Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы в развитии теории менеджмента




Понятие, сущность менеджмента. Виды менеджмента

 

 


Понятие "научное управление" ввел представитель американских фрахтовых кампаний Луис Брандейс в 1910 году.

Теоретик в области управления 30 - 40-х годов ХХ века Лютер Гьюлик отме­чал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером становится английский промышлен­ник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимо­отношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигу­рой.

Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Бебиджа "Экономика машин и производ­ства" (1832 г.).

Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента явля­ется Ф.Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах "Научная организация труда" (1912 г.), "Научные основы организации промышленных предприятий", "Тейлор о тейлоризме". Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы за­менили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сде­лать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Тейлор сформулировал следующие функции менеджмента:

 

 

 


Итак, общая характеристика научного менеджмента Ф.Тейлора:

 

 

 


Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером-социологом М.Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соот­ветствующими правилами, - наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М.Вебера. На верхних ступенях управления рекомендо­вался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Развитие идей Ф.Тейлора было продолжено французским инженером А.Файолем. В своей книге "Общее и промышленное управление" (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:

· технические (производство, обработка);

· коммерческие (покупка, продажа, обмен);

· финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование);

· страховые (охрана собственности и личности);

· учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

· административные.

Относительная важность этих операций для персонала и предприятия (по А.Файолю):

Категория персо­нала, Значимость операции, %
Группа пред­приятий тех­ни­ческой ком­мер­ческой финан­совой стра­хо­вой учетной адми­нистра- тив­ной
персонал
Рабочий   - -      
Мастер     -      
Начальник цеха     -      
Начальник службы            
Директор            
предприятие
Малое            
Небольшое            
Среднее            
Крупное            
Объединение            

 

Согласно А.Файолю управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилуч­шим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, при­чем последнюю А.Файоль и отнес к управлению.

А.Файоль выделил следующие функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки:

 

Общая характеристика функционального менеджмента А.Файоля:

 

 

Описанные выше положения характеризуют первый этап развития менеджмента - ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.

 

Научный

менеджмент




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.