![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективы кредитного рынка России
В последние годы сформировались определенные тенденции в развитии кредитного рынка России. Некоторые из них имеют важное значение для характеристики его будущего состояния. К ним относятся: 1. Уменьшение количества коммерческих банков в России за последние годы (табл. 13.2). Таблица 13.2. Количество кредитных организаций в РФ, 1999-2003 гг.
За прошедшие с 1999 г. годы число зарегистрированных кредитных организаций сократилось на 17%, причем из них только 70% имеют право на проведение банковских операций. Достаточно много банков в результате нарушения банковского законодательства и нарушения нормативных актов Банка России лишились лицензии. Несколько смягчает ситуацию тот факт, что часть банков, оказавшихся неконкурентоспособными на кредитном рынке, преобразовалась в филиалы более сильных банков или слилась с ними. Без этого процесса потери в банковской системе России были бы ощутимее. Сокращение числа кредитных организаций может привести к ухудшению качества обслуживания физических и юридических лиц, уменьшению объема предлагаемых услуг. Как правило, чаще лишаются лицензии мелкие и средние банки, но если этот процесс затрагивает социально значимые банки («Менатеп», «Российский кредит», «СБС-Агро», «Мост-банк», «Инкомбанк» и др.), его последствия для кредитного рынка весьма серьезны. В частности, в указанных крупных банках, пострадавших в ходе кризиса 1998 г., до его начала было сосредоточено почти 18% средств физических лиц, размещенных во всех российских банках. Последствия кризиса до конца еще не ликвидированы. С другой стороны, мелкие и средние банки определяют ситуацию на региональных кредитных рынках. Сокращение их числа также может негативно сказаться на состоянии кредитного рынка. Основными причинами сокращения числа кредитных организаций в России являются следующие: ■ ухудшение финансового состояния банков, создание угрозы интересам вкладчиков и кредиторов в результате рискованной кредитной и инвестиционной политики, несбалансированность активов и пассивов по срокам и суммам, повышение рискованности операций, потери ликвидности, плохое качество менеджмента, нарушение нормативно-правовых актов законодательства и Банка России и др. Так, из общего числа ликвидированных 893 банков на 1 мая 2001 г. 538 банков, или 60%, лишились лицензии за серьезные недостатки в деятельности и нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России; повышение требований Банка России к уставному капиталу коммерческих банков в целях усиления устойчивости банковской «темы. В результате этого банки, которые не смогли нарастить уставный и собственный капитал, уходят с кредитного рынка как самостоятельные юридические лица. Значительная их часть (около %) в процессе реорганизации превращается в филиалы более ильных банков или присоединяется к ним с передачей капитала,
2. Увеличение размеров зарегистрированного уставного капитала Если на 1 февраля 1998 г. удельный вес банков с уставным капиталом свыше 30 млн руб. составлял 13%, то на 1 мая 2001 г. он стал равен 44,2%, т.е. увеличился в 3,4 раза. Безусловно, с позиций кредитного рынка данный процесс можно оценить положительно: • крупные участники кредитного рынка способны предоставить • увеличение размеров уставного и соответственно собственного • крупные банки, как правило, предлагают своим клиентам более • рост уставного капитала, как бессрочного источника кредитных 3. Дифференциация банков по активности на кредитном рынке. банков вышли на первый план и занимают лидирующие позиции. Об
Как видно из таблицы, удельный вес кредитного портфеля у пяти крупнейших российских банков в общем объеме активов достаточно высок (от 58 до 85%). Исключение составляет Внешторгбанк, который свои работающие активы направляет преимущественно в операции с ценными бумагами. Позиция «обеспечение коммерческих кредитов» показывает соотношение стоимости принятых банком предметов залога (ценные бумаги, драгоценные металлы, иное имущество) и суммы выданных коммерческих кредитов (кроме межбанковского кредита и ссуд населению), поэтому у ряда банков значение показателя получилось высоким. В то же время структура кредитного портфеля и активности банка в-различных секторах кредитного рынка существенно отличается в зависимости от размера активов. В общем виде эти различия можно сформулировать следующим образом: • доля операций на кредитном рынке в общем объеме активов ' основное внимание все банки уделяют кредитованию корпоративных клиентов — юридических лиц, а не физических; * наиболее активно на рынке межбанковских кредитов работают 1 в составе кредитного портфеля ссуды населению играют заметную роль у более мелких банков, не входящих в число 200 крупнейших банков по активам. Однако активность участников потребительского сектора кредитного рынка (кредитование населения) пока существенно отстает от западных аналогов.
Страховой рынок ■— составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования как системы {и способа) защиты тех материальных (имущественных) интересов субъектов страхового рынка (граждан, предприятий, организаций, государства), угроза которым существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути: реальная для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране. Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму, объем ответственности страховщика), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи'страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом. Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Видимая выгода от покупки страхового продукта налицо. Но она не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно. Можно предположить, что страхование — это своеобразная «игра» между покупателями и продавцами страховых продуктов, т.е. страхователями и страховщиками. Суммарная величина «выигрышей и «проигрышей» в этой игре должна быть сведена к нулю (теоретически). Данное правило можно сформулировать по-другому: финансовые обязательства страхователей и страховщика изначально приравниваются друг другу. Теоретически страховой фонд, собранный страховщиком от продажи страховых продуктов, должен «в точности» покрыть все его обязательства по страховым возмещениям, а также собственные затраты и некоторую прибыль. Кроме того, динамика страховых событий неравномерна, что нарушает требование балансового равенства обязательств страхователей и страховщика, если его ограничивать размерами короткого периода. Решить эти противоречия можно, установив определенные соотношения между платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта, т.е. определив цену страхового продукта (тариф). Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещения и содержание аппарата страховой компании, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов. Схема расчетов проста. Первоначально определяется тариф нетто (нетто-ставка), при котором теоретически сохраняются условия игры с нулевым результатом для ее участников; затем рассчитывается тариф брутто (брутто-ставка), превышающий нетто-ставку на величину, достаточную для выполнения обязательств страховщика, не связанных прямо с выплатой страхового возмещения. Величина превышения определяется путем соответствующей калькуляции расходов страховщика, различного рода сопоставлений и оценок. Подчеркнем, что тариф, с одной стороны, заключает в себе величину страхового риска (и следовательно, определяет его цену). С другой — представляется некоторой средней величиной. Между тем страховые события действуют не в среднем, а избирательно, «адресно». Данное противоречие решается путем соответствующей дифференциации цен страхового продукта по категориям его покупателей, с Учетом их индивидуальных рисков. Другими словами, в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и наки-Док, при которой учитываются индивидуальные особенности страхо- 18-572
Таким образом, стоимость и цена страхования как количественные характеристики страхового продукта — вполне конкурентные величины. Необходимость продать страховой продукт вынуждает страховщика к совершенствованию страховых продуктов, снижению цен на них. Необходимость получить прибыль, наоборот, требует повышения цен. Отсюда страховой рынок регулируется спросом и предложением на страховые продукты, за исключением тех случаев, когда страхование объектов (субъектов) осуществляется в обязательном порядке (т.е. по закону).
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |