Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введения 2012-__-__




«1. Область применения»

В разделе указываются:

- Название образовательно-квалификационного уровня;

- Шифр и название области знаний;

- Код и наименование направления подготовки;

- Код и название специальности;

- Название образовательного уровня, который отвечает в образовательно-квалификационному уровню;

- Код и наименование квалификации;

- Название обобщенного объекта деятельности специалиста указывается для специальностей образовательно-квалификационных уровней бакалавра, специалиста, магистра;

- Название предметной области деятельности указывается для специальностей образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста в виде перечня основных предметов деятельности специалиста;

- Профессиональное назначение и условия использования специалиста:

ü наименование и код видов экономической деятельности ДК 009:2010;

ü код (ы) и профессиональная (и) название (и) работ по ДК 003:2010, что соответствует (ют) квалификации (ям), которая (ые) определена (и) выше;

ü названия первичных должностей, которые определяются согласно ДК 009:2010, Отраслевыми нормативными документами, штатными расписаниями предприятий определенной отрасли (ей) экономической деятельности с учетом принципов формирования названий должностей (профессиональных названий работ).

Все разделы стандарта, начиная с первого (включая приложения), имеют общую сквозную нумерацию страниц. Нумерацию страниц проставляют арабскими цифрами в правом нижнем углу на нечетных и в левом нижнем углу на четных страницах стандарта.

Оформление страниц стандартов - согласно схеме:

Четные страницы Нечетные страницы

СВО ЛНУ__-12   СВО ЛНУ__-12
     
Т Е К С Т   Т Е К С Т
     
номер страницы   номер страницы

«2. Нормативные ссылки»

Содержание раздела является обязательным для разработчиков. Раздел обязательно дополняется разработчиками, если в ОКХ есть ссылки на любые другие нормативно-правовые документы (например, отраслевого или иного характера).

«3. Определения»

Этот раздел содержит определения, необходимые для уточнения или установления сроков, которые представлены в стандарте. При необходимости раздел может быть дополнен разработчиками ОКХ на основе дополнительных нормативно-правовых документов.

«Раздел 4. Обозначения и сокращения»

В разделе представлены сокращения названий видов и классов задач деятельности, видов и уровней сформированности умений. При необходимости раздел может быть дополнен разработчиками ОКХ.

«Раздел 5. Компетенцией по решению проблем
и задач социальной деятельности,
инструментальных и общенаучных задач»

Требования к социально значимых свойств и качеств выпускника высшего учебного заведения приводятся в таблице Приложения В в виде перечня компетенций по решению определенных проблем и задач социальной деятельности и системы умений, которая является отражением наличия этих способностей. При этом способность - это сочетание генетической предрасположенности человека (способности) и приобретенной в процессе обучения и профессиональной подготовки способности (готовности) к определенной продуктивной деятельности.

Социальная деятельность рассматривается в широком смысле, но за исключением составляющей деятельности, связанной с сугубо профессиональной сферой и описание которой представлен в таблице Приложения Б. То есть, если таблица Приложения Б является формализованным описанием (моделью) профессиональной деятельности специалиста, таблица Приложения В является формализованным описанием (моделью) личности, готовой к решению сложных проблем и задач настоящего и прогнозируемого будущего на определенном уровне, которого требует высшее образование.

Примечание. Особое внимание следует уделять компетенциям, обеспечивающих способность специалиста к рефлексии собственных действий, анализа и отбора информации, синтеза знаний и умений для достижения цели деятельности. Такие компетенции должны быть сформированы у выпускника вуза во время усвоения, в основном, фундаментальной части содержания обучения - знаний относительно объективных законов гармоничного развития природы и человечества, методологий деятельности, средств и стратегий достижения цели деятельности и т.п.. Эти компетенции в рамках морального и экологического императивов, с приоритетом принципов устойчивого развития общества, должны обеспечивать способность лица получать, обрабатывать и осознавать информацию, необходимую для осуществления социальной деятельности (в том числе - профессиональной), определять технологию формирования индивидуальной деятельности и обеспечивать ее безопасность и эффективность.

При формировании ОКХ магистра необходимо уделить внимание способностям специалиста выполнять профессиональные задачи и обязанности инновационного характера (способностям осуществлять инновационную деятельность).

При формировании ОКХ младшего специалиста или бакалавра в таблицу Приложения Б обязательно включается содержательная часть по гуманитарной, социально-экономической и экологической образования и образования по безопасности жизни и деятельности человека, которая предоставлена ​​в приложении к письму МОН Украины от 19.06.2002 г. № 1/9-307.

 

«Глава 6. Производственные функции, типичные задачи деятельности и компетенции
по решению типовых задач профессиональной деятельности»

На первом этапе осуществляется подготовительная работа: согласно выпусками ДКХПП, ДК 009:2010 и ДК 003:2010 необходимо определить наименование отрасли, название и код вида экономической деятельности. Затем необходимо определить название отраслевого (ых) министерства или ведомства и название отрасли, где может быть использована работа выпускника вуза. Например:

- отрасль - Д «Обрабатывающая промышленность»;

- вид экономической деятельности - Д ДА 15.10.0 «Производство мяса и субпродуктов»;

- отраслевое министерство - «Министерство аграрной политики Украины»;

- подотрасль - «Мясная промышленность».

Примечание. Для большинства профессий (направлений и специальностей) определяется только одна отрасль и один вид экономической деятельности, кроме профессий профессионалов и специалистов, которые являются общими для всех видов экономической деятельности. Перечень таких профессий предоставлен в выпуске ДК 009: 2010.

С учетом опыта подготовки специалистов данного направления и требований (обязательно) как со стороны существующих моделей деятельности и квалификационных характеристик должностей, изложенные в соответствующих выпусках ДКХПП, так и с учетом прогноза деятельности, указывается полный перечень объектов или предметов деятельности (труда), с которыми связана деятельность специалиста (системы, элементы систем и т.п.). Для этого нужно определить первичные должности, которые может занимать специалист после окончания вуза, а также определить его производственные функции (должностные обязанности) в соответствии с нормативными документами (квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих, должностные инструкции отраслевых министерств и ведомств и т.д.). При рассмотрении каждого из должностных обязанностей необходимо определить логическую последовательность их выполнения, что в свою очередь определяет соответствующую и конкретную структуру деятельности специалиста.

Затем, на основе анализа производственных функций специалиста и с учетом перечня объектов (или предметов) его труда, устанавливается структура его профессиональной деятельности (труда), которая включает:

- субъект деятельности;

- продукт труда (конечный результат, цель труда);

- предмет, на который направлена ​​работа специалиста (материал, механизм, природный объект, человек и т.п.);

- средства труда (машины, механизмы, другие орудия труда);

- процедуры (способы) труда (технология, процесс деятельности, организация и т.д.);

- условия, в которых совершается труд специалиста.

При установлении структуры труда необходимо также учитывать результаты прогноза профессиональных и социально важных задач деятельности, которые в будущем выполнять выпускник вуза в своей практической деятельности на уровне компетенции, требуется.

Описание деятельности выпускника вуза на первичной должности должен отражать среднесрочный прогноз изменений этой деятельности. Только в таком случае ОКХ может стать полноценным документом для проектирования содержания обучения и дать точные ориентиры для формирования структуры и содержания ОПП.

Прогнозирования деятельности специалистов осуществляется путем определения структуры проблем прогресса, которые они должны решать в будущей деятельности. Содержание проблем определяют, исходя из результатов научных исследований и практики производства. Также надо заметить, что те проблемы, которые стоят сегодня перед организациями целом, перед их руководством, со временем выходят на уровень исполнителей в виде конкретных задач деятельности.

На основе анализа процедур деятельности в структуре труда специалиста устанавливается перечень типов профессиональной деятельности, обобщается в перечень производственных функций.

Типы профессиональной деятельности определяются через конкретные виды работ. Например:

- планирования,

- анализ,

- координация и согласование,

- расчеты и т.д..

Тип деятельности фиксирует технологию деятельности, но без учета процессуальной последовательности. Производственная функция обобщает типы деятельности с точки зрения связи этой деятельности с деятельностью производственно-технологической структуры. Она содержит цели и результаты данной деятельности, определяемых структурой производства.

Соответствующие производственные функции и их номера заносятся в таблицу приложения Б. Рекомендуется использовать следующий перечень функций и их номеров:

1. Исследовательская - Функция, которую направлен на сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по направлению работы.

2. Проектировочная (проектно-конструкторская) - функция, которую направлено на осуществление целенаправленной последовательности действий по синтезу систем или отдельных их составляющих, разработка документации, которая необходима для осуществления и использования объектов и процессов (конструирование является отдельным процессом проектирования, заключается в обосновании решений по принципу действия и конструкции объектов, разработки документации на их изготовление).

3. Организационная - функция направлена ​​на упорядочение структуры и взаимодействия составляющих элементов системы с целью повышения эффективности использования ресурсов и времени(Отдельным процессом организации деятельности можно считать планирования - Временное упорядочение выполнения работ, т.е. обоснование их последовательности, продолжительности и сроков выполнения).

4. Управленческая - функция направлена ​​на достижение поставленной цели, обеспечения устойчивого функционирования и развития систем благодаря информационному обмену (к специалисту информационные потоки поступают через обратные связи, к объекту управления - в виде директивных решений).

5. Технологическая - функция направлена ​​на воплощение поставленной цели известными алгоритмами, есть специалист выступает как структурный элемент (звено) определенной технологии.

6. Контрольная - функция направлена ​​на осуществление контроля в пределах своей профессиональной деятельности в объеме должностных обязанностей.

7. Прогностическая - функция, которая позволяет на основе анализа осуществлять прогнозирование в профессиональной деятельности.

8. Техническая - функция направлена ​​на выполнение технических работ в профессиональной деятельности.

На основе анализа структуры профессиональной деятельности специалиста, перечень предметов его профессионального труда и совокупности производственных функций выполняет специалист на основных должностях или выполнение которых прогнозируется в будущем, необходимо установить перечень типовых задач, которые ему нужно уметь решать, и вид задачи деятельности, к которому каждая из них отнесена. Перечень задач подается в таблице приложения Б.

Примечание. Необходимо, чтобы в названии каждой типовой задачи деятельности были обязательно отражены обобщенные процедура и продукт деятельности специалиста. При формулировке названий типовых задач деятельности (а, впоследствии, и определений содержания умений и названий содержательных модулей) нужно использовать профессиональную терминологию, которая присуща определенной профессиональной сфере и предоставлена ​​в соответствующих стандартах профессиональной терминологии. Использованные стандарты профессиональной терминологии должны необходимо отметить во второй главе образовательно-квалификационной характеристики - «Нормативные ссылки». В дальнейшем, использованы термины должны входить в систему учебных элементов, которая предоставляется в СВО ЛНУ___-12 «Стандарт высшего образования Львовского национального университета имени Ивана Франко. Средства диагностики качества высшего образования».

Примеры названий типовых задач деятельности:

- Организация действий с целью предупреждения или уменьшения уровня вероятного повреждения;

- Составление описания растительности;

- Проведения генетических исследований биологического объекта.

Каждой задаче предоставляется шифр, в нем указываются его вид и класс, к которым он принадлежит. При определении классов задач объем массивов информации, использует специалист при решении задачи определенного класса, устанавливается по экспертной оценке.

Задачи, относящиеся к классу стереотипных задач деятельности, характеризуются «жесткими» структурами труда специалиста.

Диагностические задачи деятельности предусматривают свободный выбор специалистом типичных составляющих структуры труда, должны соответствовать определенным особенностям производственной или социальной ситуации.

Задачам, принадлежащие к классу эвристических, частично присущие признаки задач, связанных с научным творчеством.

Шифры типовых задач деятельности формируются следующим образом. Сначала указывается номер производственной функции (по перечню, предоставленному выше). Затем через точку буквами указывается вид задачи: ПФ - Профессиональная, СВ - Социально-производственная, СП - Социально-бытовая. Далее, через точку, буквой указывается класс, к которому она относится: С - Стереотипная, Д - Диагностическая, Е - Эвристическая. Затем через точку указывается ее сквозной для данной производственной функции порядковый номер. Например, стереотипные и диагностические социально-производственные задачи, присущие технологической производственной функции - 5. СВ.С.01, 5. СВ.С.02, 5. СВ.Д.03 т.п.; эвристические профессиональные задачи, присущие проектировочной производственной функции - 2. ПФ.Е.04, 2. ПФ.Е.05, 2. ПФ.Д.06 и тому подобное.

При формировании ОКХ бакалавра, специалиста или магистра необходимо, чтобы перечни функций и типовых задач деятельности полнее отражали все этапы цикла существования обобщенного объекта деятельности специалиста[5]. При этом следует учитывать, что после этапа ликвидации объекта деятельности возможен, если возникает необходимость, этап создания нового объекта деятельности с такими же или усовершенствованными, или с совершенно новыми свойствами или качествами.

Однако не все объекты деятельности обладают указанные этапы существования. Так, объектам деятельности материальной сферы производства (станки, оборудование, машины, механизмы и т.д.) присущи все указанные выше этапы существования. В других отраслях (экономика, наука, культура) указанные этапы существования могут иметь также другие названия, например, «эксплуатация» - выставка произведений живописи, музыкальных произведений, демонстрация кинофильмов и т.д., «восстановление» - реставрация произведений живописи, усовершенствования исполнение музыкальных произведений, восстановление кинофильмов и так далее. В некоторых случаях цикл существования объекта деятельности может и не содержать отдельных этапов. Например, «утилизация произведений музыкального искусства» нет смысла.

На основе анализа содержания типовых задач деятельности и содержания производственных функций формируется система умений и компетенций (таблица приложения Б), которые необходимы специалисту для решения типовых задач, к уровню сформированности каждой из них. Этим формализуются приемы и средства деятельности, с помощью которых непосредственно решается проблемная ситуация.

Примечание. Любая деятельность осуществляется благодаря множеству взаимосвязанных действий - единиц деятельности, не разлагаются на более мелкие, в результате которого достигается конкретная осознанная цель деятельности (продукт деятельности). В каждом действии отделяют ее ориентировочную, исполнительную и контрольную часть.

Система умений формируется на основе анализа содержания каждой из типовых задач деятельности специалиста с учетом класса, к которому определенная задача принадлежит. В определении содержания каждого умения и соответственно компетенции необходимо обязательно отражать все компоненты структуры деятельности специалиста. Определяя содержание компетенции, следует уделять внимание ступени обобщения структуры деятельности: с одной стороны, не допускать слишком детализированного описания деятельности (т.е. пооперационного, на уровне описания каждого действия), с другой - в дальнейшем лишиться возможности диагностировать уровень сформированности компетенции простыми средствами, или проверять готовность лица к определенной деятельности на основе определения уровня сформированности ориентировочных основ действий.

Примеры определений содержания обучения (в скобках подаются названия соответствующих компонент структуры деятельности специалиста):

«Бухгалтер (субъект деятельности) Должен уметь, работая в составе группы специалистов или лично (условия деятельности), используя нормативно-учетную документацию (предмет деятельности), С помощью оборудования автоматизированного рабочего места (средства деятельности) Формировать (процедура деятельности) Бухгалтерскую отчетность (продукт деятельности)».

При определении умений не обязательно указывать субъект деятельности («специалист должен уметь...»). Допускается начинать определения из описания предмета деятельности («используя... уметь рассчитывать...» и т.д.).

Каждом конкретном умению из системы умений предоставляется свой шифр, в котором указывается вид и уровень сформированности компетенции.

Примечание. Вид и класс задач деятельности и вид и уровень сформированности умений в дальнейшем найдет свое отражение при разработке учебного плана (графика учебного процесса, видов и форм учебных занятий и внутреннего контроля), программ учебных дисциплин, средств диагностики: требований к содержанию квалификационных (дипломных) работ (проектов), фонда комплексных квалификационных заданий и тестов (принцип обеспечения диагностических свойств ОКХ).

При определении вида компетенции используется общая классификация, согласно которой они делятся по:

- характером предмета или орудия труда (естественные или искусственные объекты, знаки и знаковые системы, замещающих эти объекты);

- способом выполнения действия (практическое или умственное выполнения операций с объектом или знаком, его замещающее).

Умственные компетенции или навыки используются при решении задач, ориентированных на способность мыслить, умение делать выводы и принимать своевременные обоснованные важные решения.

Практические компетенции или навыки используются в основном при решении задач, ориентированных на психомоторную деятельность и регламентированы алгоритмы деятельности.

Компетенции или навыки можно свести к умений и навыков для выполнения соответствующих действий, а именно: предметно-практических, предметно-мыслительных, знаково-практических, знаково-мыслительных.

Вид компетенции связано с содержанием задачи, выполнение которой требует этой компетенции.

Учитывая, что компетенции формируются в учебном процессе, виды и содержание умений предопределяют содержание обучения (в виде содержательных модулей ОПП), а также выбор тех или иных форм, методов и средств обучения. Все это обуславливает распределение учебного времени, объем учебных дисциплин и форм государственной аттестации, должны быть приведены в соответствующих нормативных документах.

Заметим, что компетенции формируют посредством деятельности, в том числе деятельности обучения. Последнюю необходимо организовать таким образом, чтобы формирование умений опиралось на соответствующие знания.

Примечание. При формировании ОКХ младшего специалиста или бакалавра в таблицу Приложения Б обязательно включается содержательная часть по вопросам безопасности жизни и деятельности человека и охраны труда, представленной в приложении к письму МОН Украины от 19.06.2002 г. № 1/9-307.

«Глава 7. Предварительный образовательной или (и) образовательно-квалификационный уровень
и требования к профессиональному отбору абитуриентов»

В разделе определяют предыдущий образовательной или (и) образовательно-квалификационный уровень абитуриентов. В этом разделе обязательно должны быть изложены требования к отбору абитуриентов со ссылкой на соответствующие нормативные документы (если они существуют). Требования должны включать:

- требования к способностям и подготовленности абитуриентов в виде системы знаний, на основе которых осуществлять усвоения содержания обучения в вузе;

- психологические свойства и качества личности, которые противопоказаны для выбранной профессиональной деятельности.

В разделе также можно указать дополнительные требования к специальным способностей, возрастных или иных ограничений, опыта предыдущей практической деятельности и т.д.. Использованы нормативно-правовые и нормативные документы необходимо отметить во втором разделе стандарта - «Нормативные ссылки».

«Глава 8. Требования к государственной аттестации лиц,
которые учатся в высших учебных заведениях»

В разделе приводят требования к государственной аттестации выпускников вузов по установлению фактического соответствия уровня образования и профессиональной подготовки требованиям ОКХ.

Наряду с общим текстом этого раздела разработчики должны отразить особые (отраслевые) требования к аттестации выпускников вузов (в п. 8.3) со ссылкой на соответствующие нормативные документы. Использованы документы необходимо отметить во втором разделе стандарта - «Нормативные ссылки».

Этот раздел заполняют разработчики, если отсутствует ГСВО.

«Глава 9. Требования к системе образования и профессиональной подготовки»

В этом разделе на основании действующих нормативных актов приводят сведения об особых (отраслевые) требования к системе образования и профессиональной подготовки. Использованы нормативные документы отмечают во втором разделе стандарта - «Нормативные ссылки».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.