Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XI. Деятели Киевского периода




Со смертью Ярослава Мудрого история, по выражению Карамзина, вводит нас «в дремучий лес, в котором легко заблудиться с риском Не выбраться из него обратно» — так много действующих лиц, так Перепутаны события Сцена, на которой развертываются исторические


126


Е. Ф. Шмурло


события, всегда переполнена; все там в движении, все волнуется, ничего устойчивого; ни у кого нет прочного, определенного места, какой-то калейдоскоп быстро сменяющихся событий брат оспаривает власть у брата, племянник у дяди, близкие и дальние родственники заключают союзы, чтобы действовать совместно против таких же близких и дальних. В людях много жестокого, грубого, но немало и доблестного, честного, живого ума. Горизонт не широкий; идея госу­дарственности еще не вышла из детских пеленок. И какое разнообразие характеров! Какое различие в моральном мериле!

Вот Давид Игоревич, только что (1097), вместе с другими давший присягу довольствоваться своим княжеством, не искать чужой зем­ли, — а он уже зарится на соседнюю область и, чтоб легче раздобыть ее, приказывает вероломно схватить своего двоюродного племянника Василька и ослепить его. Или этот самый Василько, слепой, до конца жизни (1124) водит свои войска против половцев и энергично бьется с ними, как и раньше, бывши зрячим. Вот Олег Святославич, про­званный Гориславичем: его отец, хотя и умер на великокняжеском Киевском столе, но он достиг его незаконным путем, согнав своего старшего брата Изяслава (1073—1076); грубое нарушение родовой этики кладет печать отвержения на сына, тем более, что Олегу не смыть позора постоянной дружбы с врагами родины — половцами В самом деле, кто всего чаще наводил их на Русскую землю? Из-за кого чаще обычного русские села и города пылали и подвергались разграблению? Путь к Киеву морально отрезан Олегу; хотя он и старший из оставшихся двоюродных братьев, но должен уступить дорогу младшему, Владимиру Мономаху (1113) — такова воля киев­ского веча.

Далее, вот другой вероломный князь, Владимирко Галицкий: когда ему напомнили, что он нарушил присягу, что он клялся на крест, то он с насмешкой отговаривается: «а что может сделать мне этот ма­ленький крестик?» А вот другой Давид, смоленский, сын Ростислава бурную жизнь свою он заканчивает в монастыре и в монашеской одежде ищет примирения с Богом, прощения своим грехам.

Целой головой выше своих современников стоит Владимир Мо­номах, и не только потому, что он, как мы видели, неутомимый борец с ненавистными половцами, горячий защитник родной земли, но и по своим моральным качествам и совершенствам.

1. Как человек, Владимир не безупречен он не всегда умел избежать соблазна заплатить дань порокам своего века: на его совести лежит разгром города Минска, взятого «на щит»; вероломное убийство двух половецких ханов, в противность данному обещанию пощадить их жизнь, но все это единичные пятна, лишний раз доказывавшие не­совершенство человеческой натуры вообще, так как их с избытком покрывают положительные свойства Мономаха. Недаром современ­ник-летописец после смерти Владимира наделяет его такими лестными


Курс Русской истории. Глава вторая



эпитетами, как бы подводя итог его деятельности на земле: «брато-дюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю».

2. Прежде всего это человек полный энергии и неутомимой дея­
тельности.
Его хватало на все* на войну и дела внутреннего распо­
рядка, на охоту и домашнее хозяйство, на думу с дружиной и на
молитву. Вся его долгая жизнь (1053— 1125) прошла в движении и
работе, с той самой поры, когда отец послал его, еще 13-летним
мальчиком, в Ростов через землю вятичей Смоленск, Польша, Чеш­
ский Лес, Туров, Полоцк, Чернигов, вятичи, Волынь, Минск, поло­
вецкие степи — этапы его походной жизни. Он совершил на своем
веку 83 больших похода и поездки, а сколько более мелких — и
припомнить не мог. Неутомимый охотник,, он собственноручно ловил
и вязал диких коней; бесстрашный, неоднократно подвергал опасности
свою жизнь: тур метал его на рога, олень бодал, лось топтал ногами,
вепрь оторвал у него меч, висевший на боку, медведь кусал, а лютый
зверь валил вместе с конем. Находил время Владимир следить и за
порядком домашним: он сам держал ловчий наряд, сам смотрел за
конюшней, за соколами и ястребами.

3. Владимир не по имени только христианин: образец благочестия,
он милостив даже к врагам; действия его проникнуты чувством любви
к ближнему; защитник слабых, он содействует торжеству правды над
несправедливостью; он учит соблюдать крестное целование и не каз­
нить смертью, даже если бы человек был виновен и заслуживал ее,
»дабы не погубить души христианской», поясняет он

4. Его христианство — деятельное Владимир не сторонник от­
шельнической жизни, истязания плоти иноческие подвиги, в его
глазах, отнюдь не единственный путь ко спасению; сам он предпочитает
покаяние, слезы и милость: этих трех добрых дел достаточно, чтобы
спастись от грехов и заслужить царство небесное, даже не покидая
мира: «молю вы ся, не забывайте трех дел тех: не бо суть тяжка,
ни одиночьство (т. е. отшельничество), ни чернечьство (т е мона­
шество), ни голод (т. е. изнурение себя постом), яко инии добрии
терпят, но малым делом улучити милость Божью» {Поучение детям)

5. Он был блюстителем тех устоев, на которых держался родовой порядок, и самою деятельностью своею воспитывал князей, старших И младших, в сознании, что они составляют одну общую семью Он Уважал права старшинства, требовал наказания во имя нарушенной Правды, мирил враждующих и умел направить деятельность князей На достижение целей более достойных, чем их постоянные «которы» (ссоры) — на борьбу со Степью. Старший, великий князь только в Последние 13 лет своей жизни, он еще на положении младшего стал Моральным вождем княжеской семьи.

6. Владимир уже обрисовался перед нами (см. выше), как неуто­ лимый борец с половцами, как защитник Русской земли от половецких Пабегов. Многократными походами в Степь он достиг того, что силы


128


Е. Ф. Шмурло


ее были надломлены, и Южная окраина, хотя на время, свободно вздохнула. Если он 19 раз заключал мир с половцами, значит 19 раз принимался воевать с ними. Еще при жизни отца (до 1093 г.) он имел 12 удачных битв с ними — все это были заслуги перед родиной, которых она не могла не ценить.

7. Мономаху присуща идея родины, блага общественного. Его
двоюродный брат, Олег Святославич, оставил по себе в памяти на­
родной горькую славу: ради личных выгод он пользовался услугами
половцев и хладнокровно смотрел, как те, будучи призваны им,
грабили и разоряли Русскую землю. Другой двоюродный брат, великий
князь Святополк II Изяславич, человек корыстный, пользовался влас­
тью для личного обогащения, к явному ущербу народного благосо­
стояния. Не то Владимир. Он понимает, где должен быть предел
личному интересу, и для него ясно, что благо общее выше личного.
«Добра хочу братии и Русской Земле», говорил он, и этою мыслью
руководился в своей жизни.

8. Наконец, Мономах не только деятельный князь-правитель, воин,
неутомимый охотник, заботливый хозяин; не только благочестивый
христианин, убежденный блюститель родовых устоев жизни, верный
сын своей родины — у него сильно развиты также и духовные ин
тересы:
он образованный, начитанный человек; он хорошо знаком с
содержанием Псалтири, с Притчами Соломона, с творениями Василия
Великого («Шестоднев»); потребности духа породили и его «Поучение
детям». Заурядному человеку, если бы его мысль работала в области
одних только повседневных явлений, не пришло бы на ум взяться
за перо и предложить целую кошницу житейской мудрости и обще­
ственной морали, — результат жизненного опыта и «ума холодных
наблюдений». Вот некоторые мысли Владимира Мономаха из области
практических советов:

«Ради Бога, не ленитесь, дети мои; покаянием, слезами и молитвой вы легко победите врага нашего, дьявола. Просите Бога о прощении грехов со слезами, и не только в церкви, но и дома, ложась спать Сидите ли вы на коне или ни с кем не разговариваете, — вместо того, чтобы думать о пустяках, повторяйте беспрестанно: «Господи, помилуй!», если других молитв не умеете: эта молитва лучше всех. Не забывайте убогих, кормите сироту; прежде чем целовать крест, братье, подумайте предварительно, будете ли в состоянии сдержать свою клятву; но, раз поцеловав, берегитесь, чтобы не погубить своей души. Старых чтите, как отцев, молодых, как братью. В доме своем не ленитесь, за всем присматривайте сами, не полагайтесь ни на управляющего, ни на слугу. На войне не надейтесь на воевод, сами наряжайте стражу; ложась спать, не снимайте оружия. Объезжая свои земли, не позволяйте своим спутникам обижать жителей; чтите гостя, откуда бы он ни пришел к вам, будь это простой или знатный человек, или посол. Если не можете чем иным одарить его, то угостите хоро-


Курс Русской истории. Глава вторая



шенько: странствуя они разносят по всем землям хорошую или дурную славу о человеке»

9. «Около его имени вращаются почти все важные события русской
истории во второй половине XI и в первой четверти XII века. Этот
человек может по справедливости назваться представителем своего
времени. За ним в истории останется то великое значение, что,
вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими своекорыстными
целями, еще почти не понимая святости права и договора, один
Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него
силы Русской земли» (Костомаров).

10. «Мономах принадлежит к тем великим историческим деятелям,
которые являются в самые бедственные времена для поддержания
общества и своею высокою личностью умеют сообщить блеск и прелесть
самому дурному общественному организму. Мономах вовсе не при­
надлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед,
разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это
было лицо с характером чисто охранительным, и только. Мономах
не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не
хотел изменить существующий порядок вещей; но высокими личными
доблестями, строгим исполнением своих обязанностей прикрывал не­
достатки существующего порядка вещей, делал его не только сносным
для народа, но даже способным удовлетворить его общественным
потребностям. Тогдашнее общество требовало прежде всего от князя,
чтоб он свято исполнял свои семейные обязанности, не которовался
с братнею, мирил враждебных родичей, вносил мудрыми советами
наряд в семью — Мономах во время злой вражды между братьями
заслужил название братолюбца, умными советами и решительностью
отвращал гибельные следствия княжеских котор, крепко держал в
руке узел семейного союза. Новообращенное общество требовало от
князя добродетелей христианских — Мономах отличался необыкно­
венным благочестием. Общество требовало от князя строгого право­
судия — Владимир сам наблюдал над судом, чтоб не давать сильным
губить слабых. В то время, когда другие князья играли клятвою, на
слово Мономаха можно было положиться. Когда другие князья по­
зволяли себе невоздержание и всякого рода насилия — Мономах от­
личался чистотою нравов и строгим соблюдением интересов народа.
Общество больше всего ненавидело в князе корыстолюбие — Мономах
всего больше им гнушался. Новорожденное европейскохристианское
общество, окруженное варварами, требовало от князя неутомимой
воинской деятельности — Мономах почти всю жизнь не сходил с
коня, стоял на страже Русской земли: в каком краю была опасность,
там был и Мономах, «добрый страдалец за Русскую землю» Если
Мы, отдаленные веками от этого лица, чувствуем невольное благого­
вение, рассматривая высокую его деятельность, то как же должны




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.