Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Позитивизм в XIX веке




В. Христианская вера и человеческая любовь

(По материалам работы «Сущность христианства»,

М., 1956)

Вера Любовь
Вера подразумевает дистанцию, предмет веры выше меня. Я верю в его силу, я надеюсь на помощь этой силы. Любовь подразумевает равенство, отсутствие дистанции, не отключает самодеятельность и даже наоборот, мобилизует ее.
В вере различаются Я и Ты: я от тебя, который не я, жду помощи и благ В любви Я и Ты сливаются, нет Ты, который одаривает меня любовью, есть только всеобщее «Мы»
Вера отключает самодеятельность: она приводит к надежде и пассивному ожиданию чуда спасения. Любовь деятельна, активна, немыслима без равноправного взаимодействия.
Вера одновекторна, от того, в кого верят, невозможно потребовать удовлетворения моей веры. Любовь не бывает без взаимности. Она уравнивает любящего и предмет его любви.
Религиозная вера просто результат запугивания: неверующие пойдут в ад.   «Ад изобретен верой Любовь свободна, не знает насилия, «насильно мил не будешь».   а не любовью» (с. 295).  
Религиозная вера исключительна. Отсюда религиозная нетерпимость, «Кто любит человека, отрицающего Христа…, тот сам отрекается от своего господа бога» (с. 291). Любовь универсальна и широка. Любить можно и нужно всех, все народы и их богов. «Род возбуждает во мне любовь. Исполненное любви сердце есть сердце Рода» (с. 307).
«Верующий подобен слуге, который чувствует себя участником в достоинствах своего господина» (с. 287). Любовь не знает слуг и господ. Неверующий, язычник в своей любви свободны от такого холуйства.
«Вера уничтожает естественные узы человечества, она замещает всеобщее естественное единство единством обособленным». «Христианин любит только христианина» (с. 291). А (языческая) любовь – порождение естественной универсальности людей и сама порождает эту универсальность. Любовь направлена ко всем людям, поскольку они люди.

 

 

Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивистской философии. Сущность любого позитивизма (в познании, в морали, в искусстве, в науке) – это крайний эмпиризм, описательство, довольствование перечислением фактов – то есть отказ от сущностного знания. Именно на такую науку дает социальный заказ приходящая к господству буржуазия. Конт предложил следующие принципы позитивизма в науке.

- Эмпиризм. Познание должно ограничиваться только наблюдением и первичным описанием фактов. Никаких разговоров о сущностях, никакой философии, только положительное («позитивное») знание фактов.

- Прагматизм. Познаваться, изучаться должно только то, что дает быструю пользу заказчику

- Количественный анализ. Научными знаниями могут быть только те, которые подтверждены математикой.

- Философия, если она желает существовать, должна заниматься только обобщением конкретнонаучного знания, вырабатывать для него инструменты (категории) познания, и не строить никаких умозрительных (спекулятивных) метафизических систем.

Работая в таком, позитивистском, ключе, наука вместе с позитивистской философией, действительно, достигала значительных результатов (конкретнонаучные, обшенаучные и философские исследования Спенсера, Геккеля). Однако дальнейшее развитие позитивистски ориентированной науки приводило ее к неизбежному мировоззренческму кризису. Это произошло на рубеже XIX–XX веков, в эпоху второй волны позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус).

Мах предложил три «новых» принципа позитивизма:

- принцип экономии мышления (соответствует контовскому принципу эмпиризма и отрицания философии);

- принцип равновесия (отрицание противоречий в природе, перефразировка контовского отрицания гегелевской диалектики);

- принцип организации (перефразировка кантовского априоризма: мы не берем законы у природы, а даем их ей, «организуем» ее для себя).

Все эти принципы в совокупности и привели естествоиспытателей к известному «кризису в физике», когда ученые «экономно» представили материю лишь как «комплексы ощущений», и «уравнения», привязанные к чувственному отражению вещественной (телесной) стороны природы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.