Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций. Направление подготовки: 080100 «экономика»




МИХАЛЕВА Е.П.

к.т.н., профессор

 

 

по дисциплине

«МЕНЕДЖМЕНТ»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

 

Профиль подготовки: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика»

 

Квалификация (степень) выпускника – 62 бакалавр

 

Форма обучения – очная

 

 

Тула 2012

 

Рассмотрено на заседании кафедры ФиМ

Протокол № __ от _________________ 2012 г.

Зав. кафедрой ФиМ ________________Е.А. Федорова

 

 

Содержание

Лекция 1. Возникновение современного менеджмента. 6

1.1 Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. 6

1.2 Теоретическая база современного менеджмента. 10

1.3 Смена парадигмы управления в России. 12

1.4 Пути повышения эффективности менеджмента. 14

ЛЕКЦИЯ 2. Методологические аспекты менеджмента. 15

2.1. Сущность и объективная необходимость менеджмента. 15

2.2. Понятие, сущность менеджмента. Виды менеджмента. 16

2.3. Основные этапы в развитии теории менеджмента. 17

2.4. Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его использования в России 24

2.5 Специфика менеджмента в России. 25

2.6 Цели и задачи менеджмента. 27

2.7 Составляющие понятия менеджмент. 28

2.8 «Тихая управленческая революция». Рационалистическая и неформальная модели менеджмента. 28

2.9 Основные качества менеджера. Работа менеджера. 29

2.10 Современная парадигма управления в России. 30

ЛЕКЦИЯ 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 32

3.1 Предприятие как объект управления и как система. 32

3.2 Системный подход в менеджменте, признаки системы управления. 34

3.3. Субъект и объект менеджмента. Структуры системы менеджмента. 36

3.4. Признаки открытых и закрытых систем. 36

3.5. Цели и система управления предприятиями. 37

3.6. Внутренняя и внешняя среда предприятия. 38

3.7 Цели и задачи управления предприятием. 39

ЛЕКЦИЯ 4. Принципы и функции менеджмента. 40

4.1 Понятие законов управления. Закон конкуренции и менеджмент. 40

4.2 Принципы менеджмента, понятие, сущность, содержание. 41

4.3. Содержание функциональных подсистем менеджмента и подсистем обеспечения управления. 42

4.4 Основные функции менеджмента. 43

4.5 Контроль и контроллинг. 49

ЛЕКЦИЯ 5. Методы менеджмента. 54

5.1. Понятие методов менеджмента, механизм их воздействия на объект управления. Классификация методов менеджмента. 54

5.2 Правила выбора методов менеджмента. 55

5.3. Экономические методы управления. 56

5.4. Административно-правовые методы управления. 61

5.5. Социально-психологические методы управления. 65

Лекция 6. Организационный менеджмент. 72

6.1. Понятие и элементы организационной структуры управления предприятием и их характеристика. 72

6.2. Структуры, используемые при централизованном и децентрализованном управлении. 73

6.3 Построение организационных структур, схемы: достоинства, недостатки, применение. 74

6.4. Программно-целевые оргструктуры.. 76

6.5. Перспективы и эффективность новых структурных образований дифференцированного типа: МНТК, консорциумов, концернов, ассоциаций, конгломератов, холдингов и т.д. 78

6.6. Методы проектирования и рационализации оргструктур. 79

6.7. Определение параметров оргструктуры. Состав документов оргпроекта 80

6.8. Тенденции в системе организации и управления производством. 81

6.9. Пути совершенствования организации управления производством. 82

6.10. Жизненный цикл организации. 82

Лекция 7. Технология принятия решений в менеджменте. 84

7.1. Сущность управленческого решения и его признаки. 84

7.2. Требования, предъявляемые к управленческому решению.. 87

7.3. Классификация управленческих решений. 88

7.4. Выработка и принятие решений как узловая процедура в деятельности руководителя. 88

7.5. Алгоритм процесса принятия и реализации управленческих решений. 89

7.7 Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений 89

7.8 Информационное обеспечение управленческого решения. 91

Лекция 8. Управление трудом. 93

8.1. Виды управления трудом на разных стадиях экономического роста. 93

8.2. Влияние сущности теорий управления трудом на природу человека. 93

8.3. Основные факторы и условия перехода к инновационному управлению трудом 95

8.4. Менеджмент и инновационная стратегия предприятий. Характеристика видов инновационных стратегий. Понятие «технологического разрыва». 96

8.5 Инновационная программа менеджера. 97

8.5. Мотивация труда. Создание системы мотивации труда. 98

Лекция 9. Менеджмент и производственный потенциал предприятия. 102

9.1. Понятие производственного потенциала предприятия. Модель экономико-производственного потенциала, ее содержание, сущность. 102

9.2. Управление конкурентоспособностью производственного потенциала, методы ее оценки в бизнесе. 103

9.3 Система индикаторов для оценки фактора «человеческий капитал». 104

9.4 Управление конкурентоспособностью товаров. «Амплуа» фирм и менеджеров в зависимости от жизненного цикла товара. 104

9.5 Управление производительностью.. 105

9.6 Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности предприятия. 107

9.7 Управление экономическими отношениями предприятия. 108

Лекция 10. Кадры управления. Стиль управления. 110

10.1 Роль кадров управления на предприятии. Менеджмент персонала. 110

10.2. Требования к работникам управления, понятие культуры управленческого труда 110

10.3. Три уровня культуры управления. Этическая и эстетическая культура работника управления. 112

10.4. Два составляющих деятельности руководителя: умение возглавлять коллектив, умение организовать личную работу. 114

10.5. Этика делового общения. 114

10.6. Управление конфликтами. Психология менеджмента. 116

10.7. Корпоративная культура и организационное поведение. 118

Лекция 11. Функциональный менеджмент. 121

11.1. Особое значение антикризисного менеджмента в современных российских условиях. Антикризисное управление. 121

11.2. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации. 123

11.3 Коммуникационный менеджмент. Схема коммуникационного процесса 124

11.4 Специальные формы деловых коммуникаций. 126

11.5. Система коммуникаций. 126

11.6. Стратегический менеджмент. Виды стратегий. Разработка и реализация перспективных и текущих планов. 127

11.7. Ситуационный менеджмент. Правила обоснования управленческих решений 130

11.8. Финансовый менеджмент. Его роль в системе современного менеджмента 132

11.9 Информационный менеджмент. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте. 133

11.10 Управление рисками. 136

11.11 Особенности управления внешнеэкономическими связями. 139

Список литературы.. 141

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.