Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неживые системы




1.1. Статические структуры, называемые остовами.

1.2. Простые динамические структуры с заданным движением, присущие окружающему нас физическому миру. Эти системы называются часовыми ме­ханизмами.

1.3. Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи, называемые термостатами.

2. Живые системы

2.1. Открытые системы с самосохраняемой структурой. Уровень клеток— это первая ступень, на которой возможно разделение на живое и неживое.

2.2. Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию, например растения.

2.3. Живые организмы с более развитой способностью воспринимать ин­формацию, но не обладающие «самосознанием». К категориям данного уров­ня относятся животные.

2.4. Люди, характеризуемые самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением.

2.5. Социальные системы и социальные организации.

2.6. Трансцендентные системы, или системы, лежащие в настоящий мо­мент вне нашего познания [14].

Аналогично могут быть построены и другие виды иерархии, основанные на понятии сложности. Для того чтобы показать пе­реход от систем с ручным управлением к автоматизированным системам, использовалось понятие уровней механизации. Систе­мы на наивысших уровнях обладают не только свойством само­регулирования, но и способностью к адаптации и познанию. Люди и группы людей были рассмотрены как различной сложности системы обработки информации. Аналогично уровни интеграции человека, зависящие от его функций обра­ботки информации, могут быть использованы для объяснения и анализа сущности его умственной работы

Ранее отмечалась способность систем адаптироваться к изменениям. В этой связи теория предлагает различные инструменты достижения устойчивости систем. Теория устойчивости социальных систем включает понятия адаптации и равновесия, гомеостаза и гомеокинеза, энтропии и информации, самоорганизации и управления. Теория выделяет несколько типов (моделей) адаптации и несколько типов равновесия.(табл.1.2.3.)

 

 

Таблица 1.2.3.

Классификация типов адаптации и равновесия как структурных элементов теории устойчивости.

Элементы теории устойчивости Типы Содержание
Адаптация кратковременная приспособленческая реакция, не приводящая к эволюции системы
  долговременная приспособленческая реакция, приводящая к эволюции системы
  структурная (модификация структуры не ведет к изменению функциональных свойств системы) внешняя (стимулы находятся во внешней среде); внутренняя(возмущения локализованы в объекте); по Дарвину (система реагирует на изменения путем модификации объекта); по Зингеру(система реагирует на изменения путем модификации своего окружения)
  функциональная модификация структуры ведет к изменению функциональных свойств системы
Равновесие энтропийное состояние, в которое система приходит за счет разрушения структуры
  гомеостатическое структура сохраняется, несмотря на имеющиеся изменения
  морфогенетическое (свойственное живым системам) возмущения подавляются за счет внутренней перестройки структуры и нового роста

Гомеостаз и гомеокинез представляют собой состояния динамического равновесия системы (гомеостаз) или динамического неравновесия (гомеокинез), при этом соотношение отрицательной и положительной обратной связи таково, что существует результатирующая отрицательная обратная связь и, как следствие этого, затухание колебаний в системе. Возникающее в результате этого гомеокинетическое плато, представляет собой область действия отрицательной обратной связи и является основным признаком назначения системы управления. Любое действие системы управления влияет на границы (пороги) гомеокинетического плато или области устойчивости.

Поэтому:

1.Основная линия поведения системы управления по достижению устойчивости должна учитывать экологический подход (не навреди!). Он очерчивает основные рамки допустимого вмешательства человека, который объективно сводится к принципу минимизации вероятности неудачи в противовес максимизации вероятности успеха, что позволяет получить уверенность в минимизации неожиданных и пагубных последствий вместо восхищения возможными успехами, вероятность которых недостаточно предсказуема.

2.Управление большими системами следует рассматривать как удержание системы в области устойчивого равновесия, при котором опасно как недостаточное управление, так и чрезмерное. Для этого управляющая система должна обладать тремя качествами:

· иметь высокое быстродействие;

· точный набор возможных действий;

· возможность производить ответные действия не ниже скорости работы объекта управления.

Алгоритмическое представление процесса создания системы управления на кибернетических принципах содержит следующие шаги (по С. Биру):

· уровень 1 - горизонтальная ось управления позволяет каждому функциональному подразделению действовать автономно, без ожидания информации от руководства и передачи информации руководству;

· уровень 2 - устанавливает взаимосвязи подразделений;

· уровень 3 - обеспечивает внутренний гомеостаз (устойчивость) за счет оптимизации деятельности предприятия по отношению к его общим целям, используя при этом модель затраты - эффективность;

· уровень 4 - обеспечивает внешний гомеостаз за счет сбора и обработки информации о внешнем мире для принятия наилучшего решения по сбыту продукции и капиталовложениям;

· уровень 5 - обеспечивает формирование долгосрочной политики за счет формулирования и проверки на «моделях будущего» перспективные стратегии предприятия.

 

Вопросы для закрепления учебного материала.

Впишите пропущенные слова в следующих ниже предложениях
Система - это нечто ____________, чем простая _______ ее частей.
2.Представление о предприятии как о «живой» системе позволяет:  
3. Представление о предприятии как о «мягкой» системе позволяет:  
4. Представление о предприятии как об «открытой» системе позволяет:  
6. Представление о предприятии как о «сложно организованной» системе позволяет:
7. Представление о предприятии как о «целеустремленной» системе позволяет:
Какими тремя качествами должна обладать система управления, чтобы обеспечивать устойчивость предприятия:

Задание по закреплению учебного материала.

1. Измерьте степень сложности и неопределенности, используя данные таблицы

Явление исходные данные исчислите количествен-ное значение степени сложности, неопределен-ности и изменчивости
Сложность число элементов = 4 разнообразие связей между ними = 5  
Неопределен-ность число альтернатив = 8    
Изменчивость Число изменений = 14. Число сообщений, в которых получены сведения о том, что отклонение превышает предел допустимого отклонения = 7. Число решений = 7.  

 

Пользуясь материалами темы впишите названия элементов моделей, равное количеству указанных в них номеров.

А. 1. 2 3

4 5

1 2 3

Б. 4 5

 

В. Объедините модели А и Б.

: 4

1 2 3

6

9 8

7

 

Г. Усложните систему управления.

1 2 3 4

5 6

7

8 9

       
   

 


13 12 11 10

Глава 1.3. Предприятие как формальная организация и объект управления.

1. Предприятия как формальные организации.

2. Внешние и внутренние факторы (переменные) предприятия как формальной организации.

3.Организационно - правовые формы предприятий: классификация, преимущества и выбор формы.

4. Крупные сетевые форматы розничной торговли.

5. Функиональное назначение и задачи оптовой торговли.

 

1.Предприятия как формальные организации.

Существуют вполне явные естественные причины объединения людей в формальные организации:

* ограниченность индивидуальных ресурсов отдельного человека;

* значение и роль узкоспециализированных знаний;

* сложность технологий и производимых продуктов.

Сила организации.

Организация как явление проявляется в форме свойства частей системы обнаруживать стремление к взаимодействию.

Она является такой характеристикой системы, которая не тождественна сложности структуры. Организация предполагает наличие целенаправленного поведения, мотивов и вполне определенных характеристик поведения. Последнее требует неизбежного наложения ограничений на разнообразие поведения частей системы в рамках одного целого (пример простейших ограничений - Правила внутреннего распорядка). В результате организации возникают отдельные функции у частей системы (подразделений предприятия), выполнение которых и позволяет получить такой общий результат, который никогда не смогут достигать его отдельные части самостоятельно.

Аккофф определяет организацию как «час­тично самоуправляемую систему», наделенную следующими ха­рактеристиками.

1. Сущность. Организации являются системами типа «человек — машина».

2. Структура. Система должна обладать способностью вы­бирать направления деятельности, ответственность за которую может быть распределена между элементами системы на осно­ве их функций (торговля, производство, проведение расчетов и т. д.), местоположения или других признаков.

3. Коммуникация. Коммуникация играет важную роль в оп­ределении поведения и взаимодействия подсистем в организации.

4. Выбор решений. Участники должны распределить между собой задачи и соответствующие направления деятельности.

Явление эмерджентности. Организации обладают особым свойством, которое не присуще ее составным элементам. Это явление известно очень давно. По выражению Гегеля, целое есть нечто большее, чем простая сумма его частей.

Наличие у системы таких свойств, которые не присущи составляющим ее элементам, свидетельствует о существовании явления эмерджентности.

К эмерджентности относится всякий эффект взаимосвязи и взаимодействия, не симметричный по отношению к локальным эффектам. Эмерджентность возникает благодаря отношению организации как стремлению к взаимодействию тех элементов, которые заинтересованы в получении эмерджентных эффектов. Утрированно это явление можно записать так: 2 + 2 > 4!

Эмерджентные эффекты формальной организации как системы.

· «эффект группы» - объединения индивидуальных ресурсов и способностей заинтересованных лиц (членов-учредителей и членов-участников);

· «эффект масштаба» - экономия на масштабе производства;

· «эффект обучения групповой самоорганизации» - следствие итеративности и интерактивности групповой работы.

Критерии формальной организации. Для того, чтобы отличить формальную организацию от неформального объединения достаточно одного критерия или ответа на вопрос: существует ли формальный договор по поводу создания организации и участия в ней его членов. Если такой договор существует (например, устав и индивидуальные договора о членстве), то такая организация является формальной. Однако для формальной организации важным является и другой критерий, который определяет степень стремления к участию в формальной организации: наличие общей цели, которая может быть привлекательной для всех членов организации, в результате чего они согласны принять на себя обязательства, оговариваемые формальным договором. Учитывая то обстоятельство, что организация возникает при условии наличия двух и более ее членов, то число ее критериев равняется трем:

1. два и более членов (количественный критерий);

2. наличие общей цели, определяющий назначение организации и основное условие объединения (содержательный критерий);

3. намерение членов достигать ее цели на основе формального договора (правовая составляющая).

Если первые два критерия присущи и неформальным организациям, то третий характерен только для формальных организаций и подчеркивает значение формального договора как сознательно принятого и юридически обязывающего документа. Для членов-учредителей таким документом является Устав, а для остальных членов (членов-участников) - индивидуальный трудовой договор или контракт.

2.Внешние и внутренние факторы (переменные) предприятия как формальной организации.

Понятие внешней и внутренней среды.

Среда или окружение возникает в силу появления ограниченного числа объектов при включении их в любую материальную систему, в связи с чем возникают границы системы. Все, что находится за границами объекта наблюдения (управления) относится к внешней среде. В этом отношении термин внутренняя среда употребляется как все, что находится внутри границ системы.

В менеджменте к факторам внешней среды принято относить: законодательство, потребителей, конкурентов, поставщиков, экономическую конъюнктуру, профсоюзы, политическую ситуацию, технологию, международную обстановку, природный и социокультурный фактор. В процессе функционирования организации граница между ней и средой может заметно деформироваться. Так, например, если обнаруживается более тесная взаимосвязь между организацией и каким-либо фактором внешней среды в форме функциональной взаимозависимости, то следует включить данный параметр в состав ее переменных. В этом случае границы предприятия расширяются.

Если влияние организации на среду настолько мало, что не может оказать нужного ему воздействия, то в этом случае наблюдается доминирование среды. В реальности сила влияния разнообразных факторов (переменных) среды на организацию и наоборот различна. Например, организация не может сильно влиять на такой фактор внешней среды как законодательство, но может оказывать очень сильное влияние на такой фактор, как поставщики, и менее сильное - на потребителей.

Факторы внутренней среды.

К факторам внутренней среды относятся: цели организации, задачи, типы технологий, персонал, стуктура организации.

Цели организации. Цели предприятия представляют собой важный консолидирующий и мотивирующий фактор внутренней среды. Они придают основной смысл существованию предприятия, системе участия в нем его членов, побуждающий менеджмент и персонал к активному действию по их достижению. Цели представляют собой необходимое условие целенаправленного (точнее сказать, целеустремленного) поведения.

Задачи - это цели для подразделений организации, которые выполняются заранее оговоренным и точным образом. Они всегда конкретны по времени (срокам) и способам выполнения, а также обязательны в выполнении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.