Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Характеристика периода




Киевский период. 1054 — 1169.

И отчинно-родовых отношений. 1054—1242.

Время вечевого порядка

Единство Русской земли.

1. Внутренняя история России за это время определялась взаимо­действием двух сил: населения и княжеской семьи (потомства Влади­мира Великого) — это преимущественно время вечевой деятельности и отчинно-родовых отношений. И там и тут наблюдаются два течения, диаметрально противоположные и враждебные одно другому: одно еще не заглохшее, другое — окончательно еще не восторжествовавшее

2 Племя и область. Ко времени Ярослава Мудрого племена, как таковые, с разобщенностью и односторонне-местными интересами, ис­чезают. Люди выползли из своего провинциального угла, выглянули на свет Божий и впервые почувствовали, что на этом свете существуют силы не только разъединяющие, отталкивающие, но и объединяющие, центростремительные. Племенная жизнь сменилась областною. Давно уже замечено, что со второй половины XI века наша летопись перестает упоминать о дреговичах, северянах или древлянах — вместо них она знает земли: Волынскую, Черниговскую, Киевскую, Смоленскую и др Однако это еще не значит, что племенное чувство окончательно замер­ло. Нет. Что оно еще не погасло, об этом можно судить по тому, что князья в своих спорах и домогательствах, отторгая один у другого ту или иную область, еще нередко находят себе желанную точку опоры именно в неизжитом чувстве племенной отчужденности местного насе­ления. «Ты наш князь, ты наш Владимир, ты наш Мстислав» — так приветствовали новгородцы Изяслава II, иными словами: наш — пото­му что твой дед и отец оставили по себе среди нас светлую память, дей­ствовали к выгоде Новгорода, последние же далеко не всегда сходились с выгодами и интересами других русских областей. С другой стороны, те же князья самими спорами своими, опираясь на единство рода и на представление о русской земле как об общем родовом наследии, тем самым приучали население видеть в собственной области неотделимую часть единой и общей для всех родины.

3. Отчина и род. Гораздо ярче и сильнее противоречия жизни выступают в междукняжеских отношениях. Идея «Лествичного Вое-


Курс Русской истории. Глава вторая


105


хождения», как наследие недавней старины, продолжает в начале периода оставаться руководящим началом при распределении столов между князьями и при переходе их со стола на стол, при сыновьях Ярослава Мудрого идея эта еще, безусловно, главенствует Зато в следующем поколении, при внуках, принцип отчины властно заявит свои права и начнет все настойчивее и успешнее глушить идею Ле-ствицы. Борьба этих двух начал, с постоянным перевесом в пользу отчины, проходит яркой полосою в течение всей второй половины Киевского периода (1097—1169).

4. В истории внешней главным фактором были половцы. Сношения с Византией продолжают быть оживленными, но существенно меняют свой характер: военные экспедиции и вторжения в Греческую землю прекратились совершенно; торговые сношения все чаще и чаще на­талкивались из-за половцев на большие затруднения; зато новая, христианская Русь вступает в деятельные сношения с греческою Цер­ковью и обогащает себя, непосредственно или через Болгарию, про­изведениями ее духовных писателей.

5. Таким образом, основное содержание Киевского периода сво­дится к: а) княжеским усобицам; б) борьбе со Степью и в) церков-но-литературному общению с Византией. Последнее, впрочем, не яв­ляется особенностью исключительно одного Киевского периода- ду­ховное общение с Византией можно проследить и в последующие периоды русской истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.