Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о Боге, мире и человеке (Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, Пико делла Мирандола, Мишель Монтень)




На протяжении всех трех этапов Возрождения в живописи, искусстве, литературе, философии и политике господствует антропоцентризм, т.е. на первый план выдвигается человеческая индивидуальность. Примечательно, что в эпоху, сместившую Бога-творца с его привычного места, обоснование человеческой универсальности в большинстве сюжетов ведется на основе библейских истин. Возрожденцы не разуверились в Боге, они лишь уверовали в собственные силы и «земную божественность» человека.

Выдающийся гуманист Лоренцо Валла (1407-1457 гг.), один из основателей метода сравнительного анализа, который применен им и к античному наследию, и к ограниченной логике схоластов, и к Новому завету. В трактате «О наслаждении» он возрождает эпикурейское мировоззрение, и говорит об ответственности человека, о том, что естественным является все, что отвечает природе человека. Валла заявляет, что не слепая вера, а «риторизм Цицерона поможет человеку по-новому мыслить и дискутировать», т.е. скептически и критически относиться к действительности. Его эпикурейская этика выстроена на индивидуализме: добродетель понимается как полезность, а ее критерием выступает наслаждение.

В трактатах «О свободе воли», «О монашеском обете», «Сопоставление Нового Завета», «Рассуждение о подложности, так называемой Дарственной грамоты Константина» Лоренцо выступает против светской власти римских пап, разоблачает пороки служителей церкви и нравственную развращенность монашества. Обращаясь к спорам об универсалиях, Валла приходит к выводу, что «реалистическое философствование, как и номиналистическое» не может быть истинным, так как не соответствуют нормальному человеческому языку, а «общие понятия» схоластов – выдумка псевдоученых.

Следует отметить, что гуманизм в Италии был несколько односторонний, «литературного толка» и ориентирован в первую очередь на исследование, пропаганду и распространение античных языков, литературы, искусства. Итальянские гуманисты собирали произведения античных мыслителей с помощью осевших в Италии греков. В ряде городов возникли культурные центры, занимавшиеся переводами и пропагандой античного наследия. Сформировалось целое течение любителей античности. Среди них преобладали сторонники Платона, почитавшие его за мудреца и философа, Аристотель же, труды которого еще не были доступны в полном объеме, ассоциировался для них со схоластическим методом познания и оставался лишь логиком и «физиком» (натурфилософом).

Один из них, - основатель кружка «друзей Платона», постепенно разросшегося во флорентийскую Академию Платона, - Марсилио Фичино (1433-1499 гг.) – «науколюбезный гуманист», как он себя называл, перевел все платоновские диалоги и возродил (спустя тысячелетие) «философию как образ жизни». По свидетельству современников, в академии Платона было изображение мировой сферы, а рядом с нею – портреты Демокрита и Гераклита, одного - смеющимся, другого же – плачущим (П.Таранов). «Академики» были обществом вольных людей, влюбленных в Платона. Они занимались обоснованием гуманизма, свободомыслия и самосовершенствования человека.

Деятельность Фичино была наиболее плодотворной. Свое отношение к человеку и философии он выразил в афоризме: «Природа предоставила каждому все, чтобы он был человеком, гуманитарные науки – все, чтобы он стал человеком, философия – все, чтобы он сделался богом». Идеалом для него была ученость (просвещенность) и деятельный, активный «человек наукозанятый». Фичино пояснял введенный им термин так: это человек, который ставит науку делом и условием своего освобождения. Свободный внутренне, он всей своей жизнью воплотил этот идеал в реальность. По большому счету он давал характеристику самому себе, поскольку никогда его слово не расходилось с делом. Болезненный от природы, небольшого роста, горбатый, - Фичино был прекрасен в своем служении родине и человеку.

Всесторонне образованный (окончил три факультета – медицинский, литературный, философский), Фичино начал свою просветительскую деятельность с переводов сборника анонимных теолого-философских трактатов, создававшихся предположительно на протяжении тысячелетия (с I в. до н.э. по I в.н.э.). Он перевел из них 18 текстов и тайных религиозно-мистических учений, полагая, что именно из этой древней мудрости выросла платоновская традиция. Его перу принадлежат переводы «Халдейского Оракула», «Комментарии к Зороастру», «Эннеады» Плотина, диалоги Платона, труды Гермеса Трисмегиста, Дионисия Ареопага, работы пифагорейцев и неоплатоников Порфирия, Прокла, Ямвлиха.

В «Платоновской теологии о бессмертии души» Марсилио развивает идеи неоплатонизма и выдвигает тезис о том, что философия не служанка, а сестра теологии, т.е. ученая религия. Гуманист рассматривает мир иерархически упорядоченным, различая в нем пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качество и материя. В этой пантеистической картине мира Бог с любовью творит и объемлет все сущее, он есть просто первопричина, исходная точка, содержащая в себе весь мир. Душа является связующим звеном всех ступеней сущего и его «движителем». Бог, душа и любовь суть форма проявления святой Троицы. В работе «О христианской религии» он высказывает мысль, что христианство является высшим и лучшим проявлением всех религий, оно есть наивысшее законодательство этического характера. В период правления Лоренцо Медичи Фичино, будучи глубоко верующим человеком, становится духовником и отпускает грехи горячо любимому им Платону.

Великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель) эпохи Возрождения Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519 гг.) сделал целый ряд блестящих научных открытий и предпринял попытку с помощью изобразительного искусства решить фундаментальную философскую проблему, – природу времени. Гипотезу о том, что время – это четвертое измерение, и потому прошлое, настоящее и будущее одновременно присутствуют в материальном мире, Леонардо «зашифровал» в своих картинах - «Моне Лизе», «Тайной вечере», включая знаменитую «Джоконду».

Интересы Леонардо да Винчи как исследователя были чрезвычайно разнообразны. Он занимался анатомией, ботаникой, картографией, геологией, аэронавтикой, оптикой, акустикой математикой, конструированием оружия и многим другим, вплоть до градопланирования. Сочетая искусство и философию, Леонардо попытался изобразить универсального, совершенного человека, гармонично сочетающего в себе противоположности. Может быть, по этой причине лики мужчин и женщин на его портретах так схожи: сквозь них на нас взирает идеальное, универсальное существо, символ многообразия в единстве, символ эпохи Возрождения.

В познании природы Леонардо опирался на опыт. Природа предоставляет чувствам результаты, скрывая причины. Для вскрытия причин человек прибегает к «умозрительным рассуждениям», для проверки которых снова обращается к опыту. Он отмечал: «Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, и практика — солдаты». По его мнению, для выявления причин используется «математика» – наука, которая вскрывает отношения необходимости между различными явлениями, то есть причины, которые «никогда не проявлялись опытным путем». Сам маэстро при создании скульптур и портретов использовал около 300 измерений человеческого тела, добиваясь поразительной реалистичности, соответствия их природе. Понятие опыта как направленной на познание практической деятельности у Леонардо сочетается с пониманием того, что «никакое человеческое исследование не может привести к истинному знанию, если оно не опирается на математические доказательства». Но простого опытного наблюдения недостаточно, так как природа содержит отношения, не познаваемые опытным путем. Отношения эти могут быть поняты в том случае, если причины их будут раскрыты в «умозрительном рассуждении».

Пико делла Мирандола (1463-1495 гг.) – один из наиболее ярких членов флорентийской Академии. За свою короткую жизнь он сумел многое осмыслить. Как гуманист, Мирандола задумал обобщить и представить на римском собрании на суд ученых всего мира трактат из 900 тезисов «обо всем, что было познано человечеством». Большая часть тезисов была признана ересью, в том числе его представление о предназначении философии. Вместо признания Мирандола заслужил осуждение и подвергся преследованию со стороны еще не растерявшей свое влияние и силу инквизиции.

Мирандола выдвинул тезис, что мир состоит из ангельской небесной и элементарных сфер. Чувственный мир возник не из ничего, а из высшего бестелесного начала. В манифесте «О достоинстве человека» он высказывает мысль, что человек есть микрокосм, его нельзя отнести ни к одной из выше названных сфер.

В своем знаменитом «Манифесте» Пико делла Мирандола писал, что, ставя человека в центр мира, Господь провозгласил: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному решению, во власть которой я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире».

Согласно Мирандоле, человек – центр мироздания, он сам является творцом своего счастья и, совершенствуясь, стремится к Богу. «Быть в центре» - не привилегия. Это огромная ответственность. «Бог не сделал человека ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы он сам, свободный и славный Мастер, сформировал себя в образе, который он предпочтет».

Далее он отмечает, что каждый человек – Творец своей судьбы, поскольку из всех живых существ лишь он один обладает свободой воли, а потому должен выбирать – кем станет. Бог вложил в человека «зародыши разнородной жизни», наделил его «природой хамелеона». Возделывая растительные семена (качества) – человек будет растением, чувственные – станет животным, рациональные – станет небесным существом, интеллектуальные – станет сыном Бога. Работая над собой, человек способен освободиться от низменной природы, которая не требует никакого труда. Намного сложнее восходить к высшим началам в себе.

Мирандола описывает этапы этого пути: этика очищает нас от грязи страстей; диалектика выпрямляет наш путь к правде; с помощью теологии познаем Божественное. Но, рассуждает он, если теология – это искусство не для многих, то этика и философия доступны каждому человеку. «Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла о себе, но о том, чтобы самому …не совершить его». В противовес христианскому вероучению он утверждает, что человек должен быть выдвинут на первый план, а затем уже можно говорить о Боге. Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд, он сам обязан ее творить.

Мишель Монтень (1533-1592 гг.) – французский гуманист, деятельность которого пришлась на период изнурительных гугенотских войн (позднее Возрождение), вплотную столкнулся с человеческим отчаянием и был лишен радостного мироощущения, свойственного итальянским возрожденцам. Его главным оружием в борьбе с религиозным фанатизмом за достоинство человека стали эссе, памфлеты, сатира, сарказм и скептицизм, основанные на любви к жизни и человеку.

Критикуя схоластов, Монтень попытался «догматы Христа соединить со скептицизмом Пиррона». Он отстаивает независимость и самостоятельность человеческой личности. Отправным пунктом его философии является предоставление человеку «права на сомнение», в том числе в отношении догматов религии, самого христианского понятия о Боге, схоластики и философии. Отвергая религиозное учение о бессмертии души, Монтень вплотную подошел к пониманию сознания как свойства материи. В отличие от агностиков, он не отрицал познаваемость мира. Главным принципом его морали является убеждение в том, что человек «имеет право на сомнение» и не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он должен стремиться к счастью в земной жизни.

В основном своем произведении - «Опыты» - Монтень продолжил культурные традиции стоицизма и эпикуреизма. Одно из главнейших благодеяний добродетели - презрение к смерти, которое придает жизни человека спокойствие и безмятежность, позволяет вкушать ее чистые и мирные радости. Он утверждает: «Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать ее всюду. Размышлять о смерти, значит размышлять, о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом».

Человек должен избегать крайностей, уничтожающих личность, и жить в тех пределах, которые поставлены самой природой. Она наша наставница и в деле воспитания, поскольку оно - действенное средство обнаружить, раскрыть и усовершенствовать то, что дано нам природой, что заложено в натуре человека.

К проблеме бессмертия души Монтень подходит с позиций материализма, доказывая, что состояние тела непосредственно сказывается на душе. Отрицая идеи Платона о воздаянии в будущей жизни, он не приемлет и религиозную трактовку загробной жизни, замечая: «Когда Магомет обещает своим единоверцам рай, устланный коврами, украшенный золотом и драгоценными камнями, рай, в котором нас ждут девы необычайной красоты и изысканные вина и яства, то для меня ясно, что это говорят насмешники, приспособляющиеся к нашей глупости: они стремятся привлечь и соблазнить нас этими описаниями и обещаниями, доступными нашим земным вкусам».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.