Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-методические основы разработки средств диагностики качества высшего образования




Приложение Г

Таблица приложении Г создается на завершающем этапе разработки стандарта высшего образования. Учебное время, предусмотренном для усвоения нормативной части содержания ОПП должен составлять 60... 65% от общего учебного времени подготовки студентов. В таблице Приложения Г учебное время указывается в часах и кредитах ЕСТS.

Для каждой учебной дисциплины (или практики) указывается количество учебных часов и кредитов ЕСТS, которые необходимы для формирования у студентов определенных компетенций и осуществления всех форм организации обучения. Учебное время по каждому из циклов подготовки, по каждой учебной дисциплиной (или практикой) предназначен для осуществления всех предусмотренных учебным планом форм организации обучения, в том числе самостоятельной работы студентов.

В зависимости от потребностей профессиональной подготовки различного профиля (гуманитарной, экономической и т.д.) разработчики ОПП имеют право увеличивать объем цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки в условиях согласование циклов математической и естественнонаучной, профессиональной и практической подготовки.

Уточнения, которые необходимо учесть при разработке нового поколения стандартов, в первую очередь касаются:

- учета того, что согласно Закону Украины «О высшем образовании» бакалавр является не образовательным, а образовательно-квалификационному уровню, что требует углубления содержания его профессиональной подготовки по соответствующему направлению;

- учета Положения об образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование)[9] по образовательно-квалификационных уровней.

Уточнение для ОПП младших специалистов касается уменьшения, если возможно, количества специальных дисциплин путем объединения тех из них, имеющих общую предметную направленность и увеличение практической подготовки. Если ГСВО отсутствует, выполнение выпускающей работы необходимо указать в нормативной части ОПП при условии государственной аттестации выпускников в виде защиты выпускающей работы. В случае отсутствия ГСВО учебное время, предусмотренном для усвоения выборочной части ОПП, определяется как разница между общим учебным временем подготовки и учебным временем, предусмотренным на усвоение нормативной части содержания ОПП[10].

Выборочная часть состоит из части самостоятельного выбора учебного заведения и части свободного выбора студентов (кроме ОПП подготовки младшего специалиста). Выборочная часть ОПП подготовки младшего специалиста состоит только из части самостоятельного выбора вуза.

Для каждого из циклов подготовки выборочной части содержания ОПП в таблице Приложения Г указывается учебное время в процентах от максимального учебного времени выборочной части содержания ОПП и в часах и кредитах.

Учебное время, предусмотренном для усвоения содержания обучения самостоятельного выбора учебного заведения, не должен превосходить 70% учебного времени усвоения выборочной части содержания обучения. Для реализации свободного выбора студентов необходимо предложить такой перечень дисциплин и практик, общий учебное время усвоение которых превышает учебное время, предусмотренном ОПП для этой части подготовки.

Учебное время, отводимое на практике может быть увеличен за счет времени самостоятельного выбора учебного заведения.

«Глава 7. Государственная аттестация лиц,
которые учатся в высших учебных заведениях» [11]

На государственную аттестацию обучающихся в высших учебных заведениях, выносятся система компетенций, которая определена в ОКХ, и соответствующие блоки содержательных модулей, составляющих нормативную часть содержания образовательно-профессиональной программы подготовки специалиста.

В разделе указываются формы государственной аттестации (квалификационная (дипломная) работа (проект) или (и) тестовый государственный экзамен) и дается перечень содержательных модулей представлены в таблице приложения Б, которые формируют профессиональные компетенции выпускника.

Вид квалификационной работы (дипломный проект или дипломная работа) устанавливается на основе анализа содержания производственных функций, типичных задач деятельности и компетенций, определенных в СВО ЛНУ__-12 «Стандарт высшего образования Львовского национального университета имени Ивана Франко. Образовательно-квалификационная характеристика»и соответствующего образовательно-квалификационного уровня.

Дипломная работа предусматривает проведение анализа и теоретической разработки (моделирование и исследование процессов и объектов) актуальных вопросов, проблем в соответствующей области знаний. Для инженерных направлений подготовки дипломная работа должна иметь характер прикладного научного исследования объекта деятельности.

Дипломные проекты, как правило, выполняются по инженерным направлениям подготовки и предусматривают синтез объекта (физического или идеального) проектирование (системы в широком смысле, устройства, технологического процесса, компьютерной программы и т.д.), который оптимально соответствует требованиям задания на квалификационную работу.

Формы государственной аттестации студента устанавливаются соответственно направления подготовки и специальности в виде:

- для младших специалистов: защита дипломной (выпускной) работы или сдачи тестового государственного экзамена (экзаменов) или комплексный квалификационный экзамен;

- бакалавров: составление тестового государственного экзамена (экзаменов) или защита выпускной работы или сочетание экзамена с защитой выпускной работы;

- для магистров и специалистов: сочетание составления тестового государственного экзамена (экзаменов) и защиты магистерской или дипломной выпускной работы.

Тестовый государственный экзамен используется, если установление уровня сформированности определенных компетенций (качества решения отдельных задач деятельности или уровня сформированности отдельных компетенций) при защите квалификационной работы невозможно. В этом случае уровень сформированности компетенций устанавливается косвенно с помощью критериально-ориентированных тестов достижений.

Примечание. При распределении содержательных модулей по формам государственной аттестации следует учитывать, что распределение компетенций по формам государственной аттестации осуществляется опосредованно. То есть, все содержательные модули, соответствующие определенному умению, следует отнести к одной и той же формы государственной аттестации.

«Глава 8. Требования к системе образования и профессиональной подготовки»

В этом разделе можно привести требования к квалификации преподавательского состава, участвующего в преподавании учебных дисциплин вариативной[12] части содержания обучения. Например, требования к профессии по диплому о высшем образовании, к научной специальности по диплому о получении ученой степени, к кафедре, по которой получен диплом о ученое звание, к профессиональной подготовке по сертификату или свидетельством о последипломном образовании, в стаж предыдущей практической, научной и педагогической деятельности.

 

Средства диагностики качества высшего образования (ЗД) определяют стандартизированные методики, предназначенные для количественного и качественного оценивания достигнутого лицом уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств и используются для установления соответствия уровня качества высшего образования требованиям стандартов высшего образования.

ЗД используются при аттестации выпускников высших учебных заведений, которая проводится с целью определения соответствия показателей качества высшего образования установленным стандартами высшего образования.

Для аттестации выпускников высших учебных заведений используются как объективные тестовые методики (тестовый государственный экзамен), так и методики, ориентированные на субъективную интерпретацию показателей качества высшего образования (защита квалификационной работы).

Стандартизированным средством измерения показателей качества высшего образования являются тесты объективного контроля уровня образовательно-профессиональной подготовки специалистов и диагностические методики, ориентированные на выявление качеств личности (психометрические тесты).

Тесты объективного контроля уровня образовательно-профессиональной подготовки специалистов - это стандартизированная методика определения соответствия достигнутого в результате реализации ОПП уровня знаний, умений и навыков выпускника высшего учебного заведения требованиям, которые определяются в ОКХ.

ЗД уровня образовательно-профессиональной подготовки (уровня качества образовательно-профессиональной подготовки) разрабатываются, согласовываются и утверждаются в порядке, определенном действующим законодательством.

Методика разработки таких разделов стандарта как «Титульный лист», «Предисловие», «Введение», «Область применения», «Нормативные ссылки», «Обозначение и сокращение» полностью совпадает с методиками разработки аналогичных структурных элементов ОКХ и ОПП.

Разработку тестов невозможно отделять от математической обработки результатов тестирования и определения качества разработанных тестов. Поэтому, все эти три проблемы нужно рассматривать последовательно, как это имеет место при создании теста.

Работа начинается с компоновки проекта теста - тестового материала, который в дальнейшем с помощью методов математической статистики превращается в тест, соответствующий критериям качества теста. Учитывая, что использование математических методов в психодиагностике требует высокого уровня квалификации разработчиков, далее предлагается упрощенная технология разработки педагогических тестов, построенная на принципах анализа тестовых заданий. Предполагается, что в дальнейшем с приобретением опыта разработки и использования тестов, а также после соответствующего повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, будет возможным применение современных технологий разработки и использования психодиагностических методик определения качества образования, которую приобретает выпускник высшего учебного заведения.

Компоновка тестового материала начинается с определения предоставленного в ОКХ умения, уровень сформированности которого надо установить. Далее, необходимо определить знания, на основании которых сформирован данное умение. Знания в виде содержательных модулей, адекватные темам учебных дисциплин, изучаемых представлены в ОПП. На основании анализа содержания модулей в таблице Приложения А формируется информационная база образовательной и профессиональной подготовки специалистов в виде системы учебных элементов, из которых составляются соответствующие содержательные модули. Формирование такой системы заключается в выделении учебных элементов и определении логических связей между ними (структурная декомпозиция содержательных модулей). Это обусловлено тем, что при конструировании тестов, используемых при педагогических измерениях, необходимо установить не только схемы формальных логических связей между отдельными разделами, но и четко выделить те учебные элементы и логические связи между ними, уровень усвоения которых необходимо проверить через тесты.

При формировании системы учебных элементов следует выделить из содержательного модуля группы учебных элементов, имеющие сходные содержательные признаки. Перечислим их по схеме (буквами определенные шифры групп учебных элементов, а в скобках даны условные названия групп):

1. П (Понятие) - категории, термины, понятия, обозначения.

2. Я (Явления) - свойства, явления, факты, наблюдения, утверждение, описание объектов, механизмов и так далее.

3. В (отношение) - соотношение, теоремы, законы, концепции, правила, гипотезы, теории, модели (физические и математические), зависимости (в том числе аналитические, графические и логические), структуры и т.п..

4. А (Алгоритмы) - алгоритмы деятельности (в том числе алгоритмы решения задач, доказательства теорем, уравнений и т.п.), последовательности действий, процедуры, правила принятия решений, поведения и так далее.

При заполнении таблицы Приложении каждом учебном элемента предоставляется шифр, состоящий из шифра соответствующего содержательного модуля и добавленной через точку буквы, совпадает с буквой шифра соответствующей группы учебных элементов. Затем через точку добавится шифр уровня сформированности знаний и, далее, через точку сквозной для данного содержательного модуля номер учебного элемента.

При формировании шифра уровня сформированности знаний о каждом из учебных элементов целесообразно придерживаться рекомендованной трехуровневой системы определения сформированности знаний - ознакомительно-ориентировочный, понятийно-аналитический, продуктивно-синергетический. Заметим, что ознакомительно-ориентировочный уровень сформированности знаний в свою очередь можно разделить на два подуровня:

- Подуровень знакомств: лицо имеет общее представление о том или ином учебный объект, но не способна воспроизвести информацию к нему, сформировать основные положения, определить признаки, которые его характеризуют;

- Подуровень репродукции: лицо способно воспроизводить (рассказать, объяснить) структуру системы знаний относительно определений, наиболее существенных признаков, принципов действия основных учебных объектов или других характеристик явлений или систем явлений, которые имеют наибольшее значение.

Такое разделение дает возможность точно подобрать нужные формы тестовых заданий.

Отнесения учебного элемента к той или иной группе и определение необходимого уровня его сформированности дает возможность подобрать к каждому учебного элемента оптимальную форму тестового задания в соответствии с принципами педагогических измерений.

При наведении учебных элементов первой группы необходимо соблюдать нормативных документов, устанавливающих порядок их использования (государственные и отраслевые стандарты, рекомендации международных организаций и т.п.). Если такие документы отсутствуют, необходимо использовать практику применения категорий, понятий, терминов, обозначений в данной профессиональной области (а не на практику их применения в конкретной учебной дисциплине).

Учебные элементы второй, третьей и четвертой групп можно приводить только в виде общепринятых в науке и практике названий без раскрытия их содержательной стороны (например, «закон Ома», «таблица Менделеева», «принципиальная схема амплитудного детектора» и др.).

Согласно каждого учебного элемента таблицы Приложении разрабатывается одно или несколько тестовых заданий, форма которых должна наиболее адекватно соответствовать группе учебных элементов, к которой данный учебный элемент относится и нужному уровню его сформированности. Тестовые задания заносятся в таблицу Приложения Б и составляют систему базовых тестовых заданий объективного контроля степени достижения конечных целей образовательно-профессиональной подготовки специалиста.

Рекомендуется на каждый учебный элемент составлять несколько тестовых заданий различной формы с учетом того, что часть из них будет отброшена в процессе предварительной экспертизы. Кроме того часть тестовых заданий отпадет в процессе их апробации на разных контингентах обучающихся при разработке критериально-ориентированных тестов, т.е. при определении соответствия определенных критериев теста (сложности, валидности, дифференцируя способности и т.п.) требованиям, которые устанавливаются стандартами качества теста.

Разработку тестовых технологий различных форм педагогического контроля рекомендуется проводить не одним, а группой разработчиков или тестовой комиссией, в состав которой входят преподаватели вуза и специалисты по составлению тестов. Это дает возможность пользоваться обобщенным критериям оценки, а не мнением одного педагога.

Однако тестовый экзамен является только одним из методов оценки профессиональной компетентности студентов, добываемую в процессе обучения. Полученные при измерении разными методами оценки, баллы, проценты составляют конце комплексную оценку профессиональной компетентности обучающихся. В процессе определения такой оценки недостатки одного метода измерения нивелируются достоинствами другого, а субъективная оценка приближаться к объективных критериев.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.