Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальный пример шкалирования




Последовательность измерения.

Чтобы построить шкалу нужно выполнить ряд последовательных действий:

· определить свойства или признаки свойств, которые непосредственно измеряются (их может быть один или больше);

· прошкалировать каждый признак (самым простым примером шкалирования является разбиение его на две части - низкая степень и высокая степень);

· назначить номера классам и содержательно охарактеризовать класс, а затем приписать классам числа.

Пример шкалирования (разработки шкалы) приведен ниже в табл. 2.4.2., в котором используется постепенный переход от слабых (строки 1-3) к более сильным шкалам (строки 4 и 5).

 

 

Таблица 2.4.2.

1 нравится не нравится        
  сильно   слабо     слабо   сильно    
очень сильно   сильно     слабо   очень слабо   очень слабо   слабо     сильно   очень сильно  
4 8         -2 -4   -6 -8  
5 8                    

 

Таким образом, здесь наблюдается переход от шкалы наименований (строка 1, где имеются только 2 класса), к шкале порядковой (строки 2 и 3, где имеется порядок, но еще не существует чисел), а затем к интервальной (строка 4, где ноль относительный) и шкале отношений (строка 5, где ноль абсолютный).

Таблица 2.4.3.

Другой пример шкалирования

Количественные значения и интенсивность относительной важности Содержательное определение предпочтения
  Равная важность
  Умеренное (легкое) превосходство
  Заметно существенное превосходство
  Значительное превосходство
  Очень сильное превосходство

 

Движение в шкалировании идет от номинальной (или шкалы наименований) к порядковой шкале, а затем к интервальной шкале или шкале отношений. При этом «сила» измерения возрастает, а самая «сильная» шкала - шкала отношений.

Измерение можно представить как иерархию моделей. Наблюдатель проводит измерение по следующим шагам: определение задачи, наблюдение, гипотеза, эксперимент, проведенные измерения, принятие или непринятие гипотезы.

4. Измерение свойств и признаков результативности формальной организации. Измеряемые признаки результативности функционирующего предприятия:

· основные, сопряженные и побочные, желательные и не желательные;

· действенность, производительность, экономичность, прибыльность, качество, качество трудовой жизни.

Основные результаты - это те, ради которых создается формальная организация и осуществляется работа. Они выражаются в форме целей и задач.

Сопряженные и побочные - это те результаты, которые сопутствуют основному, но могут быть как желательными (прибавляются к основному), так и не желательными (вычитаются из основного).

Пример измерения показателей результативности предприятия по Д.С.Синку приводится в таблице 4.1.4.

Таблица 4.1.4.

Свойства результативности и ее измеряемые признаки

Критерии измерения Отношение измеряемых признаков
1.Действенность или эффективность Индексы, показывающие степень достижения цели (норм) в одном периоде по сравнению с другим периодом
2. Экономичность Ресурсы, подлежащие потреблению/Ресурсы, фактически потребленные
3. Качество* Произведен и доставлен ли продукт так, как было задумано и требовалось; удовлетворен ли покупатель товаром; будет ли товар выполнять то, для чего он предназначен
4. Прибыльность Чистый доход (после вычета налогов)/0бъем продаж; Чистый доход/Совокупные активы; Чистый доход/ Собственный капитал
5.Производитель-ность Надлежащая продукция/Фактически потребленные ресурсы
6. Качество трудовой жизни Могут измеряться как индексы, интегрирующие ответы персонала на вопросы о состоянии дел по перечисленным аспектам
7. Внедрение новшеств В строгом смысле количественное измерение пока не применяется

5. Проблемы управления, возникающие в связи с измерением. Трудности измерения: проблема языка как средства коммуникации, детализации исходных данных, стандартизации условий измерения, точности измерения. Содержание затруднений приводятся в таблице 4.1.5.

Таблица 4.1.5.

Содержание затруднений, имеющихся в измерении.

Трудности измерения Содержание затруднений
Языка проблема включает в себя не только нахождение количественных результатов, но и способ их передачи или как следует выразить результаты измерения, чтобы донести их до других; количественные результаты мы можем получить с помощью кем то разработанной шкалы или разработать шкалу самостоятельно, но в любом случае самостоятельно существует проблема содержательной интерпретации количественного значения измеренного признака; таким образом, в начале, строя шкалу, мы идем от номеров к числам, а затем, интерпретируя полученные в результате измерения числа, мы идем в обратном направлении - от чисел к номерам.
Детализации какие исходные данные следует использовать применительно к стоящей задаче: содержательные (общие) или количественные (частные)
Стандартизации нахождение условий, при которых гарантируется правильность измерения
Точности как оценить отклонение, которое существует всегда, чтобы контролировать желаемые результаты

 

Иллюстрации проблем измерения сделаны ниже на рис. для случаев существования неясности и неопределенности.

Между неопределенностью и неясностью существует различие, которое должно учитываться в измерении для ситуаций, а) когда хорошо описанное событие может произойти, а может и не произойти, что означает наличие неопределенности; б) когда существует неточное описание и плохое определение события, что означает наличие неясности. Поэтому статистика и теория вероятностей являются языком неопределенности, а теория размытых множеств - языком неясности.

Размытые множества: идея экспертных оценок, при которых вес важности назначается в некоторых границах, например при важности в 6 баллов максимальное значение может быть 8, а минимальное - 5. В результате мы получаем три кривых или три точки, а выбор эксперта зависит от степени его склонности к риску

 


мах риск

 
 


медиана

 

мин риск

 

 

 
 

 


Рис. 4.1.2. Графическое выражение функции принадлежности теории размытых множеств.

 

Симплекс метод: оптимум находится в многограннике АВСDE

 

       
 
   
 


A

 


E

 
 


B

 
 


C

D

 
 


Рис. 4.1.3. Графическое выражение оптимума при 5 переменных.

 

Метод наименьших квадратов: кривая отражает наименьшую степень среднеарифметических или среднеквадратических отклонений каждого значения исследуемого множества от ближайшей точке на кривой.

 
 

 

 

 


Рис. 4.1.4. Графическое выражение метода наименьших квадратов.

Задание для самостоятельной работы.

1. Постройте интервальную шкалу и шкалу отношений, используя для этого подготовленный ниже рисунок.

   
       
               
               
               

2. Перечислите шаги построения шкалы наименований, а также постройте ее одному и двум признакам.

 

 

Вопросы для самопроверки (впишите пропущенные слова)

1. Измерение предшествует ____________________.
2.Измерение представляет собой выражение свойств с помощью _________ и/или _____________.
3.Существует ________шкалы измерения.
4.Самая «слабая» шкала называется шкала ________________.
5. Самая «сильная» шкала называется шкала ________________.
6.Для того, чтобы отличить номер от числа используется правило _______________.
7. В чем состоит значение чисел как инструмента измерения:  

 

 

Глава 2.5. Процесс принятия решений.

1. Пространство решений.

2. Процесс принятия решений в целом.

3. Обнаружение, идентификация и классификация проблем.

4. Наработка альтернатив.

5. Техники принятия решения.

6. Согласование и утверждение решения.

 

1. Пространство (поле) решений представляет собой инструмент структурирования процесса поиска вариантов. В классической форме представление о поле решений возникает взаимодействие трех переменных:

· поле альтернатив, для которых характерна высокая степень стремления, но относительно низкая степень доступности;

· поле альтернатив, для которых характерна сравнительно не высокая степень стремления, но относительно высокая степень доступности;

· поле альтернатив, которые легитимны с общественной точки зрения.

На рисунке 2.5.1. ниже изображено взаимодействие трех этих полей.

 

 

 

 

Рис.2.5.1. Компромисс желаний и возможностей и роль рамочных условий в его достижении. [17]

 

На рисунке 4.2.1. существует 6 плоскостей, которые отражают взаимосвязь трех элементов: желаний (хочу), возможностей (могу) и общественных условий (рамочные условия):

1 - хочу, но не могу;

2 - могу, но не хочу;

3 - хочу и не запрещено, но не могу;

4 - могу и не запрещено, но не хочу;

5 - хочу и могу, но запрещено (криминальное поле);

6 - хочу, могу и не запрещено.

Плоскости под номерами 5 и 6 представляет собой поле компромисса и возможных альтернатив и решений, которые могут быть реализованы на практике, но при условии отсутствия внутреннего и внешнего противодействия.

Предприятие заинтересовано в том, чтобы поле 6 было достаточно большим с точки зрения количества альтернатив, что одновременно означает сужение поля 5 - поля запретов, нарушение которых порождает административную и даже уголовную ответственность.

К полю решений можно применить классификацию, предложенную Брейбруком и Линдбломом, которые построили ее по двум признакам: степени изменений, которые могут быть достигнуты с помощью решений, и степени понимания ситуации относительно той области, которую регулирует решение.(рис.2.5.2.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.