Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективы кредитного рынка России




В последние годы сформировались определенные тенденции в развитии кредитного рынка России. Некоторые из них имеют важное значение для характеристики его будущего состояния. К ним отно­сятся:

1. Уменьшение количества коммерческих банков в России за пос­ледние годы (табл. 13.2).

Таблица 13.2. Количество кредитных организаций в РФ, 1999-2003 гг.

 

Показатели 1 января 1999 г. 1 января 2000 г. ] января 2001 г. 1 января 2003 г.
Зарегистрировано кредитных организаций Банком России        
Кредитные организации, имеющие право на банковские операции        
Отозвано лицензий за нарушение банков­ского законодательства        
Реорганизовано кредитных организаций        
В том числе:        
преобразовано в филиалы других банков        
присоединено к другим банкам        

За прошедшие с 1999 г. годы число зарегистрированных кредит­ных организаций сократилось на 17%, причем из них только 70% имеют право на проведение банковских операций. Достаточно много банков в результате нарушения банковского законодательства и нарушения нормативных актов Банка России лишились лицензии. Несколько смягчает ситуацию тот факт, что часть банков, оказав­шихся неконкурентоспособными на кредитном рынке, преобразова­лась в филиалы более сильных банков или слилась с ними. Без этого процесса потери в банковской системе России были бы ощу­тимее.

Сокращение числа кредитных организаций может привести к ухудшению качества обслуживания физических и юридических лиц, уменьшению объема предлагаемых услуг. Как правило, чаще лишают­ся лицензии мелкие и средние банки, но если этот процесс затрагива­ет социально значимые банки («Менатеп», «Российский кредит», «СБС-Агро», «Мост-банк», «Инкомбанк» и др.), его последствия для кредитного рынка весьма серьезны. В частности, в указанных круп­ных банках, пострадавших в ходе кризиса 1998 г., до его начала было сосредоточено почти 18% средств физических лиц, размещенных во всех российских банках. Последствия кризиса до конца еще не ликви­дированы. С другой стороны, мелкие и средние банки определяют си­туацию на региональных кредитных рынках. Сокращение их числа также может негативно сказаться на состоянии кредитного рынка.

Основными причинами сокращения числа кредитных организа­ций в России являются следующие:

■ ухудшение финансового состояния банков, создание угрозы ин­тересам вкладчиков и кредиторов в результате рискованной кредит­ной и инвестиционной политики, несбалансированность активов и пассивов по срокам и суммам, повышение рискованности операций, потери ликвидности, плохое качество менеджмента, нарушение нор­мативно-правовых актов законодательства и Банка России и др. Так, из общего числа ликвидированных 893 банков на 1 мая 2001 г. 538 банков, или 60%, лишились лицензии за серьезные недостатки в деятельности и нарушение банковского законодательства и норматив­ных актов Банка России;

повышение требований Банка России к уставному капиталу коммерческих банков в целях усиления устойчивости банковской «темы. В результате этого банки, которые не смогли нарастить ус­тавный и собственный капитал, уходят с кредитного рынка как самостоятельные юридические лица. Значительная их часть (около %) в процессе реорганизации превращается в филиалы более ильных банков или присоединяется к ним с передачей капитала,




 


           
   
 
 
   
 


активов и клиентской базы. В результате этого защищенность их клиентов повышается, возможности компенсации риска потерь по операциям возрастают, растет круг предлагаемых продуктов и услуг, что положительно сказывается на развитии кредитного рынка. Од­нако, по некоторым прогнозам, переход российской банковской системы на международные стандарты учета и отчетности, а также повышение минимального размера уставного капитала вновь обра­зующихся банков может привести в 2004 г. к дальнейшему сокра­щению числа банков.

2. Увеличение размеров зарегистрированного уставного капитала
банков. Уставный капитал является основой собственного капитала,
поэтому особо важен его уровень с позиций защиты интересов вклад­
чиков и кредиторов. В зарубежных странах считается, что коммерчес­
кий банк сохраняет свою платежеспособность, несмотря на убытки,
до тех пор, пока остается нетронутым его уставный (акционерный)
капитал. Только за один год (с 1 мая 2000 г. по 1 мая 2001 г.) суммар­
ный зарегистрированный капитал российских банков вырос с
136,4 млрд до 222,9 млрд руб., или на 63%. Причем удельный вес
самых крупных банков с уставным капиталом свыше 150 млн руб. рас­
тет заметно быстрее, в первую очередь за счет сокращения числа бан­
ков с низкими значениями уставного капитала, т.е. наблюдается про­
цесс концентрации банковского капитала.

Если на 1 февраля 1998 г. удельный вес банков с уставным капита­лом свыше 30 млн руб. составлял 13%, то на 1 мая 2001 г. он стал равен 44,2%, т.е. увеличился в 3,4 раза.

Безусловно, с позиций кредитного рынка данный процесс можно оценить положительно:

• крупные участники кредитного рынка способны предоставить
кредиты большему числу заемщиков;

• увеличение размеров уставного и соответственно собственного
капитала позволяет банкам расширить допустимые границы совокуп­
ного кредита, в том числе крупных кредитов, без ущемления интере­
сов кредиторов и вкладчиков;

• крупные банки, как правило, предлагают своим клиентам более
разнообразные формы кредитования, что способствует развитию
спектра услуг, реализуемых на кредитном рынке;

• рост уставного капитала, как бессрочного источника кредитных
ресурсов, позволяет расширить предложение инвестиционных, ипо­
течных и других долгосрочных кредитов даже при достаточно кратко­
срочных привлеченных средствах.

3. Дифференциация банков по активности на кредитном рынке.
В настоящее время операции на кредитном рынке практически у всех


банков вышли на первый план и занимают лидирующие позиции. Об
этом можно судить по данным табл. 13.3. ■ ■..■

 

Таблица 13.: , Операции коммерческих банков на кредитном рынке
Банки Коммерческие кредиты (млн руб.) на 1 января 2001 г. Доля кредитов в работающих активах, % Обеспечение коммерческих кредитов,% Доля просроченной задолженности, %
Сбербанк Международный промышленный банк Газпромбанк Альфа-банк Внешторгбанк 276,043 47,405 42,667 32,694 31,386 75 80 30 225 19 ■ 192 135 3 0,, 0 3 9

Как видно из таблицы, удельный вес кредитного портфеля у пяти крупнейших российских банков в общем объеме активов достаточно высок (от 58 до 85%). Исключение составляет Внешторгбанк, который свои работающие активы направляет преимущественно в операции с ценными бумагами. Позиция «обеспечение коммерческих кредитов» показывает соотношение стоимости принятых банком предметов за­лога (ценные бумаги, драгоценные металлы, иное имущество) и суммы выданных коммерческих кредитов (кроме межбанковского кредита и ссуд населению), поэтому у ряда банков значение показате­ля получилось высоким.

В то же время структура кредитного портфеля и активности банка в-различных секторах кредитного рынка существенно отличается в за­висимости от размера активов. В общем виде эти различия можно сформулировать следующим образом:

• доля операций на кредитном рынке в общем объеме активов
выше у средних и мелких банков;

' основное внимание все банки уделяют кредитованию корпора­тивных клиентов — юридических лиц, а не физических;

* наиболее активно на рынке межбанковских кредитов работают
средние по величине активов банки;

1 в составе кредитного портфеля ссуды населению играют замет­ную роль у более мелких банков, не входящих в число 200 крупнейших банков по активам. Однако активность участников потребительского сектора кредитного рынка (кредитование населения) пока существен­но отстает от западных аналогов.


542

В целом отмеченные тенденции свидетельствуют о поступатель­ном движении кредитного рынка России, повышении его значения в развитии экономики, усилении взаимосвязей с другими сегментами финансового рынка.



Глава 14. Страховой рынок 1. Понятие страхового рынка

Страховой рынок ■— составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. По­требительские свойства данных продуктов весьма специфичны и от­личны от других продуктов финансового рынка. Их специфика про­исходит из сущности страхования как системы {и способа) защиты тех материальных (имущественных) интересов субъектов страхового рынка (граждан, предприятий, организаций, государства), угроза ко­торым существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути: реальная для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда су­ществует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реа­лизации данного выбора страховой продукт должен всегда присут­ствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложив­шихся в стране.

Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (что страхуется), определяет причины страхования (стра­ховой риск), его стоимость (страховую сумму, объем ответственности страховщика), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страху­ется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит до­кумент, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи'страхового про­дукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Видимая выгода от покупки страхово­го продукта налицо. Но она не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых


случаев. В силу этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно. Можно предполо­жить, что страхование — это своеобразная «игра» между покупателями и продавцами страховых продуктов, т.е. страхователями и страховщи­ками. Суммарная величина «выигрышей и «проигрышей» в этой игре должна быть сведена к нулю (теоретически). Данное правило можно сформулировать по-другому: финансовые обязательства страховате­лей и страховщика изначально приравниваются друг другу. Теорети­чески страховой фонд, собранный страховщиком от продажи страхо­вых продуктов, должен «в точности» покрыть все его обязательства по страховым возмещениям, а также собственные затраты и некоторую прибыль. Кроме того, динамика страховых событий неравномерна, что нарушает требование балансового равенства обязательств страхо­вателей и страховщика, если его ограничивать размерами короткого периода.

Решить эти противоречия можно, установив определенные соот­ношения между платежами страхователей и страховщика, возникаю­щими по поводу купли-продажи страхового продукта, т.е. определив цену страхового продукта (тариф). Уровень тарифа должен быть до­статочно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы стра­ховщика на выплату возмещения и содержание аппарата страховой компании, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противо­речивая задача решается на основе использования вероятностных рас­четов.

Схема расчетов проста. Первоначально определяется тариф нетто (нетто-ставка), при котором теоретически сохраняются условия игры с нулевым результатом для ее участников; затем рассчитывается тариф брутто (брутто-ставка), превышающий нетто-ставку на величину, до­статочную для выполнения обязательств страховщика, не связанных прямо с выплатой страхового возмещения. Величина превышения оп­ределяется путем соответствующей калькуляции расходов страховщи­ка, различного рода сопоставлений и оценок.

Подчеркнем, что тариф, с одной стороны, заключает в себе вели­чину страхового риска (и следовательно, определяет его цену). С дру­гой — представляется некоторой средней величиной. Между тем стра­ховые события действуют не в среднем, а избирательно, «адресно». Данное противоречие решается путем соответствующей дифферен­циации цен страхового продукта по категориям его покупателей, с Учетом их индивидуальных рисков. Другими словами, в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и наки-Док, при которой учитываются индивидуальные особенности страхо-

18-572




 


               
 
   
 
 
   
 
   
 
   


вателеи и которая одновременно заинтересовывает и даже вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, т.е. минимизации страхового риска.

Таким образом, стоимость и цена страхования как количествен­ные характеристики страхового продукта — вполне конкурентные ве­личины. Необходимость продать страховой продукт вынуждает стра­ховщика к совершенствованию страховых продуктов, снижению цен на них. Необходимость получить прибыль, наоборот, требует повыше­ния цен. Отсюда страховой рынок регулируется спросом и предложе­нием на страховые продукты, за исключением тех случаев, когда стра­хование объектов (субъектов) осуществляется в обязательном порядке (т.е. по закону).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.