Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Постмодернизм




Г. Дальнейшее развитие позитивизма

В. Герменевтика

Функция бога Гермеса: сообщение и истолкование людям воли богов. Затем – герменевтика как интерпретация текстов. В Средние века – библейских (экзегетика). XIX век: Ф. Шлейермахер и В. Дильтей – герменевтика как искусство постижения авторского замысла, вживание в духовный мир автора. Герменевтический круг. Дильтей: науки о природе и их метод объяснения; науки о духе опираются на герменевтичес­кий метод – понимание. Г. Гадамер: философская герменевтика как универсальная теория понимания. Понять не только замысел автора, но ту суть текста, которую не понимал сам автор текста. Роль тради­ции, предрассудков. Понимание другого человека. Проблема коммуни­кации как проблема взаимопонимания (Ю. Хабермас). Превращение герменевтики в онтологию: сама природа представляет собой некий гипертекст, который каждый человек читает по-разному. Субъективный идеализм такой позиции (кантианство): мы не столько познаем мир, сколько (каждый на свой лад) интерпретируем его, «организуем» его для себя.

 

Ориентации на науку, на служение ей сохраняют лишь позитивистские течения западной философии XX века. При этом сохраняется принцип, заложенный Контом: никакой метафизики, философия – лишь наука среди наук. В первой трети этого столетия формируется так называемый ло­гический позитивизм, который часто называют философией науки. Это течение ставило задачу анализа языка науки, занималось изучением принципов построения научной теории, соотношения теоретического и эмпирического уровней познания. Во второй половине XX века происхо­дит формирование постпозитивизма, который обращается в первую оче­редь не к логической структуре науки, а к ее истории, к выявлению историко-культурного контекста выдвигаемых научных концепций, про­слеживает истоки и причины научных революций.

 

По своему замыслу и самосознанию постмодернизм построен на пафосе протеста против скверны прошлого и современного, мешающих уйти в «постсовременное» будущее. Намерения и обещания, которые предъявляет это общекультурное движение человечеству – освободить человека от каких бы то ни было сковывающих его свободу структур, форм и норм. Долой всякий авторитаризм, догматизм, тоталитаризм, единство идеологии, единство логики («логоцентризм»), долой единую мировую религию и т.д. Никаких Абсолютов вне и сверх человека! Человек – превыше всего! То есть это протест крайнего индивидуализма против даже незначительных остатков в культуре системно-коллективистских принципов и начал. Постмодернисты так боятся возможных крайностей внешнего управления человеком, что скатываются в реальную крайность абсолютной произвольности и асоциальности человека. Никакой диалектики. В этом проявляется гносеологическая, логически-мыслительная база постмодернизма. А социальной его базой является традиционный буржуазный индивидуализм, экономический, политический и социальный либерализм. Внешне это протест против давящих человека норм буржуазного общества, почти призывы к социализму, а на деле именно такая позиция более всего выгодна именно этому обществу. Эта позиция, по сути, продолжает «протесты» Ницше: та же «переоценка всех ценностей», та же «воля к индивидуальной власти» и т.п. Сравним некоторые принципы культуры эпох просвещения и постмодерна.

 

Ценности традиционной культуры Предложения и практика постмодернизма
Ценности целого, системы, общего, социального единства «Деконструкция» любых целостностей как подчиняющих себе человека: государства, семьи, национальности и т.д.
Прогресс Отрицание прогресса, хаос как ценность
Логика, единство истины.   Доказательность в рассуждениях Интерпретация, плюрализм мыслей и истин. «Нарратив», описательность
Труд, концентрация энергии, созидание, серьезное отношение к жизни, к искусству Игра, пародийность, ирония, ремейки, «дописывание» классиков, потребительство в искусстве
Философия как рациональная основа мировоззрения Философия – игры «концептами», дискуссии «дискурсов»
Познание – это отражение мира, основанное на научных фактах Непривязанность познания к миру, вынесение мира «за скобки», создание интенциональных миров
Образный характер отражения, знания соответствуют действительности Знаковый, иероглифический характер знаний, конструктивизм в теории познания
Авторство субъекта познания     Изгнание субъекта из процесса познания: «Не мы говорим словами, а слова говорят нами»
Духовность, воспитательная роль искусства Принципиальное потребительство и, прежде всего, в искусстве

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.