КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание, отношение, установка
Хорошо известно, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Несомненно, что это «как» не только качественная сторона дела, но и субъективное отношение. С. Л.Рубинштейн, говоря ореальном сознании человекакак практическом сознании, утверждал, что в нем существенную роль играет отношениевещей к потребностям и действиям субъекта как общественного индивида и его отношение к окружающему (Рубинштейн, 1959). Е.В.Шорохова характеризует сознание активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям^ деятельности (Шорохова, 1961). Л.П.Буева рассматривает сознание не только как отражение дей- | ствительности в виде знаний, но и как внутреннее субъективное отношение личности к объективным условиям и формам своей деятельности, к своим социальным функциям и ролям. В этом качестве сознание непосредственно выступает как механизм внутреннего регулятора социальной деятельности и поведения личности (Буева, 1968). В кратком наброске генезиса сознания Б.Г.Ананьев отмечает, что благодаря накоплению жизненного опыта, т.е. опыта отражения и самой практической деятельности, усвоению через язык исторически сложившихся знаний, сознание становится совокупностью субъективных отношений человека к природе, обществу, людям и самому себе (Ананьев, 1980, а). А.Н.Леонтьев, последовательно раскрывая суть сознания с позиций теории деятельности, опровергает возможность отождествления сознания с объединением психических процессов (мышления, восприятия, памяти), умений и эмоциональных переживаний. Сознание должно быть психологически раскрыто в его собственной характеристике. Оно должно быть понято некакзнание только, но и как отношение, как направленность. Сознание как отношение к миру психологически раскрывается перед нами именно как система смыслов, а особенности его строения -как особенности отношения смыслов и значений. В свою очередь, смыслом А.Н.Леонтьев называет отношение непосредствеи- ного предмета действия к мотиву деятельности, в которую оно включено. Индивидуальное сознание есть то, что персонифицирует деятельность (Леонтьев А, П., 1975). С другой стороны, как отмечает В.Н.Мясищев, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешнее инициативное и самостоятельное поведение (Мя-сищев, 1957, а). В другой своей работе В.Н.Мясищев подчеркивает доминирующую и «все определяющую» роль отношений к людям в системе отношений человека к действительности (Мясищев, 1965). Психологическое отношение человека в развитом виде В.Н.Мясищев определяет как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Связь отношения с поведением такова, что отношение представляют внутреннюю потенциальную сторону поведения и взаимодействия (Там же). В связи с этим, А.А.Бодалев считает, что нельзя упрощенно представлять себе связь между содержанием качества личности, каким является отношение, и формой его выражения, которая имеет некоторую относительную самостоятельность. Форма, способ поведения личности могут не полностью соответствовать или дажевообще не соответствовать содержанию отношения личности к какой-то стороне действительности (водолее, 1970). Анализ отношения как социальной установки, или аттитюда, был проведен Е.С.Кузьминым. Исследовав ряд зарубежных трактовок отношения, Е.СКузьмин установил, что если отвлечься от поведенческих наслоений в определении отношений и установок, то можно удержать рациональные признаки их действительной природы. Они выражаются в следующих положениях: - отношения зависят от опыта связи индивида со средой; - отношения есть нечто общее, некий синтез в этой связи; - отношения включают познавательные, эмоциональные и поведенческие элементы; - среда не прямо действует на индивида, а через его выработанные отношения; - отношения бывают разных уровней обобщения; - в отношениях следует выделять их поле, их основу (Кузьмин. 1967). Вработе,выполненнойподруководствомВ.А.Ядова, указывается, что при всем многообразии подходов в понятии «аттитюд», фиксируют по крайней мере следующие пять аспектов: - состояние сознания и нервной системы; - выражение готовности к реакции на внешнюю среду; - организованность такой готовности; - ее связь с предшествующим опытом; - тот факт, что она оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение (Ядов, 1975). Разработку концепции, интегрирующей противоречивые данные зарубежных работ по теории установки, и ее практическую апробацию осуществил В.А.Ядов с сотрудниками. В иерархической структуре условий деятельности (ситуаций), предложенной В.А.Ядовым в разработанной им диспозиционной концепции, наше исследование затрагивает лишь низший и следующий уровни структуры, т.е. «наименее устойчивые, ежеминутно меняющиеся «предметные ситуации» и условия группового общения, которые, как и основные требования группы, в которой протекает активность человека, в течение значительного времени сохраняются неизменными» (Там же. С. 22). В соответствии с этим мы ограничиваемся вторым уровнем диспозиционной структуры, включающим продукты столкновения потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены. В этом смысле справедливо различение установки и отношения, проводимое Г.М.Андреевой в том плане, что для отношения (как своеобразной преддиспозиции, предрасположенности к каким-то объектам, «которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действий») объекты, накоторые это отношение распространяется, предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, и самые разнообразные, в том числе сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Как и Г.М.Андреева, К.Р.Хаав включает в субъективные отношения наряду с переживаниями и оценками также и установки. Различие установок и оценок К.Р.Хаав видит в том, что установки могут возникать в результате обобщения ряда оценок, но установки могут служить и основой оценок. Оценки более ситуативные и менее фиксиро- ванные, они не всегда связаны с предрасположенностью к поведению. Установки это вид отношений, связанный с готовностью к поведению. В то время как оценки - это вербализованные отношения. Система оценок показывает степень соответствия (или отличия) трудовых ожиданий работника реальным условиям его труда (Хаав, 1978). Мы остановились на соотношении понятий социальной установки, отношения, оценки, т.к. в исследовании они сведены к операциональному термину «оценочное суждение». Соответственно и понятие ат-титюда используется как оценочное суждение о работе, себе, других людях. В связи с этим следует иметь в виду эмпирические положения, отмеченные В.П.Трусовым: - поведение по отношению к объекту может не соответствовать аттитюду, и отношение к объекту может изменяться, чтобы соответствовать предшествующему поведению; - система мнений становится аттитюдом при добавлении к знанию, содержащемуся во мнении, эмоционального подтекста и некоторой готовности действовать в защиту этих положений (Трусов, 1980). Таким образом, центральное место в содержании сознания занимает система отношений, т.к. в зависимости от нее мотивируется деятельность, ставится цель, приобретаются знания, определяется аффективная сторона деятельности, формируется самосознание. Следовательно, выявив отношения личностей в группе, мы определим состояние группового сознания в некоторый момент существования коллектива. Но тут перед нами встают две основные трудности. Первая - это достаточно полное описание всего многообразия отношений для выделения небольшого по объему «каркаса», исходя из которого можно было выпроводить стандартизированныеизмерения,результатомкоторых были бы вполне сопоставимые данные. К сожалению, мы не имеем такой упорядоченной, краткой, универсальной и пригодной для многократных измерений системы. Известно, что отношения личности включают отношение человека к себе (самооценка, уровень притязаний), отношение к другим людям, отношение к труду, своей профессии, специальности, к тем или иным профессиональным задачам, отношение к материальным ценностям и общественной собственности, отношениек идеологическим ценностям общества, к законам и правилам, к будущему, к неудачам и несчастьям, ко всему новому, ко всяким переменам и т.д. Причем, в системе отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешнее инициативное и самостоятельное поведение (Мясищев, 1957,а) нас интересует лишь полностью или частично осознаваемые явления. Частично в том случае, когда имеется явно выраженное переживание, отчетливо сознается недовольство или удовлетворение, но не прослеживается полностью вся цепь причинно-следственных связей. В вышеприведенном списке отношений можно выделить главные. На первое место Б.Г.Ананьев ставил труд: «сознание есть общий эффект конвергенции труда, общения и познания». Он выделяет в отношениях личности следующие главные объекты: труд, другие люди, сама личность. Далее он указывает, что «для психологии... центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность, или система сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, са- I мой себе...» В связи с обсуждаемым вопросом несомненный интерес представляет также мысль Б.Г.Ананьева о том, что на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: - информацией о людях и межличностных отношениях; - коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; - преобразованиями внутреннего мира самой личности (Ананьев, 1968). Таким образом, в системе отношений, диагностирующих состояния группового сознания, в первую очередь можно выделить отношение к труду, учебе, затем отношение к другим и отношение к себе. Б системе отношений личности, указываютМ.А.Дмитриева, А.А.Крылов и А.И.Нафтульев, отношение к труду, учебной деятельности, конкретной профессиональной деятельности,к своей специальности самым существенным образом определяют успешность деятельности (Дмитриева, Крылов, Нафтульев. 1979).
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |