КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-методические основы разработки рабочий учебный план
Рабочий учебный план (РНП) - это нормативный документ, который составляет Университет на текущий учебный год, где конкретизированы формы проведения учебных занятий, их объем, формы и средства проведения текущего и итогового контроля семестрам. Рабочий учебный план рассматривает Ученый совет факультета, согласовывает учебно-методический отдел и утверждает проректор Университета. РНП для каждого курса того или иного направления подготовки (специальности) - это извлечение из учебного плана, действующего в определенном учебном году, соответствующего направления подготовки (специальности). Таким образом, количество рабочих учебных планов по направлению подготовки (специальности) равна количеству учебных лет для данного образовательно-квалификационного уровня. Особенность составления рабочего учебного плана состоит в обязательном указании в соответствующей графе шифра кафедры, обеспечивает преподавание дисциплины, и шифра дисциплины. Изменения (название дисциплины, сетка часов и т.п.) и дополнения (введение новых дисциплин по приказам МОНМС Украина) до рабочего учебного плана вносятся только на основе приказов ректора, решений Ученого совета факультета. Копии приказов (выдержки) прилагаются к действующих учебных планов. При разработке рабочих учебных планов декан совместно с выпускающей кафедрой - устанавливают график учебного процесса в зависимости от количества недель теоретических занятий, времени и продолжительности проведения итоговых контролей и практик, государственной аттестации и т.д.; - устанавливают объем аудиторных занятий и их соотношения с объемом самостоятельной работы для различных дисциплин; - определяют время и продолжительность проведения итоговых контролей, учебных, производственных и других видов практик, меняют при необходимости порядок изучения дисциплин, устанавливают для выборочных дисциплин формы контроля, придерживаясь соответствующих норм и т.д.. Для равномерного распределения учебной нагрузки преподавателей в семестрах на отдельных кафедрах, обслуживающих все специальности желательно в рабочих учебных планах планировать изучение соответствующих дисциплин в разных семестрах. Такое планирование дает возможность изучать дисциплину на одном факультете в первом семестре, на другом - во втором, что ликвидирует неравномерность загрузки преподавателей в семестрах выше упомянутых кафедр. Учебная нагрузка студента-заочника, которое выполняется в Университете (аудиторные занятия, контрольные мероприятия, итоговый контроль и т.п.), не должно выходить за пределы установленных сроков оплачиваемого отпуска. Количество сессий и график их проведения разрабатывает соответствующий деканат и согласовывает его с начальником учебно-методического отдела. При составлении учебного плана для студентов заочной формы обучения количество часов на аудиторные занятия устанавливается в пределах 25-30% объема аудиторных занятий по дневной форме обучения в соответствии с Положением об организации учебного процесса. Особенностью организации обучения в экстернате является разработка индивидуальных учебных планов на основе учебного плана дневной формы обучения с соблюдением структурно-логической последовательности изучения учебных дисциплин, определяющих содержание образования соответствующей специальности. Индивидуальный учебный план экстерна составляется на каждый учебный год, согласовывается с соответствующими кафедрами и утверждается деканом факультета в течение первого месяца учебного года. При составлении рабочего учебного плана необходимо учесть следующее: - рабочий учебный план составляется на текущий учебный год и каждый курс соответствующего направления подготовки (специальности) на основе учебного плана; - количество студентов разбивают на количество групп для практических и лабораторных занятий; - в рабочем учебном плане отражают нормативные и выборочные дисциплины на семестр согласно учебному плану; - в рабочий учебный план вносят те выборочные дисциплины, которые выбирает вуз и студенты; - конкретизируют формы отчетности по семестрам: экзамен - устный или письменный, зачет или дифференцированный зачет, курсовая работа - общеобразовательная или профессиональная; - указывают кафедру, которая обеспечивает чтение дисциплины; - определяют сроки (дата) проведения экзаменационных сессий, практики, каникул и государственной аттестации; - указывают формы государственной аттестации: государственный экзамен (название), квалификационная работа (бакалаврская, дипломная, магистерская) - подписывает рабочий учебный план декан факультета.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ [14]
А Аккредитация процедура - Предоставление высшем учебному заведению определенного типа права осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственным требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения. Аттестация (Государственная аттестация) лиц, которые заканчивают высшие учебные заведения - Установление соответствия уровня качества полученной ими высшего образования требованиям стандартов высшего образования по окончании обучения по направлению, специальности.
В Вид деятельности (человека) - Характеристика деятельности в зависимости от способов и форм ее осуществления. Вид деятельности определяется состоянием взаимодействия специалиста с обобщенным объектом деятельности на протяжении всего цикла существования объекта. Валидность - Комплексная характеристика психо-диагностической методики (теста), включающая сведения относительно сферы явлений, которые исследуются, и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Требование - Норма, правило. Производственная функция (Трудовая, служебная) совокупность обязанностей, выполняет специалист соответствии с занимаемой должностью и определяемые должностной инструкцией или квалификационной характеристикой. Различают следующие производственные функции: - Исследовательская функция - Направлена на сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по направлению работы. - Проектировочная (Проектно-конструкторская) функция - Направлена на осуществление целенаправленной последовательности действий по синтезу систем или отдельных их составляющих, разработка документации, которая необходима для осуществления и использования объектов и процессов (конструирование является отдельным процессом проектирования, заключается в обосновании решений по принципу действия и конструкции объектов, разработки документации на их изготовление). - Организационная функция направлена на упорядочение структуры и взаимодействия составляющих элементов системы в целях снижения неопределенности, а также повышения эффективности использования ресурсов и времени (отдельным процессом организации деятельности можно считать планирования временное упорядочение выполнения работ, т.е. обоснование их последовательности, продолжительности и сроков выполнения). - Управленческая функция направлена на достижение поставленной цели, обеспечения устойчивого функционирования и развития систем благодаря информационному обмену (к специалисту информационные потоки поступают через обратные связи, к объекту управления в виде директивных решений). - Технологическая функция направлена на воплощение поставленной цели известными алгоритмами, есть специалист выступает как структурный элемент (звено) определенной технологии. - Контрольная функция направлена на осуществление контроля в пределах своей профессиональной деятельности в объеме должностных обязанностей. - Прогностическая функция, Которая позволяет на основе анализа осуществлять прогнозирование в профессиональной деятельности. - Техническая функция направлена на выполнение технических работ в профессиональной деятельности. Высшее образование - Уровень образования, который добывается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основанного на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации. Высшее учебное заведение - Образовательный, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, реализует в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку лиц в соответствии с их призванием, интересов, способностей и нормативных требований в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-техническую деятельность. Г Отрасль (в экономике) -совокупность всех производственных единиц, которые принимают участие преимущественно в одинаковых или подобных видах производственной деятельности. Область знаний - Группа направлений подготовки, родственных по признаку общности обобщенных структур деятельности. Д Дипломный проект - Квалификационная работа, которая предназначена для объективного контроля степени сформированности умений решать типовые задачи деятельности, которые, в основном, отнесенные в ОКХ к проектировочной (проектноконструкторськои) и исполнительской (технологической, операторской) производственных функций. Дипломная работа - Квалификационная работа, которая предназначена для объективного контроля степени сформированности умений решать типовые задачи деятельности, которые, в основном, отнесенные в ОКХ к организационной, управленческой и исполнительской (технологической, операторской) производственных функций. Действие - Единица деятельности, не разлагается на более простые, в результате которого достигается конкретная осознанная цель. Деятельность (Деятельность человека) - динамическая система взаимодействий человека с окружающим миром, в которых она достигает сознательно поставленных целей, которые появляются в результате возникновения у него определенных потребностей. В процессе деятельности человек выступает как субъект деятельности, а ее действия направлены на изменения объекта деятельности. Е Экономическая деятельность - Процесс соединения действий, которые приводят к получению соответствующего набора продукции или услуг. Вид деятельности (вид экономической деятельности) имеет место тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологические средства, сырье и материалы) для создания производства конкретной Таким образом, вид деятельности характеризуется использованием ресурсов, производственным процессом, выпуском продукции и предоставлением услуг. С Задача деятельности - Потребность, возникающая в определенных условиях и может быть удовлетворена в результате определенной структуры деятельности, к которой относится: - предмет деятельности (Работы) - элементы окружающей среды, субъект до начала своей деятельности и подлежащих трансформации в продукт; - средство деятельности (Труда) - объект, опосредует воздействие субъекта на предмет деятельности, или то, что, конечно, называют «орудием труда», и стимулы, используемые, например, в деятельности управления; - процедура деятельности (Работы) - технология (способ, метод) получения желаемого продукта. Информация о порядке деятельности фиксируется в виде программы или алгоритма на определенных материальных носителях; - условия деятельности (Работы) - характеристика окружения субъекта в процессе деятельности (температура, состав воздуха, уровень акустических шумов, приспособленность помещения к труду, мебель, а также социальные условия, пространственные и временные факторы); - продукт деятельности (Работы) - то, что получено в результате трансформации предмета в процессе деятельности. Есть три вида задач деятельности: - профессиональные задачи - Задачи деятельности, непосредственно направленные на выполнение задачи (задач), что поставлено (и) перед специалистом как профессионалом; - социально производственные задачи - Задачи деятельности, связанные с деятельностью специалиста в сфере производственных отношений в трудовом коллективе (например, интерактивное и коммуникативное общение и т.п.); - социально-бытовые задачи - Задачи деятельности, возникающие в повседневной жизни и связанные с домашним хозяйством, отдыхом, семейным общением, физическим и культурным развитием и т.д. и могут влиять на выполнение специалистом профессиональных и социально производственных задач. Способность - Свойство индивида осуществлять, выполнять, делать что-либо, вести себя определенным образом; в том числе психическое и физическое состояние индивида, в котором он способен выполнять определенный вид продуктивной деятельности. Способность - Естественный наклон к чему-либо, талант; в том числе особенности индивида, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида продуктивной деятельности. Способности связаны с общей ориентированностью лица, с ее склонностью к той или иной деятельности. Содержание высшего образования - Обусловлена целями и потребностями общества система знаний, умений и навыков, в виде компетенций, должна быть сформирована в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологии, культуры и искусства. Содержание обучения - Структура, содержание и объем учебной информации, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего образования и определенной квалификации. Содержание обучения делится на: нормативную часть содержания обучения обязательный для усвоения содержание обучения, сформированный в соответствии с требованиями образовательно-квалификационной характеристики как содержательные модули с указанием их объема и уровня усвоения, а также форм государственной аттестации; выборочную часть содержания обучения рекомендован для усвоения содержание обучения, сформирован как содержательные модули с указанием их объема и форм аттестации, предназначен для удовлетворения потребностей и возможностей личности, региональных потребностей в специалистах определенной специализации специальности, с учетом достижений научных школ и высших учебных заведений. Содержательный модуль - Система учебных элементов, которые объединены по признаку соответствия определенному учебному объекту. Знания - Результат процесса деятельности познания, проверенное общественной практикой и логически упорядоченное отражение ее в сознании человека. Знание - категория, которая отражает связь между познавательной и практической деятельностью человека. Знания оказываются в системе понятий, суждений, представлений и образов, ориентированных основ действий и т.д., имеет определенный объем и качество. Знания возможно идентифицировать только при условии их проявления в виде умений выполнять соответствующие умственные или физические действия. Знание - фундаментальные знания о социальных и профессиональных норм деятельности лица, основа ее образования и профессиональной подготовки. Фундаментальные знания формируют способность лица осваивать новые знания, ориентироваться в проблемах, возникающих выполнять задачи деятельности, прогнозируются. Фундаментальные знания является инвариантным в отношениях: - направления - подготовки к определенной области образования; - специальности - направлению подготовки; - специализации - специальности к специальности. И Индивидуализация обучения - Организация процесса обучения, которая предусматривает его модификацию в соответствии с потребностями обучающегося. Инновации - Вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы. Инновационная деятельность - Деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. К Квалификация - Способность выполнять задания и обязанности определенной работы. Квалификация определяется уровнем образования и специализацией. Необходимый уровень образования достигается благодаря реализации образовательных, образовательно-профессиональных и образовательно-научных программ подготовки и должен соответствовать в целом кругу и сложности профессиональных задач и обязанностей. В документах об образовании, или других документах о профессиональной подготовке, квалификация определяется профессиональную название работы по классификации профессии. Класс задачи деятельности - Признак уровня сложности задач деятельности, решаемых специалистом. Все задачи деятельности распределяются на три класса: - Стереотипные задачи деятельности предусматривают деятельность в соответствии с заданным алгоритмом, характеризующееся однозначным набором хорошо известных, ранее отобранных сложных операций и требует использования значительных массивов оперативной и ранее усвоенной информации; - Диагностические задачи деятельности предусматривают деятельность в соответствии с заданным алгоритмом, содержащий процедуру частичного конструирования решение о применении ранее отобранных сложных операций и требует использования значительных массивов оперативной и ранее усвоенной информации; - Эвристические задачи деятельности предусматривают деятельность по сложному алгоритму, содержащий процедуру конструирования ранее не известных решений и требует использования больших массивов оперативной и ранее усвоенной информации. Компетентность интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных профессиональных и социально-личностным предметных областях (компетенциях), который определяется необходимым объемом и уровнем знаний и опыта в определенном виде деятельности. Компетенция - Включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Предметная область в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности. Контроль качества высшего образования - Система мер, осуществляемых третья сторона с целью проверки характеристик качеств личности выпускника высшего учебного заведения, и их сравнение с установленными требованиями и определения соответствия конечным целям высшего образования. Кредит (Национальный кредит в системе высшего образования Украины) - объем учебного материала, с учетом срока усвоения студентами отдельных учебных элементов (согласно психофизиологических норм усвоения при использовании оптимальных форм, методов и средств обучения и контроля) может быть усвоен за 54 часа учебного времени (сумма часов аудиторной и самостоятельной работы студента за неделю). Кредит ECTS (зачетный кредит) -единица Европейской кредитно трансферной и аккумулирующей системы (36 академических часов), которая определяет учебную нагрузку необходимо для усвоения содержательных модулей Л Лицензирование - Процедура признания возможности высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственным требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения. Н Навык - Умения, в результате многочисленных повторений становятся автоматическими и выполняются без сознательного контроля. Учебная дисциплина (В высшем учебном заведении) - педагогически адаптированная система понятий о явлениях, закономерности, законы, теории, методы и т.п. любой области деятельности (или совокупности различных сфер деятельности) с определением нужного уровня сформированности у учащихся, определенной совокупности умений и навыков. Учебный элемент (Дидактическая единица) - минимальная доза учебной информации, сохраняет свойства учебного объекта. Учебный объект - учебная информация определенного объема, имеющего самостоятельное логическую структуру и содержание, и позволяет оперировать этой информацией в процессе умственной деятельности. Учебный план - Составная стандартов высшего образования высших учебных заведений, которая разрабатывается на основе образовательно-профессиональной программы и структурно логической схемы подготовки и определяет график учебного процесса, перечень, последовательность и время изучения учебных дисциплин (практик), виды учебных занятий и сроки их проведения, а также формы проведения итогового контроля. Надежность - Характеристика методики (теста), которая отражает точность психо-диагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к воздействию посторонних случайных факторов. Направление подготовки профессиональной направленности в высшем образовании группа специальностей по родственным содержанием высшего образования и профессиональной подготовки. Норма - совокупность формальных и неформальных требований, регулирующих определенные действия и поведение субъектов системы высшего образования и участников образовательного процесса. Норматив - Расчетная величина затрат образовательных ресурсов характеризует оптимальное состояние образовательного процесса. Нормативный срок обучения - Срок обучения по дневной (очной) форме, необходимый для усвоения лицом нормативной и выборочной частей содержания обучения и установленный стандартом высшего образования. О Объект деятельности - Процессы, или (и) явления, или (и) материальные объекты, на которые направлена деятельность субъекта деятельности (например, двигатель внутреннего сгорания, организационно-экономическая система, технология отрасли и т.д.). Обобщенный объект деятельности специалиста с высшим образованием общее название природных или искусственных систем, на изменение свойств которых направлена деятельность субъекта. Определенные этапы цикла существования систем (объектов деятельности) определяют типы деятельности специалистов. Ориентировочная основа действия - Система представлений человека о цели, план и средства выполнения действия. Образовательный уровень высшего образования - Характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств личности, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню: - высшее образование - Образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста; - высшее образование - Образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню бакалавра; - высшее - Образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра. Образовательно-квалификационный уровень высшего образования - Характеристика высшего образования по признакам степени сформированности знаний, умений и навыков лица, обеспечивающие ее способность выполнять задания и обязанности (работы) определенного уровня профессиональной деятельности: - младший специалист - Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Лицам, завершившим обучение в аккредитованном высшем профессиональном училище, центре профессионально-технического образования, может присваиваться образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по соответствующему направлению (специальности), из которого также осуществляется подготовка рабочих высокого уровня квалификации. Лица, которые имеют базовое общее среднее образование, могут одновременно учиться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста и получать полное общее среднее образование; - бакалавр - Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования или неполного высшего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста. Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки бакалавра в высших учебных заведениях второго четвертого уровней аккредитации прекратили дальнейшее обучение, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по одной из специальностей, соответствующих направлению подготовки бакалавра, в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении; - специалист - Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности; - магистр - Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста. Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки магистра прекратили дальнейшее обучение, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень специалиста по такой же или родственной специальности в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении. Образовательная деятельность - Деятельность, связанная с предоставлением услуг для получения высшего образования, с выдачей соответствующего документа. П Первичная должность - Должность, не требует от выпускников учебного заведения предыдущего опыта профессиональной практической деятельности. Проблема - Ситуация во время деятельности, содержит противоречия научного, организационного или иного характера и представляет собой препятствия, возникающие при достижении субъектом целенаправленного результата своей деятельности. Показатель качества высшего образования - Количественная характеристика качества личности выпускника высшего учебного заведения, рассматривается применительно к определенным условиям его обучения и сферы будущей социальной деятельности. Профессия - Набор работ, которые характеризуются заданным уровнем совпадения основных задач и обязанностей, выполняемых или должны быть выполнены работником. Профессия требует от работника определенного круга знаний и умений. Профессиональная подготовка - Получение квалификации по соответствующему направлению подготовки или специальности. Р Уровень профессиональной деятельности - Характеристика профессиональной деятельности по признакам определенной совокупности профессиональных задач и обязанностей (работ), выполняет работник. В сфере труда различают следующие уровни профессиональной деятельности: - Стереотипный уровень (Уровень использования) - умение использовать отлаженную систему (объект деятельности) при выполнении конкретных задач деятельности, и знания назначения объекта и его основных (характерных) свойств; - Операторский уровень - умение готовить (налаживать) систему и управлять ею при выполнении конкретных задач деятельности и знание принципа (основных особенностей) построения и принципа действия системы на структурно-функциональном уровне; - Эксплуатационный уровень - Умение при выполнении конкретных задач деятельности тестировать и анализировать работу системы с целью выявления и устранения повреждений и знание методов анализа функционирования системы и методов анализа, поиска и устранения повреждений; - Технологический уровень - Умение при выполнении конкретных задач деятельности осуществлять разработку систем, соответствующих заданным характеристикам (свойствам), и знание методов синтеза и технологий разработки систем и способов их моделирования; - Исследовательский уровень - Умение проводить исследования систем с целью проверки их соответствия заданным свойствам, умение выбирать из множества систему, что позволяет наиболее эффективно решать задачи деятельности, знание методики исследования систем и методов оценки эффективности их применения при решении конкретных задач деятельности. Уровень качества высшего образования - Относительная характеристика качества высшего образования, основанная на сравнении значений показателей качества, полученных на основании диагностических экзаменов выпускников высшего учебного заведения, с критериальноориентованим эталоном, представляется стандартом высшего образования. Работа - Определенные задания и обязанности, которые выполняются или должны быть выполнены одним лицом (работником). Работа является статистической единицей, классифицируется в соответствии с квалификацией, необходимой для ее выполнения. С Сертификация специалиста - Процедура определения соответствия профессионально важных свойств специалиста, его компетенции и т.п. требованиям, предоставленные в нормативных документах, в которых отражены требования к его квалификации. Система высшего образования - Это совокупность взаимодействующих: последовательных стандартов высшего образования; высших учебных заведений всех форм собственности других юридических лиц, предоставляющих образовательные услуги в области высшего образования органов, осуществляющих управление в сфере высшего образования. Специальность - Категория, характеризующая: - в сфере труда - Особенности направленности и специфики работы в пределах профессии (содержание задач профессиональной деятельности, соответствующие квалификации). - в сфере образования - Направленность и содержание обучения при подготовке специалиста (определяется через обобщенный объект деятельности или производственную функцию и предмет деятельности специалиста и отражает, прежде всего, вид его деятельности и сферу применения его труда). Специальность в сфере образования является адекватным отражением существующей в сфере труда специальности (квалификации). Обучение по специальности образовательно-квалификационного уровня бакалавра, или специалиста, или магистра предусматривает изучение обобщенного объекта деятельности специалиста, производственных функций и типовых составляющих структуры профессиональной деятельности таких, удовлетворяющих требованиям сферы труда в специальность. Обучение по специальности образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста предусматривает изучение производственных функций и типовых составляющих структуры профессиональной деятельности. Специализация по специальности - Категория, характеризующая различия отдельных задач деятельности специалиста по признакам разницы средств, или (и) продуктов, или (и) условий деятельности в рамках специальности. Специализация связана как с необходимой отраслью знаний, используемыми инструментами или оборудованием, так и с продукцией, которая производится, или предоставляемыми услугами и соответствует определенной степени детализированном кругу профессиональных заданий и обязанностей. Стандарты высшего образования (Система стандартов высшего образования) - совокупность норм, определяющих содержание высшего образования, содержание обучения, средства диагностики качества высшего образования и нормативный срок обучения. Стандарты высшего образования является основой оценки образовательного и квалификационного уровня граждан независимо от форм получения высшего образования. Соответствие образовательных услуг стандартам высшего образования определяет качество образовательной и научной деятельности высших учебных заведений. Система стандартов высшего образования составляют государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования и стандарты высшего образования высших учебных заведений. Структурно-логическая схема подготовки - Научное и методическое обоснование процесса реализации образовательно-профессиональной программы подготовки. Структурно-логическая схема подготовки предоставляется в виде сети междисциплинарных связей по направлению подготовки или специальности и действует в течение всего срока реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы подготовки.
Т Тест - Стандартизированная психо-диагностическая методика, предназначенная для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. В психологической диагностике стандартизированный, часто ограниченное во времени испытание. Тест достижений - Тип психо-диагностических методик, направленных на оценку достижения уровня сформированности определенной компетенции. Тесты критериально-ориентированные - Типы тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно определенного критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. Как критерий (или объективный эталон)., Конечно, рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи деятельности. Тест ситуационный - Критериально-ориентированный тест достижений, который состоит из целенаправленного набора тестовых заданий, предназначенных для оценки уровня сформированности знаний о ориентировочных основ действий, которые являются адекватными деятельности решения проблемных ситуаций, которые свойственны будущей деятельности (социальной, производственной) выпускников высших учебных заведений. Технология обучения - Совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального и (или) профессионального опыта в процессе обучения. Технология образования - Процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в учебном заведении, состоящий из специальным образом сконструированных согласно заданной цели методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов, которые гарантируют достижение целей, определенных участниками образовательного процесса, и свободу их осознанного выбора. Тип деятельности - Характеристика профессиональной деятельности в зависимости от способов и форм ее осуществления. Определяется состоянием взаимодействия специалиста с объектом деятельности системой, характеризуется однаковоюузагальненою целью (продуктом) деятельности. Типичная задача деятельности - Обобщенная задача деятельности, характерна для большинства производственных или социальных ситуаций и не содержит конкретных данных, а следовательно, не имеет конкретного решения (могут быть определены только пути решения). В Умение - Способность человека выполнять определенные действия на основе соответствующих знаний и навыков системы умений различных видов формируют соответствующие компетенции. Умение делятся по видам: - Предметно-практические умения - Выполнять действия по перемещению объектов в пространстве, изменения их формы и т.д.. Главную роль в регулировании предметно практических действий выполняют перцептивные образы, отражающие пространственные, физические и другие свойства предметов и обеспечивают управление рабочими движениями согласно свойств объекта и задач деятельности. - Предметно-мыслительные умения - По выполнению операций с умственными образами предметов. Эти действия требуют наличия развитой системы представлений и способность к умственных действий (например, анализ, классификация, обобщение, сравнение и т.д.). - Знаково-практические умения - По выполнению операций со знаками и знаковыми системами. Примерами этих действий является письмо, прокладки курса по карте, получение информации от устройств и т.д.. - Знаково-умственные способности - По умственного выполнения операций со знаками и знаковыми системами. Например, действия, есть необходимые для выполнения логических и расчетных операций. Эти действия позволяют решать широкий круг задач в обобщенном виде. Ц Цикл существования объекта деятельности - Период, в течение которого существует объект деятельности специалиста от «зарождения» (проектирование) до его ликвидации. Период существования объекта деятельности делится на отдельные этапы: - проектирования, в течение которого решаются вопросы конструкции или содержания; - создания; - эксплуатация, в течение которой объект используется по назначению; - восстановление (ремонт, усовершенствование и т.д.), которое связано с восстановлением свойств, качеств, повышением производительности, других признаков; - утилизация и ликвидация. Каждый этап существования объекта деятельности специалиста имеет свои признаки, которые определяются общностью (по продукту) типовых задач деятельности, связанных непосредственно с объектом, и отличием типовых задач от задач иного этапа. Цикл подготовки - Совокупность составляющих содержания образовательной или профессиональной подготовки (содержательных модулей, блоков содержательных модулей), которые объединены по признакам принадлежности их содержания до общего или профессионального направления. Я Качество высшего образования совокупность качеств лица с высшим образованием, которое отображает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обусловливает способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества. Качество высшего образования выпускников высшего учебного заведения также отражает способность: - Удовлетворять согласно социальным нормам общественные требования к выполнению будущих социально профессиональных ролей; - Отвечать за свои социально важные решения; - Удовлетворять стремление социального статуса и престижа. Качество образовательной деятельности - Совокупность характеристик системы высшего образования и ее составляющих, которая определяет ее способность удовлетворять установленные и предусмотренные потребности отдельного лица или (и) общества. Качество личности выпускника высшего учебного заведения - Целостная совокупность характеристик личности, определяет содержание социально значимых и профессионально важных свойств личности, которая заканчивает вуз и проявляется в виде уровня сформированности системы компетенций.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |