В 1826 г. он — единственный из членов Верховного уголовного суда — отказался подписать смертный приговор декабристам, не одоб­ряя, однако, их метод действий.

В программе декабристов постановка вопроса об управлении в России в тот период была весьма прогрессивной. На съезде “Союза благоденствия” в январе 1820 г. П.И. Пестель выступил с докладом “О выгодах и невыгодах монархического и респуб­ликанского строя”. При поименном голосовании все члены “Союза” высказались за республику. Таким образом, “Союз благоденствия” декабристов стал первой организацией в России, выступившей за республиканское устройство и правление в России. Декабристы решительно выступали за ликвидацию крепостничества.

По своим убеждениям Мордвинов был монархистом, и по­этому все предлагаемые им мероприятия он мыслил осуществить в рамках самодержавия. Более того, он стремился еще больше усилить роль дворянства в управлении государством. Но как пат­риот, высокоодаренный ученый и имеющий большой практи­ческий опыт государственный деятель он понимал, что процве­тание России и ее международный авторитет находятся в пря­мой зависимости от экономической мощи государства. Для это­го он считал необходимым “переменить систему российского хозяйства, т.е. “вывести Россию из земледельческого хозяйства в рукодельное и промышленное”. Понимая важное значение сельского хозяйства, он в отличие от многих политиков и уче­ных своего времени понимал и всемерно стремился убедить всех в том, что без быстрого развития промышленности Россия не сможет преодолеть однобокий аграрный путь развития, а, следо­вательно, и свою экономическую отсталость. Именно с этих по­зиций он и предлагал свой протекционистский запретительный тариф, который, по его мнению, является мощным рычагом защиты отечественной промышленности от иностранной кон­куренции.

Высоко оценивая идеи А. Смита, изложенные в его книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”, Морд­винов решительно выступил против неограниченной свободы международной торговли. Поддерживая идею Смита о разделе­нии труда, он был против такого международного разделения труда, при котором Россия была бы обречена на земледелие. Задолго до Ф. Листа, которого обычно считают классиком про­текционизма, Мордвинов научно обосновал политическую и экономическую необходимость проведения такой политики. Критикуя догматический подход к применению теорий в жиз­ни, он писал, что “никакое правило отвлеченное не может слу­жить верным и неизменным руководством ни в управлении, ни в устроении. Каждый народ имеет обособленную свою степень просвещения, деятельность и дух собственный; все сие не должно забываемо быть, когда рассуждают о каком-либо правиле от­влеченном, сколько бы оно ни важную заключало в себе ис­тину умственную, могущую правильно быть в общем токомо соображении”. Идеи Мордвинова тогда получили широкое распространение в западноевропейских государствах, которые, игнорируя идеи Смита о свободе внешней торговли, развивали и укрепляли таможенные барьеры.

Мордвинов считал возможным проведение ряда буржуазно-экономических преобразований в условиях самодержавной мо­нархии и крепостного права. Проводником преобразований должно было выступить правительство, которое, содействуя развитию производительных сил, и в особенности промышленности, снимет феодальные ограничения с частнохозяйственной деятельности, поможет предпринимателям льготными кредитами, защитит отечественную промышленность протекционистским тарифом, позаботится о внедрении научно-технических усовершенство­ваний в народное хозяйство. Важную роль в осуществлении сво­ей программы Мордвинов отводил дворянству, которое сохра­няло господствующее положение в экономике. Будучи крупным помещиком, Мордвинов выдвинул проект постепенной ликви­дации крепостного права путем выкупа крестьянами личной свободы без земли по чрезвычайно высокой цене — он предла­гал, чтобы сумма выкупа соответствовала возрасту крестьяни­на, т.е. его рабочей способности: дети 9—10 лет должны были платить по 100 руб., работник 30—40 лет — 2 тыс. (в переводе на современную систему — это 6—7 тыс. руб.), цена работника 40—50 лет была меньше. Как ученый-экономист Мордвинов пре­одолел узкие рамки физиократов, которые считали производи­тельным трудом только сельское хозяйство. Он писал, что “фаб­рикант и заводчик полезнее гораздо купца”. Он утверждал, что “всяк, желающий добра сельскому жителю, должен желать раз­множения в государстве фабрик. Фабрики увеличивают и обо­дряют его посевы”. В программе преобразования сельского хо­зяйства Мордвинов предлагал перейти от трехпольной к мно­гопольной системе земледелия. Особенно большое значение он придавал внедрению усовершенствованных орудий труда — плугов, сеялок, молотилок и др., производство которых предлагал орга­низовать в России и продавать по низким ценам и в кредит на льготных условиях.

Исключительно важным разделом научных поисков и прак­тической деятельности Мордвинова является улучшение финансо­вой политики. Особенно большое внимание он уделял развитию кредитов и банковской системы. Первый его проект в этой сфере был посвящен созданию Трудопоощрительного банка (1801 г.), который в столице должен быть государственным, а на местах действовать на акционерных началах. В составленном им “Уставе государственного Трудопоощрительного банка” банку вменялись в обязанность развитие производительных сил всего российско­го хозяйства, забота о поощрении изобретений, использовании науки для развития промышленности и сельского хозяйства, введение поощрительных наград для помещиков и фабрикантов за успехи и усовершенствования.

Мордвинов призывал банк к бережливости, борьбе с рос­кошью, рекомендовал направлять средства только на общепо­лезные предприятия. Услугами банка он рекомендовал восполь­зоваться в первую очередь дворянам, затем купцам и мещанам.

Другой проект “Рассуждение о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губерниям банков”, изданный в 1816г., был посвящен организации частных дворянских банков в каж­дой губернии. Эта работа была переведена на итальянский язык, и ее идеи нашли поддержку и развитие в ряде европейских стран.

Проекты создания банков Мордвинов органически увязывал с мерами по упорядочению денежного обращения. Его понимание функций денег соответствовало классической буржуазной по­литэкономии. Он предлагал конкретные меры по оздоровлению денежного обращения; они были созвучны с предложениями Сперанского, однако Мордвинов увязывал систему денежного обращения с бюджетной, кредитной и налоговой политикой. Он доказывал, что богатство казны находится в прямой зависи­мости от частного обогащения, частной пользы. “Благосостоя­ние частное, — писал он, есть начало и основание обществен­ного; богатство частного человека есть нераздельное богатство государства”.

Мордвинов оставил богатое литературное наследство. Из 10 томов Архива графов Мордвиновых 6 томов занимают его тру­ды, среди которых “Некоторые соображения по предмету ману­фактур в России и о тарифе”, “Мнение адмирала Мордвинова о причинах нынешнего расстройства финансов наших и о мерах, могущих способствовать к отсечению сих причин и к постоян­ному улучшению народного благосостояния и государственных доходов”, записки “Мнения” на имя Александра I и Николая I. Эти и многие другие работы были переведены на разные языки и получили позитивные отклики в Европе. Мордвинов неоднок­ратно посещал многие страны, встречался и вел активную пе­реписку с известными экономистами того времени.

После 1812 г. правительство продолжило прерванную войной работу над проектами преобразований государственного управления. Особая роль здесь принадлежит Н.Н. Новосильцеву, близкому другу и помощнику Александра 1.

В 1813 г. Николай Николаевич Новосильцев (1768—1838), пользовавшийся особым доверием Александра I, был назначен вице-президентом Временного совета, учрежденного для управления Варшавским герцогством. С переименованием герцогства в Царство| Польское (1815) он был главным делегатом при его правительственном Совете. Деятельность его в Польше продолжа­лась до 1831 г., затем Новосильцев вернулся в Санкт-Петербург и был пожалован за безупречную службу графским титулом. С 1832 г. он занимал должность председателя Государственного совета и кабинета министров.

Проект Новосильцева (1820) стал попыткой приспособить польскую конституцию к условиям русской жизни. По его замыслу предполагалось учредить 2 палаты: в первую должен был войти сенат, во вторую — земские послы. Депутаты окружных и городских обществ, обе палаты с государем во главе должны составить Государственный сейм, который созывался бы каждые 5 лет. Местные сеймы — наместничества — планировалось созывать 1 раз в 3 года. Члены первой палаты — сенаторы — должны были назначаться государем, члены второй — избирать­ся наместническими сеймами, причем в двойном количестве, из которых Высочайшей властью избиралась бы половина. Правом избирать депутатов в наместнический сейм наделялись только дворянские и городские общества.

Правом вносить законы в сейм обладал только император, который указывал, в какой палате (первой или во второй) они должны рассматриваться. Исключение было сделано только для проектов финансовых законов, которые предполагалось вносить на рассмотрение первоначально во вторую палату. Проект, принятый в одной из палат, мог быть принят или отвергнут в другой палате только целиком; принятый обеими палатами, он становился законом только после утверждения его государем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.