КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XI. Деятели Киевского периода
Со смертью Ярослава Мудрого история, по выражению Карамзина, вводит нас «в дремучий лес, в котором легко заблудиться с риском Не выбраться из него обратно» — так много действующих лиц, так Перепутаны события Сцена, на которой развертываются исторические 126 Е. Ф. Шмурло события, всегда переполнена; все там в движении, все волнуется, ничего устойчивого; ни у кого нет прочного, определенного места, какой-то калейдоскоп быстро сменяющихся событий брат оспаривает власть у брата, племянник у дяди, близкие и дальние родственники заключают союзы, чтобы действовать совместно против таких же близких и дальних. В людях много жестокого, грубого, но немало и доблестного, честного, живого ума. Горизонт не широкий; идея государственности еще не вышла из детских пеленок. И какое разнообразие характеров! Какое различие в моральном мериле! Вот Давид Игоревич, только что (1097), вместе с другими давший присягу довольствоваться своим княжеством, не искать чужой земли, — а он уже зарится на соседнюю область и, чтоб легче раздобыть ее, приказывает вероломно схватить своего двоюродного племянника Василька и ослепить его. Или этот самый Василько, слепой, до конца жизни (1124) водит свои войска против половцев и энергично бьется с ними, как и раньше, бывши зрячим. Вот Олег Святославич, прозванный Гориславичем: его отец, хотя и умер на великокняжеском Киевском столе, но он достиг его незаконным путем, согнав своего старшего брата Изяслава (1073—1076); грубое нарушение родовой этики кладет печать отвержения на сына, тем более, что Олегу не смыть позора постоянной дружбы с врагами родины — половцами В самом деле, кто всего чаще наводил их на Русскую землю? Из-за кого чаще обычного русские села и города пылали и подвергались разграблению? Путь к Киеву морально отрезан Олегу; хотя он и старший из оставшихся двоюродных братьев, но должен уступить дорогу младшему, Владимиру Мономаху (1113) — такова воля киевского веча. Далее, вот другой вероломный князь, Владимирко Галицкий: когда ему напомнили, что он нарушил присягу, что он клялся на крест, то он с насмешкой отговаривается: «а что может сделать мне этот маленький крестик?» А вот другой Давид, смоленский, сын Ростислава бурную жизнь свою он заканчивает в монастыре и в монашеской одежде ищет примирения с Богом, прощения своим грехам. Целой головой выше своих современников стоит Владимир Мономах, и не только потому, что он, как мы видели, неутомимый борец с ненавистными половцами, горячий защитник родной земли, но и по своим моральным качествам и совершенствам. 1. Как человек, Владимир не безупречен он не всегда умел избежать соблазна заплатить дань порокам своего века: на его совести лежит разгром города Минска, взятого «на щит»; вероломное убийство двух половецких ханов, в противность данному обещанию пощадить их жизнь, но все это единичные пятна, лишний раз доказывавшие несовершенство человеческой натуры вообще, так как их с избытком покрывают положительные свойства Мономаха. Недаром современник-летописец после смерти Владимира наделяет его такими лестными Курс Русской истории. Глава вторая эпитетами, как бы подводя итог его деятельности на земле: «брато-дюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю». 2. Прежде всего это человек полный энергии и неутомимой дея 3. Владимир не по имени только христианин: образец благочестия, 4. Его христианство — деятельное Владимир не сторонник от 5. Он был блюстителем тех устоев, на которых держался родовой порядок, и самою деятельностью своею воспитывал князей, старших И младших, в сознании, что они составляют одну общую семью Он Уважал права старшинства, требовал наказания во имя нарушенной Правды, мирил враждующих и умел направить деятельность князей На достижение целей более достойных, чем их постоянные «которы» (ссоры) — на борьбу со Степью. Старший, великий князь только в Последние 13 лет своей жизни, он еще на положении младшего стал Моральным вождем княжеской семьи. 6. Владимир уже обрисовался перед нами (см. выше), как неуто лимый борец с половцами, как защитник Русской земли от половецких Пабегов. Многократными походами в Степь он достиг того, что силы 128 Е. Ф. Шмурло ее были надломлены, и Южная окраина, хотя на время, свободно вздохнула. Если он 19 раз заключал мир с половцами, значит 19 раз принимался воевать с ними. Еще при жизни отца (до 1093 г.) он имел 12 удачных битв с ними — все это были заслуги перед родиной, которых она не могла не ценить. 7. Мономаху присуща идея родины, блага общественного. Его 8. Наконец, Мономах не только деятельный князь-правитель, воин, «Ради Бога, не ленитесь, дети мои; покаянием, слезами и молитвой вы легко победите врага нашего, дьявола. Просите Бога о прощении грехов со слезами, и не только в церкви, но и дома, ложась спать Сидите ли вы на коне или ни с кем не разговариваете, — вместо того, чтобы думать о пустяках, повторяйте беспрестанно: «Господи, помилуй!», если других молитв не умеете: эта молитва лучше всех. Не забывайте убогих, кормите сироту; прежде чем целовать крест, братье, подумайте предварительно, будете ли в состоянии сдержать свою клятву; но, раз поцеловав, берегитесь, чтобы не погубить своей души. Старых чтите, как отцев, молодых, как братью. В доме своем не ленитесь, за всем присматривайте сами, не полагайтесь ни на управляющего, ни на слугу. На войне не надейтесь на воевод, сами наряжайте стражу; ложась спать, не снимайте оружия. Объезжая свои земли, не позволяйте своим спутникам обижать жителей; чтите гостя, откуда бы он ни пришел к вам, будь это простой или знатный человек, или посол. Если не можете чем иным одарить его, то угостите хоро- Курс Русской истории. Глава вторая шенько: странствуя они разносят по всем землям хорошую или дурную славу о человеке» 9. «Около его имени вращаются почти все важные события русской 10. «Мономах принадлежит к тем великим историческим деятелям,
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |