КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI. Русская Правда
1. Русская Правда не есть свод законов. Своды законов: а) оп ределяют положение, права и обязанности лиц и общественных классов, отношение общества к государству, стараясь охватить более или менее все стороны общественной и государственной жизни (государственная власть, управление, суд, классы и сословия, семья, собст- См. Приложения. X? 20: «Политический строй Древней Руси в домонгольский период». Курс Русской истории. Глава вторая 111 венность, договоры и обязательства); б) обыкновенно они возникают в зрелую пору народной жизни, когда общество уже успело прочно сложиться, а государственная власть — окрепла и обладает достаточ ным авторитетом и внешними средствами, чтобы осуществить свои предначертания. Таковы, например, Уложения царя Алексея Михайловича, Кодекс Наполеона, Свод законов, составленный Сперанским в царствование императора Николая I. Таковым сводом Русская Правда не была. Это «ряд сборников, составленных частными лицами из княжеских уставов, обычного права и частью — византийских источ ников». (Вл.-Буданов) 2. Что такое Русская Правда! Русская Правда выросла из более скромных, чем Уложение, потребностей: предотвратить столкновения и распри и, во имя правосудия, определить наказания за совершенный проступок. Русская Правда есть простой судебник — сборник правил о том, «как вести суд, какое наказание назначать за преступление, как узнать, совершено или не совершено преступление» (Бестужев-Рюмин) 3. Двоякие цели Русской Правды, наказать преступление и оградить имущественные интересы. Под первым она понимает: убийство, нанесение ран, побои, увечья, самоуправство, разбой, кражу. Вторые — связаны с наследством, займами, отдачей денег в рост, кредитом, куплей и продажей. Предупредить преступление, исправить преступника — Правде до этого нет дела; ей бы только материально наказать за матери альный ущерб, нанесенный преступником. И чем чувствительнее ущерб, тем строже взыскание: за отсеченную руку — 40 гривен, за отсеченный палец — 60 кун, за корову — 40, за теленка или овцу — 5 кун.1 Не заботясь о предупреждении преступлений, Русская Правда не проявляет почина и в их преследовании* это дело потерпевшего, он сам должен отыскать преступника, сам производить следствие, сам позаботиться найти свидетелей и доставить их на суд 4. Смешение уголовных преступлений с гражданскими Русская Гривна содержала 25 кун В Киевский период гривна весила одну Е. Ф. Шмурло его влечет за собою общественный штраф, а не денежный выкуп (12 гривен); за укрывательство беглого раба виновный, кроме возвращения раба его господину, платит 3 гривны уголовной продажи в пользу князя» (Вл.-Буданов). 5. Смертная казнь существовала, но применялась редко; она была противна духу русского народа и более широкое применение нашла себе значительно позже, под влиянием византийского права и татарских обычаев. Недаром Владимир Великий ввел казнь для разбойников только по настоянию греческих епископов, указавших ему, что князь поставлен «на казнь злым и на милование добрым» «Боюсь греха», мотивировал Владимир свое нежелание. Мономах в Поучении к детям советует им: «ни сами не убивайте, ни другим не приказывайте убивать, хотя бы виновный и заслуживал смерть». Еще в XIII в., уже при татарах, Серапион, епископ Владимирский (ум. 1275 г.), восставал против убийства волхвов, которых винили в тогдашних общественных бедствиях, а двести лет спустя русские нравы огрубеют настолько, что новгородский архиепископ Геннадий станет советовать великому князю Ивану III для искоренения ереси жидовствующих руководиться примером короля испанского Фердинанда Католика, который как раз тогда учредил инквизицию и сжигал еретиков на костре. 6. Источники Русской Правды. Главным образом, обычное право, также: княжеские распоряжения и судебная практика; отчасти византийское право. 7. Две редакции. В первоначальном своем виде Русская Правда возникла при Ярославе Мудром; позже, при сыновьях и внуках его, она была дополнена и подверглась некоторым изменениям. На этих изменениях сказалось смягчающее влияние христианства. На первоначальной редакции еще лежит отпечаток грубой языческой поры так, например, за убийство полагается кровная месть, составляющая в те врехМена нравственный долг родственников убитого (сравн. месть Ольги древлянам за смерть Игоря). Век Владимира Мономаха уже не допускает кровной мести: она заменена денежным штрафом, так называемой вирою. Начинают различать и самое убийство: строже карается убийство умышленное, слабее — случайное: в драке или в ссоре 8. Аналогичные памятники Западной Европы. Это так называемые Варварские законы (Leges Barbarorum): Lex Antiqua Wisigohorum, Pactus Alemannorum, Edictus Longobardorum и др. Происхождение их в основе одинаково с Русской Правдой: и здесь источником служили обычное право и практика королевского суда, а содержанием служили, главным образом, область преступления и наказания. И русско-славянский, и германо-романские памятники одинаково вводили в жизнь новые представления о праве, создавали новые нормы общественных отношений, «неизвестные вовсе родовой эпохе; культурное же значение их столь же высокое, как и церковного права, и переводов священных книг» (Леонтович). Курс Русской истории. Глава вторая 113 Два существенных отличия Варварских законов от Русской Правды: 1) латинский язык, не народный германский; 2) применялись законы не ко всему населению данной местности, а только к германцам-завоевателям; население же завоеванное судилось по особым законам: Leges Romanae.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |