Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-методические основы разработки учебного плана




 

Учебный план (НП)согласно Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях - это нормативный документ вуза, который составляется на основании образовательно-профессиональной программы (ОПП) и структурно-логической схемы (СЛС) подготовки и определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и их объем, график учебного процесса, формы и средства проведения текущего и итогового контроля.

Учебный план разрабатывается ведущими преподавателями выпускающей кафедры во главе с заведующим кафедрой и деканом факультета.

Особенностью составления учебного плана по требованиям Европейской системы накопления и перезачета зачетных кредитов (ECTS) и кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОНП) является определение учебной нагрузки студента в европейских кредитам (один европейский кредит равен 36 академическим часам общего нагрузки). Такие же кредиты присваиваются дисциплинам (модулям). Количество часов, выделяемых на дисциплину, должна быть кратная 36 (или 18). Общая сумма кредитов, которые определяют учебную нагрузку студента в семестре, составляет: за семестр - 30, за год - 60 кредитов ECTS. Эта нагрузка включает: лекции, практические, лабораторные и семинарские занятия, учебную и производственную практику, написание курсовых работ, самостоятельную работу как в университете, так и дома, государственную аттестацию и т.п..

Общий учебное время подготовки специалистов по образовательно-квалификационному уровню (ОКР) бакалавра с четырехлетним сроком обучения составляет 240 кредитов или 8640 академических часов. При этом общий учебное время подготовки не учитывает каникулы и складаеться из учебного времени усвоения нормативной части содержания ОПП (содержания обучения) и выборочной части. Соответственно для ОКР специалиста (Магистра) с годовым сроком обучения (на базе ОКУ бакалавр) Общий учебное время подготовки составляет 2160 академических часов или 60 кредитов. Подробнее распределение общего учебного времени показано в табл. 5.1-5.5.

В учебном плане указывается общий объем каждой дисциплине в академических часах и кредитах согласно ОПП.

Нормативные учебные дисциплины устанавливаются ГСВО. Соблюдение их названий и объемов является обязательным для учебного заведения. Увеличениеобъемов часов в нормативные учебные дисциплины может происходить только за счет часов, отведенных на цикл дисциплин самостоятельного выбора ВУЗа. Учебное время, предусмотренный на усвоение нормативной части содержания ОПП (содержания обучения), должен составлять 60-65% от общего учебного времени подготовки студента.

Нормативную составляющую цикла планируют соответствии с приказами МОН от 09.07.2009 г. № 642, от 05.08.2011 г. № 939, от 21.10.2010 г. № 969/922/216, от 21.05.2004 г. № 414, № 4 от 11.01.2006 г., 20.10.2004 г. № 811):

А) цикла социально-гуманитарной подготовки для ОКУ «бакалавр»:

Название Форма контроля Кредитов ECTS Всего часов Распределение учебных часов Рекомендуемый семестр
Украинский язык (по профессиональному направлению) экзамен     соотношение лекционных и практических занятий 1:2 4.... 8
Иностранный язык экзамен     только практические занятия 1... 4
История Украины экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 2:1 1... 5
История украинской культуры экзамен     только лекционные занятия 2... 8
Философия экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 3... 6
Физическая культура (позакредитна) зачеты в 2,4,6 и 7 сем.   476[13] 4 час. лекционных занятий в 7 семестре, остальные - практические занятия 1... 7
Политология экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 3... 6

 

Б) цикла п профессиональной и практической подготовки для ОКУ «бакалавр»:

Безопасность жизнедеятельности дифференцированный зачет 1,5   соотношение лекционных и семинарских занятий 2:1 1... 4
Основы охраны труда экзамен 1,5   соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 7... 8

 

В) цикла профессионально-ориентированной гуманитарной и социально-экономической подготовки для ОКР «магистр» и «специалист»:

Название Форма контроля Кредитов ECTS Всего часов Распределение учебных часов Рекомендуемый семестр
Высшее образование и Болонский процесс зачет     лекции - 10 час., семинары - 2 часа., практические - 6 часов., самостоятельная работа - 18 час.  
Охрана труда в отрасли экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  
Интеллектуальная собственность зачет     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  
Гражданская оборона дифференцированный зачет     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  

 

При этом общий объем учебного времени цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки для физико-математических и естественных направлений составляет 24 кредита ЕСТS, а для гуманитарных и социально-экономических направлений - 36 кредитов ЕСТS.

Предполагается отклонения объема отведенного учебного времени на изучение каждого цикла в пределах 2 кредитов ЕСТS.

Если нормативная дисциплина этого цикла является профильной для данного направления подготовки, она может быть удалена из списка, и включена в цикл профессиональной и практической подготовки, с соответствующим увеличением объема последнего.

Выборочные учебные дисциплины устанавливаются высшим учебным заведением, состоят из циклов самостоятельного выбора ВУЗа и свободного выбора студента и вводятся для удовлетворения образовательных и квалификационных потребностей личности, эффективного использования возможностей и традиций Университета, региональных потребностей и т.д.. Учебное время, предусмотренном для усвоения содержания обучения самостоятельного выбора учебного заведения, не должен превышать 70% учебного времени усвоения выборочной части содержания обучения.

С целью унификации структуры рабочего учебного плана и облегчения процесса составления структурно-логической схемы специальности рекомендуем принять следующие условные обозначения циклов дисциплин, предусмотренных отраслевыми стандартами образования для изучения:

- по статусу:

Н - нормативная учебная дисциплина;

С - учебная дисциплина по выбору вуза;

В - учебная дисциплина по свободному выбору студентов;

- по циклам (для бакалавров):

Г - гуманитарная и социально-экономическая подготовка;

Ф - математическая и естественнонаучная подготовка;

П - профессиональная и практическая подготовка;

- по циклам (для магистров и специалистов):

- Г - профессионально-ориентированной гуманитарной и социально-экономической подготовки;

- П - профессиональной и практической подготовки;

Учебный план должен состоять по таким схемам ступенчатой ​​подготовки: бакалавр специалист, магистр.

Срок обучения и квалификация для ОКР бакалавра, специалиста, магистра определяются соответствующими ОПП ГСВО или стандарта высшего образования Львовского национального университета имени Ивана Франко.

Учебный план подписывается проректором, деканом факультета, начальником учебно-методического отдела Университета. Утверждается учебный план ректором, его подпись скрепляется печатью.

Один экземпляр учебного плана хранится в учебно-методическом отделе, два - соответственно в деканате и выпускающих кафедр.

Процесс составления учебного плана. Особенностью разработки учебного плана в Университете является составление на уровне факультета унифицированной, общей для всех специальностей одного или нескольких направлений, части, которая включает блоки нормативных дисциплин (кредитных модулей). Вариативная часть учебного плана составляется для каждой специальности соответствующей выпускающей кафедрой и деканатом. В структуру учебного плана входят: график учебного процесса со сводным бюджетом времени, план учебного процесса, планы проведения практик и государственной аттестации (приложение 7).

График учебного процесса оформляется в виде таблицы, в которой учебный год традиционно разделен на два семестра. Установленными отметками отмечают сроки основных видов деятельности по курсам: теоретическое обучение, контрольные мероприятия, экзаменационная сессия, каникулы, практика, государственная аттестация и т.д..

Традиционно сводные данные бюджета времени оформляются в виде отдельной таблицы, в которой основные виды деятельности, указанные в графике учебного процесса, количественно обобщаются по каждому курсу обучения за каждый учебный год и в целом за весь период обучения по соответствующей специальности.

Согласно решению Коллегии Министерства образования и науки Украины от 27.02.2004 г. № 3/1-4 и приказом ректора ЛНУ имени Ивана Франко № 685 от 29.03.2004 г. продолжительность недельной нагрузки студента для образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» не должна превышать 30 часов в неделю, «специалист» - в пределах 24 часов., «магистр» - в пределах 18 часов.

При составлении учебных планов направлений подготовки (специальностей) рекомендуется уменьшать количество учебных дисциплин и практик профессиональной и практической подготовки путем сочетания содержания, имеет общую предметную направленность. При составлении учебных планов в рамках одного факультета и родственных направлений подготовки (специальностей) следует планировать изучение одной и той же дисциплины в одном и том же семестре с целью объединения лекционных потоков. Кроме этого, целесообразно сосредоточить изучение нормативных дисциплин, общих для направления подготовки, на первых двух курсах обучения.

При разработке учебного плана следует придерживаться следующих требований:

- начало учебного года планируется, как правило, с 1 сентября, окончание зависит от количества недель практик и каникул на соответствующем курсе;

- количество экзаменов в экзаменационную сессию не должна превышать 5-ти, зачетов - 6. Интервал между экзаменами должен быть не менее 3 дней;

- суммарная продолжительность каникул в течение учебного курса, кроме последнего, должна составлять не менее 8 недель;

- продолжительность практики планируется в зависимости от характера направления подготовки и квалификации (в неделях)

- государственная аттестация студентов осуществляется после завершения обучения;

- максимально унифицировать дисциплины циклов гуманитарной и социально-экономической и математической и естественно-научной подготовки с целью обеспечения возможности формирования лекционных потоков общих для нескольких факультетов;

- предусмотреть составление таких учебных планов, где часть перечня дисциплин 1-2 курсов являются общими для всех направлений подготовки в определенной области знаний;

- предусмотреть сокращение количества учебных дисциплин путем интеграции определенных (содержательно связанных) дисциплин. Минимальный объем учебного модуля должно быть, как правило, не менее трех кредитов ЕСТS.

План учебного процесса конкретизирует по каждой дисциплине следующую информацию:

- общее количество часов на определенные виды учебных занятий (всего, в т.ч.: аудиторные, из них лекции, лабораторные занятия, практические (семинары) самостоятельная работа студентов);

- количество контрольных мероприятий (экзамен, зачет, курсовой проект, курсовая работа и т.д.).

Основными формами организации учебного процесса в высших учебных заведениях являются: учебные занятия, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельная работа студентов (СРС), практическая подготовка, контрольные мероприятия.

Лекция - Это логично вивершену, научно-обоснованный и систематизированное изложение определенных научно-методических вопросов, предназначенных для усвоения теоретического материала. Это основная форма проведения учебных занятий в вузе.

Лекционные потоки, как правило, формируются из студентов определенного курса одного направления подготовки (специальности). В необходимых случаях, по решению ректора высшего учебного, несколько лекционных потоков могут объединяться в один или, наоборот, большие потоки могут быть разделены на меньшие.

Лабораторное занятие - Это форма учебного занятия, на котором студенты под руководством преподавателя проводят натурные или имитационные эксперименты или опыты в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного для условий учебного процесса.

Лабораторное занятие проводится со студентами, количество которых не превышает половины академической группы.

Перечень тем лабораторных занятий определяется рабочей программой учебной дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий, как правило, не разрешается.

Практическое занятие - Это форма учебного занятия, на котором преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнил согласно сформулированных задач.

Практическое занятие проводится со студентами академической группы. Допускается деление на подгруппы с учетом требований к проведению практического занятия.

Самостоятельная работа является основным средством усвоения студентом учебного материала во время, свободное от обязательных учебных занятий.

Подходы к определению соотношения объема аудиторного времени и самостоятельной работы студентов определяется спецификой конкретной дисциплины, ее принадлежности в соответствующий блок дисциплин учебного плана.

Существуют различные организационные формы СРС. В частности, традиционная - непосредственно самостоятельная работа студента, выполняемая, как правило, самостоятельно в свободное от занятий, удобный для студента время, вне аудитории, иногда с учетом специфики дисциплины в лаборатории или мастерской. Она включает подготовку студента к лекций, семинарских занятий, защиты лабораторных и практических работ, контрольных мероприятий (составление содержательных модулей и экзаменов и т.д.), а также выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания (рефераты, расчетные, графические, курсовые и выпуску работы) по отдельным дисциплинам выдаются студентам в сроки, предусмотренные вузов. Индивидуальные задания выполняются студентом самостоятельно при консультации преподавателя. Допускаются случаи выполнения комплексной работы несколькими студентами.

Индивидуальные занятия проводятся по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента и могут охватывать часть или полный объем занятий из одной или нескольких учебных дисциплин, а в отдельных случаях - полный объем учебных занятий для конкретного образовательного или квалификационного уровня. Виды индивидуальных занятий, их объем, формы и методы проведения, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Учебные занятия по физическому воспитанию следует планировать в объеме четырех часов в неделю в 1 семестре и двух часов в неделю в 2-7 семестрах как позакредитну дисциплину.

Формы проведения текущего и итогового контроля. В организации учебного процесса высших учебных заведений применяется текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется во время проведения практических, лабораторных занятий и имеет целью проверку уровня подготовленности студентов по определенным разделам учебной программы, а также для выполнения конкретных задач.

Итоговый контроль проводится с целью оценки результатов обучения студентов на определенном образовательно-квалификационном уровне или на отдельных его этапах. Итоговый контроль включает семестровый контроль и государственную аттестацию студента. Семестровый контроль проводится в форме экзамена, зачета или дифференцированного зачета.

Практическая подготовка студентов высших учебных заведений является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня и имеет целью приобретения студентом профессиональных навыков и умений.

Организация практической подготовки регламентируется Положением о проведении практики высших учебных заведений Украины, утвержденным приказом Министерства образования Украины от 8.04.1993 г. № 93.

Зависимости от направления подготовки студентов в высших учебных заведениях практика может быть: учебная (1-3 курсы), производственная, педагогическая (четное количество недель, согласно нормам времени). Завершающим звеном практической подготовки является преддипломная практика.

Практика студентов предусматривает непрерывность и последовательность ее проведения при получении нужного достаточного объема практических знаний, умений и навыков в соответствии с разных образовательно-квалификационных уровней: бакалавр, специалист, магистр.

В планах подготовки магистров необходимо предусмотреть проведение ассистентской педагогической практики.

Содержание, сроки и последовательность практики определяются образовательно-профессиональной программе подготовки специалистов по соответствующему направлению, графиком учебного процесса и рабочей программой практики.

Рабочие программы практики разрабатывает кафедра с последующим утверждением на Ученом совете факультета, а сквозные, включающие весь цикл практик, утверждает проректор по научно-педагогической работы.

Государственная аттестация студента осуществляется государственной комиссией после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной (квалификационной) подготовки требованиям ОКХ.

Форма государственной аттестации студентов определяется отраслевым стандартом высшего образования и отражается в учебных планах. Соблюдение определенных отраслевым стандартом высшего образования форм государственной аттестации является обязательным.

Дипломная работа предусматривает проведение анализа и теоретической разработки (моделирование и исследование процессов и объектов) актуальных проблем в соответствующей области знаний. Для инженерных направлений подготовки дипломная работа должна иметь характер прикладного научного исследования объекта деятельности.

Дипломный проект, как правило, выполняется по инженерным направлениям подготовки и предусматривает синтез объекта (физического или идеального) проектирование (системы в широком смысле, устройства, технологического процесса, компьютерной программы и т.д.), который оптимально соответствует требованиям задания на квалификационную работу.

Тестовый аттестационный (государственный) экзамен является вспомогательной нормативной формой государственной аттестации и используется, если установление уровня сформированности определенных умений при защите квалификационной работы невозможно. В этом случае уровень сформированности умений устанавливается косвенно с помощью критериально-ориентированных тестов достижений, которые состоят из целенаправленных наборов тестовых заданий, предназначенных для оценки уровня сформированности знаний по ориентирующих основ действий, которые являются адекватными деятельности решения проблемных ситуаций, присущие будущий социальной и производственной деятельности выпускников вузов. Количество и формы тестовых заданий в таком тесте могут быть достаточно разнообразными, но возможно использование и одной формы. Порядок размещения тестовых заданий в ситуационном тесте определяется действиями, которые тот, кто тестируется, должен осуществлять для решения проблемной ситуации.

Ситуационный тест целесообразно использовать при диагностировании степени усвоения сложной и адекватной деятельности по решению типовых задач деятельности. В этом случае ситуационный тест является аналогом комплексного квалификационного задания (ККЗ). Разовые тестовые задания, из которых состоят ситуационные тесты, составляющих систему тестов объективного контроля степени достижения конечных целей ОПП подготовки специалистов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.