Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Ф. Шмурло. Даясдымих шагом и всячески затрудняли общение с посторонними лицами




Даясдымих шагом и всячески затрудняли общение с посторонними лицами.

Цорча русского языка.

Насколько татарский язык внедрился в обиход русской речи, служа, кроме того, посредником еще и для других слов восточного Происхождения (персидских, тюркских), можно судить по нижесле­дующим примерам, которые все же далеко не исчерпывают всего материала, ставшего достоянием русского словаря

1) Бытовые: артель — толмач — ханжа (от хаджи* паломник, побывавший в Мекке) — киса (сундук) — калита (кошель) - тюфяк — буерак — магарыч — ясак (дань) — ям (почтовая стан­ ция) — якшаться (от якши' хорошо) — набат.

2) Одежда: армяк — азям — бешмет — зипун — чекмень ~ жупан, чепан — кафтан — ферязь — малахай — сарафан — шарова­ры — колпак — кушак — халат.

3) Обувь: башмак — ичиги.

4) Ткани: камка — кармазин — обьярь — тафта — бязь — алта- баз — зорбаф.

5) Вооружение: куяк — мисюрка — еловец — саадак — барабан.

6) Обстановка военно-полевой жизни: кош — кошевой - бога­
тырь — есаул — ясырь (пленник) — бунчук — караул — вьюн - хо­
мут — аркан — чепрак — буран.

7) Драгоценные камни: алмаз — бисер — жемчуг — топаз -
яхонт — яшма.

8) Торговля: базар — барыш — аршин — товар — алтын — день­ га — казна — тамга — пай (т. е. доля).

9) Строения: амбар — чердак — сарай.

10) Города: Касимов — Тула (в честь ханши Тайдулы) — Тюмень

11) Огород: бакча - арбуз

Просвещение.

1. Упадок просвещения. Волна татарского нашествия 1237- 1240 гг. вместе с городами, селами и их населением, смела также и культуру, значительную часть того духовного богатства, что русские люди с таким трудом взращивали и накапливали за прежние века в Развалинах лежали церкви, монастыри; закрылись основанные при Них и без того немногочисленные училища; погибли иконы, церковная Утварь, — плоды зарождавшегося русского искусства; много всякого Р°Да книг, богослужебных, поучительных и светского содержания, сгорело в пожарах, бессмысленно уничтожено и развеяно по ветру Церкви и монастыри были теми культурными уголками, где немногие Л1оДИ, единичные личности с любовью собирали рукописи и книги, Менявшие им нынешние наши библиотеки, где они искали умственной ПиЩи и, взамен, сами вносили духовный вклад в общее дело просве-




щения и образования. И чем количественно меньше было на Руси такого накопленного богатства (а его, действительно, было вообще немного), тем драгоценнее было оно, тем чувствительней и невозна-градимей сказывалась его утрата. С разгромом культурных уголков не только гибнул запас духовного богатства — труднее стало восста­ навливать утраченное: повсюду сказывался недостаток в средствах, в людях, подготовленных к культурной работе; татарщина же, та ду­ ховная атмосфера, в какой пришлось жить русскому человеку на протяжении двух с половиной веков, ослабила в нем и самый импульс т. е. самую потребность и побуждение к такому восстановлению

2 Западная Европа и Московская Русь — два особых мира В XV в. вся Западная Европа переживала блестящие годы Возрож­ дения; там в эту пору совершался один из тех величайших умственных переворотов, которые составляют эпоху в жизни человечества, — и хоть бы какой живой отголосок его донесся до Московской Руси! Хоть бы малейший краешек истины раскрылся перед нею! Московская Русь ничего не знала ни о Саванароле и Гусе, ни о Медичах, ни о гуманистах, ни о политических теориях Макиавелли. Когда же Максим Грек вздумал было приоткрыть немного ту завесу, что скрывала от русского человека чуждый ему мир, то слова его прозвучали чем-то диким и уродливым и стоили ему долгих лет заключения.

Не знала Московская Русь Запада; но и Запад тоже не знал ее ему приходилось «открывать Америку» не только за Атлантическим океаном. В I486 году из Германии ко двору Ивана III приехал рыцарь Поппель и заверял, будто там о Московском государстве имеют настолько смутное представление, что считают великого князя Ивана вассалом польского короля. Поппель, несомненно, преувеличивал, и даже всего вероятнее, просто соврал для красного словца, и все же не только в конце XV века, но и много позже, в начале XVII столетия, «далекая Московия» для многих в Европе все еще оставалась далекою- книга Маржерета о России, выпущенная в свет в 1607 году, явилась настоящим открытием для французского читателя, который впервые по этой книге составил себе хоть некоторое, сколько-нибудь ясное представление о Московском государстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.