Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование мышления и формализация теории мышления




Для кибернетики типичен такой подход к объяснению какого-либо явления, когда оно рассматривается как неизбежный ре­зультат действий и взаимодействий точно определенных механиз­мов, причем последние представляются как более простые, нежели само объясняемое явление13. В работах того направления кибер­нетики, которое получило у нас известность как нейрокибернетика14 (т. е. изучение характерных структурных особенностей нерв­ной системы человека, закономерностей функционирования моз­га в процессе решения сложных задач, моделирования мозга), элементарными процессами, механизмами интеллектуального по­ведения объявляются определенные физиологические процессы в центральной нервной системе. Именно в недрах этого направле­ния работ зародилось и оформилось как самостоятельное погра­ничное направление моделирование мыслительной деятельности.

Первоначально моделирование интеллектуальной деятельнос­ти не выступало как самостоятельное направление, а было вклю­чено в моделирование поведения живых организмов в лабиринте. Среди работ этого цикла (У.Р. Эшби15, Грея Уолтера16 и др.) особый интерес представляют для нас модели К. Шеннона17 и то направление моделирования деятельности живых организмов, ко­торое связано с созданием класса моделей, обозначаемых как «играющие машины». Именно при работе в этой области кибер­нетики начинали сознавать необходимость уделять внимание пси­хическим свойствам живых организмов и, в частности, мыш­лению. Однако при моделировании поведения живых орга­низмов подход к интеллектуальной деятельности был в целом сугубо бихевиористический. Собственно, от бихевиоризма был взят термин «решение задачи» (problem solving), которое пони­малось как результативное поведение в проблемной ситуации. Поведение в лабиринте надолго остается основной моделью дея­тельности при решении задач, в том числе мыслительных. Имен­но в этой связи возникает подход к решению задачи как перебору всех возможных вариантов ее решения.

________________________

12 У.Р. Эшби. Схема усилителя мыслительных способностей.— Сб. «Автоматы». М., 1956.

13 W.R. Ashbу. An introduction to cybernetics. London, 1956.

14 С.Н. Брайнес, А.В. Напалков, В.Б. Свечинский. Нейрокибернетика. М., 1962.

16 W.R. Аshbу. Design for a brain. New York, 1960 (Second Edition).

16 G. Waller. The living brain. London, 1953.

17 С.Е. Shannon. Game playing machines. — «Journal of Franklin Insti­tute», 1955, v. 260, N 6.

 

Переход к анализу реального хода решения задачи, изучение процессов, обеспечивающих избирательность деятельности чело­века, поиск приемов сокращения числа проб, сравнительное изу­чение деятельности человека и математической модели реше­ния—эти исследования шли рука об руку с отходом кибернети­ков от теории «черного ящика» и переходом к содержательному анализу мыслительной деятельности.

Программирование мыслительной деятельности не может совпадать с программированием работы устройства, копирующего мозг человека. Алгоритм работы мозга и алгоритм работы чело­века при решении мыслительной задачи, конечно, разные явле­ния18. Однако нейрокибернетика, безусловно, представляет собой шаг вперед по пути научного объяснения мыслительной деятель­ности человека. Исследования в этой области подвели киберне­тиков вплотную к работе и в области программирования. Тем са­мым было положено начало отходу кибернетиков от чисто бихе­виористского понимания мыслительной деятельности человека.

________________________

18 Эти вопросы были подробнее освещены в другой работе автора (см. А.В. Напалков, М.И. Бобнева. Анализ информационных процессов мозга человека — «Вопросы психологии», 1962, № 6). При изучении алгоритмов работы мозга человека мы рассматриваем мозг как «вычислительную ма­шину», перерабатывающую информацию. При анализе алгоритмов деятельно­сти человека должны быть учтены сложные психологические закономерности. Первое — область нейрокибернетиков, второе — психологов-программистов.

 

Ядром всех работ в области программирования мыслительной деятельности человека является вопрос о возможности полной формализации мыслительной деятельности.

Требовалось вычислить все существенные операции решения задач разного типа, выяснить точную последовательность этих операций при различных способах решения. Предполагалось, что, записав полученные данные в виде программы, можно ими­тировать при помощи электронной счетно-вычислительной маши­ны реальный ход мышления человека.

О целесообразности исследования мыслительной деятельно­сти человека с целью выявления оптимальных способов решения задач свидетельствуют результаты работ по созданию программ мыслительной деятельности. В этом отношении значительный интерес представляют исследования, произведенные группой американских ученых — Ньюэллом, Шоу, Саймоном19.

________________________

19 Указанными авторами опубликовано большое число работ, посвящен­ных этим вопросам. Отметим следующие работы: A. Newell and H.A. Si­mon. The Logic Theory Machine. — «IRE Trans. on Inf. Theory», 1956, v. IT-2, N 3; A. Newell and J.C. Shaw. Programming the Logic Theory Machine — «Proc. of the WJCC — IRE», 1957; A. Newell, J.C. Shaw, H.A. Simon. Empirical explorations of the Logic Theory Machine. — «Proc. Western Joint Computer Conference, IRE», Feb., 1957; Они же: Elements of a theory of human problem solving. — «Pfychol. Rev.», 1958, vol. 65, № 3; Они же: Chess-playing programms and the problem of complexity. — «Journ. Res. and Development (IBM)», 1958, v. 2, etc.

 

Работа, направленная на формализацию некоторых приемов и элементов деятельности человека при решении задач, связана с другим важным вопросом, который поднимают представители этого направления. Может ли быть создана формальная теория мышления, которая могла бы быть распространена и на область творческого мышления? Вот вопрос, от решения которого за­висит и то, какое место займет теория программирования в ки­бернетике, и то, какой вклад кибернетики могут внести в разви­тие психологической теории. Основное значение кибернетических работ данного цикла для психологии состоит в том, что именно в них впервые с необходимостью ставится вопрос о создании дедуктивной психологической теории. Хотя некоторые зарубеж­ные психологи (например, американский психолог Халл) вопрос о возможности построения дедуктивной психологии поднимали и раньше, но именно кибернетики поставили этот вопрос во гла­ву угла и именно здесь от его решения зависит практика моде­лирования и создания технических кибернетических систем. Это положение было достаточно четко сформулировано Ньюэллом, Шоу, Саймоном и другими представителями данного направле­ния, стремящимися создать формальную теорию мышления. Основные положения этого направления следующие.

Прежде всего мышление расчленяется на творческое мышле­ние и «решение задач». Затем создается формальная теория ре­шения задач. Выясняется возможность распространения этой теории на творческое мышление. Если буквальное перенесение невозможно, предпринимаются допустимые с точки зрения этой теории преобразования как самой теории, так и описания про­цессов творческого мышления. Затем опять делается попытка включить процессы творческого мышления в группу процессов, для которых действительна формальная теория решения задач.

В соответствии с принятой схематизацией исследователи занимаются, во-первых, формализацией приемов решения задач и, во-вторых, составлением эвристических программ, имитирующих процессы творческого мышления. В настоящее время, поскольку кибернетики заинтересованы в моделировании сложной, творче­ской деятельности, оба раздела выступают как этапы единой ра­боты. Однако различие этих программ существенно. Если рас­сматривать задачу, которую необходимо разрешить, как вход си­стемы, а решение как выход, то программы решения задачи мож­но оценить с точки зрения того, как связаны вход и выход систе­мы, насколько гарантировано получение правильного решения при работе системы по данной программе (М. Минский). При этом подходе можно выделить два класса программ: программы, которые гарантируют получение решения на выходе системы, и программы, которые могут обеспечить решение, но не с такой степенью необходимости, как первые. Точнее, в отношении про­граммы второго класса нельзя заранее с уверенностью сказать, что решение будет получено, или, наоборот, не будет получено. Первый класс программ определяют как алгоритмический, вто­рой — как эвристический.

В работах по формализации мыслительной деятельности сле­дует выделить два аспекта: практический (составление про­грамм конкретных кибернетических систем) и теоретический (выработка положений формальной теории мышления).

В настоящее время составляются лишь частные программы. Они обеспечивают решение задач лишь определенного типа, на­пример, задач символической логики, алгебраических уравнений, некоторых задач в области тригонометрии. Хотя они включают ряд правил и методов, общих для решения самых различных за­дач, однако для разработки точных программ или вариаций еди­ной программы для задач разного типа требуется еще огромная работа.

Теория решения задач, которая создается на основании изу­чения и создания действующих кибернетических систем, предпо­лагает выработку некоторых общих понятий. Таким понятием яв­ляется прежде всего понятие «задача» (problem). Задача, тре­бующая решения, представляется условно как лабиринт, и тогда ее решение рассматривается как поиск пути через лабиринт. Бо­лее поздняя абстракция, использованная Ньюэллом, Шоу и Саймоном20, представляет задачу как группу элементов (Р), причем требуется найти члена подгруппы (S), если Р имеет определен­ные свойства. Эта абстракция может быть использована в ряде задач. Простейший и наиболее яркий пример — поиск комбина­ции цифр на замке сейфа. В этом случае Р — все возможные комбинации цифр, а S — те частные комбинации, при которых сейф открывается (обычно изготовляются сейфы, в которых.S включает одну комбинацию).

________________________

20 А. Nеwеll, J.С. Shaw, H.A. Simon. The processes of creative thinking. — In: «Contemporary approaches to creative thinking». New York, 1963

 

Решение проблемы возможно и путем моментального опозна­ния члена S как необходимого решения, и путем длительной вы­работки различных комбинаций элементов группы Р и посте­пенной проверки их с целью установить, относятся ли они к группе S.

Этот подход, на первый взгляд, вырастает из бихевиористской теории «проб и ошибок», однако сами авторы подчеркивают, что они пришли к нему на основании анализа работы схемы. Конеч­но, теория «проб и ошибок» не могла не повлиять на формирова­ние рабочей гипотезы, принятой данным направлением, и на об­щий подход к процессам решения. Но, с другой стороны, то, что было слабостью метода «проб и ошибок», примененного к усло­виям работы человека, в какой-то степени стало положительной чертой кибернетических работ. По отношению к человеку теория «проб и ошибок» представляется большим упрощением и аб­стракцией. По отношению же к технической системе, созданной именно с целью имитировать какую-то частичную функцию че­ловека, какую-то абстрагированную способность (например, спо­собность наводить путь в лабиринте), использование этой теории правомерно.

Вопрос о соотношении работы кибернетических машин и творческого мышления человека, о моделировании творческого мышления, по мнению многих авторов, является одним из самых острых вопросов в рассматриваемой области.

Игнорируя определение психических процессов как естествен­ных, некоторые зарубежные кибернетики прямо переносят поня­тия «творческие процессы» и «механизмы психических процес­сов» в систему кибернетических понятий. При этом возникает дилемма: либо творческое мышление имеет механизмы, однотип­ные с механизмами, рассматриваемыми в кибернетике, либо оно — «божий дар», и механизировать его невозможно. Некото­рые кибернетики (например Минский, Маккарти) считают, что понятия «творческий» и «механизм процесса» несовместимы. Очевидно, что при этом описательный психологический термин «творческий» рассматривается как термин операционный, прямо указывающий на механизм осуществления процесса. Этот-то ме­ханизм кибернетики и не считают возможным имитировать. В результате появляется необходимость пересмотра понятий. В частности, многие кибернетики предпочитают говорить не о творческой деятельности, а об эвристической, или оговаривают­ся, что их область — «искусственное мышление» и что они не изучают мышление человека, и т. д. На это другие кибернети­ки21 весьма резонно замечают, что процесс творчества ничуть не проясняется от того, что мы связываем его с машиной.

________________________

21См. дискуссию, развернувшуюся на симпозиуме по моделированию ра­боты мозга (Symposium. The design of machine to simulate the behavior of the human brain. «Trans. IRE EC-5», N4, 1956).

 

В математической теории аналог явлению творчества кибер­нетики находят в необходимости (согласно теореме Геделя) пе­рехода от одной замкнутой системы понятий, логической систе­мы, к другой, более широкой, позволяющей решать вопросы, возникающие в первой и не решаемые в этой системе. Такое рас­ширение системы и связывание в новую систему, в целостное об­разование ранее разрозненных единиц признается и современ­ной психологической теорией как имеющее отношение к творче­скому мышлению. Следовательно, эта начальная позиция прием­лема для установления контакта психологии мышления и ки­бернетики.

Очевидно, что психологические исследования, вскрывающие подлинные механизмы творческого мышления, их своеобразие, выявляющие операционные структуры творческой деятельности человека, как и работы, в которых дается анализ и систематиза­ция операций и приемов этой деятельности, весьма актуальны и имеют большое значение для развития моделирования творческо­го мышления человека.

Среди зарубежных кибернетиков непререкаемым авторитетом в вопросах эвристики является Пойя22. Пойя определяет цель эвристики как исследование методов и правил осуществления открытия, изобретения. Эпитет «эвристический» Пойя определяет как «служащий для открытия» (service to discover). В силу уже отмеченной выше неудовлетворенности многих кибернетиков тер­мином «творческий», термин «эвристический», как более соот­ветствующий операционному подходу к процессам, получил ши­рокое распространение23.

________________________

22 G. Роlуa. How to solve it. Princeton, New Jersey Princeton Univer­sity Press, 1946 (Русский перевод: Д Пойя. Как решить задачу. М., 1959). Он же: Mathematics and plausible reasoning. Princeton University Press, i954 (русский перевод: Д Пойя. Математика и правдоподобные рассужде­ния. М., 1957).

23 См., например: М.L. Мinskу. Some methods of artificial intelligence and heuristics-programming. — In: «Mechanisation of thought processes», 1959, v. 1. London; J. McCarthy Programs with common sense. — In: «Mecha­nisation of thought processes», 1959, v. 1. London; R.J. Sоlomоnoff. An in­ductive inference machine. — «Convention Record, IRE», pt. 2, March 1957; H.A. Simоn and A. Newell. Heuristic problem solving. «Operational Rese­arch», 1958, v. 6, N 1; Т. Kilburn, R.L. Grimsdale, F.H. Sumner. Experiments in machine learning and thinking. — In: «Information Processing», Paris — Munchen — London, 1960.

 

При составлении эвристических программ кибернетики ис­пользуют в основном приемы и методы, описываемые и выявляе­мые психологами. Поскольку есть возможность описать работу человека, использующего те или иные методы решения задачи, как последовательность сменяющих друг друга операций, по­стольку есть возможность составить в этой области программу для кибернетической системы. Конечно, такая программа не будет еще сама по себе эвристической, но она может быть элемен­том, подпрограммой более сложной эвристической программы.

При работе в этом направлении кибернетики исходят из предположения, что есть возможность любой сложный вид деятельности представить как интеграцию более простых операций. В част­ности творческое мышление рассматривается как деятельность, разложимая, по сути дела, на простые элеметы: нетворческие операции, обычные приемы и методы решения задач. В этой свя­зи использование некоторых данных психологических исследова­ний, слишком схематичных и недостаточных в рамках психологи­ческой теории, оправданно и может быть эффективно в рамках работы по моделированию процессов мышления.

Возможно, что со временем многие данные современной психологии мышления будут более адекватны кибернетическим системам, моделирующим мышление, чем самому процессу мышления, который в свете новых психологических данных предстанет как более сложный. Конечно, это не означает, что возможно полное сведение такого сложного явления, как творческое мышление, к сумме более простых явлений и навыков, хотя некото­рые кибернетики и не замечают опасности соскользнуть на механистическую точку зрения.

Эвристические программы могут выступать как элементы сложных программ решения задач, например, в универсальных кибернетических устройствах. Поскольку эти системы в целом работают по алгоритмическим программам, то имеет смысл рассматривать составление этих программ как попытку найти алгоритм, пусть несовершенный, для решения задачи, для которой нет и не может быть «обычного» алгоритма. В этом плане рабо­ты по составлению эвристических программ представляют интерес для кибернетики и теории автоматов. С другой стороны, ана­лиз и систематизация приемов, методов, которые могут быть ис­пользованы при эвристическом решении задачи человеком, как и частные вопросы, которые возникают в этой области (например, вопрос о модели решения), представляют интерес для психоло­гии24.

________________________

24 Некоторые вопросы эвристического программирования были рассмотре­ны нами более подробно в статье: М.И. Бобнева. Эвристические програм­мы, «лабиринты» и некоторые проблемы психологии — «Вопросы психологии» 1964, № 5.

 

Задача, требующая эвристического решения, остается зада­чей, и эвристическую деятельность можно рассматривать как тип более общего вида деятельности — решения задач (problem-sol­ving). Некоторые методы решения задач, традиционные для бихевиористического подхода, привлекают внимание кибернетиков и используются в разрабатываемых программах. Следует при­знать, что эти программы являются приближениями сравнитель­но низкого порядка к деятельности человека. Поэтому использование схематических приемов решения, отражающих лишь ка­кую-то сторону деятельности человека, на начальном этапе раз­работки эвристических программ может иметь место.

Многие авторы, например, Шеннон, Ньюэлл, Бернстайн, Мин­ский, отмечают, что универсальным методом решения задачи, ко­торый может быть использован и в эвристических программах, является метод поиска и опробования возможных решений, ходов.

В рамках эвристических программ отмеченные методы могут быть полезны в том случае, если будет разумно ограничено чис­ло проб. При таком методе потенциально возможные ходы (про­бы) представляются наподобие ветвей дерева — эвристическое решение возникает в результате выбора наиболее «правдоподоб­ных» ходов25. Программы, основанные на определении «правдо­подобного» хода, используются в машинах для игры в шахматы, хотя и здесь выбор такого хода скорее только предполагается, чем происходит реально.

________________________

25 Некоторые авторы, например Минский, в качестве возможных элемен­тов эвристических программ рассматривают и другие методы решения проб­лем — постановку частных задач в ходе решения, замену более трудной зада­чи задачей в более близкой, более известной области, расчленение задачи на ряд последовательно связанных задач, а также методы постановки задач, более опосредствованно связанных с основной, «наводящих» задач, требую­щих методов, которые потом могут быть полезны для решения основной за дачи и т. д.

 

Определение правдоподобия того или иного хода (пробы) осуществляется лишь узкоспециализированным устройством и, очевидно, не может исходить от универсального устройства. С этой точки зрения саму специализацию системы можно рассматривать как шаг в направлении создания условий, благоприятных для осуществления выбора по правдоподобию.

Выявление элементов эвристических программ приводит нас к вопросу о сложности деятельности при решении человеком творческих задач. Эта сложность, в частности, проявляется в том, что необходима большая группа функций и способностей, прямо не определяемых как мыслительные, но лежащих в осно­ве такой деятельности. При моделировании мышления человека кибернетики сталкиваются с необходимостью предварительно овладеть моделированием различных способностей человека и различных видов его деятельности, обслуживающих деятельность мыслительную. Так, перед кибернетиками как самостоятельная задача выступает необходимость специально рассматривать те способности и виды человеческой деятельности, от которых в психологических исследованиях по проблемам мышления и творческого мышления мы, наоборот, вынуждены абстрагироваться, рассматривая их как естественные условия, как общие условия, а не как экспериментальные переменные.

Подчас анализ таких вспомогательных способностей перера­стает в самостоятельную область исследования. Такова пробле­ма моделирования деятельности по опознаванию образов (в ча­стности, проблема «образного мышления»). В рамках работы по составлению эвристических программ проблема опознавания об­разов машиной выступает перед нами всякий раз, когда мы го­ворим, что любой ход (проба) устраняет какой-то класс возмож­ных решений, что каждый метод решения применим лишь к определенному классу задач, что необходимы методы опознания задачи и отнесения ее к определенному типу эвристических за­дач и т. д. Очевидно, что разработка таких специализированных программ и систем (устройств типа «перцептрон») косвенно способствует и разработке эффективных эвристических программ.

Элементами эвристических программ, несомненно, могли бы и должны были бы стать формализованные приемы неосознавае­мой деятельности человека в процессе решения задачи. Эти про­цессы все больше привлекают внимание кибернетиков. А.Н. Кол­могоров прямо указывал на необходимость изучать в сфере ки­бернетики эти процессы, как имеющие прямое отношение к творческой деятельности и главным образом к оценке, выбору, отсеву потенциально возможных ходов. Однако к такого рода изучению в области кибернетики пока не приступили.

Чрезвычайный интерес представляет для кибернетиков про­блема перевода неосознаваемой деятельности на новый, созна­тельный уровень. Однако кибернетики говорят об этом очень не­ясно, вскользь. Очевидно, что эта область прямо зависит от эф­фективности специальных психологических исследований; дан­ных самонаблюдения здесь далеко не достаточно.

Очень важными элементами эвристических программ долж­ны стать формализованные приемы и методы оперирования, классификации, оценки, отбора, отработки навыков, приемов, операций, методов, элементов решений частичных задач, которые накапливаются в ходе решения задачи. Это самостоятельная группа методов, и моделирование их — самостоятельная пробле­ма. Следует отметить, что эти методы связаны с организацией деятельности самого субъекта, с изменением его деятельности. Такое изменение и деятельности и самого субъекта — необходи­мое условие творческого решения задачи. Но кибернетики уделяют этому вопросу недостаточное внимание.

Разработка программ, в которых используется эвристический подход, включает в себя широкую область деятельности челове­ка. В эту область входят работы по изучению процессов решения задач в символической логике и математике, вопросов, возни­кающих в промышленности, при лабораторных исследованиях, в шахматной игре. Большинство из этих программ, подобно при­веденным здесь, более или менее точно отражают полученные из опыта представления о характере процесса решения задач чело­веком.

Из этого, однако, не следует, что во всех случаях при построе­нии систем, способных решать задачи, имеет смысл пытаться ко­пировать человеческий интеллект. С одной стороны, это нецеле­сообразно потому, что далеко не все закономерности и механиз­мы человеческого мышления известны; с другой — из-за слож­ности и дороговизны копирования некоторых форм умственной деятельности. Наконец, в отношении некоторых мыслительных процессов в кибернетике отсутствует способ формализации и программирования. Поэтому в кибернетике наметился и другой путь моделирования человеческого мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.